Руководящий документ РД 03-12-2005
"Положение о порядке разработки руководящих документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору"
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 апреля 2005 г. N 219)
14 августа 2007 г.
Дата введения 20 апреля 2005 г.
Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения, регистрации, рассылки, хранения, изменения, пересмотра руководящих документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, требования к их построению, изложению, оформлению, процедуры признания утратившими силу и отмены действующих приказов Службы об утверждении и введении в действие руководящих документов и изменений к ним.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, согласования, утверждения, регистрации, рассылки, хранения, изменения, пересмотра руководящих документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), требования к их построению, изложению, оформлению, процедуры признания утратившими силу и отмены действующих приказов Службы об утверждении и введении в действие руководящих документов и изменений к ним.
Требования настоящего Положения являются обязательными для работников структурных подразделений центрального аппарата, территориальных органов Службы и находящихся в ее ведении организаций, на которых возлагаются организация и осуществление вышеуказанных работ с руководящими документами.
Примечание - Изложенные в настоящем Положении требования в равной мере распространяются как на территориальные органы Службы, так и на находящиеся в ее ведении организации. В связи с этим в последующем тексте для упрощения его изложения эти организации упоминаться не будут (во всех случаях, кроме особо оговоренных, под территориальными органами следует иметь в виду и вышеупомянутые организации).
2. Действие настоящего Положения не распространяется на порядок разработки федеральных норм и правил и руководств по безопасности в области использования атомной энергии.
В отношении руководящих документов нормативно-правового характера, подпадающих под действие Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, настоящее Положение применяется в части, не противоречащей указанным Правилам.
3. К руководящим документам Службы относятся:
а) документы, устанавливающие правила организации и осуществления внутренней деятельности Службы, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, - нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности Службы, принимаемые в пределах предоставленных ей полномочий;
б) документы, определяющие статус, полномочия, функции и организацию деятельности структурных подразделений*(1) центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также обязанности и права ее работников (за исключением конкретных должностных инструкций).
4. Руководящие документы Службы (далее - руководящие документы) в зависимости от значимости излагаемых в них вопросов и масштабов регламентируемой ими деятельности разрабатываются и издаются в виде положений, инструкций, методических указаний, типовых документов.
Положение - документ, определяющий общие правила организации и выполнения работ по конкретному направлению сферы деятельности Службы.
В виде положений разрабатываются и издаются также руководящие документы, указанные в подпункте "б" п. 3 настоящего Положения.
Инструкция - документ, устанавливающий порядок осуществления каких-либо мероприятий (работ) в пределах конкретного направления сферы деятельности Службы.
Методические указания - документ, определяющий совокупность и последовательность (порядок) действий по частным вопросам конкретного направления сферы деятельности Службы.
Типовой документ - документ, устанавливающий типичные для определенного вида деятельности требования к структуре, объему и содержанию мероприятий, подлежащих выполнению, и являющийся, как правило, основой для составления соответствующих рабочих документов, учитывающих фактические условия и специфику проводимых работ.
Методические указания и типовые документы не должны иметь нормативный правовой характер (т.е. в них не могут содержаться правовые нормы, под которыми понимаются общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение).
Службой могут разрабатываться и издаваться также руководящие документы с названиями "Порядок" и "Требования" (в случаях, когда необходимость разработки Службой документа с соответствующим названием прямо предусмотрена федеральным законом или нормативным правовым актом Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации).
(Измененная редакция, Изм. N 1)
5. Требования руководящих документов (включая приложения к ним) являются обязательными для лиц и организаций, деятельность которых регламентируется этими документами, если иное не оговорено в конкретном руководящем документе.
6. Руководящие документы в зависимости от срочности решения вопросов, подлежащих регламентации в этих документах, могут разрабатываться в плановом и внеплановом порядке.
7. Процесс разработки руководящего документа состоит из следующих этапов:
а) разработка первой редакции проекта руководящего документа и направление ее на отзыв заинтересованным подразделениям центрального аппарата, заинтересованным территориальным органам Службы*(2) и Управлению организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности;
б) рассмотрение поступивших отзывов на первую редакцию проекта руководящего документа, подготовка на их основе сводки отзывов и направление ее заинтересованным подразделениям центрального аппарата, заинтересованным территориальным органам, Управлению организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности;
в) проведение совещания с полномочными представителями заинтересованных подразделений центрального аппарата и Управления организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности по обсуждению сводки отзывов;
г) разработка второй редакции проекта руководящего документа с учетом результатов обсуждения сводки отзывов;
д) направление второй редакции проекта руководящего документа заинтересованным подразделениям центрального аппарата и Управлению организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности для рассмотрения и определения возможности ее согласования;
е) рассмотрение поступивших от заинтересованных подразделений центрального аппарата и Управления организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности предложений и замечаний ко второй редакции проекта руководящего документа (совместно с полномочными представителями указанных подразделений) и оформление протокола о результатах рассмотрения этих предложений и замечаний;
ж) рассмотрение спорных вопросов по содержанию второй редакции проекта руководящего документа (совместно с полномочными представителями всех заинтересованных подразделений центрального аппарата) и оформление протокола о результатах рассмотрения этих вопросов;
з) формирование окончательной редакции проекта руководящего документа*(3);
и) проведение работ, связанных с подготовкой к представлению на утверждение окончательной редакции проекта руководящего документа *(4);
к) предъявление на проверку в Управление организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности окончательной редакции проекта руководящего документа совместно с сопровождающими ее документами *(5);
л) представление окончательной редакции проекта руководящего документа на утверждение.
