Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
от 23 ноября 2020 г. N 249-рк
Муниципальная программа
"Развитие культуры и искусства в городе Тюмени на 2021 - 2026 годы"
22 марта 2021 г.
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие культуры и искусства в городе Тюмени на 2021 - 2026 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени, в том числе:
Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 N 3612-1;
Федеральным законом от 29.12.1994 N 78-ФЗ "О библиотечном деле";
Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества";
Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики";
Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы";
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции";
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года";
Законом Тюменской области от 16.02.2004 N 204 "О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области";
Уставом города Тюмени;
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 20.05.2013 N 34-пк "Об утверждении Положения о предоставлении стипендий Главы города Тюмени одаренным детям, обучающимся в организациях города Тюмени, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего образования, образовательным программам среднего общего образования, дополнительным общеобразовательным программам";
постановлением Администрации города Тюмени от 15.08.2016 N 238-пк "Об утверждении Положения об обязательном экземпляре документов муниципального образования городской округ город Тюмень и о признании утратившими силу некоторых постановлений Администрации города Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 29.12.2017 N 161 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий территориальному общественному самоуправлению и некоммерческим организациям, оказывающим поддержку деятельности территориального общественного самоуправления";
а также:
паспортами национальных проектов "Культура", "Образование", утвержденными президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 N 16);
паспортами региональных проектов "Цифровая культура", "Культурная среда", "Творческие люди", утвержденными Советом по реализации национальных проектов в Тюменской области (протокол от 06.12.18 N 2).
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
1. Отставание темпов развития услуг учреждений культуры и дополнительного образования от постоянно растущих и изменяющихся культурных запросов населения
Причины возникновения проблемы:
виды, объемы и технологии услуг учреждений культуры и дополнительного образования не в полной мере соответствуют ожиданиям населения;
недостаточный уровень развития библиотечного дела с учетом тенденции создания многофункциональной среды для удовлетворения информационно-просветительских и культурно-досуговых потребностей населения, качественных изменений в структуре библиотечного фонда;
несовершенство механизма мотивации работников муниципальных учреждений сферы культуры и искусства.
Данная проблема представляет важность прежде всего потому, что современная действительность предполагает культуру нового типа, акцентирующую внимание на свободном времени как поле реализации человеческих потребностей в сфере досуга.
В связи с трансформацией социокультурной среды изменяются приоритеты, вкусы и интересы людей, что требует от руководителей учреждений сферы культуры постоянно быть в курсе современных тенденций.
Так, в рамках проведения открытых дверей в учреждениях отрасли культуры города Тюмени ежегодно проводится анкетирование потребителей услуг на предмет их культурных потребностей.
Например, в процессе изучения мнения потребителей услуг, предоставляемых учреждениями культуры и дополнительного образования сферы культуры города Тюмени и искусства в городе Тюмени, в рамках реализации муниципальной программы "Развитие культуры и искусства в городе Тюмени в 2015 - 2022 годах" (далее - Программа 1) была выявлена потребность в новых направлениях деятельности, таких как анимационное творчество, дизайн, ирландская музыка и др. В результате в рамках реализации Программы 1 были открыты новые специальности, созданы творческие коллективы, клубные формирования. Наметилась устойчивая тенденция, связанная с востребованностью услуг с использованием новых информационных технологий, раздвигающих горизонты культурного развития и ресурсную базу досуговой активности, а также с потребностью населения быть вовлеченным в культурные процессы, а не просто выступать сторонним наблюдателем. В результате за период с 2015 по 2019 год на 14% увеличилась численность детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными образовательными программами в сфере искусства и культуры, составив 9 470 чел.
С целью максимального создания условий для организации досуга жителей города Тюмени в шаговой доступности муниципальные учреждения культурно-досугового типа ежегодно осваивают городское пространство. В 2019 - 2020 годах перечень концертных площадок расширился за счет освоения новых территорий, таких как: бульвар Сказочный, сквер Льва Ровнина, лесопарк "Гилёвская роща", сквер Корабельный, сквер Ветеранов энергетики, набережная р. Туры.
Привлечению населения к участию в культурно-массовых мероприятиях в городе Тюмени способствовали реклама, изучение потребностей и интересов населения, реализация новых креативных идей, проектов, в первую очередь региональных, участниками которых являются муниципальные учреждения культуры и дополнительного образования.
Количество участников, посетивших культурно-массовые мероприятия, увеличилось за период с 2015 по 2019 год на 29,6%, достигнув 645,9 тыс. чел., численность участников клубных формирований учреждений культуры выросла на 70%, составив 5 417 чел.
Сегодня цифровые технологии приходят во все сферы деятельности, в том числе и в сферу культуры, расширяя аудиторию потребителей услуг. Сделать культурное наследие технологичным и доступным для всех - одна из главных целей национального проекта "Культура".
Цифровизация является одним из драйверов для развития культурной городской среды, ярким примером развития которой выступают виртуальные концертные залы, онлайн-трансляции концертных мероприятий, спектаклей, а также другие проекты с использованием цифрового пространства, значительно расширяющие возможности организаций культуры.
