Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5 изменено с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства Тюменской области от 8 декабря 2017 г. N 633-п (в редакции постановления Правительства Тюменской области от 25 декабря 2017 г. N 671-п)
Приложение N 5
Пояснительная записка
30 октября, 27 ноября, 8, 25 декабря 2017 г.
Пространственная организация городов и направление их развития определяются в первую очередь социально-экономической структурой общества, его исторически-конкретными потребностями и материальными возможностями, которыми общество располагает.
Тюменская область - субъект Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа. Располагаясь в центре Евразии, на западе азиатской части России, Тюменская область простирается от степей Казахстана до берегов Северного Ледовитого океана и занимает большую часть Западно-Сибирской равнины. Особенность географического и экономического положения Тюменской области заключается в том, что она граничит с важнейшими экономическими районами - Уралом и Центральной Сибирью.
Благоприятное экономико-географическое положение региона определяется близостью к экономически развитым районам европейской части страны, прежде всего к Уралу, обеспеченностью разнообразными природными ресурсами. Эти факторы, наряду с политической стабильностью, составляют инвестиционную привлекательность области, являются условиями экономического развития региона.
Опорный каркас территории Тюменской области невелик. Его современная и перспективная структура в основном сложилась. Основными линейными зонами современного и перспективного развития являются зоны влияния Транссибирской магистрали и, в меньшей степени, транспортного коридора Тюмень-Сургут. Сезонными элементами каркаса являются основные судоходные реки. Область располагает благоприятными условиями для ориентации в экономическом развитии на внешние связи. Зоны интенсивного воздействия г. Тюмени являются одним из наиболее крупных ареалов расселения и хозяйственной деятельности.
Автомобильные дороги имеют стратегическое значение, они связывают обширную территорию области, обеспечивают жизнедеятельность городских и сельских поселений, во многом определяют возможности развития Тюменской области, по ним осуществляются автомобильные перевозки грузов и пассажиров. Сеть автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам.
Наиболее заселенными ареалами является территория Тюменского района с г. Тюменью (менее 3% территории Тюменской области, около 48% всего населения Тюменской области).
Город Тюмень является крупным транспортным узлом Тюменской области, особенность которого состоит в том, что он является основной точкой подключения к общероссийской транспортной сети основных транспортных коммуникаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югра и Ямало-Ненецкого автономного округа. Значения Тюменского транспортного узла особенно велико с учетом высокой интенсивности хозяйственных и социальных связей Тюмени с автономными округами. Тюмень - железнодорожный узел на Транссибирской магистрали, от которой ответвляется линия на Тобольск, Сургут, Нижневартовск. От города расходятся железнодорожные ветки на Екатеринбург, Новый Уренгой, Нижневартовск, Омск.
Тюмень является административный центром Тюменского района и Тюменской области. На 1 января 2015 года по численности населения город находился на 19 месте из 1114 городов Российской Федерации, на 4-м месте - в Сибири и на 3-м - в Уральском федеральном округе.
Через город Тюмень проходят трассы федерального значения:
- железные дороги: "Москва-Владивосток" (Транссиб), Тюмень - Тобольск - Сургут - Новый Уренгой - Надым;
- федеральные автомобильные дороги: Екатеринбург - Тюмень; Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск и подъезд к г. Тюмени от автомобильной дороги "Байкал", входящие в международный транспортный коридор "Транссиб", который войдет в состав формирующегося транснационального коридора "Берлин-Пекин"; Тюмень - Ханты-Мансийск через Тобольск, Сургут, Нефтеюганск, являющаяся частью важнейшего для региона транспортного коридора Тюмень - Ханты-Мансийск - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард.
Главными воздушными воротами города является международный аэропорт "Рощино", который имеет статус федерального значения и допущен к приёму 23 основных типов воздушных судов и всех типов вертолётов.
К сильным сторонам города можно также отнести:
А) Активно реализуемое многолетнее сотрудничество с Ханты-Мансийским автономным округом - Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом по программам межрегиональной кооперации, оказавшим мультипликативный экономический эффект:
- территориальная близость, минимальные транспортные затраты;
- сложившиеся связи между предприятиями нефтегазового комплекса региона;
- развитая транспортная сеть, включающая трубопроводы, железные и автомобильные дороги, судоходные реки, воздушное сообщение.
