Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Минсельхоза РФ
от 15 декабря 2010 г. N 433
Целевая программа ведомства
"Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010-2012 годы"
Паспорт целевой программы ведомства
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета) |
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации |
Наименование программы |
Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010-2012 годы |
Должностное лицо, утвердившее программу, (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
Приказ Минсельхоза России от ______________2010 г. N ___________ Е. Скрынник - Министр сельского хозяйства Российской Федерации |
Цель и задачи программы |
Целью программы является - создание условий для комплексного развития отрасли птицеводства. Задачи программы: - увеличение производства мяса птицы на основе разведения высокопродуктивных и технологичных пород и гибридов птицы различных видов; - создание современных селекционно-генетических центров на базе племенных хозяйств; - обновление производственной базы птицеводства, строительство новых предприятий, проведение реконструкции и модернизации действующих предприятий. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Показатели программы: производство мяса птицы с 2,55 млн. тонн в 2009 году до 3,4 млн. тонн в 2012 году; производство мяса птицы в расчете на душу населения с 18 кг в 2009 году до 24,5 кг в 2012 году; производство яиц с 39,4 млрд. штук в 2009 году до 43 млрд. штук в 2012 году; производство яиц в расчете на душу населения с 262 штук в 2009 году до 303 штук в 2012 году; доля импорта мяса птицы на отечественном рынке с 27,9% в 2009 году до 14% в 2012 году. |
Характеристика программных мероприятий |
1. Субсидирование части затрат на возмещение процентных ставок по инвестиционным кредитам для поддержки сельхозпредприятий отрасли птицеводства в 2010-2012 году; 2. Субсидирование по поддержке племенного птицеводства 2010-2012 годах. |
Сроки реализации программы |
2010 - 2012 годы |
Объем и источники финансирования |
Общий объем финансирования на реализацию программы период 2010-2012 г.г. составляет 151 503 млн. рублей, в том числе по годам: 2010 - 39 520 млн. рублей; 2011 - 63 291 млн. рублей; 2012 - 47 200 млн. рублей. Объем финансирования из федерального бюджета действующих обязательств составляет 1 492 млн. рублей, в том числе по годам: 2010 - 949 млн. руб. 2011 - 228 млн. руб. 2012 - 315 млн. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социальной и экономической эффективности |
1. Рост объемов производства в 2012 году по сравнению с показателями 2009 года составит: мяса птицы - 845 тыс. тонн; яиц - 3,6 млрд. штук; 2. Увеличение валового продукта птицеводческого комплекса по сравнению с показателями 2009 года составит: к 2012 году - 60,6 млрд. рублей. 3. Создание к 2012 году 57,3 тыс. рабочих мест в отрасли птицеводства. |
1. Характеристика проблемы. Состояние отрасли птицеводства
Целевая программа ведомства "Развитие птицеводства в Российской Федерации на 2010-2012 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2010 года N ВЗ-П11-2403 и от 4 августа 2010 года ВЗ-П11-5308.
Программа направлена на создание условий способствующих обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 30 января 2010 года N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".
Промышленное птицеводство одна из немногих узкоспециализированных отраслей агропромышленного комплекса (далее - АПК), которая создавалось как комплексная интегрированная система, обеспечивающая все процессы от воспроизводства птицы до производства готовой продукции и ее реализации.
Выбор направления развития промышленного птицеводства был сделан с учетом мировой практики, достижений науки и передового опыта. Важный фактор, обуславливающий индустриализацию отрасли - ее скороспелость и быстрая окупаемость вложений. Совокупность мер, осуществляемых государством, при использовании достижений науки выдвинуло отрасль в число важнейших источников пополнения ресурсов продовольствия.
Производство яиц во всех категориях хозяйств увеличилось с 16,8 млрд. штук в 1965 году до 47,5 млрд. штук в 1990 году, то есть почти в 2 раза, мяса птицы в убойной массе с 371 до 1801 тыс. тонн, или практически в 5 раз. В 1990 году на душу населения в Российской Федерации производилось 320 яиц - первое место среди стран с развитым птицеводством и по 12,4 кг мяса птицы (убойной массы) - четвертое место против 141 шт. и 3 кг соответственно в 1965 году.
С начала 90-х годов произошел значительный спад производства животноводческой продукции, в том числе и продукции птицеводства. К 1997 году производство мяса различных видов скота и птицы снизилось более чем на 50 процентов, в том числе мяса птицы - на 65 процентов.
Кроме того, отсутствие должных государственных мер в сфере таможенно-тарифного регулирования, системы сбыта, обеспечивающей на внутреннем рынке равные условия для всех поставщиков продукции, способствовали стремительному росту поставок мяса птицы по импорту по демпинговым низким ценам. Только в 1 квартале 1994 года Правительство Российской Федерации приняло решение о введении таможенной пошлины на мясо птицы, ввозимое по импорту, и до мая 1995 года она составляла 15 процентов. К этому времени удельный вес импорта на рынке мяса птицы составлял 49 процентов, а к концу 1997 года он превышал отечественное производство в 1,8 раза.
Решения принимаемые Правительством Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и самими птицеводческими предприятиями позволили оперативно стабилизировать положение в отрасли и с 1998 года выйти на положительную динамику роста птицеводческой продукции.
Прирост производства мяса птицы за период стабилизации составил 1925 тыс. тонн (1997 году - 630 тыс. тонн, 2009 году - 2555 тыс. тонн) и позволил не только достичь, но и превысить уровень 1990 года более чем на 40 процентов.
В настоящее время птицеводство России является единственной отраслью в агропромышленном комплексе, которая смогла в короткие сроки увеличить объемы производства мяса птицы практически в 4 раза. Среднегодовой прирост мяса птицы за эти годы составил - 25 процентов. Прирост производства яиц - 7,2 млрд. штук (1997 году - 32,2 млрд. штук, 2009 году - 39,4 млрд. штук).
Принятые органами государственной власти Российской Федерации меры по развитию агропромышленного комплекса, а также включение предприятий (яичного и мясного направлений) в приоритетный национальный проект "Развитие АПК" дало существенный толчок в их техническом перевооружении производственного и перерабатывающего блоков и соответственно обеспечило прирост производства.
Таблица 1. Основные показатели развития отрасли птицеводства
|
1998 г. |
2000 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2009 в % к 1998 |
Мясо птицы, тыс. тонн |
690 |
755 |
1388 |
1632 |
1925 |
2217 |
2555 |
в 3,7 раза |
Яйцо, млрд. шт. |
32,7 |
34,1 |
37,1 |
38,2 |
38,2 |
38,1 |
39,4 |
120,5 |
Среднесуточный прирост бройлеров, грамм |
26 |
32 |
43 |
44,5 |
45 |
46,5 |
47,5 |
183 |
Затраты корма на 1 кг прироста, кг |
3,20 |
2,70 |
1,93 |
1,90 |
1,88 |
1,87 |
1,86 |
58 |
Яйценоскость кур-несушек яичных кроссов, штук |
243 |
269 |
304 |
304 |
308 |
306 |
308 |
127 |
Затраты корма на 1 десяток яиц, кг |
1,76 |
1,65 |
1,45 |
1,36 |
1,36 |
1,35 |
1,33 |
75 |
Из общей суммы кредитных ресурсов, используемых только за 2 года (2006-2007 гг.) на развитие животноводства в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" 127,2 млрд. рублей, птицеводческими предприятиями использовано 27,4 млрд. рублей или 21,5 процента. В результате в этот период (2006-2007 гг.) был получен прирост производства мяса птицы - 537 тыс. тонн, яиц - 1,1 млрд. штук. Доля мяса птицы в общем производстве скота и птицы к 2007 году увеличилась до 33 процентов (+16% к 1990 г.).
Наиболее важным инструментом в работе отрасли стал принятый Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и принятая в соответствии с ним Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. N 446 (далее - Госпрограмма).
За два года реализации Госпрограммы (2008-2009) отечественные товаропроизводители увеличили производство мяса птицы на 630 тыс. тонн или на 33 процента, яиц - на 1,2 млрд. штук или на 3 процента.
Необходимо отметить, что в стабилизации и обеспечении прироста птицеводческой продукции огромная роль отводится работе по:
- обеспечению товарных предприятий качественным потенциально высокопродуктивным племенным поголовьем;
- созданию непосредственно на предприятиях базы (комбикормовые заводы) по производству сбалансированных кормов;
- оптимизации режимов содержания птицы;
- совершенствованию технологических приемов защиты птицы от болезней, что позволило значительно увеличить продуктивность и сократить затраты кормов.
Повышение продуктивности бройлеров, сокращение сроков откорма позволили увеличить оборот бройлеров с 4 (1990 г.) до 6,5 (2009 г.) и увеличить выход бройлеров на несушку более чем на 120 кг убойной массы (78 кг - 1990 г., 230 кг - 2009 г.).
В результате кооперации производственных процессов, в частности, создания собственной кормовой базы, порядка 70 процентов используемых в процессе производства кормов вырабатывается непосредственно самими птицеводческими хозяйствами, что одновременно способствует повышению качества и снижению их стоимости на 25-30 процентов.
