Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 30 октября 2015 г. N 798-рк настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к распоряжению
Администрации
города Тюмени
от 27 октября 2014 г. N 791-рк
Муниципальная программа
"Комплексные меры профилактики наркомании и токсикомании среди населения города Тюмени на 2015 - 2019 годы"
10 марта, 1 июня, 30 октября 2015 г.
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Комплексные меры профилактики наркомании и токсикомании среди населения города Тюмени на 2015 - 2019 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с:
Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года";
Концепцией государственной антинаркотической политики Российской Федерации (утверждена ФСКН России 16.10.2009);
Законом Тюменской области от 13.01.2001 N 244 "О профилактике наркомании и токсикомании в Тюменской области";
Уставом города Тюмени;
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Наличие терпимого отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотических средств и психоактивных веществ.
Причины возникновения проблемы:
пропаганда и незаконная реклама наркотических средств и психоактивных веществ;
внедрение идеологии толерантного отношения к потреблению наркотических средств через религиозные конфессии и общественные организации.
В последние годы наблюдаются негативные процессы в духовно-нравственной сфере российского общества, одним из мощных факторов которых являются пропаганда и незаконная реклама наркотических средств и психоактивных веществ.
В связи с продвижением через средства массовой информации терпимого отношения к немедицинскому потреблению наркотических средств, у населения, особенно у молодых людей, с их еще не сформировавшимся мировоззрением и психикой, формируются установки, направленные на получение эйфорических ощущений после приема наркотических средств, несмотря на пагубные последствия, которые, к сожалению, не воспринимаются подростками как значимые. Результатом такой пропаганды стало формирование молодежной культуры с высоким уровнем толерантности к факту потребления наркотических средств и психоактивных препаратов.
Кроме того, существенное влияние оказывают религиозные конфессии и общественные организации, пытающиеся внедрить ценность толерантности к потреблению наркотиков в широкие массы населения. Например, активно такая толерантность пропагандировалась стратегическим альянсом организаций "Новая Наркополитика", объединенных единой миссией - "поддерживать рациональные изменения российской политики в отношении наркотиков, основанные на соблюдении прав человека и защите общественного здоровья". В поддержку данного альянса выступал и неформальный "Союз русскоговорящих потребителей наркотиков", который в качестве своей основной цели провозгласил стремление "помочь потребителям наркотиков жить и выживать в Войне против Наркотиков".
Внедрение ценности толерантности по отношению к потребителю наркотиков и к другим участникам незаконного оборота наркотиков выгодно, в первую очередь, наркорынку, поскольку способствует созданию устойчивого спроса на наркотики, ведет к расширению рынка их незаконного сбыта.
Таким образом, толерантность разрушает имеющиеся в обществе препятствия к немедицинскому потреблению наркотических средств и психоактивных веществ.
2. Рост количества лиц, употребляющих наркотические средства и психоактивные вещества.
Причиной возникновения проблемы является доступность наркотических и психоактивных средств (в т.ч. в результате постоянной модификации химических составов наркотических средств).
Проведенный мониторинг наркоситуации на территории города Тюмени показал, что обстановка по противодействию незаконному обороту наркотиков остается стабильно-напряженной. Ежегодно отмечается рост числа постановок на учет в наркологический диспансер подростков и молодежи, что обусловлено наличием синтетических наркотических веществ, их относительной доступностью.
В 2014 году отмечался значительный рост показателя первичной заболеваемости наркоманией - на 60% (или на 11,4 чел. на 100 тыс. чел. населения), что выше значения по Тюменской области на 9,04%. Показатель первичной обращаемости лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, в 2014 году увеличился на 45,6% и составил 50,1 чел. на 100 тыс. чел. населения (2013 год - 34,4 чел. на 100 тыс. чел. населения).
Динамика уровня заболеваемости наркоманией в городе Тюмени отражена в Таблице 1.