Под заинтересованными подразделениями центрального аппарата и заинтересованными территориальными органами следует понимать соответствующие подразделения и органы, на которые предусматривается возложить выполнение и/или контроль за выполнением требований разрабатываемого руководящего документа.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
8. Проекты руководящих документов должны разрабатываться и представляться на утверждение в сроки, установленные для соответствующих этапов. При невозможности по каким-либо причинам соблюсти тот или иной срок начальник подразделения - разработчика проекта руководящего документа должен не позднее чем за 10 рабочих дней до истечения установленного срока представить руководителю Службы докладную записку с объяснением причин задержки и просьбой о переносе этого срока.
Независимо от результатов рассмотрения докладной записки, начальник подразделения - разработчика проекта руководящего документа обязан обеспечить передачу (направление) копий указанной записки с резолюцией руководителя Службы в Контрольное управление и Управление организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
8а. Название разрабатываемого проекта руководящего документа должно точно соответствовать его названию, определенному в годовом плане разработки руководящих документов Службы или в приказе (распоряжении) руководителя Службы о разработке этого руководящего документа.
При выявлении в процессе разработки проекта руководящего документа необходимости уточнения его названия это уточнение осуществляется с разрешения руководителя Службы или лица, исполняющего его обязанности (после предварительного согласования уточняемого названия с Управлением организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности).
(Введен дополнительно, Изм. N 1)
II. Разработка проектов руководящих документов
9. Разработка проектов руководящих документов осуществляется, как правило, подразделениями центрального аппарата.
10. Исходные данные по организации разработки проектов руководящих документов (подразделения - разработчики проектов руководящих документов и подразделения - соисполнители, сроки готовности первых редакций проектов к рассылке на отзыв и готовности окончательных редакций проектов к утверждению) определяются:
- для документов, подлежащих разработке в плановом порядке, - годовым планом разработки руководящих документов Службы;
- для документов, подлежащих разработке во внеплановом порядке, - приказами (распоряжениями) руководителя Службы.
11. Персональную ответственность за своевременную и качественную разработку проекта руководящего документа несет начальник подразделения - разработчика этого проекта (далее - ответственный за разработку проекта руководящего документа).
Указанное должностное лицо своим решением назначает для разработки проекта руководящего документа группу работников (авторский коллектив) или одного работника.
12. В необходимых случаях, исходя из степени сложности и разнородности тематики вопросов, подлежащих регламентации в проекте руководящего документа, а также с учетом предполагаемого значительного объема этого документа, его разработка приказом (распоряжением) руководителя Службы может быть возложена на авторский коллектив, формируемый из работников нескольких подразделений. Этим же приказом (распоряжением) один из начальников указанных подразделений назначается ответственным за разработку данного проекта.
13. Приказом (распоряжением) руководителя Службы разработка проекта того или иного руководящего документа может быть возложена на территориальный орган Службы или находящуюся в ее ведении организацию. В этом случае руководитель соответствующего органа, организации своим решением назначает авторский коллектив для разработки проекта руководящего документа и оставляет за собой или возлагает на одного из своих заместителей обязанности ответственного за разработку указанного проекта.
14. До начала разработки первой редакции проекта руководящего документа авторский коллектив*(6) должен:
- ознакомиться с историей вопроса, подлежащего регламентации в документе;
- изучить являющиеся основой для разработки документа законодательные и иные нормативные правовые акты, положения которых предусматривается конкретизировать применительно к деятельности Службы;
- проанализировать касающиеся существа разрабатываемого документа научную литературу (если таковая имеется) и результаты исследований (если таковые проводились).
15. Построение, изложение и оформление проектов руководящих документов осуществляются в соответствии с требованиями, установленными в приложениях N 1 - 4 к настоящему Положению.
16. Ответственный за разработку проекта руководящего документа обязан систематически контролировать процесс подготовки этого документа и оказывать авторскому коллективу (работнику, самостоятельно разрабатывающему проект руководящего документа) необходимую консультативную помощь.
17. Разработанная первая редакция проекта руководящего документа (далее - первая редакция) в отпечатанном виде представляется ответственному за разработку проекта данного руководящего документа, который обеспечивает проверку указанной редакции на предмет согласованности изложенных в ней требований с положениями соответствующих законодательных и иных нормативных правовых актов и ее соответствия содержащимся в настоящем Положении требованиям (в части порядка построения, изложения и оформления проектов руководящих документов).