Таблица 2. Производство комбикормов
|
1990 г. |
1998 г. |
2000 г. |
2009 г. |
На предприятиях комбикормовой промышленности, % |
95 |
75 |
45 |
30 |
Непосредственно на птицеводческий# предприятиях, % |
5 |
25 |
55 |
70 |
Были разработаны и уже частично реализованы в практике работы ряда птицефабрик параметры энергетического, протеинового, аминокислотного, жирно-кислотного, витаминного и минерального питания с максимальным использованием в рецептуре кормов нетрадиционных компонентов и новых кормовых форм биологически активных и минеральных веществ отечественного производства. Наряду с этим были разработаны и освоены в производстве более дешевые рецепты комбикормов с минимальным содержанием живого белка и применением мультиэнзимных комплексов с учетом содержания некрахмалистых полисахаридов. Шагом вперед в протеиновом и аминокислотном питании явилось то, что была определена потребность птицы в 12-и незаменимых аминокислотах с учетом их доступности, изучено их содержание в кормовых средствах. Это позволило снизить содержание сырого протеина в рационах для птицы на 0,5-2,0 процентов, удешевить комбикорма на 7-10 процентов, уменьшить загрязнение почвы азотом.
Повышение экономической эффективности, улучшение финансовых показателей птицеводческих предприятий самым тесным образом было связано с ветеринарным обслуживанием. С одной стороны, улучшение работы было невозможно без соответствующего ветеринарного обслуживания, с другой - именно улучшение финансовых показателей позволило улучшить ветеринарное обслуживание. Для успешного ведения птицеводства были разработаны новые средства диагностики, а также препараты для профилактики малоизученных в России инфекционных болезней. Выпуск качественных отечественных вакцин позволил резко сократить заболеваемость болезнью Марека.
Были внедрены в производство эффективные вакцины против инфекционного гидроперикардита, реовирусной инфекции и инфекционного ларинготрахеита, проведены их производственные испытания.
В период стабилизации отрасли было достигнуто значительное улучшение качества отечественного мяса птицы и, тем самым, повышена его конкурентоспособность.
Выросший уровень глубокой переработки позволил некоторым предприятиям вырабатывать более 150 наименований продукции: диетические продукты с пониженным содержанием жира, продукты для детей, различные этнические продукты, а также дешевые полноценные продукты массового спроса, способные составлять достойную конкуренцию импортному мясу птицы.
Таблица 3. Ассортимент мяса птицы отечественного производства
|
1990 г. |
2009 г. |
2009 г. +, - к 1997 г. |
Тушки, % |
94,5 |
44 |
-50,5 |
из них охлажденные, % |
|
53 |
|
Натуральные полуфабрикаты, % |
4,5 |
26 |
+21,5 |
из них охлажденные, % |
|
57 |
|
Колбасы, консервы, продукты из мяса птицы, готовые к употреблению, % |
1 |
30 |
+29 |
В 2009 году из общего объема произведенного мяса птицы 44 процента реализовано тушками из них 53 процента в охлажденном виде, 26 процентов натуральными полуфабрикатами, из которых 57 процентов в охлажденном виде и 30 процентов в виде колбас, консервов и продуктов из мяса птицы, готовых к употреблению.
В яичном производстве: 71 процент яиц реализуется по ГОСТу, 16,5 процентов - яйца, обогащенные селеном, йодом, витаминами, полиненасыщенными жирными кислотами, 5 процентов яиц идет на выработку сухих яичных продуктов, 7,5 процентов - на выработку жидких пастеризованных в асептической упаковке яичных продуктов.
Повышение качества, расширение и улучшение ассортимента стало возможным благодаря проводившейся в этот период реконструкции отечественных предприятий. Из простых цехов, осуществлявших забой птицы, они превратились в современные цеха по переработке мяса птицы.
Модернизация проводилась путем оснащения действующих убойных цехов линиями взвешивания, разделки и упаковки тушек; создания новых высокоавтоматизированных комплексов от ведущих мировых производителей и поставщиков птицеперерабатывающего оборудования, а также благодаря созданному и внедренному ГНУ Всероссийским научно-исследовательским институтом птицеперерабатывающей промышленности (ГНУ ВНИИПП) отечественному оборудованию для механизации процесса потрошения, машин для разделки тушек всех видов птицы, обвалки грудной части цыплят-бройлеров, выделения бескостного кускового мяса из окорочков тушек цыплят-бройлеров.
В целях дальнейшего расширения рынка мясной продукции, данные направления в выпуске продукции из мяса птицы необходимо развивать.
В настоящее время спрос на мясо птицы обеспечивается за счет внутреннего производства на 72 процента и только 22 субъекта Российской Федерации полностью обеспечивают потребности региона внутренним производством - при среднем уровне потребления 24,5 кг мяса птицы на человека, по 21 субъекту обеспеченность составляет от 50 до 99 процентов и по 35 - ниже 50 процентов.
Таблица 4. Обеспеченность потребности в мясе птицы внутренним производством
|
Количество субъектов |
Производство, тыс. тонн убойной массы |
Потребность при среднесложившемся уровне потребления 24,5 кг мяса птицы на человека, тыс. тонн |
Производство в % к потребности |
Полностью обеспечивают |
22 |
1749,7 |
944,0 |
185 |
От 50 до 99% |
21 |
679,2 |
931,4 |
73 |
Менее 50% |
35 |
503,2 |
1601,3 |
31 |
Несмотря на значительные объемы импорта мяса, уровень среднедушевого потребления мяса в России даже с учетом импорта продолжает оставаться на невысоком уровне.
Если в начале 90-х годов потребление всех видов мяса составляло 75 кг на человека, то в 2009 гг. - 66,7 кг, из них отечественного - 47 кг при рациональной норме потребления 70-75 кг. Производство мяса отечественного производства на душу населения находится ниже среднемирового показателя на 12 процентов.
Потребление мяса птицы составляет в расчете на душу населения 24,5 кг. Важно отметить, что уровень потребления 1990 года (12,4 кг/чел.) был преодолен еще в 2001 г. Более того, среднедушевое потребление мяса птицы в России превысило уже и среднеевропейский показатель - 20,1 кг на душу населения по 25 странам Евросоюза, однако при сравнении с США, где потребляют 47,3 кг на душу населения, становится очевиден потенциал для дальнейшего роста потребления мяса птицы.
Сохраняющийся в стране дефицит животноводческой продукции, в частности, мяса на фоне структурного несовершенства отрасли и угрожающих демографических изменений в сельской местности объективно выводит соответствующий круг вопросов на уровень национальной безопасности.
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации удельный вес мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) отечественного производства должны составлять не менее 85 процентов в общем объеме товарных ресурсов. На сегодняшний день этот показатель - 64,7 процентов, по мясу птицы - 73 процента.
Постоянно растущий спрос на мясо птицы объясняется как его потребительскими свойствами, так и значительно низким уровнем потребительских цен в сравнении с другими видами мясной продукции. Мясо птицы является более доступным для низкооплачиваемых слоев населения.
Учитывая недостаточный уровень потребления населением Российской Федерации мяса всех видов, встает вопрос обеспечения внутреннего производства мяса в объеме, отвечающем требованиям рациональных норм потребления, за счет мяса птицы.
Таблица 5. Формирование рынка мяса птицы
(тыс. тонн убойной массы)
Годы |
Отечественное производство |
Импортные поставки |
Общий объем продукции на внутреннем рынке |
Потребление мяса птицы в расчете на душу населения, кг |
|
всего |
в т.ч. отечественное |
||||
1997 |
630 |
1146,6 |
1776,6 |
13,0 |
4,3 |
1998 |
690 |
814,5 |
1504,5 |
12,0 |
4,7 |
1999 |
748 |
236 |
984 |
8,0 |
5,1 |
2000 |
766 |
687,1 |
1453,1 |
10,0 |
5,4 |
2001 |
883,7 |
1390,7 |
2274,4 |
15,6 |
5,8 |
2002 |
953 |
1375 |
2328 |
16,0 |
6,7 |
2003 |
1044 |
1205,7 |
2249,7 |
15,6 |
7,3 |
2004 |
1185,7 |
1114,4 (квота 1050) |
2300,1 |
16,0 |
8,3 |
2005 |
1388 |
1328,8 (квота 1090) |
2716,8 |
18,8 |
9,6 |
2006 |
1632 |
1282,9 (квота 1130,8) |
2914,9 |
20 |
11,0 |
2007 |
1925 |
1294,9 (1171,2 квота) |
3119,9 |
22,6 |
13,5 |
2008 |
2217 |
1224 (1211,6 квота) |
3441 |
24,2 |
15,6 |
2009 |
2555 |
986 (952 квота) |
3541 |
25 |
18 |
2010 (оценка) |
2900 |
780* |
3680 |
25,4 |
20,4 |
______________________________
* объемы квот, предусмотренные постановлением Правительства РФ на 2010-2012 гг. от 16 декабря 2009 г. N 1021
По своей структуре внутренний рынок со стороны отечественных производителей формируется в первую очередь за счет сельскохозяйственных предприятий: из 2555 тыс. тонн мяса в убойном весе ими в 2009 году было произведено 2232 тыс. тонн (87%), еще 323 тыс. тонн (13%) приходится на фермерские и личные приусадебные хозяйства населения.
