Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, в разрезе муниципальных образований
В Тюменской области ведется системная работа, направленная на создание условий для осуществления непрерывного, доступного, качественного обучения, воспитания и развития обучающихся, формирования комфортной и безопасной социальной среды.
На протяжении последних 7 лет отмечается растущая позитивная демографическая динамика. Стабильно увеличивается численность детей школьного возраста (2015 г. -165,2 тыс. чел., 2013 г. - 149,4 тыс. чел., 2011 г. - 140,5 тыс. чел., 2009 г. - 134,0 тыс. чел., 2007 г. - 137,3 тыс. чел.).
В плановом периоде до 2020 года продолжается увеличение численности детей до 201,2 тыс. чел (таблица 1). Перспективные значения показателя сформированы с учетом прогноза демографического роста, проведения соответствующих мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции зданий общеобразовательных организаций, а также строительства новых школ в динамично развивающихся территориях.
Таблица 1
Показатели/годы |
2015 (факт) |
Прогноз |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Численность обучающихся, чел.- всего, в том числе: |
165509 |
165450 |
175150 |
184415 |
192925 |
201195 |
- 1 - 4 классов |
74998 |
74950 |
79350 |
83900 |
87000 |
89000 |
- 5 - 9 классов |
75561 |
75500 |
79400 |
82750 |
86750 |
91850 |
- 10 - 11 (112) классов |
14950 |
15000 |
16400 |
17765 |
19175 |
20345 |
Численность работников школ, чел. |
17011 |
17100 |
18094 |
19051 |
19910 |
20763 |
В целях создания современных и комфортных условий для обучения и развития детей в области реализуется комплекс мероприятий, направленный на приведение образовательных учреждений в нормативное состояние, сокращение численности школьников, обучающихся во вторую смену (обучения детей в третью смену в области не было, риск перехода на трехсменное обучение отсутствует). Работа по созданию современных условий обучения и воспитания ориентирована на требования новых образовательных стандартов и носит комплексный и планомерный характер.
Потребность в увеличении количества мест в общеобразовательных учреждениях актуальна, в первую очередь, для вновь возводимых микрорайонов г. Тюмени. Активное развитие региона сопровождается увеличением объемов жилищного строительства. Отказ от точечной застройки, комплексное строительство микрорайонов, включающее возведение социальных объектов, на сегодняшний день - обязательное условие для дальнейшего развития территории и г. Тюмени, и иных муниципальных образований области в целом. Правительством области проведена работа по вовлечению в оборот земель, находящихся в собственности Тюменской области и федерального Фонда развития жилищного строительства. В 2013 году через аукционы для комплексной застройки был предоставлен 21 земельный участок общей площадью почти 500 гектаров. Это позволяет областному центру расширить свои границы. Всего за время работы с Фондом развития жилищного строительства в оборот вовлечено более 1300 гектаров федеральных земель, на которых будет построено порядка 3,5 миллионов квадратных метров жилья.
Более 1 млн. 820 тысяч квадратных метров жилья введено в Тюменской области за одиннадцать месяцев 2015 года, из них 1 млн. 106 тысяч квадратных метров в г. Тюмени. Наиболее активное строительство осуществляется в Восточном, Калининском и Ленинском административных округах г. Тюмени: это районы жилых комплексов Суходолье, Ямальский-2, Новый Мыс, Ямальский-1, мкр. Восточный-2, мкр. Тура.
Положительный демографический прогноз актуализировал задачу обеспечения местами в детских садах. В области в 2012 году достигнут 100% охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет и стабильно удерживается до настоящего времени. Область активно участвует в программе по модернизации региональных систем дошкольного образования. В условиях 100% охвата детей в возрасте от 3 до 7 лет, приоритетным направлением является продолжение развития сети дошкольных организаций при комплексном освоении территории в целях жилищного строительства с учетом прогнозируемой потребности.
Аналогичный системный подход реализуется при строительстве зданий школ. В этих целях программный комплекс мер предусматривает увеличение площадей для обеспечения населения местами в школах с учетом текущей и перспективной потребности. Так, за последние 3 года в активно застраиваемых микрорайонах г. Тюмени реализовано 3 проекта строительства школ общей проектной мощностью 3 025 учебных мест, из них 2 школы мощностью 1100 учебных мест каждая были построены по одному проекту с учетом изменений, вызванных особенностями земельного участка. Вместе с тем, анализ выявил наличие проблемы неэффективного использования имеющихся площадей, в ряде случаев - предоставление школьных площадей в аренду иным организациям (данный факт был объективно оправдан в период снижения контингента обучающихся).