После проверки (а при необходимости - и корректировки) первая редакция визируется ответственным за разработку проекта руководящего документа и с сопроводительным письмом направляется на отзыв заинтересованным подразделениям центрального аппарата, Управлению организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности, заинтересованным территориальным органам. При этом в сопроводительном письме указывается основание для разработки руководящего документа (пункт годового плана разработки руководящих документов Службы или номер и дата соответствующего приказа или распоряжения руководителя Службы). Письмо подписывает ответственный за разработку проекта руководящего документа*(7).
(Измененная редакция, Изм. N 1)
18. Начальники заинтересованных подразделений центрального аппарата, Управления организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности, руководители заинтересованных территориальных органов с получением первой редакции обязаны организовать работу по ее рассмотрению и подготовке отзыва.
При этом:
а) в случае отсутствия предложений и замечаний отзыв оформляется в виде соответствующего уведомительного письма;
б) в случае наличия предложений и замечаний отзыв оформляется в виде перечня*(8) этих предложений и замечаний, при этом каждое включенное в него предложение и замечание должно сопровождаться обоснованием необходимости его реализации. Не нуждаются в обосновании предложения и замечания, направленные на устранение нарушений Правил русского языка (т.е. орфографических, пунктуационных, стилистических ошибок и иных отступлений от упомянутых Правил).
(Измененная редакция, Изм. N 1)
19. Указанные в п. 18 настоящего Положения начальники и руководители при определении срока представления по назначению отзыва на первую редакцию должны исходить из следующих предельных нормативов:
а) время, предусматриваемое для рассмотрения первой редакции, в том числе для подготовки отзыва на нее, не должно превышать пятнадцати рабочих дней (считая со дня поступления этой редакции в подразделение центрального аппарата, территориальный орган);
б) время, предусматриваемое для доставки отзыва на первую редакцию из одного подразделения центрального аппарата в другое или в территориальный орган, находящийся в Москве, не должно превышать трех рабочих дней;
в) время, предусматриваемое для почтовой пересылки отзыва на первую редакцию между подразделением центрального аппарата и территориальным органом, не находящимся в Москве, не должно превышать четырнадцати календарных дней.
Если к сроку, исчисленному в соответствии с вышеуказанными нормативами, отзыв на первую редакцию по назначению не поступил, то ответственный за разработку проекта руководящего документа вправе в его второй редакции не учитывать этот отзыв.
Примечание - Упоминаемую в подпункте "б" настоящего пункта доставку отзыва по назначению осуществляет работник, назначаемый для этой цели распоряжением начальника соответствующего подразделения центрального аппарата (руководителя соответствующего территориального органа).
20. Если в отзывах заинтересованных подразделений центрального аппарата, Управления организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности, заинтересованных территориальных органов на первую редакцию содержатся предложения и замечания, то авторский коллектив обязан включить их в сводку отзывов, составляемую по форме приложения N 5 к настоящему Положению, изложить в ней в отношении каждого предложения и замечания свое заключение (а при отклонении какого-либо предложения, замечания - привести обоснование соответствующего заключения) и представить указанную сводку ответственному за разработку проекта руководящего документа для принятия решения о приемлемости подготовленных заключений.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
21. После принятия решения, предусмотренного п. 20 настоящего Положения, сводка отзывов подписывается ответственным за разработку проекта руководящего документа и направляется начальникам заинтересованных подразделений центрального аппарата, Управления организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности, руководителям заинтересованных территориальных органов, которые должны организовать рассмотрение этой сводки и в срок не более десяти рабочих дней после ее получения направить вышеуказанному ответственному лицу официальное сообщение об отсутствии предложений и замечании к ней или об их наличии (с указанием существа замечаний и обоснованием необходимости их реализации).
Ответственный за разработку проекта руководящего документа учитывает в дальнейшей работе над ним только те официальные сообщения, которые (с учетом времени, отведенного для рассмотрения сводки отзывов) поступили по назначению без превышения предельных нормативов, указанных в подпунктах "б" и "в" п. 19 настоящего Положения.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
22. После получения предложений и замечаний по сводке отзывов ответственный за разработку проекта руководящего документа проводит с полномочными представителями заинтересованных подразделений центрального аппарата и Управления организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности совещание по обсуждению этой сводки, по результатам которого авторский коллектив составляет соответствующий протокол (подлежащий подписанию всеми участниками совещания) и в соответствии с ним разрабатывает вторую редакцию проекта руководящего документа. Указанная редакция по завершении ее оформления и выверки должна быть завизирована ответственным за разработку проекта руководящего документа.
Примечание - Совещание по обсуждению сводки отзывов допускается не проводить, если стороны, т.е. заинтересованные подразделения центрального аппарата, Управление организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности (с одной стороны) и ответственный за разработку проекта руководящего документа (с другой стороны) составили протокол о том, что сделанные по сводке отзывов предложения и замечания не имеют принципиального значения и решения по их реализации могут быть приняты в рабочем порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
III. Согласование проектов руководящих документов
23. Разработанная вторая редакция проекта руководящего документа (далее - вторая редакция) подлежит обязательному направлению заинтересованным подразделениям центрального аппарата и Управлению организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности (далее в настоящей главе - заинтересованные подразделения) для рассмотрения и определения возможности ее согласования, на что устанавливается срок не более десяти рабочих дней (считая со дня поступления указанной редакции в заинтересованное подразделение).
