Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 31 октября 2016 г. N 344-рк настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение
к распоряжению
Администрации
города Тюмени
от 27 октября 2014 г. N 791-рк
Муниципальная программа
"Комплексные меры профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании среди населения города Тюмени на 2015 - 2019 годы"
10 марта, 1 июня, 30 октября 2015 г., 4 мая, 31 октября, 14 ноября 2016 г., 20 марта 2017 г.
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Комплексные меры профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании среди населения города Тюмени на 2015 - 2019 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативно-правовыми Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени, в том числе:
Федеральным законом от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года";
Концепцией государственной антинаркотической политики Российской Федерации (утверждена ФСКН России 16.10.2009);
Законом Тюменской области от 13.01.2001 N 244 "О профилактике наркомании и токсикомании в Тюменской области";
Уставом города Тюмени;
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1. Наличие терпимого отношения в обществе к незаконному потреблению наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики), наркомании.
Причины возникновения проблемы:
пропаганда и незаконная реклама наркотиков;
внедрение идеологии толерантного отношения к потреблению наркотиков через религиозные конфессии и общественные организации.
В последние годы наблюдаются негативные процессы в духовно-нравственной сфере российского общества, одним из мощных факторов которых являются пропаганда и незаконная реклама наркотиков.
В связи с продвижением через средства массовой информации терпимого отношения к незаконному потреблению наркотиков, наркомании, особенно у молодых людей, с их еще не сформировавшимся мировоззрением и психикой, формируются установки, направленные на получение эйфорических ощущений после приема наркотиков, несмотря на пагубные последствия, которые, к сожалению, не воспринимаются подростками как значимые. Результатом такой пропаганды стало формирование молодежной культуры с высоким уровнем толерантности к факту потребления наркотиков.
Кроме того, существенное влияние оказывают общественные организации, пытающиеся внедрить ценность толерантности к потреблению наркотиков в широкие массы населения.
Внедрение ценности толерантности по отношению к потребителю наркотиков и к другим участникам незаконного оборота наркотиков выгодно, в первую очередь, наркорынку, поскольку способствует созданию устойчивого спроса на наркотики, ведет к расширению рынка их незаконного сбыта.
Таким образом, толерантность разрушает имеющиеся в обществе препятствия к потреблению наркотиков.
2. Рост численности лиц, в том числе несовершеннолетних, потребляющих наркотики, в городе Тюмени.
Причины возникновения проблемы:
доступность наркотиков (в т.ч. в результате постоянной модификации их химических составов);
социальная дезадаптация несовершеннолетних в общественной среде;
отсутствие достаточного внимания родителей к детям.
Проведенный мониторинг наркоситуации на территории города Тюмени показал, что обстановка по противодействию незаконному обороту наркотиков остается стабильно-напряженной. Ежегодно отмечается рост числа постановок на учет в наркологический диспансер подростков и молодежи, что обусловлено наличием синтетических наркотиков, их относительной доступностью.
В 2014 году отмечался значительный рост показателя первичной заболеваемости наркоманией - на 60% (или на 11,4 чел. на 100 тыс. чел. населения), что выше значения по Тюменской области на 9,04%. Показатель первичной обращаемости лиц, потребляющих наркотики с вредными последствиями, в 2014 году увеличился на 45,6% и составил 50,1 чел. на 100 тыс. чел. населения (2013 год - 34,4 чел. на 100 тыс. чел. населения).
Динамика уровня заболеваемости наркоманией в городе Тюмени отражена в Таблице 1.