Производство яиц, как сектора АПК, имеет огромное значение в продовольственной безопасности страны и обеспечении населения полноценным белком животного происхождения.
В 2009 году спрос на яйца в Российской Федерации был полностью удовлетворен за счет отечественного производства и общий объем рынка составил 39,4 млрд. яиц, из которых 29,8 млрд. шт. (76%) произведено в сельхозпредприятиях, а 9,6 млрд. шт. (24%) в фермерских и личных приусадебных хозяйствах населения.
Среднедушевое потребление яиц и яйцепродуктов в Российской Федерации в 2009 году составило 262 шт. и не достигло необходимых показателей, согласно нормам питания - 292 яйца в год. Таким образом, потребление продукции яичного птицеводства населением достигает лишь 88% от рекомендуемых норм. Для полного удовлетворения потребностей населения в яйце до рекомендуемых рациональных норм потребления данный сектор АПК требует дальнейшего развития.
Современные технологии отрасли птицеводства позволяют в короткие сроки не только количественно увеличить объемы отечественного производства мяса птицы и яиц, но и снизить их себестоимость. Продукция отечественного птицеводства сможет обладать не только абсолютной конкурентоспособностью по сравнению с импортом, но также и потенциалом для экспорта в зарубежные страны.
Кроме того, необходимость развития птицеводства обусловлена:
- наличием сырьевой базы, в частности зерна, одним из основных потребителей которого является отрасль птицеводства;
- наличием земельных ресурсов для размещения предприятий с учетом требований, обеспечивающих ветеринарно-санитарную безопасность;
- наличие# достаточно развитой комбикормовой промышленности;
- наличием топливно-энергетических ресурсов (учитывая энергоемкость отрасли);
- наличием квалифицированных трудовых ресурсов и т.д.
2. Обоснование необходимости применения программно-целевого метода
Настоящая Программа направлена на содействие достижению стратегической цели Минсельхоза России - повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства.
При этом в рамках Программы решается одна из важнейших задач - развитие животноводства, которое окажет в наибольшей степени положительное влияние на динамику такого показателя как доля отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо), и менее значительно на индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий.
Для вывода отрасли птицеводства на рубежи, обеспечивающие полное импортозамещение птицеводческой продукции и отвечающие требованиям Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, требуется привлечение финансовых ресурсов, в т.ч. кредитов банков, средств внутренних и внешних инвесторов, а также концентрации средств на наиболее приоритетных направлениях, адресности выделения, увязки с конечными результатами, усиления контроля за целевым использованием. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает программно-целевой метод решения проблемы.
Основные направления реализации программы:
- технологическая модернизация отрасли, которая включает строительство и реконструкцию птицеводческих предприятий по объектам, развитие необходимой технической и технологической оснащённости, строительство предприятий по переработке яйца, создание современной птицеперерабатывающей базы и развитие логистической инфраструктуры;
- развитие племенной базы предусматривает создание селекционно-генетических центров птицеводства и репродукторных хозяйств, разведение высокопродуктивных и технологичных пород и кроссов птицы;
- таможенно-тарифное регулирование посредством применения таможенных тарифов, квот и мер нетарифного регулирования, снижения таможенных пошлин на сырье, белковые корма и птицеводческое оборудование, не имеющее аналогов в России;
- развитие кормовой базы предусматривает строительство современных комбикормовых заводов и реконструкцию функционирующих, увеличение производства белковых кормов растительного происхождения;
- расширение рынка птицеводческой продукции на основе повышения качества и расширения ассортимента выпускаемой продукции (приложение 1);
- разработка нормативных правовых актов регулирующих развитие отношений в сфере отрасли птицеводства;
- создание условий для формирования внутреннего рынка птицеводческой продукции и его эффективной функциональной инфраструктуры;
- изменение структуры развития производства зерна и зернобобовых с целью полного удовлетворения потребности птицеводческих предприятий в сбалансированных кормах;
- развитие системы информационного обеспечения отрасли;
- создание новых направлений деятельности по видам птицы и в организации различных моделей и форм хозяйствования;
- организация рекламных мероприятий, пропагандирующих качество и полезные свойства отечественной птицеводческой продукции.
Меры организационно-экономического характера: создание условий для устойчивого функционирования птицеводческих предприятий, совершенствование инфраструктуры рынка птицеводческой продукции, развитие инновационных направлений в птицеводстве.
3. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы, целевые индикаторы и показатели
Программа направлена на достижение к 2012 году высокого уровня экономического развития птицеводческой отрасли.
Достижение поставленной цели предусматривает инновационный тип развития на основе улучшения рационального использования ресурсов, обеспечения конкурентоспособности вырабатываемой птицеводческой продукции, полного удовлетворения внутреннего спроса и выхода на экспорт.
Таблица 6. Основные целевые индикаторы Программы
|
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Производство мяса птицы, млн. тонн в убойной массе |
2,55 |
2,90 |
3,20 |
3,40 |
Производство мяса птицы в расчете на душу населения, кг |
18,0 |
20,4 |
22,5 |
24,5 |
Доля импорта мяса птицы в общих ресурсах мяса птицы, % |
27,9 |
21,2 |
15,8 |
14 |
Производство яиц, млрд. штук |
39,4 |
41,0 |
42,0 |
43,0 |
Производство яиц в расчете на душу населения, штук |
262 |
289 |
296 |
303 |
Все это требует формирования комплексного подхода в реализации скоординированных мер и предусматривает решение следующих задач:
- увеличение производства мяса птицы на основе разведения высокопродуктивных и технологичных пород и гибридов птицы различных видов;
- создание современных селекционно-генетических центров на базе племенных хозяйств;
- обновление производственной базы птицеводства, строительство новых предприятий, проведение реконструкции и модернизации действующих предприятий.
4. Описание Программных мероприятий
В настоящее время производство птицеводческой продукции осуществляется в основном в специализированных сельскохозяйственных предприятиях: мяса птицы - 88 процентов, яиц - 76 процентов от общего объёма производства.
Основное производство мяса птицеводческой отрасли осуществляется на крупных птицеводческих предприятиях с замкнутым технологическим циклом производства: более 60 процентов мяса птицы с объемами производства более 20 тыс. тонн, 44 процента яиц с объемами производства более 200 млн. штук в год (приложения 2, 3).
Для полного удовлетворения потребностей внутреннего рынка и развития внешнеторговой деятельности в птицеводческой отрасли необходимо увеличить производство мяса до 3,4 млн. тонн и яиц до 43 млрд. штук. Основной прирост производства мяса птицы и яиц в рамках объемов, предусмотренных данной программой, будет осуществляться на промышленных птицефабриках.
Наращивание объемов производства птицеводческой продукции будет осуществляться как за счет строительства новых производственных объектов, так и за счет реконструкции и модернизации имеющихся мощностей на основе достижений научно-технического прогресса, включая развитие высокотехнологичных производств.
Прогноз производства мяса птицы и яиц по годам представлен в приложениях 4, 5, по субъектам Российской Федерации в приложениях 6, 7. Из представленных субъектами Российской Федерации данных, рост производства мяса птицы и яиц будет осуществляться практически во всех регионах.
Важным направлением в развитии отрасли птицеводства является кооперация между крупными репродукторными птицефабриками и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и личными подсобными хозяйствами. Это позволит решить ряд производственных и социальных проблем:
- увеличит занятость сельского населения, мотивирует развитие малого бизнеса на селе;
- снизит напряженность эпизоотической ситуации на птицефабриках;
- сократит затраты на выращивание птицы и соответственно повысит эффективность производства мяса птицы в малых формах хозяйствования.
Для отработки модели кооперации и пропаганды опыта ее организации необходимо осуществить в одном из регионов страны пилотный проект.
Одним из перспективных направлений, обеспечивающих прирост объемов производства мяса птицы и расширения его ассортимента, рассматривается индейководство.
Как самая крупная из домашних видов птиц, индейка идеально подходит для глубокой переработки мяса (до 60 видов основных изделий, не считая разнообразия по видам упаковки и массе).
Однако развиваться рынок мяса индейки в России стал в последние семь лет, когда появились первые птицефабрики, специализирующиеся по разведению индейки. Несмотря на то, что мясо индейки занимает четвертое место среди наиболее популярных в России видов мяса после говядины, свинины и курятины, уровень ее потребления в нашей стране крайне низкий. В среднем на одного человека в год приходится всего 720 грамм индюшатины, с учетом поставок по импорту.
Сдерживающим фактором успешного развития индейководства в России безусловно является отсутствие репродукторных хозяйств, производящих гибридное яйцо современных кроссов (преимущественно тяжелого типа), вследствие чего действующие в настоящее время индейководческие предприятия завозят гибридные яйца или суточных индюшат из-за рубежа.
Кроме всего прочего в России отсутствует производство современного технологического оборудования для выращивания молодняка и содержания взрослого стада индеек, для убоя и глубокой переработки птицы.