Примечание - К направляемой в Контрольное управление второй редакции прилагается проект пояснительной записки для юридической экспертизы достоверности содержащихся в ней заключений, предусмотренных подпунктами "б" и "в" п. 30 настоящего Положения.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
24. В зависимости от результатов рассмотрения второй редакции начальник заинтересованного подразделения принимает решение о ее согласовании или о направлении подразделению - разработчику этой редакции предложений и замечаний к ней.
Решение о согласовании второй редакции реализуется в виде уведомительного письма, а решение о направлении предложений и замечаний к ней - в виде перечня предложений и замечаний, составляемого в соответствии с требованиями подпункта "б" п. 18 настоящего Положения. Указанные документы правомочен подписывать начальник подразделения, а перечень предложений и замечаний, кроме того, заместитель начальника подразделения.
Каждый из упомянутых документов должен быть подготовлен и направлен по назначению не позднее срока, установленного для рассмотрения второй редакции.
Если по истечении вышеуказанного срока информация о согласовании второй редакции или о замечаниях к ней по назначению не поступила, то ответственный за разработку проекта руководящего документа вправе представить его на утверждение без дальнейшего ожидания этой информации.
25. Предложения и замечания ко второй редакции рассматриваются разработавшим данную редакцию авторским коллективом совместно с полномочными представителями подразделений - авторов этих предложений и замечаний. Результаты рассмотрения оформляются протоколом (подлежащим подписанию ответственным за разработку проекта руководящего документа и вышеуказанными полномочными представителями), где раздельно указываются предложения и замечания, по которым достигнуто согласие сторон, и предложения и замечания, по которым согласие сторон не достигнуто из-за сохранившегося различия в их позициях. Предложения и замечания, по которым достигнуто согласие сторон, подлежат учету во второй редакции.
Предложения и замечания, по которым согласие сторон не достигнуто, выносятся, как спорные вопросы, на проводимое с участием полномочных представителей всех заинтересованных подразделений совещание по урегулированию этих вопросов (согласительное совещание).
Если на указанном совещании спорные вопросы урегулированы, то взаимоприемлемые решения по ним подлежат учету во второй редакции.
Если на указанном совещании урегулировать спорные вопросы не представилось возможным, то вышеупомянутый авторский коллектив составляет справку о разногласиях (по форме, приведенной в приложении N 6 к настоящему Положению), которую подписывают ответственный за разработку проекта руководящего документа и начальник соответствующего заинтересованного подразделения (начальники соответствующих заинтересованных подразделений). Справка предназначается для представления должностному лицу, указанному в подпункте "а" п. 28 настоящего Положения.
26. Факт согласования второй редакции фиксируется в листе согласования (приложение N 7 к настоящему Положению).
27. В случае, когда разрабатываемый проект руководящего документа имеет нормативно-правовой характер, его вторая редакция, наряду с согласованием, предусмотренным настоящей главой, подлежит также согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также если в вышеуказанном проекте содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласование с министерствами и ведомствами оформляется в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
IV. Утверждение и введение в действие руководящих документов
28. До представления проекта руководящего документа на утверждение ответственный за его разработку обязан:
а) при наличии разногласий по содержанию этого документа представить руководителю Службы (или по его поручению - одному из заместителей руководителя) справку о разногласиях и в соответствии с принятыми по ним решениями обеспечить корректировку данного документа;
б) поручить одному из членов авторского коллектива получить в Управлении организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности информацию о присвоенном данному документу буквенно-цифровом обозначении и внести это обозначение в его титульный лист (присвоение буквенно-цифровых обозначений проектам руководящих документов вышеупомянутое управление осуществляет в соответствии с приложением N 8 к настоящему Положению);
29. После выполнения мероприятий, перечисленных в п. 28 настоящего Положения, ответственный за разработку проекта руководящего документа должен организовать:
а) проведение работ, связанных с подготовкой к представлению на утверждение окончательной редакции;
30. В порядке выполнения требования подпункта "а" п. 29 настоящего Положения должны быть подготовлены проект приказа Службы об утверждении и введении в действие руководящего документа (далее - проект приказа) и пояснительная записка, в которой указываются:
а) основание для разработки руководящего документа;
б) перечень законодательных и иных нормативных правовых актов, являющихся базой для разработки руководящего документа, и заключение о соответствии содержания его проекта положениям (требованиям) вышеуказанных актов;
в) заключение о необходимости или отсутствии необходимости представления руководящего документа на государственную регистрацию (с соответствующим обоснованием);
г) подразделения центрального аппарата и территориальные органы, от которых не поступили (или поступили позже установленного срока) и в связи с этим не учтены отзывы на первую редакцию проекта руководящего документа;
д) подразделения центрального аппарата, от которых не поступила (или поступила позже установленного срока) и в связи с этим не учтена информация по вопросу согласования второй редакции проекта руководящего документа или информация о предложениях и замечаниях к ней;
е) руководящие документы, которые необходимо признать утратившими силу или в которые надлежит внести изменения в связи с предстоящим утверждением и введением в действие данного руководящего документа;
ж) сведения о руководителе и персональном составе авторского коллектива (или о работнике, самостоятельно разработавшем руководящий документ) - занимаемые должности, фамилии, инициалы.