Б) Удобное географическое положение и развитый транспортно-логистический потенциал:
- пересечение транспортных магистралей;
- наличие железнодорожного и автовокзалов, аэро- и речпортов
Высокая провозная способность железнодорожного транспорта (при двухпутной линии - свыше 100 млн т грузов в год).
Промышленный комплекс города Тюмени обладает серьезным стартовым капиталом для внедрения современных технологий мирового уровня на существующих и создаваемых предприятиях города. Важным конкурентным преимуществом города Тюмени может стать формирование полноценной инновационной инфраструктуры и, как следствие, высокая привлекательность города - как территории активного инновационного развития.
При этом город Тюмень становится современным нефтесервисным центром, лучшим городом по инфраструктурным условиям для привлечения инвестиций, что позволит активно реализовывать крупные проекты по развитию приоритетных видов деятельности в Тюменской области.
В соответствии с необходимостью развития в долгосрочной перспективе приоритетных для города кластеров, обусловливающих конкурентное преимущество города, приоритетом в Стратегии социально-экономического развития города Тюмени является инновационное развитие нефтегазового кластера и кластера международных инженерно-сервисных компаний, поддержка IT-кластера, инновационное развитие и поддержка нефтегазохимии и переработки углеводородов.
В городе базируются крупнейшие добывающие, обрабатывающие и обслуживающие компании - дочерние предприятия и филиалы ОАО "Газпром", ОАО "ТНК-ВР Менеджмент" (филиал "ТНК-ВР Сибирь", ОАО "Тюменнефтегаз"), ОАО "АК "Транснефть" (ОАО "Сибнефтепровод"), ОАО "ЛУКОЙЛ" (Тюменский филиал ООО "ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт"), ОАО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь".
Оценка тенденций экономического роста и градостроительного развития территории в качестве одной из важнейших составляющих включает в себя анализ демографической ситуации. На демографическую динамику и прогнозы опирается планирование всего народного хозяйства: производство товаров и услуг, темпы строительства дорог, объектов социального и культурно-бытового обслуживания, темпы жилищного строительства и т.д.
Демографическая ситуация в городе Тюмени на протяжении последних лет характеризуется положительной динамикой, создаваемой как за счет естественного, так и механического прироста населения. За 2009 - 2015 годы население города Тюмени увеличилось на 125,3 тыс. человек.
Динамика изменения численности населения за период 2009 - 2015 гг.
Наименование показателя |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Численность постоянного населения на конец года, человек |
595248 |
607826 |
632587 |
657011 |
679861 |
697037 |
720575 |
Темп прироста (к предыдущему году), % |
- |
2,1 |
4,1 |
3,9 |
3,5 |
2,5 |
3,4 |
Наибольшее влияние на демографическое развитие оказывает естественный прирост населения. В г. Тюмени наблюдается устойчивая тенденция ежегодного увеличения рождаемости (в среднем на 6%).
Согласно статистически данным среднегодовая численность занятых в экономике города Тюмени на конец 2015 года составляет 415,0 тыс. человек. По видам экономической деятельности основная доля занятого населения приходится на "оптовую и розничную торговлю" и "операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг" - 19,6% и 18,5% соответственно. Далее, по числу вовлеченных в экономику сельского поселения выступает сектор "строительство" и "обрабатывающие производства" - 12,8 и 11,7%.
Транспортный комплекс города Тюмени сформирован автомобильным, воздушным, железнодорожным и включает в себя: федеральные, региональные, местные и ведомственные автомобильные дороги, автовокзалы и автостанции, железные дороги, станции и вокзалы, аэропорты и вертолетные площадки.
Транспорт играет важную роль в развитии города, основная задача транспортного обслуживания - обеспечение возможности функционирования всех структурных элементов города и передвижений его жителей с различными целями. В настоящее время транспортная система города Тюмени не в полной мере отвечает возрастающим потребностям и перспективам развития как города, так и области.