При перспективном планируемом развитии индейководства необходимо учитывать то, что современная технология производства мяса и продукции его переработки основана на использовании высокопродуктивных гибридов, полнорационных комбикормов, применении комплексной механизации и автоматизации технологических процессов выращивания молодняка и содержания взрослой птицы, системы организационных и ветеринарно-профилактических мероприятий, глубокой переработки и хранения продукции, создании логистических центров.
В новых экономических условиях индейководство должно быть конкурентоспособным, развиваться с учетом требований рынка.
Развитию индейководческой отрасли будет способствовать решение ряда задач, таких как:
создание селекционно-генетического центра по разведению индеек и племрепродукторов 1-го и 2-го порядков;
строительство современных птицефабрик (ферм) по разведению и выращиванию индеек, инкубаторных станций, заводов и цехов по глубокой переработке мяса;
отработка механизма тесного взаимодействия отдельных ступеней процесса производства мяса индейки: разведение - размножение - откорм - переработка, т.е. селекционные центры - племенные хозяйства - современные инкубаторные станции - хозяйства по откорму (в том числе мелкотоварные фермы, частные подворья) - заводы и цеха по переработке;
разработка отечественных методов, средств специфической профилактики и диагностики инфекционных болезней индеек с учетом опыта зарубежных производителей;
организация курсов, центров по подготовке квалифицированных зооветеринарных специалистов для работы с данным видом птицы;
организация рекламной деятельности с целью продвижения на рынок отечественной продукции.
С целью расширения ассортимента мяса птицы необходимо увеличивать производство мяса уток и гусей. На сегодняшний день производство мяса гусей в основном сосредоточено в частном секторе, в личных подсобных хозяйствах и крестьянских (фермерских) хозяйствах. В этих хозяйствах производство продукции носит сезонный характер. Для промышленного производства мяса гусей следует использовать круглогодовую интенсивную технологию.
Утководство также является перспективной отраслью птицеводства, так как утки довольно скороспелы и неприхотливы. В последние годы в России и ряде зарубежных стран поголовье уток заметно сократилось. При этом возрастает интерес к использованию мускусных уток, а также их гибридов, полученных от скрещивания с обычными утками (муларды) из-за невысокого содержания жира в их тушках и деликатесных вкусовых качеств мяса.
Для расширения ассортимента мясной продукции следует развивать производство мяса страусов и перепелов.
В настоящее время в России страусоводство развивается кустарно, без использования каких-либо научно обоснованных технологий, без учета генофонда и серьезной селекционной работы. Между тем, молодняк страусов в возрасте одного года достигает 100 кг живого веса, что при убойном выходе около 60 процентов обеспечивает 35-40 кг чистого мяса, 3-5 кг жира. Учитывая это, необходимо разработать технологии, позволяющие обеспечивать промышленное выращивание страусов на отечественных, промышленных кормах, определять подвидовую принадлежность фенотипически невыраженных особей, вести селекцию на увеличение мясной продуктивности.
Интерес к перепелам обусловлен высокими вкусовыми качествами их яиц и мяса, которое отличается нежной консистенцией, сочностью и ароматом. Особенностью данного вида сельскохозяйственной птицы является высокая яичная продуктивность и скороспелость.
Успешная работа перепелиных хозяйств возможна только при использовании высокопродуктивных пород и кроссов и применении прогрессивных технологий производства мяса перепелов.
Для расширения ассортимента и увеличения ресурсов мяса птицы в стране необходимо разработать комплекты оборудования для выращивания и содержания индеек, уток, гусей, перепелов, цесарок и страусов.
4.1. Развитие племенной базы птицеводства
В настоящее время птицеводческие предприятия (в большей степени мясного направления) испытывают определенный дефицит в племенных ресурсах, о чем свидетельствуют поставки их по импорту, на которые тратятся значительные финансовые средства.
При сегодняшних объемах производства бройлерного мяса по импортным поставкам ежегодно ввозится около 500 млн. шт. инкубационных яиц и 62 млн. гибридных суточных цыплят. Для комплектования родительских стад завозится суточных цыплят по мясной птице 4,7 млн. голов, по яичной - 800 тыс. голов (приложения 8, 9).
Внедрение в производство пород и кроссов зарубежной птицы хотя и обеспечило некоторый рост продуктивности отечественной птицы, однако, при выращивании и содержании её увеличилась потребность в ветеринарных препаратах и кормовых добавках зарубежного производства, цены на которые также ежегодно повышаются, что снижает рентабельность хозяйств.
Сложившаяся ситуация с обеспечением товарных хозяйств племенной продукцией требует принятия мер по расширению и совершенствованию собственной племенной базы в статусе селекционно-генетических центров и увеличения количества репродуктивных хозяйств 1 и 2 порядков. Программа предусматривает организацию на базе ведущих племенных заводов 3 селекционно-генетических центров в птицеводстве, строительство и реконструкцию в 2010 году 82 репродукторов 1 и 2 порядка, в 2011 году - 85 и в 2012 году - 91. Это позволит увеличить производство племенного яйца в 2010 году на 250 млн. штук, в 2011 - на 303 млн. штук и в 2012 году - на 254 млн. штук.
Для успешной реализации данной Программы необходимо создать кроссы кур, обеспечивающие в среднем по стране продуктивные и качественные параметры коннверсии# корма, приведенные в приложениях 10 и 11 соответствуют уровню мировых аналогов.
В целях выполнения задачи по наращиванию объемов производства продукции птицеводства в рамках настоящей Программы и обеспечения конкурентоспособности производства необходимо провести ряд мероприятий, направленных на улучшение организации племенного дела путем создания системы специализированных селекционно-генетических центров, племенных заводов и репродукторных хозяйств, тесно взаимосвязанных в функциональном и количественном отношении между собой и с товарными предприятиями.
Функции этих предприятий следующие: селекционно-генетические центры разрабатывают и совершенствуют методы и приемы селекции, создают качественно новые высокопродуктивные породы, линии, кроссы птицы и передают их для размножения в племенные заводы. Племенные заводы поддерживают и размножают птицу исходных линий, полученную из селекционно-генетического центра и передают ее в определенном соотношении в репродукторные хозяйства. Племенные репродукторы (1 и 2 порядков) получают родительские формы и полученным гибридным молодняком комплектуют товарные предприятия.
Для создания селекционно-генетических центров по видам птицы (мясные, яичные куры, индейки, гуси, утки и др. виды) необходимо пересмотреть существующие сети племенных хозяйств, повысить уровень их специализации.
4.2. Повышение технической и технологической оснащенности птицеводческих предприятий
Одним из главных направлений в обеспечении прироста производства птицеводческой продукции с учетом максимально используемых внутренних резервов развития отрасли будет являться строительство новых производственных объектов, реконструкция и модернизация ранее построенных.
В целях обеспечения максимального сокращения издержек производства, повышения эффективности конечного результата важно обеспечить: строительство новых объектов, включающих все процессы производства по замкнутому циклу (от воспроизводства до производства готовой продукции и ее реализации), техническое перевооружение объектов с использованием современных интенсивных технологических процессов.
При реконструкции и создании новых товарных птицеводческих мощностей необходимо добиваться решения следующих задач:
формирование племенного поголовья птицы на основе лучших мировых и отечественных генотипов на базе продукции, поставляемой селекционно-генетическими центрами, племенными заводами, репродукторами;
осуществление технико-технологического перевооружения предприятий на основе поставок российского сельскохозяйственного машиностроения и зарубежного оборудования;
проведение эффективной политики в области ветеринарии, сводящей к минимуму потери птицепоголовья от эпизоотий, карантинных мероприятий и т.п.
Для обеспечения имортозамещения оборудования для птицеводческих хозяйств необходимо активизировать развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения, производящего спецтехнику и оборудование для птицеводства.
4.3. Укрепление кормовой базы и повышение полноценности кормления птицы
Высокий уровень конкуренции на рынке птицеводческой продукции требует значительного сокращения издержек производства. Несмотря на то, что в себестоимости птицеводческой продукции стоимость кормов составляет более 70 процентов, вопрос качества кормов остается нерешенным.
По расчетам для достижения в 2012 году производства 43 миллиардов штук яиц и 3,4 миллионов тонн мяса птицы потребуется 18,3 млн. тонн сбалансированных комбикормов и 8,55 млн. тонн белковых кормов. В общем объёме концентрированных кормов потребуется 9,75 млн. тонн зерна (53%), в т.ч. 4,05 млн. тонн пшеницы, 3,74 млн. тонн кукурузы, 1,09 млн. тонн ячменя и 0,87 млн. тонн овса (приложение 12).
Для замещения дефицитных объемов производства кукурузы и сои необходимо пересмотреть структуру посевных площадей рапса, люпина и гороха с целью обеспечения потребности птицеводческой отрасли в люпине 1,1 млн. тонн, горохе 1,6, рапсе 1,2 и кукурузе 5,9 млн. тонн.
Одна из основных проблем кормления птицы - дефицит белка и незаменимых аминокислот. При общей потребности в 2012 году в количестве 3620 тысяч тонн сырого протеина, в т.ч. 627 тысяч тонн протеина животного происхождения и 2993 тысяч тонн растительного, в указанном количестве зерновых кормов поступит 1572 тонны и дефицит растительного протеина составит 1420 тысяч тонн.