К проекту приказа и пояснительной записке (которая подписывается ответственным за разработку проекта руководящего документа) приобщаются оформленные в установленном порядке лист согласования проекта руководящего документа, справка о разногласиях по этому проекту, если таковые имели место, и указатель рассылки соответствующего приказа.
Примечание - При составлении указателей рассылки приказов необходимо иметь в виду, что приказ об утверждении и введении в действие положения о подразделении центрального аппарата Службы должен направляться всем входящим в ее состав подразделениям центрального аппарата и территориальным органам, а также организациям, находящимся в ведении Службы, равно как приказ об утверждении и введении в действие положения о территориальном органе Службы должен направляться всем входящим в ее состав подразделениям центрального аппарата и территориальным органам, а также организациям, находящимся в ведении Службы. Изложенный порядок распространяется также на приказы об утверждении и введении в действие изменений к вышеупомянутым положениям и на приказы о признании утратившими силу (отмене) действующих приказов об утверждении и введении в действие соответствующих положений и изменений к ним.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
31. В порядке выполнения требования подпункта "б" п. 29 настоящего Положения окончательная редакция должна быть предъявлена в Управление организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности для проверки соблюдения в данной редакции требований приложений N 1-4 к настоящему Положению и правильности указания буквенно-цифрового обозначения на ее титульном листе. Вместе с окончательной редакцией предъявляются все перечисленные в п. 30 настоящего Положения документы для проверки выполнения предусмотренных требований к их содержанию и оформлению.
Указанные проверки осуществляет уполномоченный на это работник вышеупомянутого управления (далее - уполномоченный работник), который при отсутствии замечаний к предъявленным документам визирует проект приказа об утверждении и введении в действие руководящего документа, а при наличии замечаний докладывает об этом начальнику управления и при его согласии с замечаниями доводит их (как правило - в рабочем порядке) до представителя подразделения - разработчика проекта руководящего документа. В последнем случае уполномоченный работник визирует проект соответствующего приказа только после того, как лично убедится в факте учета в соответствующих документах всех сделанных им замечаний.
Примечание - Окончательные редакции проектов руководящих документов, утверждение которых согласно годовому плану разработки руководящих документов Службы предусмотрено в четвертом квартале, должны предъявляться на установленную настоящим пунктом проверку (вместе с документами, указанными в п. 30 настоящего Положения) не позднее 15 ноября.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
32. Окончательная редакция представляется на утверждение руководителю Службы (лицу, исполняющему его обязанности) только при полном выполнении мероприятий, предусмотренных пп. 28 - 31 настоящего Положения, и наличии на проекте приказа об утверждении и введении в действие руководящего документа виз соответствующих должностных лиц (в том числе заместителя руководителя Службы, организующего и координирующего деятельность, в сфере которой будет действовать руководящий документ).
Одновременно с окончательной редакцией руководителю Службы (лицу, исполняющему его обязанности) представляются проект приказа об утверждении и введении в действие руководящего документа, пояснительная записка*(10) и лист согласования проекта руководящего документа.
Представление руководителю Службы (лицу, исполняющему его обязанности) перечисленных в настоящем пункте документов осуществляется в порядке, установленном для представления проектов приказов и распоряжений Службы.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
33. Проект приказа об утверждении и введении в действие руководящего документа оформляется и согласовывается в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В части указания в упомянутом проекте даты введения руководящего документа в действие необходимо руководствоваться следующим:
- если руководящий документ не имеет нормативно-правового характера и вследствие этого не нуждается в государственной регистрации, то в проекте соответствующего приказа необходимо указывать дату введения в действие этого руководящего документа, определяемую с учетом времени, затрачиваемого на размножение приказа и руководящего документа, их пересылку из центрального аппарата Службы соответствующим адресатам и времени, необходимого для изучения на местах указанных документов; в исключительных случаях, обусловленных необходимостью срочного доведения руководящего документа до адресатов, допускается устанавливать дату введения его в действие по дню подписания соответствующего приказа;
- если руководящий документ имеет нормативно-правовой характер и в связи с этим подлежит представлению на государственную регистрацию, то дата введения его (вступления в силу) в проекте соответствующего приказа, как правило, не указывается и определяется после возвращения этого документа с государственной регистрации (с учетом времени, необходимого для официального опубликования данного документа), за исключением случаев, когда введение руководящего документа (вступления в силу) необходимо предусмотреть по истечении времени, требующегося для выполнения мероприятий, связанных с этим документом и долженствующих быть завершенными до начала (вступления в силу); во всех таких случаях введение руководящего документа (вступления в силу) не ставится в зависимость от срока его официального опубликования, но не должно предусматриваться раньше срока, установленного для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
34. Если в связи с предстоящим вступлением в силу нового руководящего документа возникает необходимость признания каких-либо действующих руководящих документов утратившими силу и/или подлежащими корректировке, то в проекте приказа об утверждении и введении в действие нового руководящего документа должен быть предусмотрен пункт о признании утратившими силу приказов об утверждении и введении в действие действующих руководящих документов и/или пункт об утверждении и введении в действие изменений в действующие руководящие документы, при этом изменения в каждый действующий руководящий документ должны подготавливаться в виде отдельного приложения к соответствующему приказу и оформляться согласно требованиям п. 43 настоящего Положения.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
V. Регистрация, размножение, рассылка и хранение руководящих документов
35. Подлинник руководящего документа в срок не более двух рабочих дней после подписания приказа об утверждении и введении его в действие и регистрации этого приказа в установленном порядке в Управлении делами подлежит представлению на регистрацию в Управление организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности.