Таблица 1
Динамика уровня заболеваемости наркоманией в городе Тюмени
(чел. на 100 тыс. чел. населения)
Показатель |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Темп прироста (2014 г. / 2013 г.) |
Первичная заболеваемость наркоманией |
14,7 |
19,0 |
31,3 |
+60% |
Общая заболеваемость наркоманией |
359,3 |
356,2 |
363,6 |
+2,1% |
Первичная обращаемость лиц, потребляющих наркотики с вредными последствиями |
25,3 |
34,4 |
50,1 |
+45,6% |
Общая обращаемость лиц, потребляющих наркотики с вредными последствиями |
160,4 |
186,8 |
184,8 |
-1,1% |
Отравления наркотиками со смертельным исходом |
4,3 |
4,56 |
4,3 |
-5,7% |
Сравнение остроты проблемы наркомании в городе Тюмени с общероссийскими показателями и показателями по Уральскому федеральному округу за 2014 год представлено в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень заболеваемости наркоманией в 2014 году
(чел. на 100 тыс. чел. населения)
Показатель |
Российская Федерация |
Уральский федеральный округ |
г. Тюмень |
Первичная заболеваемость наркоманией |
12,63 |
23,9 |
31,3 |
Общая заболеваемость наркоманией |
227,19 |
263,07 |
363,4 |
Таким образом, уровень общей заболеваемости наркоманией в городе Тюмени выше как общероссийского (на 60%), так и показателя УФО (на 38,1%).
Основным фактором, влияющим на рост уровня заболеваемости наркоманией, является изменение структуры наркорынка. В настоящее время большую распространенность получают синтетические наркотики: соли и курительные смеси. Так, в 2014 году у лиц, доставляемых на медицинское освидетельствование в городе Тюмени, зафиксировано 1068 фактов потребления курительных смесей и солей (в 2013 году - 1634 факта).
В 2014 году Управлением ФСКН России по Тюменской области по фактам незаконного оборота синтетических наркотиков ("курительные смеси", "спайс", "соли для ванн", "легальные порошки" и т.д.), а также их производных и аналогов, возбуждено 685 уголовных дел (2013 год - 525 уголовных дел). В 2014 году за незаконный оборот синтетических наркотиков привлечено к уголовной ответственности 316 лиц (2013 год - 199 лиц), в суд направлено 263 уголовных дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом новых видов синтетических наркотиков (2013 год - 179 уголовных дел), осуждено 254 лица (2013 год - 142 лица). Всего в 2014 году из незаконного оборота изъято 69 кг синтетических наркотиков и их аналогов (2013 год - 43 кг).
Существует множество вариантов синтетических наркотиков, при этом их химические составы постоянно модифицируются, в результате чего надзорные органы не всегда успевают включить вновь появившееся на наркорынке вещество в список запрещенных. Органы наркоконтроля ежемесячно выявляют несколько новых наркотиков, так называемых "дизайнерских наркотиков". Так, в рамках мониторинга появления в незаконном обороте новых наркотиков в 2014 году Управлением ФСКН России по Тюменской области выявлено 9 новых веществ, которые не включены в список запрещенных и используются наркозависимыми лицами.
Повышению доступности наркотиков способствует использование "бесконтактного" способа их передачи, при котором риск быть задержанным существенно снижается. Действует система так называемых "закладок", когда покупателю посредством SMS-сообщения, интернет-сообщения или почтового отправления указывают на место, в котором находится наркотик. Кроме того, бесконтактным способом осуществляется и оплата со стороны покупателя с помощью виртуальных кошельков, терминалов самообслуживания или онлайн-переводов через банковские счета. В 2014 году Управлением ФСКН России по Тюменской области выявлено 111 интернет-сайтов с признаками информации о способах и методах разработки, изготовления и использования наркотиков.
Использование представителями наркобизнеса PR-технологий и современных средств связи для сбыта наркотиков способствует привлечению большего количества потенциальных потребителей.
Несмотря на принимаемые меры по снижению уровня доступности наркотиков, наркоситуация в Тюменской области за последние 5 лет ухудшилась и прогнозируется дальнейший рост числа наркозависимых *(1).
Доступность наркотиков, в первую очередь, синтетических наркотиков, способствует росту числа несовершеннолетних, поступающих в медицинские организации города Тюмени с диагнозом "наркотическое отравление": в 2013 году - 29 человек, в том числе 10 детей в возрасте до 14 лет. Уровень латентного распространения наркомании среди несовершеннолетних лиц увеличился в 2013 году по отношению к 2012 году на 26,1%.
Отмечено снижение заболеваемости наркоманией среди несовершеннолетних с 31 человека в 2013 году до 26 человек в 2014 году, в том числе в возрасте до 14 лет - с 12 человек до 8 человек.
Таблица 3
Уровень заболеваемости наркоманией несовершеннолетних лиц в городе Тюмени (чел.)