Автомобильный транспорт является основным для осуществления как грузотак и пассажироперевозок. Доля автомобильных пассажироперевозок в 2014 году составила - 97%, автомобильных грузоперевозок - 91%. Грузоперевозки, осуществляемые воздушным транспортом, несопоставимо малы и составляют около 0,002%.
Рисунок Структура грузоперевозок за 2014 год
Железнодорожный транспорт является ведущим среди универсальных видов пассажирских и грузоперевозок во многих крупных странах мира. В г. Тюмени железнодорожный транспорт занимает важнейшее место в обеспечении транспортно-экономических связей с другими регионами страны. По территории городского округа проходит участок Свердловской железной дороги. Тюменский железнодорожный узел образуется в результате слияния двух направлений: Москва-Владивосток и Тюмень - Сургут - Новый Уренгой. По данным, предоставленным ОАО "РЖД" в границах городского округа находятся: внеклассная пассажирская станция Тюмень, внеклассная сортировочная станция Войновка, промежуточная станция V класса Тюмень Северная.
Станция Тюмень осуществляет, в основном, пассажирские междугородние и пригородные перевозки, в то время как станция Войновка грузовые. Всего за 2015 год по станции Тюмень было перевезено 3564,359 тыс. чел.
Основным направлениям деятельности Тюменского железнодорожного узла является обслуживание транзитного движения. Кроме того, узел осуществляет обслуживание пассажирских перевозок, перегрузку грузов с других видов транспорта на железнодорожный и обратно, а также обслуживание промышленных районов города через сеть подъездных путей, примыкающих к основным направлениям и станциям узла.
Воздушный транспорт города Тюмени осуществляет внутренние и международные пассажиро- и грузоперевозки. На территории города расположены:
аэропорт "Рощино", имеющий статус международного, обслуживающий международные и федеральные линии;
аэропорт "Плеханово", обслуживающий местные линии;
Аэропорт "Рощино" является аэропортом международного класса, допущен к приему 23 типов воздушных судов и всех типов вертолетов. Аэродром включает в себя две искусственные взлетно-посадочные полосы (ИВПП).
Всего за 2015 год было перевезено 1399,264 тыс. чел., а за 7 месяцев 2016 года 810, 174 тыс. чел.
Сегодня Международный аэропорт Рощино - один из интенсивно развивающихся аэропортов федерального значения. Аэропорт обслуживает более 40 направлений, по которым совершают регулярные и чартерные рейсы 16 авиакомпаний.
Аэропорт "Плеханово" обслуживает местные воздушные линии и является базовым для авиакомпании "ЮТэйр". Располагается в юго-западной части города Тюмени, в 8 км от его центра. Существующий пассажирооборот за 2015 год составил 1804 человека. Пассажирские перевозки осуществляются по маршруту Тюмень - Кондинское - Тюмень. Всего за 2015 год было перевезено 5,12 т грузов.
Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. Он занимает ведущее положение в городских и пригородных перевозках пассажиров и грузов, а также на подвозе грузов к станциям железных дорог. Однако перевозки по автомагистралям являются более дорогими, чем по водным или железнодорожным путям.
Пригородное, междугородное и международное автобусное сообщение осуществляется с автовокзала, расположенного на пересечении основных магистралей - ул. Республики и ул. Пермякова.
Тюменский автовокзал сегодня является организующим и направляющим звеном в работе транспортной системы юга области. Ежедневно от его платформ в путь отправляются пассажиры по направлениям в Тюменскую область с Омской, Свердловской, Курганской, Челябинской, Оренбургской областями, северными округами Тюменской области, Республиками Башкортостан, Татарстан и Казахстаном. Договорными обязательствами учреждение связано с девятью десятками автоперевозчиков, из которых 34 из других регионов и государств.
Выбросы от автомобильного транспорта в г. Тюмени составляют 92,073 тыс. тонн. в год. Наибольшую долю в выбросах автотранспорта составляет оксид углерода - 68,876 тыс. тонн. В составе годового объема выбросов также присутствуют углеводороды - 9,738 тыс. тонн, окислы азота - 12,170 тыс. тонн, сернистый ангидрид - 0,796 тыс. тонн, сажа - 0,3 тыс. тонн, аммиак - 0,192 тыс. тонн.
