Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации рассмотрело Ваше обращение от 1 октября 2009 г. N 02а-12м/10893 по вопросу определения административно-территориального места внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду по отношению к размещению отходов производства и потребления и сообщает следующее.
К нормативным правовым актам, регламентирующим исчисление и взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду, относятся постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утвержденные Минприроды России 26 января 1993 г. (зарегистрированы в Минюсте России 24 марта 1993 г. регистрационный N 190).
В соответствии с пунктом 1.6 Инструктивно-методических указаний головные предприятия, имеющие расположенные на отдельных территориях подразделения и филиалы, не являющиеся юридическими лицами, вносят плату за загрязнение этими подразделениями и филиалами по месту их расположения. Это указывает на то, что платежи за размещение отходов производства и потребления должны производится по месту нахождения юридического лица или его филиалов (структурных подразделений).
По результатам административной реформы с 2004 года на Ростехнадзор были возложены функции по нормативному правовому регулированию механизма платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее администрирования. В рамках исполнения указанных функций Ростехнадзор приказом от 24 ноября 2005 г. N 867 утвердил Порядок ведения территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктами 3 указанного Порядка внесение платы производится по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия (объект, прочно связанный с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, а также объект размещения отходов производства и потребления, взрыв, крышные котельные, стационарные платформы, искусственные острова, буровые установки (суда, платформы), а по передвижным объектам негативного воздействия (транспортным средствам, в том числе автомобильным, воздушным, морским судам, судам внутреннего плавания, оборудованным двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе), зарегистрированным на территории одного муниципального образования.
Приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 г. N 204 (в редакции приказа Ростехнадзора от 27 марта 2008 г. N 182), зарегистрированном в Минюсте России 27 июня 2007 г. N 9725, утвержден Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с пунктом 2 расчет представляется плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению каждой производственной единицы, передвижного объекта негативного воздействия, объекта размещения отходов или по своему местонахождению в случае, если разрешительная документация выдана в целом на хозяйствующий субъект. Согласно пункту 19 указанного порядка плательщик производит исчисление и уплату платы отдельно по месту нахождения производственных территорий и объектов размещения отходов по соответствующим муниципальным образованиям.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2001 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый потенциальный плательщик рассматриваемого вида платежей подлежит постановке на учет в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) по местонахождению каждого стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия. В случае, если у плательщика имеется более одного объекта негативного воздействия, плательщик ставится на учет по каждому объекту отдельно.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "10 января 2002 г."
Основанием для постановки на учет является осуществление выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления, облагаемых платой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду представляется плательщиками в территориальные органы Ростехнадзора по местонахождению стационарного объекта негативного воздействия и по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия.
При этом указанный расчет представляется плательщиками ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке Конституционности постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и носит компенсационный характер.
Учитывая, что такая компенсация должна осуществляться по месту нанесения ущерба, а также принимая во внимание, что статьями 51, 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено следующее зачисление платы за негативное воздействие на окружающую среду: в федеральный бюджет по нормативу 20%, в бюджет субъектов Российской Федерации по нормативу 40%, в бюджет муниципальных районов и городских округов по нормативу 40%.
Таким образом, учитывая, что источником негативного воздействия на окружающую среду является объект размещения отходов производства и потребления, значит, если он расположен по местонахождению хозяйствующего субъекта (производственной территории), то платежи вносятся по административно-территориальному образованию, в границах которого зарегистрирована и осуществляет деятельность организация - природопользователь. В том случае, если местонахождение объекта размещения отходов и хозяйствующего субъекта не совпадают, то платежи вносятся по административно-территориальному образованию, в границах которого расположен объект размещения отходов.
Заместитель Министра |
И.И. Майданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источником негативного воздействия на окружающую среду является объект размещения отходов производства и потребления.
Если он расположен по местонахождению хозяйствующего субъекта (производственной территории), то платежи вносятся по административно-территориальному образованию, в границах которого зарегистрирована и осуществляет деятельность организация - природопользователь.
Если местонахождение объекта размещения отходов и хозяйствующего субъекта не совпадают, то платежи вносятся по административно-территориальному образованию, в границах которого расположен объект размещения отходов.
Письмо Минприроды России от 24 ноября 2009 г. N 05-12-29/16615 "По вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду"
Текст письма официально опубликован не был