Наименование показателя |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Темп прироста, % (2014 г./2013 г.) |
Число несовершеннолетних с диагнозом "наркотическое отравление" |
8 |
31 |
26 |
-16,13 |
из них в возрасте до 14 лет |
1 |
12 |
8 |
-33,3 |
Анализ наркоситуации на территории города Тюмени за 2014 год показал, что социальную группу больных наркоманией составляют лица в возрасте от 20 до 39 лет (90,7%) и незанятые трудовой деятельностью (75,4%). Из лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, социальную группу составляют лица в возрасте от 20 до 39 лет (87,2%) и незанятые трудовой деятельностью (44,5%).
Основные факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков несовершеннолетними, формируются в социальной среде. Как правило, первый раз молодежь пробует наркотики под влиянием компании, знакомых, друзей. Потребление наркотиков в молодежной среде приобретает статус особой субкультуры, моды. Кроме того, поляризация доходов различных социальных групп вызывает у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивных устремлений потреблять и распространять запрещенные наркотики.
Рост числа неблагополучных семей также способствует обострению ситуации с наркозависимостью. В результате отсутствия должного воспитания, формирования базовых ценностей, отсутствия информационных и просветительских бесед со стороны родителей, отсутствия родительского контроля у ребенка не формируется чувство ответственности за свою жизнь, жизнь близких, отсутствует чувство долга. Более того, вседозволенность и свобода детей в неблагополучных семьях стимулирует их к копированию поведения и привычек родителей, которые ведут асоциальный образ жизни.
Негативные факторы, способствующие риску потребления наркотиков, наблюдаются и в семьях, где родители постоянно заняты. Отсутствие должного внимания со стороны родителей стимулирует детей проводить больше времени в информационно-коммуникационной сети "Интернет", в том числе социальных сетях, где риск попадания под влияние пропаганды и незаконной рекламы наркотиков существенно возрастает.
Таким образом, в сложившихся условиях существует необходимость в наращивании усилий по организации комплексных мер профилактики незаконного потребления наркотиков, наркомании среди населения города Тюмени.
3. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель, на достижение которой направлена реализация Программы (согласно Стратегии государственной антинаркотической политики до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690):
Существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.
Цель Программы:
Профилактика незаконного потребления наркотиков, наркомании среди населения города Тюмени.
Сокращения:
ДЗ - департамент здравоохранения Администрации города Тюмени;
ДК - департамент культуры Администрации города Тюмени;
ДО - департамент образования Администрации города Тюмени;
ДСиМП - департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени;
ДДИиТ - департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени;
ДБЖ - департамент безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени;
КИНФ - МКУ "Комитет по информатизации города Тюмени";
КДН - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Тюмени;
ДИО - департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени;
Управы АО - управы административных округов Администрации города Тюмени.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 20 марта 2017 г. N 82-рк в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Показатели результативности реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Методика расчета |
Необходимое направление изменений (^, v, 0)* |
Базовые значения |
Плановые значения |
|||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
Цель Программы: Профилактика незаконного потребления наркотиков, наркомании среди населения города Тюмени | |||||||||||
Задача 1: Формировать среди жителей города Тюмени приоритеты здорового образа жизни и негативное отношение к незаконному потреблению наркотиков, наркомании | |||||||||||
1. |
Доля граждан, проживающих на территории города Тюмени, негативно относящихся к потреблению наркотиков, наркомании |
% |
, где: N -численность граждан, проживающих на территории города Тюмени, негативно относящихся к потреблению наркотиков, наркомании, чел. (данные ДСиМП, полученные в результате анкетирования граждан на предмет отношения к проблемам потребления наркотиков); О - общая численность граждан, проживающих на территории города Тюмени, принявших участие в анкетировании на предмет отношения к проблемам потребления наркотиков, чел. (данные ДСиМП). Ежегодный мониторинг показателя осуществляет ДБЖ с учетом данных ДСиМП |
^ |