Так, МАУК "ДК "Поиск" в рамках регионального проекта "Цифровая культура" стал победителем конкурсного отбора среди субъектов Российской Федерации в 2019 году на предоставление иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание виртуальных концертных залов в городах Российской Федерации. За счет выделенных средств на базе МАУК ДК "Поиск", обособленного структурного подразделения Центра культуры и искусства "Современник", создан виртуальный концертный зал, оснащенный мультимедийным оборудованием и скоростным интернетом, формат которого в онлайн-режиме обеспечивает жителям участие в культурных мероприятиях, дает возможность повысить культурный потенциал, создать единое культурно-музыкальное пространство и расширить слушательскую аудиторию.
Большую роль в возможности применения цифровых технологий в процессе обучения сыграло оснащение учреждений дополнительного образования новым, современным оборудованием в рамках регионального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура".
Инновационные технологии меняют содержание воспитательного и образовательного процессов, делая их более привлекательными и эффективными. Цифровизация детских школ искусств (далее - ДШИ) становится требованием времени, условием их конкурентоспособности и позволяет расширить возможности ДШИ в реализации образовательных программ. Не менее 15% выпускников ДШИ города Тюмени ежегодно поступают в профильные учебные заведения. В среднем по России данный показатель составляет 11,6%.
В результате применения информационных технологий расширилась география конкурсных мероприятий, способствующих выявлению и развитию одаренных детей. За период реализации Программы 1 ежегодно не менее 90% учащихся от числа принимавших участие в конкурсной системе достойно представляли город Тюмень. Среди них стипендиаты межрегионального благотворительного общественного фонда "Новые имена", дипломанты городских, областных и общероссийских конкурсов, в т.ч. "Молодые дарования России", "Уникум", молодежные Дельфийские игры России и др.
Благодаря реализации регионального проекта "Культурная среда" национального проекта "Культура" в 2019 году, ДШИ оснащены современной ученической мебелью и оборудованием в количестве 1 379 ед., на 153 ед. пополнился парк музыкальных инструментов, поступило 1 829 ед. учебных материалов, что позволило расширить спектр реализуемых предпрофессиональных и общеобразовательных программ, повысить качество оказания образовательных услуг, а также способствовало выявлению, поддержке и развитию талантливых детей, созданию новых творческих коллективов и открытию новых специальностей.
Вместе с тем, совершенствование ресурсной базы остается в приоритете, так как отмечается ежегодный рост числа учащихся ДШИ, а инструменты и оборудование со временем устаревают, выходят из строя и требуют систематического обновления.
Так, в плановом периоде в соответствии с планом реализации регионального проекта "Культурная среда", продолжится оснащение учреждений дополнительного образования в части приобретения оборудования для МАУ ДО города Тюмени "Детская художественная школа им. А.П. Митинского".
Сегодня перед библиотеками стоит важная задача - способствовать интеллектуальному и культурному развитию человека и общества, используя библиотечные средства формирования современной информационной, культурной, научной и образовательной среды.
Для решения данной задачи необходимо позиционировать библиотеку как многофункциональный культурно-досуговый центр с развитием широкого спектра многофункциональных библиотечных услуг. Городская библиотечная система должна стать настоящим тематическим медиакластером с множеством дополнительных сервисов, универсальным центром проведения интеллектуального досуга.
Современная библиотека - это, в первую очередь, центр общественной жизни, ориентирующийся на личность и ее меняющиеся потребности.
За период реализации Программы 1 библиотеками проведена масштабная работа, направленная на привлечение читателя, в том числе поиск новых форм оперативного и комфортного предоставления информации. Активно развивается система электронного обслуживания, а именно:
- МАУК "ЦГБС" имеют аккаунты в социальных сетях "Твиттер", "ВКонтакте", где любой желающий может стать участником различных культурно-просветительских проектов, конкурсов, квестов и т.д., обсудить интересующие темы. Заключены договоры с электронной библиотекой ЛитРес и электронно-библиотечной системой "Университетская библиотека онлайн", обеспечен доступ к информационно-образовательному фонду Президентской библиотеки;
- библиотеки Тюмени являются участниками корпоративного проекта АРБИКОН - МАРС, что дает возможность пользователям получать оцифрованные копии журнальных статей из Сводного каталога периодики библиотек России;
- по итогам реализации Программы 1 читателям представлен новый информационно-образовательный электронный ресурс - "Электронная библиотека тюменского писателя", которая представляет собой оригинальное собрание уникальных текстов (более 3500) произведений тюменских авторов;
- универсальный краеведческий сайт "Город Т" представляет в сети Интернет максимально полную информацию об объектах истории, архитектуры и культуры нашего города.
Ежегодно в Тюмени к сайтам библиотек обращается не менее 280 тыс. чел.
В прошедшем периоде осуществлялась и автоматизация отдельных библиотечных процессов, которая будет продолжена в рамках Программы. Автоматизация библиотечных процессов позволяет сократить время обслуживания читателей, что способствует повышению эффективности деятельности библиотеки.
