Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к протоколу согласия
Совета Законодателей
от 29 марта 2016 г. N 98
Информация
Об опыте взаимодействия Тюменской областной Думы с органами местного самоуправления муниципальных образований
Взаимодействие Тюменской областной Думы с органами местного самоуправления осуществляется по различным направлениям.
1. По вопросам организации местного самоуправления Тюменской области областная Дума принимает законы в полном объеме как того требует законодательство.
При рассмотрении и принятии областных законов учитываются замечания и предложения органов местного самоуправления, как субъектов законодательной инициативы в Тюменской областной Думе, которые они вносят в процессе разработки и обсуждения законопроектов. За 2015 год областной Думой принято 15 законов Тюменской области по вопросам местного самоуправления, учитывающих требования действующего законодательства. В том числе, в связи с оптимизацией расходов, внесены изменения о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти, а также в Закон области "О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Тюменской области".
2. Немаловажными являются отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере бюджетных отношений.
Ежегодно межбюджетные трансферты органам местного самоуправления формируются в соответствии с Законом Тюменской области "О межбюджетных отношениях в Тюменской области".
Объем регионального фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) утвержден на 2016 год в размере 4 246 898 тыс. рублей, что выше по сравнению с 2015 годом на 1 666 267 тыс. рублей.
Объем регионального фонда финансовой поддержки поселений утвержден на 2016 год в размере 20 650 тыс. рублей, что выше по сравнению с 2015 годом на 331 тыс. рублей или на 1,6%.
Общий плановый объем дотаций, предоставляемых с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, составит в 2016 году 4 267 548 тыс. рублей, что выше по сравнению с 2015 годом на 1 666 598 тыс. рублей или на 64,1%.
Учитывая сложившуюся финансовую ситуацию в стране, а также требования федерального законодательства, в целях перераспределения административной и финансовой нагрузки, Законом Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" установлен перечень государственных полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления. В 2016 году органам местного самоуправления передано 21 государственное полномочие, в том числе одно новое полномочие по подготовке и проведению Всероссийской сельскохозяйственной переписи.
В 2015 году органам местного самоуправления областным законом было передано 35 государственных полномочий. Одновременно ранее бывшие государственные полномочия отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Законом Тюменской области "Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" субвенции на исполнение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, запланированы на 2016 год в сумме 2 934 696 тыс. рублей.
3. Положительным опытом является регулярное проведение Тюменской областной Думой, начиная с 2011 года, Дней Тюменской областной Думы в муниципальных образованиях и Дней муниципальных образований в областной Думе. Так, 31 марта состоится День областной Думы в Исетском районе. В работе мероприятия примут участие более 40 человек, в том числе 20 депутатов. В рамках данного мероприятия населению будут оказаны юридические консультации. Проведен прием граждан, встреча с ветеранами и другими общественными организациями, депутатами муниципального образования. Будут организованы спортивные мероприятия. Депутаты проведут в школах парламентские уроки.
По итогам каждой такой поездки составляется план мероприятий, предусматривающий устранение выявленных проблем в муниципальном образовании.
4. Регулярно в Тюменской областной Думе проводится заседание Совета представительных органов муниципальных образований. Как правило, в повестку дня таких заседаний выносятся наиболее злободневные вопросы, касающиеся деятельности органов местного самоуправления.
5. На протяжении трех последних лет областной Думой проводится мониторинг правоприменения законов Тюменской области.
В рамках проведения мониторинга в обязательном порядке изучается мнение органов местного самоуправления, направляются соответствующие запросы в органы местного самоуправления, проводятся консультации.
На основании собранной, обобщенной и оцененной информации готовится заключение о результатах мониторинга нормативного правового акта, целесообразности принятия, изменения или признания утратившими силу, необходимости организации мониторинга правоприменения иных нормативных правовых актов, принятых Тюменской областной Думой, и мониторинга правоприменения федерального нормативного правового акта в Российской Федерации.