В структуре транспортных средств преобладают автомобили, работающие на бензине, доля машин, заправляемых дизельным топливом, составляет 4-5%. Выход загрязняющих веществ в атмосферный воздух от тех и других видов практически одинаковый: на единицу транспорта ежегодно. приходится 256,5 и 276,9 кг различных химических веществ соответственно.
Ежегодный объем выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта в последние годы имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Так за 5 лет объемы выбросов автотранспорта в г. Тюмени увеличились с 82,245 тыс. тонн в 2010 году до 92,073 тыс. тонн в 2015 году.
Основной причиной растущего объема выбросов является периодически повышающийся уровень автомобилизации в городе, а также особенности городского дорожного движения: сравнительно низкие скорости движения, частые изменения направления и скорости движения, сопровождающиеся многократными торможениями и разгонами, короткие расстояния перевозок, обусловливающие работу двигателей преимущественно на неустановившихся тепловых режимах. Указанные условия работы автомобиля существенно усугубляются при увеличении плотности движения.
Муниципальными и региональными правовыми актами утверждены положения о порядке содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования.
Содержание дорог - осуществляемый в течение всего года (с учетом сезона) комплекс профилактических работ по уходу за дорогами, дорожными сооружениями и полосой отвода, элементами обустройства дороги, организации и безопасности дорожного движения, а также устранение незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов дорог и дорожных сооружений, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дорог и дорожных сооружений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93.
В комплекс мероприятий по зимнему содержанию входят очистка проезжей части, обочин и тротуаров от снега, борьба с зимней скользкостью и наледями, вывоз снега.
В состав работ по летнему содержанию входят уборка проезжей части и тротуаров от пыли и мусора, уборка остановок общественного транспорта и элементов обустройства дорог и улиц, которые являются источником запыленности воздуха, замусоривания городских территорий, а также ухудшают эстетическое восприятие, восстановление изношенных верхних слоев усовершенствованных покрытий, скашивание травы, очистка и ремонт ливневой канализации.
По сведениям Управления ГИБДД Тюменской области, на 2015 год всего на территории г. Тюмени зарегистрировано 311,6 тыс. автомобилей, из них практически 80% (246,88 тыс. авт.) это легковые автомобили.
В 2015 году уровень обеспеченности легковыми автомобилями на территории г. Тюмени составляет 354 авт./1000 жителей. При этом уровень автомобилизации составляет 447 авт./1000 жителей, в то время как средний уровень автомобилизации России (без учета населения и автомобильного парка Крыма) на 01.01.2016 года составляет 283 ед./1000 жителей.
Количество транспортных средств на 2015 год
В целях решения проблемы стихийных парковок на улицах в центральной части города Тюмени была организована сеть платных парковок. С января 2016 года началось тестирование парковок. Платный режим действует в будни дни с 7:00 до 19:00, в субботу и воскресенье, а также в нерабочие праздничные дни плата за парковку не взимается. К осени 2016 года действуют 133 платных парковок. На открытом интернет ресурсе tmparking.ru возможно получить информацию о местоположениях парковок на территории города, общем количестве и количестве свободных парковочных мест. Также на данном портале возможно оплатить парковку. Дополнительно МКУ "Тюменьгортранс" запустило специальное приложение "Парковки Тюмени", функции которого аналогичны сайту tmparking.ru.
В 2010 году для жителей дома по ул. Республики была построена автоматическая парковочная система, рассчитанная на 7 автомобилей. Автоматическая парковка увеличивает эффективность использования площади для парковки в среднем в три раза. Для того, чтобы разместить 7 автомобилей необходимо около 175 , а для автоматического паркинга необходимо примерно 45 .
На территории города всего расположены 1107 объекта постоянного и временного хранения индивидуальных транспортных средств общей площадью 420,6 га.