Развиваются информационные сервисы. Библиотеки создают ресурсы, ориентированные на пользовательский спрос и, наряду со своим непосредственным предназначением, являются площадкой для коммуникации, местом для общения и позитивной самореализации граждан.
Так, в рамках выполнения мероприятий Программы 1 осуществлены новые культурно-просветительские проекты: "Литературный лицей", направленный на поддержку литературно одарённых тюменцев, культурно-просветительский проект "Город. Художник. Книга", направленный на популяризацию историко-культурного наследия Тюмени и современных тенденций в культурном пространстве города, Арт-салон "На Никольской". В целях дальнейшего расширения равноправного и устойчивого партнерства муниципальных библиотек и некоммерческих организаций города Тюмени были разработаны социально ориентированные проекты - "Добрососедство в библиотеке" и "Библиотека-пространство для молодежи", в реализации которых в 2019 и 2020 годах приняли участие 5 некоммерческих организаций города Тюмени.
Для организации досуга, создания условий для творческого и культурного роста граждан в библиотеках МАУК "ЦГБС" за прошедший период с 2015 года ежегодно проводилось более 5000 культурно-просветительских мероприятий.
В период до 2024 года в рамках регионального проекта "Культурная среда" в Тюменской области запланировано создание не менее 5 муниципальных библиотек нового поколения - модельных библиотек, которые будут сочетать в себе красивый, современный дизайн, комфортность пространства и доступ к новейшим информационным технологиям. Две из них будут созданы в городе Тюмени на базе библиотек N 4 (ул. Ватутина, 14/1) и N 21 (ул. 70 лет Октября, 3).
Таким образом, библиотеки станут современными интеллектуальными и образовательными центрами, новые ресурсы и возможности позволят качественно изменить библиотечную деятельность, что позволит привлечь большее число пользователей, соответственно увеличив до 2026 года количество посещений.
Одной из важнейших составляющих развития библиотеки является эффективное и грамотное формирование библиотечного фонда. В настоящее время имеет место образование пассивной части библиотечного фонда по причине устаревания печатных изданий, наличия дублетной и ветхой литературы. При этом ежегодный рост цен на книгоиздательскую продукцию не позволяет приобретать достаточное количество новой литературы. Все это приводит к росту неудовлетворенного читательского спроса на фоне постоянно увеличивающегося информационного потока. В прошедшем периоде библиотечный фонд Тюмени показывал ежегодную положительную динамику:
За период реализации Программы необходимо сохранить ежегодную положительную динамику прироста библиотечного фонда с учетом списания пассивной части фонда и пополнения его новой литературой и увеличивать ежегодно до 2026 года показатель обновляемости фонда не менее чем на 6% от консолидированного объема муниципального библиотечного фонда.
В ходе реализации Программы 1 ежегодно приобреталось около 90 тыс. экземпляров новой литературы.
В рамках реализации Программы необходимо сохранить объем поступления новой литературы на уровне не ниже прежнего.
Развитие потенциала муниципальных библиотек, совершенствование форм работы, внедрение новых услуг, соответствие ожиданиям горожан позволят устранить противоречие между возможностями библиотек и потребностями населения, создать равные условия для доступа к ресурсам библиотек, в том числе в дистанционном режиме, обеспечить выполнение их культурно-просветительских, а также культурно-досуговых функций, как многофункциональных центров.
Решение творческих профессиональных задач напрямую зависит от гибкого реагирования работников сферы культуры на динамически изменяющиеся условия деятельности, требующие творческой компетенции в поиске креативных решений, использования инновационных подходов к организации своей деятельности и ответственности за ее результат, что предполагает стимулирование труда персонала, которое должно стать инструментом достижения стратегических целей и задач учреждения и драйвером повышения степени мотивации и вовлеченности сотрудников в его деятельность.
Сегодня существует необходимость постоянного совершенствования системы оплаты труда в учреждениях на фоне меняющихся экономических условий с учетом показателей эффективности деятельности муниципальных учреждений и в соответствии со стратегическими целями и приоритетами культурной политики. В рамках реализации Программы необходимо сохранять уровень оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры не ниже среднего уровня оплаты труда по Тюменской области, т.к. размер заработной платы является основным мотивирующим фактором деятельности работников. Создание рабочей среды, способствующей самореализации сотрудников, вовлеченности их в процессы путем постановки четких целей и задач, так же будет способствовать повышению мотивации, что позволит повысить эффективность деятельности учреждений культуры и дополнительного образования.
С целью удовлетворения потребностей населения и с целью реализации их творческих запросов в рамках Программы будет осуществляться работа, направленная на создание условий, способствующих успешной самореализации граждан, раскрытие их творческого потенциала и развитие способностей, путем внедрения новых форм культурно-досуговых услуг, взаимодействия учреждений культуры с партнерами, развития проектной деятельности, повышения уровня конкурентоспособности культурного продукта, развития и совершенствования форм и методов проведения досуга, а также активное использование новых информационных технологий.