Важное место в производстве полнорационных комбикормов занимают премиксы, в состав которых входят витаминные препараты, соли микроэлементов, аминокислоты, ферменты, пробиотики и другие биологически активные вещества (приложение 13).
Для получения полнорационных комбикормов для птицы при сложившейся структуре кормления потребность в синтетическом лизине в 2012 году составит 18,9 тысяч тонн, по метионину - 20,4 тыс. тонн. Возрастет потребность в витаминах и микроэлементах.
В России кроме метионина других аминокислот не выпускается. Потребность животноводства в лизине удовлетворяется за счет импортных поставок.
Необходимо создание мощностей по выпуску до 50 тыс. тонн препаратов лизина в пересчете на лизин, витаминов, микроэлементов в органической форме, подсолнечного шрота с пониженным уровнем клетчатки до 8 процентов и уровнем протеина не менее 40 процентов.
За годы перестройки все промышленные предприятия по производству витаминных препаратов и аминокислот, за исключением завода по производству метионина, были закрыты и перепрофилированы. Поэтому в настоящее время все кормовые формы витаминов, холин-хлорид, каратиноиды, антиоксиданты, аминокислоты (за исключением доли отечественного метионина) и др. поставляются в Россию из-за рубежа.
Решению проблемы обеспечения птицеводства собственными биологически активными добавками может способствовать восстановление отечественной микробиологической промышленности.
Требуется рассмотрение вопроса изменения тарифов на железнодорожные перевозки в целях применения понижающего коэффициента как для социально-значимых грузов при перевозке зерна, комбикормов, премиксов и других добавок железнодорожным транспортом; снижения или "обнуления" ввозных таможенных пошлин на невыпускаемые в России или дефицитные компоненты для производства комбикормов и кормовых добавок - такие товарные группы, как рыбная мука, витамины, аминокислоты и освободить от уплаты НДС.
4.4. Обеспечение птицеводческих предприятий энергоресурсами
Выращивание птицы на индустриальной основе - это обязательное обеспечение оптимальных условий температуры, освещённости, вентиляции, т.д., для чего используются значительные объемы энергоресурсов (электроэнергии и газа), причем важными факторами являются:
- непрерывность энергоснабжения всего технологического процесса в производстве птицеводческой продукции;
- зависимость количества потребляемых энергоресурсов от климатических условий.
Условия и тарифы поставки электроэнергии и газа птицеводческим предприятиям с каждым годом становятся более жесткими (приложения 14, 15):
- рост регулируемых тарифов на электроэнергию (по отдельным регионам свыше 70% в год);
- увеличение доли электроэнергии, поставляемой по нерегулируемым тарифам в среднем с 30% до 60% и более (по отдельным предприятиям весь объем поставляется по нерегулируемым тарифам);
- более интенсивный рост нерегулируемых тарифов (35-50%) по сравнению с регулируемыми (18-25%);
- отмена по отдельным регионам тарифной группы "Производственные нужды сельскохозяйственных потребителей".
Учитывая энергоемкость птицеводческого производства, включающего весь замкнутый цикл, доля электроэнергии выросла в себестоимости яиц с 7,5% (2005 г.) до 12% (2009 г), в себестоимости мяса птицы с 12% (2005 г.) до 19% (2009 г.).
Предусмотренный Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, рост только регулируемых тарифов на электроэнергию и газ существенно повысит себестоимость птицеводческой продукции и скажется на ее потребительской цене.
В рамках Программы с учётом условий поставок и оплаты энергоресурсов необходимо:
- рассмотреть вопрос государственного регулирования тарифов по электроэнергии в связи с тем, что оплата электроэнергии на оптовом рынке с 1 января 2011 г. будет проводится по свободным (нерегулируемым) ценам;
- ускорить принятие решения Правительством Российской Федерации, предоставляющее право региональным энергетическим комиссиям устанавливать цены на электроэнергию, поставляемую сельхозтоваропроизводителям на уровне, отличном от прочих потребителей;
- ускорить принятие документа, определяющего условия поставки газа сельхозтоваропроизводителям и их оплаты.
Таблица 7. Рост регулируемых тарифов для всех категорий потребителей, %
(среднеоценочные за период)
Вид энергоресурсов |
2008-2010 гг. |
2011-2012 гг. |
Электроэнергия, Вт |
150-152 |
160 |
Газ, м3 |
203,1 |
356 |
4.5. Увеличение мощностей переработки продукции птицеводства
В настоящее время убой птицы мясных кроссов производится в основном в птицеперерабатывающих цехах 175 птицефабрик, спроектированных для выпуска мяса в основном в охлажденном виде мощностью 30, 60, 110 тн/смену.
Однако, в связи с увеличением объема производства мяса птицы в 2009 г. на 315 тыс. тонн мощности по убою птицы на большинстве птицеперерабатывающих производств задействованы полностью. Дальнейший прирост объемов производства мяса птицы на период 2010-2012 гг. требует обновления оборудования убойных цехов, модернизации действующих и создания новых производств по убою птицы.
Таблица 8. Увеличение мощностей по переработке птицы, тонн/смену
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2010-2012 гг. |
Всего |
1000 |
800 |
800 |
2600 |
В т.ч. за счет реконструкции и модернизации |
550 |
440 |
440 |
1430 |
За счет нового строительства |
450 |
360 |
360 |
1170 |
При модернизации и наращивании мощностных характеристик птицеперерабатывающих производств необходимы комплексные решения: пропорциональные убою мощности переработки малоценного сырья, мощности по охлаждению и заморозке продукции, внедрение мероприятий по снижению трудозатрат, водосбережению и энергосбережению, экологической безопасности.
Для увеличения мощностей по убою птицы, учитывая значительный ежегодный прирост объема сырья для переработки и износ оборудования убойных цехов птицефабрик, его замена в целом по отрасли должна осуществляться в течение всего периода. Для этого потребуется не менее 180 комплексных убойных линий производительностью 3; 6; 10, 8; 12 тыс. гол./час, т.е. примерно 15-20 линий в год в основном импортного производства. Для переработки индеек ежегодно потребуется порядка 2 линий производительностью 500 - 1000 гол./час.
Для технического перевооружения убойных мощностей 254 яичных птицефабрик, мощности большинства которых имеют износ 80-100 процентов, ежегодно потребуется до 2012 г. 30-35 убойных линий производительностью 1-2 тыс. гол./час.
В целях обеспечения своевременной переработки наращиваемых объемов производства птицы и максимального удовлетворения потребностей птицеперерабатывающих цехов предприятий в современном оборудовании необходимо организовать:
- производство линий убоя бройлеров производительностью 3000 и 6000 гол./ч, линий для убоя кур производительностью 2000 гол./ч, запасных частей к отечественному и импортному оборудованию;
- организовать серийное производство линий воздушно-капельного охлаждения.
4.6. Организация глубокой переработки яиц
В последние годы особое внимание в отрасли стало уделяться развитию глубокой переработки яиц на жидкие (меланж, белок, желток) и сухие (желток, белок) яичные продукты.
Производство жидких яичных продуктов в 2009 году увеличилось по сравнению с 2008 г. на 109,7 процентов и составило порядка 27,2 тыс. тонн; производство сухих яичных продуктов снизилось с 12,04 тыс. тонн до 10,5 тыс. тонн. Всего было переработано порядка 1,7 млрд. шт. яиц или 6% от реализованного количества. В экономически развитых странах этот показатель имеет большее значение, например в Японии - 40 процентов, в США - 35 процентов.
В настоящее время основное количество предприятий яичного направления не может справляться с факторами сезонности, влияющими на стабильность производства и успешную реализацию яиц, что в свою очередь сдерживает наращивание объемов производства. Причиной этому является отсутствие отечественной технической базы по производству оборудования для переработки пищевых яиц. Только 10 процентов предприятий яичного направления имеют оборудование с пастеризационными установками и имеют возможность производить жидкие и сухие яичные продукты в широком ассортименте гарантированного качества и безопасности.
Сегодня отрасли пищевой промышленности (кондитерская, масложировая, хлебопекарная, мясоперерабатывающая, макаронная, рыбная, производители мороженого) имеют потребность в жидких и сухих яичных продуктах, функциональных яичных продуктах с повышенной растворимостью, с пенообразующими, эмульгирующими свойствами, обладающих термостабильностью.
Поскольку куриные яйца являются самым дешевым источником натурального белка животного происхождения, а производство и переработка куриных яиц, как пищевых продуктов повседневного спроса, играют важную роль в экономике России, для дальнейшего развития переработки яиц на жидкие яичные продукты, необходимо инвестиции на:
- строительство новых цехов, предприятий и укомплектование их импортными линиями для производства жидкого яичного меланжа, яичного белка, яичного желтка;
- обновление и модернизацию оборудования в действующих цехах;
- оснащение предприятий небольшой мощности отечественным оборудованием, в том числе сушильным;
- создание технической базы по производству отечественных пастеризационно-охладительных установок с очищаемой поверхностью производительностью 200 кг/час для укомплектования цехов по производству яичного порошка;
- организацию изготовления установок для производства минерального обогатителя из скорлупы яиц, производительностью 250 кг/ч.