Одновременно с подлинником руководящего документа на регистрацию в Управление организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности представляется его копия в формате, идентичном формату подлинника (вместе с копией приказа об утверждении и введении в действие данного руководящего документа, копией листа согласования проекта руководящего документа (далее - лист согласования) и копией указателя рассылки приказа*(11)). При этом в титульных листах подлинника руководящего документа и его копии должны быть полностью заполнены реквизиты утверждения и введения в действие. Качество печати подлинника руководящего документа должно обеспечивать возможность снятия с него копий с ясно различимым текстом.
Примечание - Подлинник руководящего документа, подпадающего под действие Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, и его копия представляются на регистрацию в Управление организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности в срок не позднее двух рабочих дней после возвращения этого руководящего документа из Министерства юстиции Российской Федерации.
В случае, когда руководящий документ возвращен с отказом в его государственной регистрации (по причине его несоответствия законодательству Российской Федерации или иным обоснованным мотивам), дальнейший порядок действий с ним определяется соответствующими требованиями Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
36. Регистрация подлинника руководящего документа и его копии в Управлении организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности осуществляется путем постановки оттиска специального штампа на лицевой стороне титульного листа (в предусмотренном для этого месте) и внесения даты регистрации документа и его регистрационного номера в соответствующие строки оттиска.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
37. После регистрации, предусмотренной п. 36 настоящего Положения, подлинник руководящего документа незамедлительно передается представителем подразделения, разработавшего этот документ, в Управление делами вместе с подлинниками соответствующего приказа, листа согласования и указателя рассылки.
Копия руководящего документа после ее регистрации в Управлении организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности остается (вместе с копиями соответствующего приказа, листа согласования и указателя рассылки) в этом управлении для использования в качестве контрольного экземпляра.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
38. С целью информационного обеспечения деятельности Службы (в том числе в локальной сети ее центрального аппарата) каждое подразделение, разработавшее руководящий документ, обязано в срок не более двух рабочих дней после его регистрации в Управлении организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности передать этот руководящий документ и соответствующий приказ, исполненные на машиночитаемом носителе, в Управление делами с подписанным начальником подразделения сопроводительным письмом, в котором должно быть подтверждено соответствие текста на машиночитаемом носителе подлиннику утвержденного руководящего документа.
Предварительно в титульный лист руководящего документа (который должен точно соответствовать утвержденному подлиннику) вносятся номер и дата приказа о его утверждении и введении в действие, а также дата введения этого документа в действие. Для подготовки текстов документов следует использовать текстовые редакторы, позволяющие сохранять текст в формате Word.
Имя файла, содержащего текст руководящего документа, должно соответствовать буквенно-цифровому обозначению этого документа (например, файл, содержащий текст руководящего документа с буквенно-цифровым обозначением РД-03-82-2005, должен иметь имя РД-03-82-2005).
Имя файла, содержащего текст приказа, должно состоять из семизначного числа, в котором первые четыре цифры являются цифрами года его утверждения, а остальные - номером приказа в трехразрядной нумерации с добавлением к этому номеру через тире букв "пр" (например, файл, содержащий текст приказа 2005 года N 69, должен иметь имя 2005069-пр).
В порядке, установленном настоящим пунктом, передаче в Управление делами подлежат также исполненные на машиночитаемых носителях изменения в руководящие документы и приказы об их утверждении и введении в действие, а также приказы о признании утратившими силу (отмене) действующих приказов об утверждении и введении в действие руководящих документов и изменений к ним.
В части, касающейся передачи исполненных на машиночитаемых носителях изменений в руководящие документы, следует иметь в виду, что имя файла, содержащего текст изменения, должно состоять из сокращения "Изм. N _______ в" и буквенно-цифрового обозначения руководящего документа, к которому относится соответствующее изменение (например, файл, содержащий текст Изменения N 2 в РД-03-12-2005, должен иметь имя Изм. N 2 в РД-03-12-2005).
(Измененная редакция, Изм. N 1)
39. Размножение и рассылку утвержденных руководящих документов (в соответствии с указателями рассылки) осуществляет Управление делами, при этом работники указанного управления вправе принимать на размножение только те руководящие документы, которые прошли регистрацию в порядке, установленном п. 36 настоящего Положения.