В октябре 2015 года был проведен опрос "Движение без опасности" согласно которому отвечая на вопрос: "Где вы паркуете машину при поездке на работу?", жители города признались, что стараются найти парковку ближе к месту работы (не исключая газоны, тротуары, межквартальные проезды и т.п.) - 56%; еще 25% ставят машину в течение всего рабочего дня на ведомственную стоянку и 19% - паркуются на городских стоянках.
45% респондентов считают, что комфортный общественный транспорт может заставить автовладельцев пересесть с личных автомобилей и пользоваться в будние дни общественным; 15% считают, что только заторы на дорогах вынудят автомобилистов пользоваться другими способами передвижения; 10% согласны с тем, что введение платных парковок изменит ситуацию кардинально. Около 14% опрошенных жителей ответили, что тратят на поиск свободного парковочного места 30 и более минут.
Оценка нормативно-правовой базы
Основными федеральными нормативными правовыми актами, определяющими порядок функционирования транспортной инфраструктуры города Тюмени, являются:
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации - закрепляет общие правила планирования размещения, проектирования, строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры.
2. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
3. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" - устанавливает основы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - закрепляет за органами местного самоуправления вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; вопросы утверждения документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, выдачи разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования, резервирования земель и изъятия земельных участков для муниципальных нужд, осуществления муниципального земельного контроля; вопросы разработки и утверждения программ комплексного развития транспортной инфраструктуры.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 N 1440 "Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов" - определяет состав и содержание программ комплексного развития объектов транспортной инфраструктуры местного значения.
6. Иные нормативные правовые акты, утвержденные в развитие положений вышеуказанных документов.
Основным региональным нормативным правовым актом, определяющим порядок функционирования транспортной инфраструктуры города Тюмени, является Закон Тюменской области от 03.06.2005 N 385 "О регулировании градостроительной деятельности в Тюменской области" - закрепляет специфические требования к осуществлению градостроительной деятельности на территории Тюменской области.
Основными муниципальными правовыми актами, определяющими порядок функционирования транспортной инфраструктуры города Тюмени, являются:
1. Устав муниципального образования городской округ город Тюмень, принятый решением Тюменской городской Думы от 16.03.2005 N 162, - закрепляет особенности местного самоуправления в городе Тюмени.
2. Распоряжение Администрации города Тюмени от 19.03.2012 N 103-рк "Об утверждении Порядка отбора объектов капитального строительства муниципальной собственности города Тюмени для включения в проекты муниципальных программ города Тюмени и признании утратившими силу некоторых распоряжений Администрации города Тюмени" - устанавливает порядок ранжирования автомобильных дорог общего пользования местного значения города Тюмени, объектов улично-дорожной сети, расположенных на территории города Тюмени, реестр потребности в работах по строительству объектов улично-дорожной сети, по капитальному ремонту автомобильных дорог, объектов улично-дорожной сети.
3. Постановление Администрации города Тюмени от 25.06.2010 N 62-пк "О порядке установления и использования полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения города Тюмени" - закрепляет порядок установления и использования полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения.
4. Постановление Администрации города Тюмени от 02.07.2009 N 49-пк "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения города Тюмени, объектов улично-дорожной сети, расположенных на территории города Тюмени" - определяет перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения города Тюмени, объектов улично-дорожной сети.
5. Распоряжение Администрации города Тюмени от 09.06.2009 N 962 "О создании штаба по координации осуществления дорожной деятельности" - определяет функции, порядок формирования и деятельности штаба по координации осуществления дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
6. Распоряжение Главы Администрации города Тюмени от 14.04.2008 N 98-рг "О департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени" - закрепляет статус и полномочия отраслевого органа Администрации города Тюмени, осуществляющего планирование и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования городской округ город Тюмень.
7. Административные регламенты предоставления муниципальных услуг в области транспортной инфраструктуры - закрепляют порядок предоставления услуг в отношении автомобильных дорог местного значения.
Основные требования к развитию транспортной инфраструктуры города Тюмени установлены утвержденной градостроительной документацией и нормативами градостроительного проектирования:
1. Решение Тюменской городской Думы от 25.12.2014 N 243 "О Местных нормативах градостроительного проектирования города Тюмени".