В результате реализации представленных мероприятий доля яиц, направляемых на переработку, достигнет 20 процентов от 40,0 млрд. шт., произведенных в промышленных условиях.
4.7. Таможенно-тарифное регулирование рынка птицеводческой продукции
В 1990 году объемы поставок на рынке импортного мяса птицы не превышали 2,4 процентов. Либерализация экономики и отсутствие должных мер в сфере таможенно-тарифного регулирования привели к резкому падению отечественного производства мяса птицы с 1801 тыс. тонн в 1990 году до 630 тыс. тонн в 1997 году и увеличению доли импорта в 1997 году до 64,5 процентов.
Первым мероприятием со стороны государства, реально регулирующим рынок мяса птицы и защищающим интересы отечественных птицеводческих предприятий, было принятие и реализация постановления Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 48 "О мерах по защите российского птицеводства", которым были установлены импортные квоты на ввоз мяса птицы на 2003-2006 годы: 2003 г. (с 30 апреля) - 774 тыс. тонн, 2004 г. - 1050 тыс. тонн, 2005 г. - 1090 тыс. тонн, 2006 г. (по 30 апреля) - 1130,8 тыс. тонн (приложение 16).
Дальнейшее таможенно-тарифное регулирование рынка мяса птицы осуществлялось в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 732 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2006-2009 годах" с увеличением поставок по импорту к 2009 году до 1252 тыс. тонн.
В результате за время действия вышеназванных постановлений Правительства Российской Федерации квоты на импорт мяса птицы неизменно росли несмотря на высокие темпы и стабильное наращивание объемов производства мяса птицы отечественными предприятиями (прирост производства в 2009 году по отношению к 2003 году - 1500 тыс. тонн).
Кризисная экономическая ситуация 2008-2009 годов показала необходимость поддержки отечественного производителя и с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2008 г. N 918 "О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 732" на 2009 год был сокращен объем импортной квоты на 300 тыс. тонн мяса птицы и значительно повышены таможенные тарифы на внеквотные поставки.
Данная мера несколько стабилизировала рынок, "недопоставленные" объемы по импорту были компенсированы приростом производства отечественного мяса птицы на 323 тыс. тонн, потребительская цена и цена производителя на мясо птицы в течение года сохранялись практически неизменными.
На перспективу до 2012 года объемы импортных поставок определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2009 г. N 1021 "Об импорте говядины, свинины и мяса домашней птицы в 2010-2012 годах" (приложение 17).
В области таможенно-тарифного регулирования требуются проведение:
- своевременной корректировки импортных поставок мяса птицы с учетом роста отечественного производства, изменения емкости рынка и покупательской способности населения;
- поквартального распределения тарифных квот импортных поставок мяса птицы.
4.8. Логистическая инфраструктура птицеводства
В настоящее время с учётом тенденции роста объемов производства эффективность цепочки поставок птицеводческой продукции является основным условием обеспечения конкурентоспособности предприятия. Сокращение времени реализации продукта по всей цепочке поставок является способом снижения издержек производства, т.е снижения себестоимости продукции, способом экономии, дающим возможность предложить более конкурентные цены и увеличить прибыль.
Применение логистики с современной информационной технологией позволяет предприятию управлять грузопотоками в цепочке поставок, дает возможность своевременно поставлять на стол покупателя абсолютно свежую продукцию.
Однако, отсутствие средств и традиционный подход к управлению предприятием сдерживают внедрение на птицеводческих предприятиях автоматизации логистики с привлечением разработчиков программного обеспечения.
Развитие логистической структуры на птицеводческих предприятиях предусматривает:
внедрение современных новых холодильных камер, складских помещений с современными технологическими решениями по упаковке, сортировке, хранению птицеводческой продукции;
развитие торговли охлажденным мясом птицы в виде тушек, их частей и полуфабрикатов, для чего необходимо разработать технологии по удлинению сроков годности этих продуктов в охлажденном состоянии, в т.ч. со специальной упаковкой, позволяющей довести до потребителя продукцию высокого качества и увеличить радиусы ее доставки;
осуществление мониторинга спроса и предложения на птицеводческую продукцию по субъектам Российской Федерации;
создание предприятиями и объединениями собственной торговой сети, включающей торговые базы, торговые дома, сети специализированных магазинов;
создание транспортно-распределительной сети и парка транспортных средств;
создание программы информационного обеспечения продукции по всей цепочке ее производства и доведения её до потребителя;
создание реестра птицеводческих и птицеперерабатывающих предприятий отрасли в целях повышения их ответственности за качество и безопасность вырабатываемой продукции;
подготовка соответствующей необходимой нормативно-правовой базы, внедрение на предприятиях-экспортерах в первоочередном порядке системы контроля качества (НАССР, ИСО 22000 и др.), разработка и внедрение в стране национальной программы по борьбе с сальмонеллезом, что обеспечит выход на экспорт российской продукции птицеводства.
4.9. Развитие новых направлений в области технологии производства птицеводческой продукции
В настоящее время растет спрос на продукты птицеводства, обогащенные ценными питательными веществами. Поэтому производство продуктов птицеводства с повышенным содержанием различных питательных веществ является одним из приоритетных направлений в современном птицеводстве.
Для этого в кормлении птицы применяют различного рода добавки, способствующие повышению качества и питательной ценности птицеводческой продукции. В связи с этим использование в кормлении птицы кормовых добавок с целью повышения качества яиц, мяса птицы представляет практический интерес как для производителей, так и для потребителей продукции птицеводства.
Содержание некоторых питательных веществ в продукции птицеводства может быть увеличено путем использования их в более доступных - органических формах в корме. Особый интерес вызывают вещества, оказывающие положительное влияние на здоровье человека и которых обычно недостает в питании. Среди таких веществ - селен, витамин Е, каротиноиды, йод, -3 жирные кислоты, а также фолиевая кислота.
Учеными и специалистами России разработана и запатентована кормовая добавка "Йоддар", содержащая йод в органической форме, которая в 2009 году зарегистрирована Россельхознадзором. Отраслевое внедрение этой инновации в кормлении птицы позволяет обеспечить производство яиц и мяса птицы, обогащенных органическим йодом, как новых функциональных продуктов питания лечебно-профилактического направления.
В области технологии производства мяса бройлеров перспективными направлениями являются:
- разработка поточной технологии выращивания бройлеров с дифференцированной плотностью посадки в стартовый период выращивания в целях увеличения объема производства мяса и ресурсосбережения, создание современного оборудования для данной технологии;
- использование светодиодных ламп при выращивании бройлеров, ремонтного молодняка и родительского стада мясных кур;
- использование различной продолжительности светового периода с различной интенсивностью освещения при выращивании бройлеров;
- использование электроактивированной воды в птицеводстве при переработке мяса птицы дезинфекции инкубационных яиц и оборудования.
4.10. Обеспечение экологического благополучия окружающей среды
Обеспечение надежной экологической безопасности территорий, где функционируют птицефабрики, с одновременным вовлечением в хозяйственный оборот АПК постоянно возобновляемого ценного сырьевого ресурса - птичьего помета для производства эффективных органических удобрений является актуальной проблемой современного промышленного птицеводства России.
Увеличение производства отечественного мяса птицы с 2,9 млн. тонн и 41,0 млрд. яиц с 2010 года соответственно до 3,4 млн. тонн мяса и 43,0 млрд. яиц в 2012 году вполне естественно сопровождается поступлением от птицеводческой отрасли с 24,2 до 31,2 млн. тонн ценного органического сырья - птичьего помета.
4.11. Развитие системы информационного обеспечения отрасли и организация рекламных мероприятий
В настоящее время птицеводческие предприятия, как никогда нуждаются в информации по эффективному сбыту своей продукции: о конъюнктуре рынка, возможных каналах реализации, перспективных сегментах рынка, консалтинговых услугах, прогнозе развития товарных продовольственных рынков и т.д.
Информационное обеспечение отрасли возможно осуществлять по следующим направлениям:
- проведение маркетенговых# исследований по изучению спроса и предложения, рынка сбыта, товарного ассортимента, колебания цен на внутреннем рынке птицеводческой продукции;
- издание оперативной, аналитической, обзорной и другой информацией о состоянии отрасли и конъюнктуре рынка птицеводческой продукции;
- издание информационных материалов и оказание консалтинговых услуг малым формам хозяйствования и сельскохозяйственным потребительским кооперативам;
- создание демонстрационных объектов в целях показа и распространения передового опыта ведения производства птицеводческой продукции, апробации и распространения передовых технологий;
- проведение выставок, конференций, совещаний и семинаров, круглых столов по проблемам повышения эффективности производства продукции птицеводства.
В целях повышения конкурентоспособности отечественная птицеводческая продукция должна найти достойное место для рекламы на страницах газет, журналов, телевидении, других источников информации, а также выставках, презентациях, смотрах-конкурсах и других аналогичных акциях. Эти виды рекламы необходимо дифференцировать на конкретного потребителя: детей различного возраста, домохозяек, одиноких и молосемейных# и т.д. Для массированной рекламы федерального и регионального характера целесообразно объединение финансовых средств отечественных птицефабрик, так как в первую очередь им необходимо выдержать конкуренцию с импортной продукцией.