Мониторинг показателя осуществляется с 2014 года |
90,7 |
95 |
97 |
97 |
97 |
97 |
2 |
Количество информационных материалов по вопросам профилактики незаконного потребления наркотиков, наркомании, распространенных Администрацией города Тюмени с помощью средств массовой информации и иных форм распространения информации |
ед. |
Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДБЖ с учетом данных ДЗ, ДО, ДСиМП |
^ |
44 |
318 |
318 |
345 |
346 |
347 |
348 |
Задача 2: Организовывать проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение незаконного потребления наркотиков, в том числе среди несовершеннолетних, в городе Тюмени | |||||||||||
3 |
Количество мероприятий, направленных на профилактику незаконного потребления наркотиков, наркомании, организованных Администрацией города Тюмени |
ед. |
Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДБЖ с учетом данных ДЗ, ДК, ДО, ДСиМП, ДДИиТ, ДИО, управ АО |
^ |
Мониторинг показателя осуществляется ДБЖ с 2014 года |
1195 |
1840 |
1855 |
1869 |
1881 |
1893 |
4 |
Доля несовершеннолетних, снятых с профилактического учета в ГБУЗ ТО ОНД в соответствии с решением врачебной комиссии ГБУЗ ТО ОНД |
% |
, где: N - численность несовершеннолетних, снятых с профилактического учета в ГБУЗ ТО ОНД в соответствии с решением врачебной комиссии ГБУЗ ТО ОНД, человек (данные ГБУЗ ТО ОНД); O - численность несовершеннолетних, допускающих потребление наркотиков без назначения врача (немедицинское) и состоящих на профилактическом учете в ГБУЗ ТО ОНД, человек (данные ГБУЗ ТО ОНД). Ежегодный мониторинг показателя осуществляет ДБЖ по данным ГБУЗ ТО ОНД |
^ |
9,3 |
9,9 |
10,8 |
11,3 |
11,8 |
12,3 |
12,8 |
<*> - увеличение значения показателя (прямой показатель); - уменьшение значения показателя (обратный показатель); 0 - без изменений;
Сокращения:
ДБЖ - департамент безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени;
ДО - департамент образования Администрации города Тюмени;
ДСиМП - департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени;
ДЗ - департамент здравоохранения Администрации города Тюмени;
ДК - департамент культуры Администрации города Тюмени;
управы АО - управы административных округов Администрации города Тюмени;
ДДИиТ - департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени;
ДИО - департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени;
ГБУЗ ТО ОНД - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области "Областной наркологический диспансер".
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности муниципальной программы
1. "Доля граждан, проживающих на территории города Тюмени, негативно относящихся к потреблению наркотиков, наркомании".
Значение показателя планируется увеличить и сохранить до конца 2019 года на уровне 97% за счет выполнения мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, формирование негативного отношения к потреблению наркотиков, наркомании в обществе.
2. "Количество информационных материалов по вопросам профилактики незаконного потребления наркотиков, наркомании, распространенных Администрацией города Тюмени с помощью средств массовой информации и иных форм распространения информации".
К концу 2019 года значение показателя планируется увеличить до 348 ед. за счет публикации и распространения информационных материалов, направленных на формирование негативного отношения к потреблению наркотиков, наркомании в обществе.
3. "Количество мероприятий, направленных на профилактику незаконного потребления наркотиков, наркомании, организованных Администрацией города Тюмени".
К концу 2019 года значение показателя планируется увеличить до 1893 мероприятий.
4 "Доля несовершеннолетних, снятых с профилактического учета в ГБУЗ ТО ОНД в соответствии с решением врачебной комиссии ГБУЗ ТО ОНД".
К концу 2019 года значение показателя планируется увеличить до 12,8% за счет проведения индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними, организации досуга и временной трудовой занятости несовершеннолетних, а также мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
5. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на период 2015 - 2019 годы.
6. Финансовое обеспечение Программы, источники финансирования
Всего на реализацию Программы требуется 600 тыс. рублей, в том числе по годам:
2015 год - 0 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 0 тыс. рублей;
2016 год - 150 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 150 тыс. рублей;
2017 год - 150 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 150 тыс. рублей.
2018 год - 150 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 150 тыс. рублей.
2019 год - 150 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 150 тыс. рублей.