Примечание - Согласно Федеральному закону "Об обязательном экземпляре документов" утвержденные руководителем Службы и зарегистрированные Министерством юстиции Российской Федерации несекретные руководящие документы подлежат направлению (в двух экземплярах) в Парламентскую библиотеку Российской Федерации.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
40. Подразделения, разработавшие и представившие на утверждение руководящие документы, в отношении порядка хранения этих и связанных с ними других документов должны руководствоваться следующим:
а) полученные от Управления делами (в порядке общей рассылки) копии руководящих документов и копии приказов об их утверждении и введении в действие подлежат хранению в деле с приказами в течение сроков, установленных для этих видов документов;
б) пояснительные записки к проектам руководящих документов и справки о разногласиях по ним подлежат хранению, как правило, в специально предназначенном для этого деле (далее - специальное дело). К указанным запискам и справкам приобщаются изготовленные в соответствующем подразделении копии полностью оформленных листов согласования и указателей рассылки. Относящиеся к конкретному руководящему документу вышеперечисленные документы должны храниться в течение всего срока его действия.
Примечание - С целью удобства ведения справочной работы по руководящим документам рекомендуется все названные в настоящем пункте документы, относящиеся к конкретному руководящему документу, хранить в специальном деле совместно. Для реализации этой рекомендации допускается для замещения документов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта (которые подлежат хранению только в деле с приказами), изготавливать в соответствующем подразделении по одной их копии, приобщаемой к остальным документам.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
VI. Внесение изменений в руководящие документы
41. Внесение изменений в руководящие документы осуществляется при необходимости замены, дополнения или исключения содержащихся в них отдельных положений (требований).
42. Надобность во внесении изменений в руководящие документы обуславливается, как правило, изданием (уточнением) федеральных законов и/или иных нормативных правовых актов, содержащих новые (измененные) положения, касающиеся существа этих руководящих документов, а также целесообразностью внедрения в практическую деятельность других (отличающихся от ранее принятых) форм и методов осуществления конкретной деятельности.
43. Подготовка проектов изменений, их согласование, утверждение, введение в действие и регистрация организуются и осуществляются в порядке, установленном для соответствующих этапов разработки руководящих документов.
При этом утверждение и введение в действие изменений в каждый руководящий документ должно предусматриваться отдельным (самостоятельным) приказом, за исключением случаев, определенных в п. 34 настоящего Положения.
44. При подготовке проектов изменений необходимо руководствоваться установленной для них формой и пояснениями к ней (приложения N 9 и 10 к настоящему Положению).
45. Каждому изменению присваивается индивидуальный порядковый номер и определяется дата, начиная с которой данное изменение вводится в действие. Обязанности по присвоению этих номеров и определению дат введения изменений в действие возлагаются на подразделения, осуществлявшие подготовку проектов соответствующих изменений.
46. Размножение и рассылка утвержденных изменений осуществляются в соответствии с требованиями п. 39 настоящего Положения.
47. Хранение изменений в подразделениях - их разработчиках осуществляется в порядке, установленном п. 40 настоящего Положения.
VII. Пересмотр руководящих документов
48. Под пересмотром руководящего документа следует понимать рассмотрение его содержания на предмет оценки соответствия изложенных в нем положений требованиям действующих на момент пересмотра законодательных и иных нормативных правовых актов, непосредственно касающихся существа данного документа.
49. Пересмотр руководящих документов организуется ежегодно начальниками подразделений, разработавших эти документы, и проводится, как правило, в период, предшествующий этапу подготовки и представления подразделениями центрального аппарата предложений в проекты годовых планов разработки руководящих документов Службы.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
50. В зависимости от результатов рассмотрения, проведенного согласно п. 48 настоящего Положения, в отношении руководящего документа, подвергшегося пересмотру, может быть принято одно из следующих решений:
а) о разработке нового руководящего документа взамен действующего (в случаях, когда очевидна необходимость изменения концепции действующего руководящего документа или когда для приведения этого документа в соответствие с требованиями актов, указанных в п. 48 настоящего Положения, требуется внести в него столь большое количество изменений, что более рациональным представляется путь разработки нового руководящего документа);
б) о внесении в действующий руководящий документ изменений (в случае, когда их намечаемое существо не повлечет за собой изменения его концепции, а количество вносимых изменений не создаст существенных затруднений в пользовании этим документом);
в) о сохранении в силе действующего руководящего документа (в случае, когда его содержание полностью соответствует требованиям актов, указанных в п. 48 настоящего Положения).
51. По завершении процесса пересмотра руководящих документов начальник соответствующего подразделения отдает распоряжения (по подчиненности):
- для реализации решения, принятого согласно подпункту "а" п. 50 настоящего Положения, - о внесении в установленном порядке и в предусмотренный срок в проект годового плана разработки руководящих документов Службы предложения о разработке нового руководящего документа взамен действующего;
- для реализации решения, принятого согласно подпункту "б" п. 50 настоящего Положения, - о подготовке и представлении руководителю Службы в трехмесячный срок проекта изменений в действующий руководящий документ и проекта приказа об утверждении и введении их в действие.