Птицефабрикам и холдингам необходимо создание собственных брендов, гарантирующих безопасность и качество продукции, так как готовность потребителей приобретать брендированную продукции от заслуживающих доверие производителей высока.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия по финансированию программы из федерального бюджета будут осуществляется# в рамках общих средств предусмотренных Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012 годов", а также за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и средств внебюджетных источников.
Программой предусматривается субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам из федерального бюджета в размере 80% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации по строительству и реконструкции птицеводческих объектов (КБК 0405 2670513 010 250), выделение государственных субсидий на содержание племенного маточного поголовья (КБК 0405 2670509 010 250).
Финансовое обеспечение мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета предполагается осуществлять только при условии выделения средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников для финансирования строительства и реконструкции объектов соответствующей формы собственности. При уменьшении согласованных объемов финансирования субъектами Российской Федерации пропорционально будут сокращаться средства федерального бюджета.
Потребность в ресурсном обеспечении программы приведена в Приложении 18.
Для реализации программы необходимо средств всего 151 503 млн. рублей, в том числе по годам:
2010 - 39 520 млн. рублей
2011 - 63 291 млн. рублей
2012 - 47 200 млн. рублей
Средства будут направлены на:
а) строительство репродукторов 1 и 2 порядков - 6 400 млн. рублей, в том числе по годам:
2010 - 00,00 млн. рублей
2011 - 3 200 млн. рублей
2012 - 3 200 млн. рублей
б) строительство товарных предприятий по производству мяса птицы - 74 644 млн. рублей, в том числе по годам:
2010 - 5 760 млн. рублей
2011 - 41 330 млн. рублей
2012 - 27 554 млн. рублей
в) строительство и реконструкция заводов по производству комбикормов и кормовых витаминных добавок - 12 800 млн. рублей, в том числе по годам:
2010 - 2 600 млн. рублей
2011 - 4 100 млн. рублей
2012 - 6 100 млн. рублей
г) строительство яйцеперерабатывающих предприятий - 1 408 млн. рублей, в том числе по годам:
2010 - 224 млн. рублей
2011 - 528 млн. рублей
2012 - 656 млн. рублей
д) реконструкция репродукторов 1 и 2 порядков - 2 100 млн. рублей, в том числе по годам:
2010 - 00,00 млн. рублей
2011 - 1 100 млн. рублей
2012 - 1 000 млн. рублей
е) реконструкция товарных предприятий по производству мяса птицы - 33 530 млн. рублей, в том числе по годам:
2010 - 24 804 млн. рублей
2011 - 5 235 млн. рублей
2012 - 3 491 млн. рублей
ж) реконструкция товарных предприятий по производству яиц - 19 129 млн. рублей, в том числе по годам:
2010 - 6 132 млн. рублей
2011 - 7 798 млн. рублей
2012 - 5 199 млн. рублей
з) субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями по всем действующим инвестиционным кредитам сырья в 2010 году - 1 003 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 821 млн. рублей; в 2011 году - 107 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 100 млн. рублей; в 2012 году - 209 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета 187 млн. рублей.
к) субсидирование части затрат на содержание племенного маточного поголовья птицы 2010-2012 годах 128 млн. рублей ежегодно.
6. Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации целевой программы ведомства по развитию птицеводства в Российской Федерации на 2010-2012 годы.
Первоочередными задачами следует считать осуществление комплекса мер государственного стимулирования производства и создания условий для формирования рынка продукции птицеводства.
2010 год
1. Реализация комплекса мер государственной поддержки отрасли птицеводства, направленных на стимулирование производства мяса птицы и яиц в Российской Федерации за счет субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях сельскохозяйственными товаропроизводителями на строительство и реконструкцию птицеводческих объектов.
2. Поддержка развития племенной базы птицеводства за счет субсидирования из федерального бюджета части затрат на содержание племенного маточного поголовья птицы в 24 племенных хозяйствах.
2011 год
1. Строительство и реконструкция репродукторов 1 и 2 порядков.
2. Строительство яйцеперерабатывающих предприятий.
3. Строительство и реконструкция заводов по производству комбикормов и кормовых добавок.
2012 год
1. Завершение строительства репродукторов 1 и 2 порядков, яйцеперерабатывающих предприятий заводов по производству комбикормов и кормовых добавок.
7. Методика оценки эффективности Программы
Эффективность реализации Программы будет рассчитываться на основе динамики значений двух показателей: производство мяса птицы на убой в живом весе, тыс. тонн, производство яиц, млн. штук.
Расчет эффективности будет производиться по следующей формуле:
, где
- коэффициент эффективности реализации Программы;
- целевые индикаторы прироста производства мяса птицы в расчетном году к уровню 2009 года;
- целевые индикаторы прироста производства яиц в расчетном году к уровню 2009 года;
, - фактические показатели прироста производства мяса птицы и яиц в расчетном году к уровню 2009 года;
, - веса показателей производства мяса птицы и яиц.
Значение показателей и следующее:
Показатели |
Значение веса показателей |
1. производство мяса птицы на убой в живом весе |
0,6 |
2. производство яиц |
0,4 |
Программа считается успешно выполненной при значениях коэффициента эффективности реализации Программы в пределах от 0,9 и выше.
Кроме того, в таблице 9 приведены показатели, по которым оценивается эффективность реализации программы, за счет ввода и реконструкции птицеводческих объектов для производства товарной и племенной продукции.
Таблица 9. Дополнительные показатели оценки эффективности программы
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Производство мяса птицы, в убойной массе |
|
|
|
1. Новое строительство: |
|
|
|
количество объектов, шт. |
16 |
18 |
11 |
прирост мощности, тыс. тонн |
74 |
151 |
45 |
2. Реконструкция и модернизация |
|
|
|
количество объектов, шт. |
45 |
18 |
11 |
прирост мощности, тыс. тонн |
126 |
49 |
155 |
Производство яиц, млн. штук |
|
|
|
1. Новое строительство: |
|
|
|
количество объектов, шт. |
2 |
1 |
1 |
прирост мощности, млн. штук |
48 |
40 |
40 |
2. Реконструкция и модернизация |
|
|
|
количество объектов, шт. |
28 |
13 |
11 |
прирост мощности, млн. штук |
1360 |
1757 |
1826 |
Производство племенного яйца, млн. штук |
|
|
|
1. Новое строительство селекционно-генетических центров и репродукторов 1 и 2 порядка: |
|
|
|
количество объектов, шт. |
2 |
5 |
6 |
прирост мощности, млн. штук |
10 |
100 |
120 |
2. Реконструкция и модернизация репродукторов 1 и 2 порядка: |
|
|
|
количество объектов, шт. |
80 |
80 |
85 |
прирост мощности, млн. штук |
240 |
203 |
134 |
Оценка производится на основе анализа государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
Форма 24СХ (код 17010001 годовая) "Производство продуктов животноводства в хозяйствах всех категорий";
Форма 24СХ (код 17017213 годовая) "Поголовье скота и птицы в хозяйствах всех категорий";
Форма 24СХ (код 17017054 годовая) "Расход кормов для скота и птицы в хозяйствах всех категорий";
Форма 24СХ (код 17017214 годовая) "Состояние животноводства в сельскохозяйственных организациях";
Форма 21СХ (код 17477103 годовая) "Реализация продукции хозяйствами всех категорий";
Форма П-1(СХ) (код 17402006 месячная) "Производство и отгрузка сельскохозяйственной продукции";
Форма П-1(СХ) (код 17246165 квартальная) "Поголовье скота, производство скота и птицы на убой, молока, яиц в хозяйствах всех категорий";
10-АПК "Отчет о средствах целевого финансирования" сводного годового бухгалтерского отчета;
ГП-8 (квартальная) "Сведения о введенных, реконструированных и модернизированных объектах для бройлерного птицеводства".
8. Оценка вклада Программы в достижение целевых показателей
Реализация Программы повлияет на повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства цели Доклада о результатах и основных направлениях деятельности за 2010 год и на период до 2013 года Минсельхоза России.
Наибольшее влияние окажет на повышение доли отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо).
Влияние Программы на такие показатели как индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), индекс производства продукции животноводства хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) и индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства будет до 1% (, , = 0,1). На такие показатели как индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) и коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных предприятиях влияние реализации Программы равно нулю (, = 0).
Коэффициент вклада Программы в достижение целевого показателя, характеризующего планируемый уровень достижения цели 2 Доклада о результатах и основных направлениях деятельности за 2010 год и на период до 2013 года Минсельхоза России с учетом факторов риска рассчитывался по формуле: , где - значение основного целевого показателя по годам, - прогнозное значение показателя при реализации риска неблагоприятной рыночной конъюнктуры, затрудняющей реализацию дополнительных объемов мяса птицы отечественного производства; - прогнозное значение показателя при реализации риска недостаточного уровня финансирования из бюджетных источников; - прогнозное значение показателя при реализации риска недостаточного уровня финансирования из внебюджетных источников; - вероятность достижения основного целевого показателя; , , - вероятности достижения показателя при разных уровнях риска.