2. Решение Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9 "О Генеральном плане городского округа город Тюмень".
3. Решение Тюменской городской Думы от 30.10.2008 N 154 "О Правилах землепользования и застройки города Тюмени".
4. Утвержденная документация по планировке территории города Тюмени.
Таким образом, на территории города Тюмени нормативно-правовая база необходимая для функционирования и развития транспортной инфраструктуры, в целом сформирована.
Оценка финансирования транспортной инфраструктуры
Инструментом государственной и муниципальной поддержки транспортной инфраструктуры являются утвержденные нормативно-правовые акты стратегического, пространственного и программно-целевого планирования, через которые в частности осуществляется финансирование мероприятий и инвестиционных проектов.
На федеральном уровне в Российской Федерации определены общие цели оказания мер государственной поддержки, направленных на решение транспортных проблем:
ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
повышение доступности транспортных услуг для населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России на мировом рынке транспортных услуг;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы.
С целью создания условий по развитию современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике, безопасность дорожного движения Постановлением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 N 701-п утверждена и реализуется государственная программа Тюменской области "Развитие транспортной инфраструктуры" до 2022 года".
Суммарный объем финансирования мероприятий программы за 2015 - 2022 годы составит 91463,2 млн. рублей. Объем финансирования в разбивке по годам представлен ниже.
Объем финансирования государственной программы Тюменской области "Развитие транспортной инфраструктуры" до 2022 года", млн. рублей
Преимущественно источником финансирования мероприятий программы являются средства областного бюджета, федеральные средства составляют 4 - 7% от суммарного объема бюджетных инвестиций.
Основные задачи, на решение которых направлены средства бюджета Тюменской области, включают в себя:
организация пассажирских перевозок автомобильным транспортом;
организация пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте;
организация пассажирских перевозок на воздушном транспорте;
организация пассажирских перевозок на водном транспорте;
увеличение протяженности региональных или межмуниципальных автомобильных дорог с твердым покрытием, соответствующих нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям, и обеспечение сохранности существующей дорожной сети и безопасности дорожного движения.
Перспективы развития транспортной инфраструктуры
Основными задачами Генерального плана, в части пространственно-планировочного развития города Тюмени, являются:
разработка проектного функционального зонирования с учетом необходимости устранения мозаичности взаиморасположения селитебных и производственных зон;
развитие каркаса озелененных и рекреационных территорий,
масштабное резервирование территорий под инвестиции в производственную и непроизводственную деятельность,
развитие селитебных зон с учетом роста темпов строительства и дифференцированного спроса на жилье различных типов.
Основными направлениями территориального развития определены:
северо-западное направление - преимущественно зона малоэтажной жилой застройки;
северо-восточное направление - развитие производственной зоны вдоль Велижанского тракта и сочетание зоны застройки многоэтажными и индивидуальными жилыми домами вдоль Тобольского тракта;
освоение левобережной поймы р. Туры от Бухарской Слободы до Совмещенного моста под общественный центр областного значения с сопутствующей многоквартирной жилой застройкой;
западное направление - отдельные участки застройки малоэтажными жилыми домами, а также развитие производственной зоны в районе с. Утешево;
южное направление - сочетание общественно-деловой застройки, застройки многоэтажными и индивидуальными жилыми домами. Застройка многоэтажными жилыми домами формируется в пределах существующей обходной автодороги, застройка индивидуальными жилыми домами - в основном за ее пределами, формируя полосу освоения Московский - Патрушево;
восточное направление - развитие производственных территорий Восточной производственной зоны, развитие жилой застройки в районе Лесобазы.
На перспективу жилая застройка размещается преимущественно на территориях между контуром застройки на расчетный срок и дальним автодорожным обходом, а также на намывных территориях в районе оз. Турбеково.
Действующим Генеральным планом предусматривается концентрическое территориальное развитие города с формированием радиально-кольцевой транспортно-планировочной структуры. Достигается это за счет завершения формирования ближнего автодорожного обхода города Тюмени, в пределах которого будет осуществляться основной объем нового строительства. На перспективу предполагается строительство дальнего автодорожного обхода, ограничивающего все площадки сложившегося и перспективного освоения.