Кроме того, выявлены управленческие стереотипы в отношении определения места, форм и режима организации урочных и внеурочных занятий, формирования школьного расписания, использования имеющихся внутренних ресурсов и внешней инфраструктуры образовательных учреждений. Это снижает эффективность внедрения новых стандартов образования и требует обновления управленческих подходов к организации образовательного процесса и формирования образовательного пространства во всех школах, независимо от правового статуса, места расположения и численности контингента детей.
Использование типовых проектов, ранее реализованных в Тюменской области, в условиях ограниченного бюджетирования позволяет снизить стоимость строительства не только на стадии проектирования, но и возводить здания в сжатые сроки, использовать типовой подход к разработке технических заданий и оснащению образовательных организаций оборудованием и инвентарем, повысить эффективность расходования бюджетных средств.
В настоящее время с учетом потребности населения в образовательных услугах в активно застраиваемых районах г. Тюмени необходимо строительство объектов новых зданий:
- школа на 1500 мест в мкр. Восточный-2;
- школа на 1100 мест в районе улиц Янтарная - Бориса Житкова (район жилых комплексов Суходолье);
- школа на 1100 мест в мкр. Ямальский-2
- школа на 1100 мест в районе Новый Мыс;
- школа на 1100 мест в мкр. Ямальский-1.
Кроме того, проведен анализ состояния сети, который показал, что 10% зданий требуют реконструкции или капитального ремонта в связи с большим износом конструктивных элементов. Выполнение данных мероприятий позволит повысить безопасность образовательного процесса, обеспечит современные условия для обучения. Некоторые здания не имеют всех видов благоустройств, инфраструктура части школ не соответствует новым требованиям стандартов. Кроме того, в отдаленных сельских территориях сохраняются здания школ, спроектированные и построенные в 50-70 годы прошлого столетия.
Так, в настоящее время необходима реконструкция школы N 5 г. Ишима, капитальный ремонт школ N 5, N 13, N 14 и N 39 г. Тюмени, сельских школ Тобольского района.
В целом, за последние 10 лет в Тюменской области построено 39 и реконструировано 5 школ общей проектной мощностью 14 774 учебных места, из них в сельской местности - 5 558, в городской местности - 9 216. В 2013 году Правительством Тюменской области реализован широкомасштабный проект по строительству и вводу в эксплуатацию новых школ, в том числе компактных школ сельского типа с блоком дошкольного отделения. Строительство школ осуществлялось как за счет средств областного бюджета, так и с привлечением средств инвесторов (с последующим приобретением в муниципальную собственность).
Проводимые мероприятия позволили удержать показатель "Доля обучающихся во вторую смену" на уровне 11,3% (таблица 2).
Таблица 2
Показатели |
2015 (факт) |
Прогноз |
|||||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||
Численность обучающихся, чел. - всего |
165509 |
165450 |
175150 |
184415 |
192925 |
201195 |
210000 |
213250 |
220000 |
225000 |
|
Численность обучающихся во 2 смену, чел., в том числе: |
18726 |
18530 |
19267 |
20286 |
20257 |
14084 |
10500 |
6398 |
4400 |
2250 |
0 |
город |
16850 |
16673 |
17336 |
18253 |
18227 |
12673 |
9448 |
5757 |
3959 |
2050 |
Х |
село |
1876 |
1857 |
1931 |
2033 |
2030 |
1411 |
1052 |
641 |
441 |
225 |
Х |
1 - 4 классов |
5618 |
5559 |
5780 |
6086 |
6077 |
4225 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
город |
5056 |
5003 |
5202 |
5477 |
5469 |
3803 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
село |
562 |
556 |
578 |
609 |
608 |
423 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
5 - 9 классов |
13108 |
12971 |
13487 |
14200 |
14180 |
9859 |
10500 |
6398 |
4400 |
2250 |
Х |
город |
11795 |
11674 |
12138 |
12780 |
12762 |
8873 |
9450 |
5758 |
3960 |
2025 |
Х |
село |
1313 |
1297 |
1349 |
1420 |
1418 |
986 |
1050 |
640 |
440 |
225 |
Х |
10 - 11 (112) классов |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
город |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
село |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Доля обучающихся во 2 смену, % |
11,31 |
11,20 |
11,00 |
11,00 |
10,5 |
7,00 |
5,00 |
3,00 |
2,00 |
1,00 |
Х |
По состоянию на начало 2015 - 2016 учебного года общая проектная мощность школ превышает фактическую наполняемость (количество учебных мест - 190084, численность обучающихся - 165 509 чел., средняя наполняемость классов - 20 чел.).