Расчет коэффициента вклада Программы в достижение целевого показателя Минсельхоза России рассчитан следующим образом:
где - инерционный показатель уровня достижения целей.
Данный коэффициент показывает степень достижения показателя, характеризующего планируемый уровень достижения стратегической цели Минсельхоза по годам при реализации Программы.
Таблица 10. Оценка вклада Программы в достижение целевого показателя Минсельхоза России
|
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Целевой показатель: доля отечественного производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) |
Ai |
71,1 |
68,1 |
69,6 |
Инерционный показатель |
ai |
68,5 |
64,9 |
65,6 |
Среднее значение показателя с учетом факторов риска |
ai* |
70,2 |
67,4 |
68,5 |
Риски: |
|
|
|
|
неблагоприятная рыночная конъюнктура, затрудняющая реализацию дополнительных объемов мяса птицы отечественного производства |
P1 |
68,7 |
65,2 |
66,8 |
недостаточный уровень финансирования из бюджетных источников |
P2 |
69,0 |
67,2 |
67,5 |
недостаточный уровень финансирования из внебюджетных источников |
Р3 |
70,0 |
67,9 |
68,3 |
Вероятность Ai |
|
0,50 |
0,50 |
0,50 |
Вероятность Р1 |
|
0,20 |
0,20 |
0,20 |
Вероятность Р2 |
|
0,13 |
0,13 |
0,13 |
Вероятность Р3 |
|
0,17 |
0,17 |
0,17 |
Коэффициент вклада Программы в достижение целевого показателя |
дельта_i |
0,64 |
0,77 |
0,74 |
Таким образом, итоговый вклад реализации программы в достижение стратегической цели Минсельхоза рассчитывается по формуле:
где - количество показателей стратегической цели повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции (n = 6). Итоговый вклад реализации программы в достижение указанной цели равен 11,2 процентам.
9. Оценка эффективности расходования бюджетных средств
Плановой оценкой эффективности расходования бюджетных средств является соотношение конечных результатов Программы и затрат на реализацию Программы.
С учетом того, что часть предусмотренных программой затрат финансируется из негосударственных источников, также рассчитывается показатель , показывающий отношение основного индикатора к общему объему финансирования. Как следует из таблицы 11, значение ключевого для анализа бюджетной эффективности показателя составляет от 68 процентов.
Таблица 11. Расчет показателей эффективности расходования средств
|
Ед. изм. |
2010 |
Ежегодный прирост товарного производства мяса птицы |
тыс. тонн |
315 |
То же - в стоимостном выражении |
млн. руб. |
23300 |
Ежегодный прирост товарного производства яиц |
|
1648 |
То же - в стоимостном выражении |
|
3400 |
Ежегодный прирост продукции птицеводства в стоимостном выражении |
млн. руб. |
26700 |
Финансирование, всего |
млн. руб. |
39 520 |
в т.ч. за счет федерального бюджета |
млн. руб. |
949 |
Показатели эффективности: |
|
|
Э_общ |
% |
68% |
Иными словами, каждый вложенный в отрасль бюджетный рубль возмещается через прирост валового продукта в срок порядка одного года. Разумеется, подобная эффективность предполагает поступление наряду с поддержкой из федерального бюджета предусмотренных Программой объемов финансирования из собственных средств и инвестиционных кредитов.
Исходя из полученных значений коэффициента , составляющих в среднем арифметическом около 40 процентов, можно сделать вывод о достаточно высоком показателе возмещения общих затрат по Программе через прирост валового продукта отрасли - в среднем чуть более 3-х лет.
10. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы включает следующие элементы:
- стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов и пропорций развития птицеводческого комплекса);
- экономические и правовые формы воздействия, регулирующие отношения федеральных, региональных органов и исполнителей в процессе реализации мероприятий Программы.
Главным условием успешной реализации Программы является привлечение в экономику и социальную сферу птицеводческой отрасли и связанных с ней секторов экономики необходимых финансовых ресурсов. Для решения проблем птицеводческой отрасли Программа предусматривает использовать собственные финансовые ресурсы предприятий субъектов Российской Федерации и средства инвесторов.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3105; 2006, N 1, ст. 18; N 31, ст. 3441; 2007, N 17, ст. 1929; N 31, ст. 4015; N 46, ст. 5553; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5723; 2009, N 1, ст. 16, 31; N 18, ст. 2148; N 19, ст. 2283; N 27, ст. 3267; N 29, ст. 3584, 3592, 3601; N 48, ст. 57#, 5723; N 51 ст. 6153; N 52, ст. 6441; 2010, N 19, ст. 2286; N 31 ст. 4209) выбор исполнителей программных мероприятий, финансируемых из государственных средств, будет осуществляться на конкурсной основе.
Минсельхоз России в своей работе руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2871; 1999, N # ст. 3492), от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 45# 1998, N 16, ст. 1800; 2004, N 35, ст. 3607; N 52, ст. 5276; 2006, N 1, ст. 10; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2260; N 26, ст. 3015; N 30, ст. 3616, 3618; N 45, ст. 5148; 2009, N 1, ст. 17; N 15, ст. 1780; N 19, ст. 22# N 51, ст. 6151), от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и других нормативных правовых актов.
В структуре Минсельхоза России за реализацию Программы отвечают Департамент животноводства и племенного дела, Департамент экономики и анализа. По отдельным специализированным направлениям привлекаются Департамент сельского развития и социальной политики, Департамент научно-технологической политики и образования.
В рамках реализации Программы к выработке решений за их исполнением могут привлекаться отраслевые союзы, ассоциации и т.д.
Контроль со стороны Минсельхоза России призван обеспечивать своевременное и полное осуществление мероприятий и проектов Программы, а также эффективное и целевое использование финансовых средств.
При необходимости Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации могут проводиться проверки хода реализации Программы. По результатам указанных проверок в процесс реализации Программы могут вноситься соответствующие изменения.
11. Экономическая и социально-экологическая эффективность реализации Программы
В результате реализации предусмотренных Программой мероприятий валовой продукт птицеводческой отрасли России к 2012 году достигнет в ценах 2009 года 346,2 млрд. рублей (увеличение по сравнению с 2009 годом на 60,6 млрд. рублей), а чистая прибыль отрасли составит 35,1 млрд. рублей (приложения 19).
Существенно увеличится платежеспособный спрос на корма, сельскохозяйственную технику и т.д., вырастут налоговые платежи. Потребление фуражного зерна увеличится в 2012 году по сравнению с 2009 годом на 2,0 млн. тонн.
В результате реализации запланированных Программой мероприятий будет внесен вклад в улучшение социально-экономического положения значительного числа сельских населенных пунктов, районов и территорий. К 2012 году количество рабочих мест увеличится на 57,3 тыс., что приведет к увеличению доходов сельского населения, улучшению демографической ситуации.
Экологические негативные последствия реализации программы крайне незначительны. Благодаря современным технологиям очистки и утилизации (компостирование, производство органических удобрений и т.д.) отходов производства будет реализован косвенный эффект в повышении продуктивности растениеводства, поддержании плодородия почв.
К внешним рискам, которые могут оказать влияние на достижение запланированных результатов, относятся:
- недостаточный уровень финансирования из внебюджетных источников;
- неблагоприятная рыночная конъюнктура, затрудняющая реализацию дополнительных объемов мяса птицы и яиц отечественного производства.
К числу внутренних рисков относятся, прежде всего, организационный риск, демографический риск (нехватка подготовленной рабочей силы), а также производственные риски (кормообеспечение, ветеринарная защита и т.д.). Технологические риски, обычно связываемые с освоением новых техники и оборудования, в птицеводческой отрасли практически отсутствуют, к тому же они полностью устраняются мероприятиями по подготовке и переподготовке кадров и развитию человеческого потенциала отрасли.
Управление внешними рисками в рамках реализации Программы должно сводиться к точному и своевременному обеспечению финансирования ее мероприятий из всех источников, при этом особое внимание предполагается уделять обеспечению плановых пропорций финансирования из внебюджетных источников с финансированием по линии бюджета действующих обязательств.
Эффективное управление внутренними рисками входит в сферу ответственности исполнителей Программы в рамках имеющихся полномочий.
12. Система управления реализацией Программы
Комплексное управление программой осуществляется субъектом бюджетного планирования - Минсельхозом России.
Система управления реализацией программы:
- ответственным за реализацию программы в целом, достижение целей, задач программы, индикаторов цели, показателей задач и мероприятий, утвержденных в программе, является Департамент животноводства и племенного дела;
- координацию взаимодействия департаментов Минсельхоза России и методическое руководство реализацией программы осуществляет Департамент экономики и анализа;
- научно-методологическое обеспечение реализации программы и оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям осуществляет Департамент научно-технологической политики и образования;
- финансирование программных мероприятий в 2010 году осуществляет Департамент финансов и бюджетной политики;
- мониторинг реализации программы осуществляет Департамент экономики и анализа;
- ответственным за формирование отчетности о ходе реализации программы является Департамент животноводства и племенного дела.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.