В настоящее время завершается строительство восточного автодорожного обхода, появляется кольцевой структурный элемент в пространственной организации города.
Традиционная транспортная система, исходя из принятого подхода, является частью коммуникационной системы, поскольку информационные потоки в глобальной информационной сети городов передаются не только посредством перемещения людей, товаров (материальных объектов), транспортных средств, но и с помощью средств телекоммуникаций.
Транспортная система в традиционном своем понимании обеспечивает перемещение людей и материальных объектов с помощью или без помощи транспортных средств.
Городская транспортная система участвует в переработке информации следующим образом:
обеспечивает перемещение людей к рабочим и учебным местам, местам досуга, другим местам информационного обмена;
обеспечивает перемещение грузов к местам переработки, вывоз отходов;
обеспечивает информационное взаимодействие людей в процессе их перемещения на улицах, в транспортных средствах - посредством контакта между людьми и передачи информации с помощью средств организации городского пространства (например, ориентацией улиц на шпиль главного здания), с помощью оформления фасадов зданий, рекламоносителей и т.д.
Последняя функция реализуется в "городском коммуникационном пространстве", составленном улицами и площадями, дорогами, водными и железнодорожными путями сообщения, узлами пассажирских сетей (вокзалами, остановочными пунктами), а также открытыми пространствами (водными, пространствами между зданий и сооружений, открытыми пространствами пригородных сельхозугодий и т.п.).
Основные принципы развития городской транспортной системы при разработке программы:
поддержание и развитие городского коммуникационного пространства на уровне, необходимом не только для выживания, но и для самореализации городского сообщества,
сохранение и развитие особых качеств городского коммуникационного пространства, привлекательных для ведения традиционных и новых видов деятельности,
сохранение баланса интересов между деятельностью сегодняшнего дня и деятельностью будущих поколений.
Цели развития транспортной системы ГО Тюмень
N п/п |
Показатель |
Целевые установки |
1 |
Численность и структура населения |
Повышение численности активной части населения (всех возрастных категорий), представляющей интерес для нового информационного общества |
2 |
Продолжительность жизни |
Обеспечение условий для повышения средней продолжительности жизни населения |
3 |
Статус города в глобальной сети городов (ранг в секторе своей деятельности, влияние на другие города и т.д.), в региональной системе расселения |
Повышение статуса города в глобальной сети городов |
4 |
Объем перевозок пассажиров внешним (воздушным) транспортом |
Рост в 2 - 3 раза |
5 |
Доступность национальных и международных центров деловой активности |
Увеличение количества рейсов на воздушных путях сообщения, расширение географии полетов. Повышение скорости сообщения на железнодорожных и автомобильных путях сообщения в транспортных коридорах Запад - Восток и Север - Юг. |
6 |
Грузооборот транспортного узла. |
Увеличение доли контейнерных грузов. |
7 |
Доступность центрального делового района, других центров деловой активности, аэропорта (с учетом и без учета транспортных задержек) |
Обеспечение 1-часовой доступности делового центра, аэропорта для всех селитебных районов города и пригородной зоны. |
8 |
Доступность объектов социальной и досуговой сферы, рекреационных зон (с учетом и без учета транспортных задержек) |
Обеспечение шаговой доступности до объектов повседневного пользования, доступности на общественном транспорте до социально значимых объектов районного и городского значения. |
9 |
Подвижность населения, доля подвижности по культурно-бытовым и досуговым целям |
Обеспечение роста подвижности не менее, чем на 10% |
10 |
Качество коммуникационного пространства (благоустройство путей сообщения, удобство ориентации в городе, безопасность и надежность движения, уровень негативного влияния движения на городскую деятельность, привлекательность для активного населения). |
Восстановление благоустройства на всех улицах города. Устройство современных пешеходных и велосипедных путей сообщения. Снижение аварийности на улицах. Улучшение информационного обеспечения передвижений населения. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.