Таблица 1
Динамика уровня заболеваемости наркоманией в городе Тюмени (чел. на 100 тыс. чел. населения)
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Темп прироста (2014 г./2013 г.) |
Первичная заболеваемость наркоманией |
14,7 |
19,0 |
31,3 |
+60% |
Общая заболеваемость наркоманией |
359,3 |
356,2 |
363,6 |
+2,1% |
Первичная обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями |
25,3 |
34,4 |
50,1 |
+45,6% |
Общая обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями |
160,4 |
186,8 |
184,8 |
- 1,1% |
Отравления наркотиками со смертельным исходом |
4,3 |
4,56 |
4,3 |
- 5,7% |
Сравнение остроты проблемы наркомании в городе Тюмени с общероссийскими показателями и показателями по Уральскому федеральному округу за 2014 год представлено в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень заболеваемости наркоманией в 2014 году (чел. на 100 тыс. чел. населения)
Показатель |
Российская Федерация |
Уральский федеральный округ |
г. Тюмень |
Первичная заболеваемость наркоманией |
12,63 |
23,9 |
31,3 |
Общая заболеваемость наркоманией |
227,19 |
263,07 |
363,4 |
Таким образом, уровень общей заболеваемости наркоманией в городе Тюмени выше как общероссийского (на 17,77%), так и показателя УФО (на 6,5%).
Основным фактором, влияющим на рост уровня заболеваемости наркоманией, является изменение структуры наркорынка. В настоящее время большую распространенность получают синтетические наркотики: соли и курительные смеси. Так, в 2014 году у лиц, доставляемых на медицинское освидетельствование в городе Тюмени, зафиксировано 1068 фактов употребления курительных смесей и солей (в 2013 году - 1634 факта).
В 2014 году Управлением ФСКН России по Тюменской области по фактам незаконного оборота синтетических наркотиков ( "курительные смеси", "спайс", "соли для ванн", "легальные порошки" и т.д.), а также их производных и аналогов, возбуждено 685 уголовных дел (2013 год - 525 уголовных дел). В 2014 году за незаконный оборот синтетических наркотических средств и психоактивных веществ привлечено к уголовной ответственности 316 лиц (2013 год - 199 лиц), в суд направлено 263 уголовных дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом новых видов синтетических наркотиков (2013 год - 179 уголовных дел), осуждено 254 лица (2013 год - 142 лица). Всего в 2014 году из незаконного оборота изъято 69 кг синтетических наркотиков и их аналогов (2013 год - 43 кг).
Существует множество вариантов синтетических наркотиков, при этом их химические составы постоянно модифицируются, в результате чего надзорные органы не всегда успевают включить вновь появившееся на наркорынке вещество в список запрещенных. Органы наркоконтроля ежемесячно выявляют несколько новых наркотических и психоактивных веществ, так называемых "дизайнерских наркотиков". Так, в рамках мониторинга появления в незаконном обороте новых психоактивных веществ в 2014 году Управлением ФСКН России по Тюменской области выявлено 9 новых веществ, которые не включены в список запрещенных и используются наркозависимыми лицами.
Повышению доступности наркотических веществ способствует использование "бесконтактного" способа передачи наркотических веществ, при котором риск быть задержанным существенно снижается. Действует система так называемых "закладок", когда покупателю посредством SMS-сообщения, интернет-сообщения или почтового отправления указывают на место, в котором находится наркотическое вещество. Кроме того, бесконтактным способом осуществляется и оплата со стороны покупателя с помощью виртуальных кошельков, терминалов самообслуживания или онлайн переводов через банковские счета. В 2014 году Управлением ФСКН России по Тюменской области выявлено 111 интернет-сайтов с признаками информации о способах и методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психоактивных веществ и их прекурсоров.
Использование представителями наркобизнеса PR-технологий и современных средств связи для сбыта наркотических веществ способствует привлечению большего количества потенциальных потребителей.
Несмотря на принимаемые меры по снижению уровня доступности наркотических средств и психоактивных веществ, наркоситуация в Тюменской области за последние 5 лет ухудшилась и прогнозируется дальнейший рост числа наркозависимых. (1)
3. Рост количества учащихся общеобразовательных организаций, употребляющих наркотические средства и психоактивные вещества
Причины возникновения проблемы:
социальная дезадаптация учащихся общеобразовательных организаций;
отсутствие достаточного внимания родителей к детям.
Доступность наркотических веществ, в первую очередь, синтетических наркотиков, способствует росту числа несовершеннолетних, поступающих в медицинские организации города Тюмени с диагнозом "наркотическое отравление": в 2013 году - 29 человек, в том числе 10 детей в возрасте до 14 лет. Уровень латентного распространения наркомании среди несовершеннолетних лиц увеличился в 2013 году по отношению к 2012 году на 26,1%.
Отмечено снижение заболеваемости наркоманией среди несовершеннолетних с 31 человека в 2013 году до 26 человек в 2014 году, в том числе в возрасте до 14 лет - с 12 человек до 8 человек.
Таблица 3
Уровень заболеваемости наркоманией несовершеннолетних лиц в городе Тюмени (чел.)