За последние годы в образовательных организациях, где вопрос нехватки мест стоял остро, - решен. При этом, несмотря на общие положительные показатели, потребность в увеличении количества мест в общеобразовательных учреждениях, а также в формировании открытого образовательного пространства, обеспечивающего развитие и комфортное пребывание детей, остается, особенно в условиях поэтапного перехода на ФГОС. В основном эта потребность актуальна для вновь возводимых микрорайонов с плотной жилой застройкой, а также в труднодоступных местностях, где возможности использования сетевых ресурсов ограничены в силу отдалённости мест расположения школ.
Исходя из анализа потребностей, в области активно проводится работа по строительству, реконструкции, капитальному ремонту учреждений образования с учётом современных требований к безопасности образовательного процесса, санитарным нормам, архитектурным и планировочным решениям и технологиям строительства зданий.
Показатели |
2015 (факт) |
Прогноз |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||
Число введенных школ |
4 |
0 |
1 |
0 |
4 |
0 |
- городская местность |
2 |
0 |
1 |
0 |
4 |
0 |
- сельская местность |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Число введённых мест |
1335 |
1095 |
2970 |
2030 |
3330 |
6000 |
- городская местность |
1215 |
775 |
2370 |
1400 |
2360 |
4800 |
- сельская местность |
120 |
320 |
600 |
630 |
970 |
1200 |
продолжение
Показатели |
Прогноз |
||||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
|
Число введенных школ |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- городская местность |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
- сельская местность |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Число введённых мест |
3160 |
3510 |
3730 |
4000 |
0 |
- городская местность |
1860 |
2430 |
2440 |
2570 |
0 |
- сельская местность |
1300 |
1080 |
1290 |
1430 |
0 |
Плановость и системность в реализации ремонтных работ, укреплении материально-технической базы образовательных учреждений позволила снизить количество учреждений, нуждающихся в проведении фрагментарного капитального ремонта конструкций, и перейти на осуществление планово-предупредительных ремонтов зданий образовательных учреждений.
При этом вокруг объектов образования обязательно предусматривается формирование комплексной социокультурной среды - обустройство территории спортивными сооружениями, площадками, местами развивающего досуга. Предусматривается оснащение объектов оборудованием, позволяющее организовать спортивно-оздоровительные мероприятия не только при освоении общеобразовательных программ, но и во внеурочное время.
Для обеспечения высокого качества общего образования в соответствии с развивающимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики требуется, в том числе, совершенствование условий и организации обучения в общеобразовательных организациях. Эта потребность диктуется санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, а также федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
Благодаря системным подходам к реализации единых типовых решений по осуществлению строительства, реконструкции и проведению комплексных ремонтных работ, получены следующие результаты:
- нет ветхих и аварийных зданий, во всех образовательных учреждениях созданы безопасные и комфортные условия пребывания, соответствующие современным нормам;
- продолжается реконструкция и строительство образовательных учреждений (в течение 2008 - 2015 г. введено в эксплуатацию с учетом реконструкции 28 школ);
- своевременно осуществляется капитальный ремонт учреждений образования (в течение 2008 - 2015 г. - 485 школ);
- для 94% учащихся созданы современные условия обучения (2014 г. - 93%, 2012 г. - 92%, 2010 г. - 88%).
Однако с продолжением перехода на федеральные государственные образовательные стандарты, содержащие требования к условиям их реализации (организация обязательной внеурочной деятельности), и ростом контингента обучающихся в городах и районных центрах вновь актуализировалась проблема нехватки помещений, возрастает риск увеличения доли детей, занимающихся в 2 смены.
В связи с этим наряду со строительством и реконструкцией школ, в настоящее время проводится комплекс мероприятий, который включает в себя активное развитие внутренних ресурсов сферы образования:
- развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений;
- эффективное мобильное использование всех образовательных площадей (открытая образовательная среда школы);
- использованием ресурсов учреждений системы дополнительного образования, профессионального образования, социальной инфраструктуры микроучастка;
- совершенствование внутришкольных механизмов реализации организационно-педагогических мероприятий.
Вместе с тем, для повышения доступности и качества общего образования должны быть обеспечены возможность организации всех видов учебной деятельности согласно ФГОС в одну смену, безопасность и комфортность условий их осуществления во всех школах, независимо от места их расположения.
Реализация данного комплекса мероприятий в дальнейшем позволит усовершенствовать организацию образовательного процесса и существенно повысить доступность качественного школьного образования второй половины дня, а именно:
- обеспечить обучающимся за 11 лет обучения до 3800 часов обязательной внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы (до 10 часов в неделю);
- создать условия для применения сетевой формы реализации образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций;
- организовать обучение детей в возрасте от 5 до 18 лет по дополнительным образовательным программам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", включая дополнительное обучение физической культуре и спорту в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Обучение в одну смену расширяет возможности обучающихся для посещения детских библиотек, музеев, культурных центров, театров, занятий туризмом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.