VIII. Признание утратившими силу и отмена действующих приказов об утверждении и введении в действие руководящих документов
52. Действующие приказы об утверждении и введении в действие руководящих документов в зависимости от конкретных оснований могут признаваться утратившими силу или отменяться.
53. Основаниями для признания утратившим силу действующего приказа об утверждении и введении в действие руководящего документа являются:
- принятие законов и/или введение в действие нормативных правовых актов, положения которых отменяют или принципиально изменяют установленный руководящим документом порядок действий в определенной сфере деятельности или в ее конкретном направлении;
- потеря актуальности руководящего документа в целом или его преобладающей части (под потерей актуальности следует понимать отсутствие практической надобности в дальнейшем существовании документа, в том числе в связи с его заменой на новый руководящий документ).
54. Основаниями для отмены действующего приказа об утверждении и введении в действие руководящего документа являются:
- требование Министерства юстиции Российской Федерации;
- решение руководителя Службы.
55. Признание утратившим силу или отмена действующего приказа об утверждении и введении в действие руководящего документа*(12) осуществляется соответствующим приказом, при этом:
а) подготовленный проект приказа о признании утратившим силу действующего приказа подлежит согласованию с начальниками подразделений центрального аппарата, которые согласовали проект соответствующего руководящего документа при его подготовке к утверждению и введению в действие;
б) подготовленный проект приказа об отмене действующего приказа подлежит согласованию с начальниками Управления организационно-правового обеспечения регулирующей деятельности, Управления делами и Контрольного управления.
После согласования с вышеуказанными должностными лицами подготовленный проект приказа о признании утратившим силу или об отмене действующего приказа должен быть представлен на визирование заместителю руководителя Службы, организующему и координирующему деятельность, в сфере которой действует признаваемый утратившим силу или отменяемый руководящий документ.
Вместе с подготовленным проектом приказа руководителю Службы и его заместителю, упомянутому в предыдущем абзаце, представляется пояснительная записка, обосновывающая необходимость признания утратившим силу или отмены действующего приказа с указанием конкретного основания из числа указанных в пп. 53 и 54 настоящего Положения.
(Измененная редакция, Изм. N 1)
56. Подготовка проекта приказа о признании утратившим силу или об отмене действующего приказа и составление пояснительной записки возлагаются на подразделение, осуществлявшее подготовку соответствующего руководящего документа к утверждению и введению в действие, или на подразделение, подготовившее новый руководящий документ взамен отменяемого.
______________________________
*(1) Далее структурные подразделения именуются - подразделения.
*(2) Далее подразделения центрального аппарата и территориальные органы Службы именуются соответственно - подразделения центрального аппарата и территориальные органы.
*(3) Под формированием окончательной редакции проекта руководящего документа следует понимать мероприятия, выполняемые согласно требованиям п. 28 настоящего Положения.
*(4) Существо работ определено в п. 30 настоящего Положения.
*(5) Номенклатура документов определена в п. 31 настоящего Положения.
*(6) Задачи и функции, возложенные настоящим Положением на авторский коллектив, в равной степени распространяются на работника, самостоятельно разрабатывающего проект руководящего документа, если иное не определено ответственным за разработку проекта руководящего документа.
*(7) В настоящем Положении под ответственным за разработку проекта руководящего документа, начальником подразделения центрального аппарата, руководителем территориального органа следует понимать также лицо, официально исполняющее обязанности упомянутого выше ответственного, начальника, руководителя.
*(8) Форма перечня не регламентируется.
*(9) Номенклатура документов определена в п. 31 настоящего Положения.
*(10) Пояснительная записка при положительном результате экспертизы достоверности содержащихся в ней заключений, предусмотренных подпунктами "б" и "в" п. 30 настоящего Положения, должна иметь визу начальника контрольно-правового отдела Контрольного управления (лица, исполняющего его обязанности).
*(11) Далее указатель рассылки приказа именуется - указатель рассылки.
*(12) Далее действующий приказ об утверждении и введении в действие руководящего документа именуется - действующий приказ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определен порядок разработки, согласования, утверждения, регистрации, рассылки, хранения, изменения, пересмотра руководящих документов Ростехнадзора. Приняты требования к их построению, изложению, оформлению, а также процедуры признания утратившими силу и отмены действующих приказов Службы об утверждении и введении в действие руководящих документов и изменений к ним.
Это не касается порядка разработки федеральных норм, правил и руководств по безопасности в области использования атомной энергии.
Проекты разрабатываются как правило подразделениями центрального аппарата, согласуются заинтересованным лицами, отправляются на утверждение и регистрацию. Руководящие документы уточняются, если нужно заменить, дополнить или исключить в них отдельные положения (требования).
Порядок вводится в действие 20 апреля 2005 г.
Руководящий документ РД 03-12-2005 "Положение о порядке разработки руководящих документов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 апреля 2005 г. N 219)
Текст документа приводится по изданию Технорматив, Москва, 2011 г.
Дата введения 20 апреля 2005 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Ростехнадзора от 14 августа 2007 г. N 567