Проанализировано практика правоприменения 15 законов Тюменской области, затрагивающих различные сферы деятельности муниципалов. По итогам мониторинга в 3 закона области по аграрным вопросам и земельным отношениям внесены изменения на основе предложений муниципалитетов.
6. В Тюменской областной Думе зародилась хорошая традиция проведения конкурса представительных органов муниципальных образований Тюменской области, выявления лучшего опыта организации деятельности представительных органов, работы депутатов всех уровней с населением. В 2015 году акцент сделан на выявления лучшего опыта работы дум сельских поселений отдаленных территорий, где наиболее сложная ситуация складывается с учетом кризисных явлений.
Победители конкурса становятся обладателями не только дипломов и специальных призов (это, как правило, комплекты компьютерной техники, орг. техника), но и денежных премий. Отдельно следует остановиться на таком аспекте как направления использования победителями конкурса денежных премий.
Победители конкурса направляют средства денежной премии на решение вопросов местного значения, а также на материально-техническое обеспечение представительного органа.
7. Связь депутатов областной Думы с органами местного самоуправления, налаженное взаимодействие между ними лежит в основе реализации наказов избирателей.
С 1998 года областной Закон закрепляет организацию работы по выполнению наказов избирателей, данных депутатам Тюменской областной Думы.
Областная Дума, исходя из интересов населения области, с учетом материальных, трудовых и финансовых возможностей утверждает наказы, реализация которых осуществляется не за счет средств резервного фонда Правительства области, то есть утверждает наказы, которые депутаты принимают к своему исполнению или направляют для реализации в исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
8. Депутаты областной Думы систематически рассматривают информации Правительства Тюменской области и органов местного самоуправления о реализации законов Тюменской области.
В рамках контрольной деятельности рассматриваются информации о выполнении государственных программ Тюменской области, обсуждается реализация на территориях областных законов. При подготовке вопросов запрашиваются и анализируются информации, поступившие от органов местного самоуправления Тюменской области.
9. Ежегодно депутаты областной Думы проводят совместно с органами местного самоуправления выездные заседания, дни депутата в муниципальных образованиях Тюменской области. Представители органов местного самоуправления систематически обращаются к депутатам областной Думы, к сотрудникам аппарата областной Думы за получением консультаций, разъяснением порядка применения правовых актов, организации деятельности органов местного самоуправления.
10. Одной из востребованных форм работы комитетов областной Думы с органами местного самоуправления является формирование и организация работы рабочих групп в состав которых входят представители органов местного самоуправления.
11. Взаимодействие областной Думы с органами местного самоуправления осуществляется посредством их участия в выездных заседаниях Совета при Тюменской областной Думе по повышению правовой культуры и юридической грамотности Тюменской области, который образован с целью организации комплексной работы областной Думы по правовому и информационному обеспечению конституционных прав и свобод жителей Тюменской области, создания условий для самостоятельного ориентирования граждан в законодательстве Тюменской области, в структуре органов государственной власти и местного самоуправления. Совет является совещательным органом.
12. Уже стало доброй традицией проведение областной Думой семинаров-совещаний с депутатами представительных органов муниципальных образований, муниципальными служащими. Тематикой семинаров-совещаний в разные годы становились актуальные вопросы организации местного самоуправления, вопросы практической реализации норм законодательства.
Семинары-совещания носят в основном выездной характер и проводятся на территории муниципальных образований.
13. В целях осуществления депутатских полномочий, в том числе, в целях организации работы с гражданами в избирательных округах на территориях муниципалитетов организованы приемные депутатов областной Думы.
Обращения, вопросы, прозвучавшие в адрес депутатов на таких приемах, в дальнейшем нередко находят свое отражение в форме предложений, выносимых депутатами на обсуждение комитетов областной Думы, самой Думы.
Налаженное в настоящее время плодотворное сотрудничество областной Думы с органами местного самоуправления, в дальнейшем, надеюсь, получить еще большее свое развитие, позволит укрепить существующие формы взаимодействия и разработать новые.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.