В рамках реализации Программы будет продолжено и активизировано взаимодействие с социально-ориентированными некоммерческими организациями, инициативными гражданами с целью продвижения и совершенствования культурного продукта, развития культурной инфраструктуры посредством совместной реализации социокультурных проектов, предусмотрено развитие новых интерактивных форматов деятельности посредством виртуальных концертных залов, проведения онлайн-мероприятий, интеграции в виртуальную игровую среду и др.
2. Неравномерность территориальной доступности учреждений культуры и дополнительного образования
Причины возникновения проблемы:
отставание темпов развития сети учреждений культуры и дополнительного образования от темпов застройки города;
отсутствие свободного муниципального фонда помещений, соответствующих условиям и требованиям для размещения учреждений культурно-досугового типа и организаций дополнительного образования.
Исторически учреждения культуры и дополнительного образования сосредоточены в центральной части города. При этом в новых, активно застраиваемых районах для размещения муниципальных учреждений сферы культуры помещения не приобретаются.
Вместе с тем, размещение объектов данного типа возможно во встроенно-пристроенных помещениях (или пристроенных) в зонах многоэтажной жилой застройки или общественно-деловых зонах.
По итогам проведенного анализа объектов муниципального имущества, обремененных договорами пользования, для определения возможности их использования для размещения учреждений культуры и дополнительного образования в 2020 году департаментом имущественных отношений Администрации города Тюмени предложено нежилое помещение по адресу: г. Тюмень, ул. Щербакова, дом 98/1, площадью 552,7 кв. м, которое можно будет использовать после проведения комплексного капитального ремонта предположительно в 2024 году.
В 2016 году после завершения капитального ремонта введены в эксплуатацию помещения МАУ ДО ДШИ "Гармония", расположенные по адресу: ул. Станционная, 28, общей площадью 487,3 кв. м.
В период с 2016 по 2020 годы детским школам искусств переданы в оперативное управление помещения, площадь которых составила 757 кв. м, на условиях аренды используются помещения общей площадью 827,5 кв. м, что составляет 13,4% от общего объема площадей учреждений дополнительного образования (11 868 кв. м).
Ограниченность охвата населения услугами дополнительного образования напрямую связана с недостаточностью площадей для их предоставления. С учетом имеющегося контингента учащихся учреждений дополнительного образования для полноценной организации учебного процесса требуется не менее 24 000 кв. м, таким образом, с учетом имеющихся площадей (11 868 кв. м) дефицит составляет 12 132 кв. м.
Проблема доступности данных услуг частично решается за счет организации межведомственного взаимодействия, в том числе посредством оказания услуг в сфере искусства и культуры на базе общеобразовательных учреждений города, а также использования помещений в рамках договоров аренды. По состоянию на 30.09.2020 в городе Тюмени почти 50% от общей численности учащихся, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы в сфере дополнительного образования, получают услуги на базе 18 общеобразовательных учреждений. Совместная деятельность учреждений дополнительного и общего образования активно развивается, в результате чего список школ-партнеров расширяется.
В условиях дефицита площадей учреждения дополнительного образования стремятся максимально рационально использовать собственную ресурсную базу в течение всего дня за счет предоставления наиболее востребованных населением услуг и расширения их спектра.
Значительно затрудняет процесс качественной организации творческой деятельности отсутствие культурно-досуговых учреждений в отдельных районах города: 1-6 микрорайонах, микрорайонах Заречный, Тюменский Ямальский-2, Южный, жилых районах "Восточный", в районе улиц Московского тракта, Червишевского тракта, "Ватутина", "Парфеново", "Дом Обороны", "Плеханово" и др.
Вместе с тем, актуален вопрос о предоставлении освобождающихся муниципальных помещений для размещения учреждений сферы культуры.
Учитывая устойчивую тенденцию к повышению востребованности жителями города услуг муниципальных учреждений в сфере искусства и культуры, в период 2021 - 2026 годов планируется продолжить работу, направленную на обеспечение территориальной доступности учреждений культуры и дополнительного образования, принять участие в продвижении проектов, направленных на строительство новых объектов культуры на территории города Тюмени, а также совершенствование ресурсной базы учреждений.
3. Неудовлетворительное техническое состояние зданий / помещений учреждений культуры и дополнительного образования, препятствующее созданию комфортных условий при оказании услуг населению
Причины возникновения проблемы:
высокий уровень физического износа значительного количества зданий и помещений сферы культуры.
Износ зданий/помещений учреждений сферы культуры и искусства препятствует созданию комфортных условий для потребителя и эффективному предоставлению качественных услуг населению.
В 2016 году завершен капитальный ремонт и введена в эксплуатацию МАУК "ЦГБС" Детская библиотека N 3, расположенная по адресу: ул. Ямская, 110/4, общей площадью 165 кв. м.
