Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел Ваше обращение по вопросу оформления права собственности на земельный участок и сообщает.
Исходя из содержания Вашего обращения и приложенных к обращению материалов следует, что Вы приобретаете право собственности на земельный участок в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, согласно которому предоставление земельных участков для строительства (статья 30), для целей, не связанных со строительством (статья 34), а также приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения (статья 36), осуществляется с предварительной разработкой схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий.
Однако в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации обязанность утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории возложена на орган местного самоуправления.
При этом согласно статье 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Также в своем обращении Вы указываете на трудности, связанные со сроком действия материалов геодезических работ (топографической съемки). Вместе с тем обращаем Ваше внимание на отсутствие в действующем законодательстве Российской Федерации требований к таким срокам.
Дополнительно сообщаем, что особенности государственной регистрации права собственности граждан в упрощенном порядке на земельные участки, предоставленные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, установлены статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
В случае, если гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение то вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы:
- свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
- один из документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 25.2 Закона о регистрации и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Обязательным приложением к указанным документам является кадастровый паспорт соответствующего земельного участка.
При этом государственная регистрация права собственности гражданина на указанные земельные участки осуществляется также в случае, если:
- сведения о площади земельного участка, содержащиеся в представленном для государственной регистрации документе, не соответствуют данным кадастрового паспорта такого земельного участка;
- кадастровый паспорт такого земельного участка не содержит сведений о таком земельном участке в полном объеме, в том числе отсутствуют сведения о местоположении границ такого земельного участка, либо данные сведения нуждаются в уточнении.
Кроме того, в соответствии с частью 11 статьи 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о ранее учтенном земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в объеме, необходимом в соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о кадастре, не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости.
Таким образом, кадастровый паспорт земельного участка может быть выдан и государственная регистрация права собственности на указанный земельный участок может быть осуществлена без проведения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка.
Заместитель директора |
В.В. Абрамченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что проведение работ по уточнению местоположения границ земельного участка условием выдачи кадастрового паспорта и регистрации права собственности не является.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 7 октября 2009 г. N Д23-3284 "Об оформлении права собственности на земельный участок"
Текст письма официально опубликован не был