Наименование показателя |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Темп прироста, % (2014 г./ 2013 г.) |
Число несовершеннолетних с диагнозом "наркотическое отравление" |
8 |
31 |
26 |
-16,13 |
из них в возрасте до 14 лет |
1 |
12 |
8 |
-33,3 |
Анализ наркоситуации на территории города Тюмени за 2014 год показал, что социальную группу больных наркоманией составляют лица в возрасте от 20 до 39 лет (90,7%) и не занятые трудовой деятельностью (75,4%). Из лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических веществ, социальную группу составляют лица в возрасте от 20 до 39 лет (87,2%) и не занятые трудовой деятельностью (44,5%).
Основные факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков несовершеннолетними, формируются в социальной среде. Как правило, первый раз молодежь пробует наркотические и психоактивные вещества под влиянием компании, знакомых, друзей. Потребление наркотиков в молодежной среде приобретает статус особой субкультуры, моды. Кроме того, поляризация доходов различных социальных групп вызывает у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивных устремлений употреблять и распространять запрещенные наркотические вещества.
Рост числа неблагополучных семей также способствует обострению ситуации с наркозависимостью. В результате отсутствия должного воспитания, формирования базовых ценностей, отсутствия информационных и просветительских бесед со стороны родителей, отсутствия родительского контроля, у ребенка не формируется чувство ответственности за свою жизнь, жизнь близких, отсутствует чувство долга. Более того, вседозволенность и свобода детей в неблагополучных семьях стимулирует их к копированию поведения и привычек родителей, которые ведут асоциальный образ жизни.
Негативные факторы, способствующие риску употребления курительных наркотических средств и психоактивных веществ, наблюдаются и в семьях, где родители постоянно заняты. Отсутствие должного внимания со стороны родителей стимулирует детей проводить больше времени в Интернете, социальных сетях, где риск попадания под влияние пропаганды и незаконной рекламы наркотиков существенно возрастает.
Таким образом, в сложившихся условиях существует необходимость в наращивании усилий по формированию потенциала противодействия злоупотреблению наркотических средств и их незаконному обороту.
(1) Согласно аналитическому отчету государственного автономного учреждения Тюменской области "Областной центр профилактики и реабилитации" за 2013 год "Мониторинг наркоситуации в Тюменской области (общественное мнение и экспертная оценка)".
3. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель, на реализацию которой направлены мероприятия Программы (согласно Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690):
Существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества.
Цель Программы:
Создавать условия для формирования в обществе потенциала противодействия наркотизации.
Сокращения:
АД - административный департамент Администрации города Тюмени;
ДЗ - департамент здравоохранения Администрации города Тюмени;
ДК - департамент культуры Администрации города Тюмени;
ДО - департамент образования Администрации города Тюмени;
ДСиМП - департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени;
ДДиТ - департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени;
ДБЖ - департамент безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени;
КИНФ - МКУ "Комитет по информатизации города Тюмени";
КДН - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Тюмени;
Управы АО - управы административных округов Администрации города Тюмени.
4. Основные показатели результативности реализации Программы
(*) - увеличение значения показателя (прямой показатель); - уменьшение значения показателя (обратный показатель); 0 - без изменений;
(**) для прямого показателя, а также для показателя, необходимое направление изменений значения которого - "0", значение графы 13 рассчитывается по формуле: (гр. 12 / гр. 7 х 100) - 100, %; для обратного показателя значение графы 13 рассчитывается по формуле: (гр. 7 / гр.12 х 100) - 100, %.
Сокращения:
ДБЖ - департамент безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени;
ДО - департамент образования Администрации города Тюмени;
ДСиМП - департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени;
ДЗ - департамент здравоохранения Администрации города Тюмени.
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности муниципальной программы
1. "Доля граждан, негативно относящихся к потреблению психоактивных веществ".
К концу 2019 года значение показателя планируется увеличить до 97% за счет выполнения мероприятий, направленных на пропаганду противодействия наркотизации в обществе.
2. "Количество информационных материалов по вопросам профилактики наркомании, размещенных в СМИ, сети Интернет".
Значение показателя к концу 2019 года планируется сохранить на уровне 318 ед. за счет публикации информационных материалов, направленных на пропаганду противодействия наркотизации в обществе.
3. "Количество человек, принявших участие в мероприятиях, направленных на профилактику наркомании, токсикомании, табакокурения".