По состоянию на 30.09.2020 в оперативном управлении учреждений подведомственной сети департамента культуры Администрации города Тюмени находится 69 объектов, 2 объекта используются по договорам аренды. Из общего числа объектов культуры (71 объект) 37 объектов находятся в удовлетворительном состоянии, 34 требуют проведения капитального ремонта, из них 1 объект находится в аварийном состоянии (ул. 70 лет Октября, 5).
До 2026 года планируется проведение капитального ремонта 4 объектов, из них: 1 дом культуры (ДК "Водник", ул. Судоремонтная, 1а), 2 школы искусств (МАУ ДО "ДШИ "Этюд" ул. Широтная, 15, МАУ ДО "ДХШ им. А.П. Митинского" ул. 50 Лет Октября, 39/4), 1 библиотека (МАУК "ЦГБС").
Решение проблемы неудовлетворительного технического состояния объектов культуры и дополнительного образования в рамках Программы позволит выйти на более высокий уровень качества и доступности предоставляемых услуг населению города Тюмени.
4. Низкий уровень использования потенциала объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности
Причины возникновения проблемы:
высокий уровень физического износа конструктивных элементов объектов культурного наследия;
недостаточный уровень рекламно-информационных и культурно-просветительских мероприятий в отношении историко-культурного наследия города;
отсутствие инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия.
По состоянию на 30.09.2020 в муниципальной собственности города Тюмени находится 40 объектов культурного наследия, из них 12 объектов культурного наследия не эксплуатируются, что составляет 30% от общего количества объектов культурного наследия.
В отношении 3 неэксплуатируемых объектов культурного наследия планируется заключение договоров аренды:
1. "Дом жилой из состава усадьбы" г. Тюмень, ул. Сакко, 39;
2. "Дом жилой из состава усадьбы крестьянина Д.Т. Горбунова", г. Тюмень, ул. Володарского, 27;
3. "Дом купца П.И. Подаруева", г. Тюмень, ул. Семакова, дом 36.
В отношении 5 неэксплуатируемых объектов в 2020 году за счет средств областного и муниципального бюджетов организовано проведение работ по сохранению следующих объектов культурного наследия:
1. "Дом Ф.З. Рубцовой", г. Тюмень, ул. Дзержинского, 34;
2. "Дом жилой", г. Тюмень, ул. Орловская, 29,
3. "Дом жилой из состава усадьбы крестьянина Д.Т. Горбунова", г. Тюмень, ул. Володарского, 29;
4. "Дом жилой", г. Тюмень, Самарская, 17;
5. "Дом В.Ф. Аверкиева", г. Тюмень, ул. Камышинская, 24.
В прогнозный план приватизации муниципального имущества города Тюмени включены 4 объекта культурного наследия:
1. "Дом Плотниковых", г. Тюмень, ул. Госпаровская, 29;
2. "Дом жилой", г. Тюмень, ул. Казанская, 41;
3. "Пожарная каланча с административным зданием: административное здание", г. Тюмень, ул. Осипенко, 35;
4. "Пожарная каланча с административным зданием: пожарная каланча", г. Тюмень, ул. Осипенко, 35, стр. 1.
Проведение работ по сохранению вышеуказанных объектов культурного наследия будет организовано собственниками объектов культурного наследия в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
По состоянию на 30.09.2020 переданы в пользование физическим и юридическим лицам 13 объектов культурного наследия:
1. "Дом" входит в состав объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба крестьянина М.И. Карташева", г. Тюмень, ул. Челюскинцев, дом 3;
2. "Флигель жилой", г. Тюмень, ул. Ленина, дом 5;
3. "Дом купца А.Я. Максимова", г. Тюмень, ул. Челюскинцев, дом 23;
4. "Дом Воробейчиковых", г. Тюмень, ул. Осипенко, дом 32;
5. "Дом жилой", г. Тюмень, ул. Советская, дом 102;
6. "Дом В.С. Поповой", г. Тюмень, ул. Володарского, дом 7;
7. "Дом Ф.И. Ушакова", г. Тюмень, ул. 25-го Октября, дом 42;
8. "Флигель из состава усадьбы Новоселовых", г. Тюмень, ул. Хохрякова, дом 21;
9. "Дом И.С. Замятина", г. Тюмень, ул. Первомайская, дом 32;
10. "Дом жилой станции пристань "Тура", г. Тюмень, ул. Пристанская, дом 1;
11. "Дом жилой из состава усадьбы", г. Тюмень, ул. Сакко, дом 15;
12. "Общественная баня", г. Тюмень, ул. Ленина, дом 3 стр. 1;
13. "Дом Ивановых", г. Тюмень, ул. Водопроводная, дом 26.
Мероприятия по сохранению вышеуказанных объектов культурного наследия выполняются пользователями в соответствии с условиями, установленными договорами.
Использование объектов культурного наследия также осуществляется муниципальными учреждения города Тюмени посредством закрепления на праве оперативного управления.
