Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к протоколу согласия
Совета Законодателей
от 29 марта 2016 г. N 98
Информация
Об опыте взаимодействия Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с органами местного самоуправления муниципальных образований
Вопрос взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления имеет существенное значение для каждого субъекта России, учитывая то, что местное управление - важнейший элемент государственного управления, который является самым близким к населению уровнем государственного устройства.
В Югре местное самоуправление осуществляется на всей территории автономного округа: в 26 городских, 57 сельских поселениях, 9 муниципальных районах и 13 городских округах. Всего в округе насчитывается 105 муниципальных образований.
В представительные органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа избрано 1274 человека.
Дума Югры активно сотрудничает с муниципалитетами, в первую очередь с их представительными органами, используя различные формы взаимодействия, оказания методической и правовой помощи.
В практике сотрудничества проведение семинаров и стажировок для депутатов и сотрудников аппаратов представительных органов местного самоуправления. Так, на последних трех семинарах в форме "круглых столов" было рассмотрено нормативно-правовое обеспечение предоставления государственных (муниципальных) услуг, в том числе оказываемых через многофункциональные центры; организация здравоохранения в муниципальных образованиях; реализация органами местного самоуправления полномочий по вопросам создания условий для деятельности народных дружин, а также практические аспекты участия граждан в охране общественного порядка на территориях муниципалитетов.
Думой автономного округа ежемесячно в органы местного самоуправления направляется информация о вновь принятых законодательных актах с акцентом на необходимость принятия соответствующих муниципальных актов.
Также на сегодняшний день в практике Думы Югры после принятия закона автономного округа, требующего разработки и принятия нормативно-правовых актов органами местного самоуправления, в муниципальные образования направляются письма-запросы, что позволяет осуществлять контроль над своевременностью и качеством подзаконных актов. По результатам данной работы за последнее время принято около 100 муниципальных правовых актов.
Разрабатываются методические рекомендации по проблемным вопросам, в том числе связанным с осуществлением органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
В течение 2015 года сборники методических рекомендаций выпускались совместно с Прокуратурой автономного округа, что позволило отражать типичные нарушения в сфере нормотворческой деятельности органов местного самоуправления. Например, один из последних сборников, касающийся исполнения Федерального закона об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, с учетом практики работы прокуратуры автономного округа обобщил соответствующие материалы в помощь муниципалитетам.
Зачастую непосредственное личностное общение является действенной формой обмена опытом. Используя данный принцип, депутаты Думы автономного округа участвуют в заседаниях городских и районных представительных органов, за прошедший год приняли участие в 15 заседаниях.
Одной из эффективных форм взаимодействия Думы Югры с органами местного самоуправления является Координационный совет представительных органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа. Основными задачами Совета являются: координация деятельности представительных органов муниципалитетов по важнейшим вопросам местного самоуправления; укрепление взаимодействия представительных органов разных уровней; совершенствование нормотворческого процесса в сфере местного самоуправления.
Ежегодно проходит четыре заседания Координационного совета, на которых за последние полтора года рассмотрено более шестидесяти вопросов. В обязательном порядке на каждом из заседаний Совета специалисты аппарата Думы автономного округа представляют информации о последних изменениях в федеральном и окружном законодательстве в сфере местного самоуправления, а представители органов местного самоуправления имеют возможность проконсультироваться по актуальным для муниципалитета вопросам.
В работе Координационного совета с информацией о практике прокурорского надзора за законностью правовых актов органов местного самоуправления муниципалитетов принимают участие представители прокуратуры автономного округа. Так, на одном из последних заседаний Совета по итогам представленной прокуратурой автономного округа информации было принято решение рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа привести уставы муниципальных образований в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса, согласно которому представительные органы в порядке, установленном нормативными правовыми актами, вправе осуществлять рассмотрение проектов муниципальных программ и предложений о внесении изменений в муниципальные программы. В результате представительными органами городских округов и муниципальных районов автономного округа принято 36 решений о внесении изменений в Уставы муниципальных образований.
По итогам заседаний Координационного совета оформляются решения Совета. Далее осуществляется контроль - регулярно рассматриваются отчеты об исполнении органами местного самоуправления решений Координационного совета.
Кроме того, по итогам заседаний Совета в качестве обобщения опыта и практики работы представительных органов местного самоуправления Думой автономного округа издается информационно-методический сборник "Местное самоуправление".
Современные технологии также предоставляют дополнительные возможности для оперативного взаимодействия. Речь идет об использовании Интернет-ресурсов. На официальном сайте Думы Югры создана страничка "Дума и органы местного самоуправления", где размещаются и обновляются методические материалы в помощь муниципалитетам, актуальные вопросы и предложения, в том числе законотворческого характера, органов местного самоуправления, статистические отчеты о деятельности представительных органов муниципальных образований автономного округа, а также материалы издаваемых информационно-методических сборников "Местное самоуправление" с целью доступности и оперативности ознакомления.
Таким образом, эффективные наработки по взаимодействию законодательного органа государственной власти Югры с органами местного самоуправления есть, но, безусловно, поиски новых форм и методов следует продолжать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.