Письмо Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2009 г. N Д06-3146
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел Ваше обращение по вопросам арендной платы за землю в Кировской области и сообщает следующее.
Согласно положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее - Положение), Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов за исключением нормативных правовых актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в Вашем обращении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 65 Кодекса порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 65 Кодекса установлено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Таким образом, определение арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных.
При этом необходимо отметить, что постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с указанным постановлением арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
В соответствии с информацией, предоставленной управлением Роснедвижимости по Кировской области, в настоящее время сведения о Вашем земельном участке, предоставленном на праве аренды для эксплуатации металлического гаража отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, в связи с этим, кадастровая стоимость земельного участка определена Комитетом по имуществу и земельным ресурсам администрации города Котельнича на основании среднего значения удельного показателя квартала городского округа город Котельнич Кировской области в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 15 января 2008 N 119/11 "Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Кировской области" (далее - Постановление), на основании которой и рассчитан размер арендной платы.
Следует отметить, что в соответствии с Постановлением земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок, сгруппированы в один вид разрешенного использования, то есть кадастровая стоимость земельного участка не зависит от вида гаража, находящегося на ней.
Согласно положению "О порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная стоимость на которые не разграничена, и земельных участков, государственная стоимость на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кировской области", утвержденному постановлением Правительством Кировской области от 4 мая 2008 г. N 130/149, значение базовой ставки арендной платы за земельный участок под здания и сооружения гаражных кооперативов, гаражей для хранения индивидуального транспорта, овощных кладов, зданий и сооружений ямных кооперативов установлено в размере 0,3%, а под размещение металлических гаражей, ракушек для хранения индивидуального транспорта - 5%.
Таким образом, определение арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, относится к компетенции соответствующих органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и зависит, в том числе, от устанавливаемой указанными органами ставки арендной платы за использование земельных участков.
В связи с изложенным, по мнению Департамента, в целях пересмотра ставок арендной платы за земельные участки представляется целесообразным обращаться в соответственные органы государственной власти Кировской области или муниципальные образования.
Также следует отметить, что согласно Положению Минэкономразвития России не уполномочено проверять легитимность нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Врио директора Департамента |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 3 ноября 2009 г. N Д06-3146
Текст письма официально опубликован не был