По состоянию на 30.09.2020 на праве оперативного управления за муниципальными учреждения города Тюмени закреплены 14 объектов культурного наследия:
1. "Меблированный дом Ф.П. Лошкомоева", г. Тюмень, ул. Володарского, 24;
2. "Магазин С.И. Иванова", г. Тюмень, ул. Ленина, 8;
3. "Дом М.А. Брюханова с торговыми помещениями", г. Тюмень, ул. Республики, 42;
4. "Дом Колмогоровых", г. Тюмень, ул. Щербакова, 4, стр. 11;
5. "Флигель усадьбы купцов Колмаковых", г. Тюмень, ул. Первомайская, 14;
6. "Дом П.А. Андреева", г. Тюмень, ул. Герцена, 76;
7. "Водонапорная башня", г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 56, корп. 2;
8. "Жилой дом", г. Тюмень, ул. Хохрякова, 24;
9. "Жилой дом", г. Тюмень, ул. Дзержинского, 32;
10. "Флигель дома В.П. Буркова", г. Тюмень, ул. Дзержинского, 30, стр. 2;
11. "Дом жилой (деревянный)", г. Тюмень, ул. Дзержинского, 30;
12. "Усадьба Колокольникова", г. Тюмень, ул. Луначарского, 10;
13. "Комплекс из 3-х зданий", г. Тюмень, ул. Республики, 17;
14. "Частная школа Колокольниковых", г. Тюмень, ул. Луначарского, 14;
Объект культурного наследия "Дом М.С. Селиверстова", расположенный по адресу г. Тюмень, ул. Семакова, 31, предназначен для проживания граждан и используется по назначению.
Помимо выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия для повышения общественно-социального статуса объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, необходимы мероприятия, направленные на положительное восприятие данных объектов обществом, стабильное повышение интереса населения к истории родного края и проблемам сохранения историко-культурного наследия города Тюмени.
Поскольку традиционно активный интерес к объектам культурного наследия города Тюмени проявляет, как правило, ограниченная часть населения (научное сообщество, учащиеся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций и т.п.), актуальной задачей является повышение заинтересованности граждан путем усиления мероприятий по популяризации объектов культурного наследия в максимально широком кругу общественности города Тюмени.
3. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель, на достижение которой направлена реализация муниципальной программы (в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р "Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года"):
Укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям.
N п/п |
Задачи |
Решаемые проблемы |
Ожидаемый социально-экономический эффект |
Ответственный (Участники) |
Цель Программы: Развитие культурной инфраструктуры города Тюмени, отвечающей современным тенденциям, способствующей вовлечению граждан в культурную среду и раскрытию их творческого потенциала | ||||
1. |
Обеспечивать предоставление услуг, способствующих успешной и всесторонней самореализации личности, раскрытию и развитию творческого потенциала, культурному просвещению и образованию граждан |
Отставание темпов развития услуг учреждений культуры и дополнительного образования от постоянно растущих и изменяющихся культурных запросов населения Неравномерность территориальной доступности учреждений культуры и дополнительного образования |
Создание оптимальных условий для реализации и максимального развития творческих способностей граждан за счет развития инновационной деятельности учреждений сферы культуры и дополнительного образования Улучшение качества обслуживания населения в библиотечной сфере за счет эффективного использования ресурсного потенциала библиотек, способствующее повышению интереса к чтению Организация интеллектуального досуга населения города Тюмени, увеличение численности граждан, пользующихся услугами муниципальных учреждений культуры и дополнительного образования Повышение территориальной доступности учреждений сферы культуры |
ДК (АД, МУК, МУДО) |
2. |
Обеспечивать приведение в нормативное состояние объектов муниципальных учреждений сферы искусства и культуры |
Неудовлетворительное техническое состояние зданий/помещений учреждений культуры и дополнительного образования, препятствующее созданию комфортных условий при оказании услуг населению |
Приведение технического состояния зданий/помещений в нормативное состояние |
ДК (МУК, МУДО, ТГИК, ДСиМП) |
3. |
Обеспечивать сохранение, популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, в том числе за счет их перспективного использования |
Низкий уровень использования потенциала объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности |
Приведение объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, в удовлетворительное техническое состояние. Повышение интереса населения к объектам культурного наследия. Повышение инвестиционной привлекательности ОКН |
ДК (ДИО, ДСиМП, ДО) |
Сокращения:
ДК - департамент культуры Администрации города Тюмени;
ДИО - департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени;
ДО - департамент образования Администрации города Тюмени;
МУК - муниципальные учреждения культуры;
МУДО - муниципальные учреждения дополнительного образования;
АД - административный департамент Администрации города Тюмени;
ДСиМП - департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени
ТГИК - муниципальное казенное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство"
Раздел 4 изменен. - Распоряжение Администрации города Тюмени от 22 марта 2021 г. N 58-рк
4. Показатели результативности реализации Программы
N п/п |
Наименование показателя |
Ед. Изм. |
Методика расчета |