К концу 2019 года значение показателя планируется увеличить до 128950 человек за счет реализации мероприятий, направленных на профилактику наркомании, токсикомании, табакокурения.
4. "Общая распространенность курения среди учащихся общеобразовательных организаций".
Значение показателя до конца 2019 года планируется сохранить на уровне 11% за счет проведения медицинских осмотров учащихся общеобразовательных организаций, а также мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
5. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на период 2015 - 2019 годы.
6. Финансовое обеспечение мероприятий Программы, источники финансирования
Всего на выполнение мероприятий Программы требуется 600 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 год - 0 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 0 тыс. рублей;
2016 год - 150 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 150 тыс. рублей;
2017 год - 150 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 150 тыс. рублей.
2018 год - 150 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 150 тыс. рублей.
2019 год - 150 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 150 тыс. рублей.
7. Организация управления реализацией Программы
7.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами города Тюмени, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Тюменской области.
7.2. Департамент безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени:
а) осуществляет выполнение мероприятий Программы;
б) готовит отчет о реализации Программы, включая меры по повышению эффективности ее реализации;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, за обеспечение достижения плановых значений показателей в ходе реализации Программы;
г) осуществляет контроль и мониторинг выполнения мероприятий Программы.
7.3. Система мероприятий Программы предусматривает участие:
а) департамента здравоохранения Администрации города Тюмени в части организации мероприятий по информационному обеспечению населения по вопросам предупреждения употребления психоактивных веществ, организации выпуска и распространения наглядных информационных материалов, организации участия в конференциях, семинарах и совещаниях по вопросам профилактики асоциальных явлений, наркомании, проведения диспансерных осмотров учащихся общеобразовательных организаций;
б) департамента образования Администрации города Тюмени в части организации мероприятий по информационному обеспечению населения по вопросам предупреждения употребления психоактивных веществ, организации выпуска и распространения наглядных информационных материалов, организации участия в конференциях, семинарах и совещаниях по вопросам профилактики асоциальных явлений, наркомании, координации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними лицами, состоящими на учете в банке данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания", организации обучения специалистов муниципальных учреждений по программам профилактики наркомании и токсикомании среди населения, проведения мониторинга работы кабинетов профилактики употребления психоактивных веществ, организации;
в) департамента по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени в части организации мероприятий по информационному обеспечению населения, организации выпуска и распространения наглядных информационных материалов, организации участия в конференциях, семинарах, совещаниях по вопросам профилактики асоциальных явлений, наркомании, развития волонтерского движения, проведения анонимного анкетирования молодежи на предмет выявления мест продажи наркотических средств, организации обучения специалистов муниципальных учреждений по программам профилактики наркомании и токсикомании среди населения, организации занятости несовершеннолетних лиц "группы особого внимания", координации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними лицами, состоящими на учете в банке данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания";
г) департамента культуры Администрации города Тюмени в части организации участия в конференциях, семинарах, совещаниях по вопросам профилактики асоциальных явлений, наркомании, осуществления комплектования библиотечных фондов литературой, направленной на формирование здорового образа жизни, проведения мониторинга работы информационно-правовых центров на базе муниципальных публичных библиотек;
д) департамента дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени в части организации работы по проверке водителей автотранспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам города Тюмени, на наличие признаков употребления наркотических средств и психотропных веществ;
е) сектора по обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Тюмени в части организации выпуска и распространения наглядных информационных материалов, организации участия в конференциях, семинарах и совещаниях по вопросам профилактики асоциальных явлений, наркомании, организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, состоящими на учете в банке данных "группы особого внимания", организации направления несовершеннолетних "группы особого внимания" в ГАУ ТО "Областной центр профилактики и реабилитации", обмена информацией о несовершеннолетних с ГБУЗ ТО "Областной наркологический диспансер", организации обучения специалистов муниципальных учреждений по программам профилактики наркомании и токсикомании среди населения;
ж) управ административных округов Администрации города Тюмени в части организации мероприятий по выявлению и удалению на зданиях и сооружениях города Тюмени надписей с рекламой наркотических средств;
з) МКУ "Комитет по информатизации города Тюмени" в части организации автоматического дозвона на номера телефонов, указанные в размещенной рекламе наркотических средств, с целью предупреждения об административной ответственности за незаконную рекламу и пропаганду наркотических средств и психотропных веществ, об уголовной ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков.
7.4. К исполнению мероприятий Программы на конкурсной основе могут привлекаться сторонние организации в порядке, установленном действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.