7. Организация управления реализацией Программы
7.1. Департамент безопасности жизнедеятельности Администрации города Тюмени:
а) реализует самостоятельно и обеспечивает реализацию Программы Участниками;
б) готовит отчет о реализации Программы;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, обеспечение достижения плановых значений показателей результативности реализации Программы;
г) осуществляет контроль реализации Программы.
7.2. В реализации Программы принимают участие:
а) департамент здравоохранения Администрации города Тюмени в части организации мероприятий по информационному обеспечению населения по вопросам предупреждения потребления наркотиков, организации выпуска и распространения наглядных информационных материалов, организации проведения конференций, семинаров и совещаний по вопросам профилактики незаконного потребления наркотиков, наркомании;
б) департамент образования Администрации города Тюмени в части организации мероприятий по информационному обеспечению населения по вопросам предупреждения потребления наркотиков, организации выпуска и распространения наглядных информационных материалов, организации проведения конференций, семинаров и совещаний по вопросам профилактики незаконного потребления наркотиков, наркомании, координации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними лицами, состоящими на учете в банке данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания", проведения мониторинга работы опорных (базовых) кабинетов профилактики употребления психоактивных веществ общеобразовательных учреждений города Тюмени;
в) департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени в части организации мероприятий по информационному обеспечению населения, организации выпуска и распространения наглядных информационных материалов, организации проведения конференций, семинаров и совещаний по вопросам профилактики незаконного потребления наркотиков, наркомании, развития волонтерского движения, проведения анонимного анкетирования молодежи на предмет выявления мест продажи наркотиков, организации обучения специалистов муниципальных учреждений по программам профилактики незаконного потребления наркотиков, наркомании среди населения, организации занятости несовершеннолетних лиц "группы особого внимания", координации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними лицами, состоящими на учете в банке данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания";
г) департамент культуры Администрации города Тюмени в части организации проведения конференций, семинаров и совещаний по вопросам профилактики незаконного потребления наркотиков, наркомании, осуществления комплектования библиотечных фондов литературой, направленной на формирование здорового образа жизни, проведения мониторинга работы информационно-правовых центров на базе муниципальных публичных библиотек;
д) департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени в части участия совместно с УМВД России по Тюменской области и ГБУЗ ТО "Областной наркологический диспансер" в межведомственных проверках водителей автотранспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам города Тюмени, на наличие признаков употребления наркотических средств и психотропных веществ;
е) сектор по обеспечению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Тюмени в части организации выпуска и распространения наглядных информационных материалов, организации проведения конференций, семинаров и совещаний по вопросам профилактики незаконного потребления наркотиков, наркомании, организации профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, состоящими на учете в банке данных "группы особого внимания", организации направления несовершеннолетних "группы особого внимания" в ГАУ ТО "Областной центр профилактики и реабилитации", обмена информацией о несовершеннолетних с ГБУЗ ТО "Областной наркологический диспансер";
ж) управы административных округов Администрации города Тюмени в части организации мероприятий по выявлению и удалению на зданиях и сооружениях города Тюмени надписей с рекламой наркотиков, принятия мер, предусмотренных статьей 293 Гражданского кодекса Российской Федерации, в отношении собственников жилых помещений, использующих такие помещения для организации либо содержания притонов или систематического предоставления помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, по информации, поступившей от УМВД России по городу Тюмени;
з) МКУ "Комитет по информатизации города Тюмени" в части организации автоматического дозвона на номера телефонов, указанные в размещенной рекламе наркотиков, с целью предупреждения об административной ответственности за незаконную рекламу и пропаганду наркотиков, об уголовной ответственности в сфере незаконного оборота наркотиков;
и) департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени в части принятия мер, предусмотренных статьей 91 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении нанимателей муниципальных жилых помещений, использующих такие помещения для организации либо содержания притонов или систематического предоставления помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, по информации, поступившей от УМВД России по городу Тюмени.
7.3. К реализации Программы могут привлекаться поставщики (подрядчики, исполнители), определение которых осуществляется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, бюджетным и иным действующим законодательством Российской Федерации.
*(1) Согласно аналитическому отчету государственного автономного учреждения Тюменской области Областной центр профилактики и реабилитации" за 2013 год "Мониторинг наркоситуации в Тюменской области (общественное мнение и экспертная оценка)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.