Необходимое направление изменений (, ,0)* |
Базовые значения |
Плановые значения |
||||||
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Цель: Развитие культурной инфраструктуры города Тюмени, отвечающей современным тенденциям, способствующей вовлечению граждан в культурную среду и раскрытию их творческого потенциала | ||||||||||||
Задача 1: Обеспечивать предоставление услуг, способствующих успешной и всесторонней самореализации личности, раскрытию и развитию творческого потенциала, культурному просвещению и образованию граждан | ||||||||||||
1. |
Численность населения, принявшего участие в общегородских культурно-массовых мероприятиях |
чел. |
Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДК по данным МУК |
693699 |
266585 |
697050 |
698000 |
698050 |
698100 |
698100 |
698100 |
|
2. |
Численность детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными образовательными программами в сфере искусства и культуры |
чел. |
Ежегодный мониторинг показателя осуществляет ДК по данным МУДО |
9470 |
9495 |
9600 |
9620 |
9650 |
9700 |
9750 |
9800 |
|
3. |
Количество участников культурно-массовых мероприятий |
тыс. чел. |
Ежемесячный мониторинг показателя осуществляет ДК по данным МУК |
645,9 |
174,8 |
651,7 |
659,9 |
671,9 |
692,7 |
692,7 |
692,7 |
|
4. |
Количество победителей конкурсной системы различных уровней |
чел. |
Ежеквартальный мониторинг показателя осуществляет ДК по данным МУК, МУДО |
8340 |
6036 |
8500 |
8550 |
8600 |
8650 |
8700 |
8800 |
|
5. |
Количество посещений муниципальных библиотек |
тыс. пос. |
Ежемесячный мониторинг осуществляет ДК по данным МУК |
1458,8 |
918,9 |
1490,3 |
1504,2 |
1518,2 |
1532,1 |
1535,0 |
1545,0 |
|
6. |
Соотношение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры к оплате труда в среднем по Тюменской области |
% |
где: Сзп - среднемесячная заработная плата в учреждениях культуры города Тюмени (руб.), Сзпто - среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный трудовой доход от трудовой деятельности) (руб.) Ежегодный мониторинг показателя осуществляет ДК по данным МУК, МУДО. |
0 |
110,5 |
110 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
7. |
Объем средств, поступивших от приносящей доход деятельности учреждений сферы культуры и искусства |
тыс. руб. |
Ежегодный мониторинг показателя осуществляет ДК по данным МУК, МУДО |
162547 |
25498 |
136763 |
151959 |
152000 |
159000 |
160000 |
163000 |
|
Задача 2: Обеспечивать приведение в нормативное состояние объектов муниципальных учреждений сферы искусства и культуры | ||||||||||||
8. |
Доля объектов муниципальных учреждений сферы искусства и культуры, требующих проведения капитального ремонта (реконструкции) |
% |
, где:
Котр - количество объектов (зданий, помещений) муниципальных учреждений культуры, требующих проведения капитального ремонта (реконструкции), ед. (данные ДК); Кобщ - общее количество объектов (зданий, помещений) муниципальных учреждений культуры, ед. (данные ДК). Ежемесячный мониторинг показателя осуществляет ДК |
47,9 |
47,9 |
49,3 |
47,9 |
46,5 |
46,5 |
42,3 |
42,3 |
|
Задача 3: Обеспечивать сохранение, популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, в том числе за счет их перспективного использования | ||||||||||||
9. |
Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих проведения работ по сохранению в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности |
% |
, где:
Ко - количество объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих проведения работ по сохранению, за исключением объектов, переданных (планируемых) по договорам пользования и включенных в прогнозный план приватизации муниципального имущества, ед. (данные ДК); Nоб - общее число объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, ед. (данные ДК) Ежегодный мониторинг показателя осуществляет ДК |
36,4 |
37,5 |
35,0 |
30,0 |
27,8 |
22,2 |
16,7 |
9,4 |
*- увеличение значения показателя (прямой показатель);
- уменьшение значения показателя (обратный показатель);
0 - без изменений;
Сокращения:
ДК - департамент культуры Администрации города Тюмени;
МУК - муниципальные учреждения культуры;
МУДО - муниципальные учреждения дополнительного образования.
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности реализации Программы
1. "Численность населения, принявшего участие в общегородских культурно-массовых мероприятиях".
Увеличение значения показателя до 698 100 человек планируется за счет повышения качества и содержания мероприятий, использования интерактивных форм их проведения, реализации на базе учреждений культуры программ и проектов негосударственных структур и некоммерческих организаций просветительской и культурно-досуговой направленности.
2. "Численность детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными образовательными программами в сфере искусства и культуры".
Прирост значения показателя в плановом периоде на 3,2% обусловлен, развитием платных услуг, предоставлением вариативных программ, активизацией работы в рамках взаимодействия общего и дополнительного образования, а также реализацией модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории города Тюмени в рамках приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", использованием новых технологий в образовательном процессе, оборудования, приобретенного в рамках регионального проекта "Культурная среда".
3. "Количество участников культурно-массовых мероприятий".
Увеличение значения показателя до 692,7 тыс. чел. обусловлен интегрированным характером услуги - мероприятия представлены в различной форме (массовой, интерактивной) и на разных демонстрационных площадках (в концертном зале, на площадях, в учебном заведении и т.д.); осуществлением целенаправленной работы с разными социальными категориями населения, направленной на создание условий для развития и реализации творческих способностей жителей города, поддержки самодеятельного художественного творчества, молодых дарований (клубные формирования).
4. "Количество победителей конкурсной системы различных уровней".
Увеличение значения показателя до 8800 чел. планируется за счет повышения качества подготовки участников конкурсной системы посредством целенаправленной деятельности муниципальных учреждений города Тюмени с одаренными детьми, увеличением числа творческих коллективов за счет оснащения учреждений дополнительного образования новыми музыкальными инструментами и оборудованием в рамках регионального проекта "Культурная среда".
5. "Количество посещений муниципальных библиотек".
Увеличение значения показателя до 1545,0 тыс. пос. планируется за счет реализации мероприятий по повышению привлекательности библиотек для населения города и увеличения объема предоставления информационно-библиотечных услуг (традиционных и основанных на новых информационных технологиях).
6. "Соотношение оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры к оплате труда в среднем по Тюменской области".
Сохранение уровня оплаты труда отдельных категорий работников в сфере культуры в соответствии с целевыми показателями, установленными Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", является одной из основных задач, в рамках решения которой осуществляется ежемесячный мониторинг среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений. При этом сохранение достигнутого уровня оплаты труда будет достигаться путем изыскания дополнительных источников финансирования, в том числе оптимизации текущих расходов или внедрения современных технологий, снижающих трудозатраты, например, предоставления дистанционных услуг или организации дистанционных рабочих мест.
7. "Объем средств, поступивших от приносящей доход деятельности учреждений сферы культуры и искусства".
Увеличение значения показателя в плановом периоде до 163 млн. руб. обусловлено реализацией мероприятий по повышению привлекательности учреждений культуры для населения города, в том числе за счет реализации мероприятий в рамках регионального проекта "Культурная среда".
8. "Доля объектов муниципальных учреждений сферы искусства и культуры, требующих проведения капитального ремонта (реконструкции)".
Снижение значения показателя планируется за счет выполнения работ капитального характера, предусмотренных Программой.
9. "Доля объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности и требующих проведения работ по сохранению в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности".
Снижение значения показателя в плановом периоде планируется за счет проведения на объектах культурного наследия работ по сохранению и передачи объектов культурного наследия в рамках реализации плана приватизации муниципального имущества.
5. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2021 - 2026 годы.
6. Финансовое обеспечение Программы, источники финансирования
Всего на реализацию Программы требуется 5 109 383 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 - 878 887 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 878 887 тыс. рублей.
2022 - 864 007 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 864 007 тыс. рублей
2023 - 844 014 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 840 827 тыс. рублей;
бюджет Тюменской области: 3 187 тыс. рублей
2024 - 840 825 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 840 825 тыс. рублей
2025 - 840 825 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 840 825 тыс. рублей
2026 - 840 825 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования:
бюджет города Тюмени: 840 825 тыс. рублей
7. Организация управления реализацией Программы
7.1. Департамент культуры Администрации города Тюмени:
а) реализует самостоятельно и обеспечивает реализацию Программы Участниками;
б) готовит отчет о реализации Программы;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, обеспечение достижения плановых значений показателей результативности реализации Программы;
г) осуществляет контроль реализации Программы.
7.2. В реализации Программы принимают участие:
а) департамент образования Администрации города Тюмени в части участия в деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в соответствии с муниципальными правовыми актами;
б) департамент имущественных отношений Администрации города Тюмени в части участия в деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в соответствии с муниципальными правовыми актами (приватизации и передачи объектов культурного наследия по договорам);
в) административный департамент Администрации города Тюмени в части предоставления субсидий территориальному общественному самоуправлению и некоммерческим организациям, оказывающим поддержку деятельности территориального общественного самоуправления, в целях обеспечения осуществления территориальным общественным самоуправлением деятельности по осуществлению собственных инициатив по вопросам местного значения города Тюмени в сфере создания условий для организации досуга и обеспечение жителей города Тюмени услугами организаций культуры;
г) департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени в части осуществления взаимодействия по вопросам содержания и поддержания в надлежащем техническом состоянии объектов культурного наследия, закрепленных за подведомственными ему муниципальными учреждениями в сфере молодежной политики на праве оперативного управления;
д) муниципальные учреждения культуры города Тюмени в части создания благоприятных условий с целью обеспечения жителей городского округа услугами культуры;
е) муниципальные учреждения дополнительного образования в части повышения качества и доступности услуг дополнительного образования и эффективной самореализации детей;
ж) муниципальное казенное учреждение "Тюменское городское имущественное казначейство" в части участия в вопросах реконструкции, капитального ремонта объектов муниципальных учреждений культуры, организаций дополнительного образования.
7.3. К реализации Программы могут привлекаться поставщики (подрядчики, исполнители), определение которых осуществляется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, бюджетным и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.