Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Система основных мероприятий государственной программы Тюменской области
Система основных мероприятий является совокупностью мер, выполнение которых обеспечивает достижение целей и задач государственной программы Тюменской области.
Мероприятия Программы сформированы с использованием следующих принципов:
- нацеленность мероприятий на повышение качества предоставления государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений;
- соответствие мероприятий требованиям основных стратегических документов Тюменской области, а также основам программных документов Российской Федерации;
- дальнейшее совершенствование системы управления областной собственностью.
Земельно-имущественный комплекс является важным и приоритетным сектором экономики юга Тюменской области.
Территория Тюменской области (без автономных округов) занимает площадь равную 16 012,2 тыс. га.
На начало 2015 года на территории Тюменской области расположены 1 238 населенных пунктов, в том числе, 4 города областного подчинения - Тюмень, Тобольск, Ишим и Ялуторовск, а также город Заводоуковск. Вся территория области находится в ведении 5 городских округов, 21 муниципального района, 293 сельских поселений.
Численность населения в Тюменской области в 2014 году (на конец года), по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, составила 1 429,2 тыс. чел.
Большая часть территории области (64,06%) занята землями лесного фонда,
земли сельскохозяйственного назначения составляют 28,4%,
земли населенных пунктов - 1,34%,
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - 0,396%,
земли водного фонда - 2,98%,
земли запаса - 2,81%,
земли особо охраняемых территорий и объектов - 0,014%.
В соответствии с Законом Тюменской области от 26.12.2014 N 125 "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области", а также Законом Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" с 01.01.2015 полномочия Тюменской области распространяются на земельные участки, находящиеся в государственной собственности Тюменской области, государственная собственность на которые не разграничена (расположенные в границах городского округа г. Тюмень и на территории Тюменского района), а также на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городских округов и муниципальных районов в случае предоставления участков для реализации масштабных инвестиционных проектов.
Всего по состоянию на 01.01.2014 площадь земель в административных границах Тюменской области составляет 16 012,2 тыс. га, из них в государственной собственности Тюменской области находятся 65,2 тыс. га.
"Площадь земель в административных границах Тюменской области"
В рамках настоящей государственной программы Тюменской области реализуется Закон Тюменской области от 28.12.2004 N 307 "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Тюменской области" и Закон Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области".
Департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области имущественных и земельных отношений.
В сфере управления областной государственной собственностью создана и постоянно совершенствуется нормативная правовая база. Организован учет областного государственного имущества на основе применения программно-технических средств, осуществляется передача имущества во владение и пользование, безвозмездные прием и передачу имущества на другие уровни собственности и т.д.
Реализация правомочий собственника - владение, пользование и распоряжение - требует объективных и точных сведений о составе, количестве и качественных характеристиках имущества.
Наличие правоустанавливающих документов, ведение единого, полного учета объектов собственности - важнейшие условия управления государственным имуществом Тюменской области.
По состоянию на 01.01.2015 в реестре областной собственности содержатся сведения о 5 ГУП Тюменской области, 215 ГУ Тюменской области, 29 хозяйственных обществах, акции или доли в уставном капитале которых находятся в собственности Тюменской области.
Всего в реестре государственного имущества Тюменской области по состоянию на 01.01.2015 содержатся следующие сведения об имуществе:
- 3 972 объектах нежилого фонда, не находящихся в казне Тюменской области;
- 1 823 объектах жилого фонда, в том числе жилого фонда, не вошедшего в уставный капитал акционерных обществ, созданных путем преобразования ГУП Тюменской области;
- 1 898 объектах недвижимого имущества казны Тюменской области (за исключением жилого фонда);
- 4 652 земельных участках;
- пакетах акций (долях, вкладах) 29 хозяйственных обществ, находящихся в областной собственности;
- 5 409 единицах транспортных средств, закрепленных на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
- 3 100 единицах транспортных средств и ином движимом имуществе, составляющем казну Тюменской области;
- 13 617 единицах иного движимого имущества Тюменской области.
Оптимизация и повышение эффективности использования государственного имущества ГУП Тюменской области, снижение веса убыточных предприятий является одной из важных задач в Тюменской области в сфере имущественных отношений.
За период с 2010 - 2014 годы количество ГУП Тюменской области сократилось с 23 до 5. В настоящее время все ГУП Тюменской области ведут хозяйственную деятельность.
Проведение независимого аудита обеспечивает достоверность и актуальность информации о финансовом состоянии ГУП Тюменской области и позволяет своевременно принимать решения, направленные на предотвращение убыточности ГУП Тюменской области, своевременно проводить реорганизацию и ликвидацию неэффективно действующих организаций.
Доходы от прибыли ГУП ТО, перечисленные в областной бюджет за период 2010 - 2014 гг., тыс. руб.
Как показала динамика, снижение количества ГУП Тюменской области путем исключения неэффективных организаций не влечет снижение поступлений в областной бюджет части прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей ГУП Тюменской области. Так, в 2010 году прибыль 23 ГУП составила 941,0 тыс. рублей, в 2014 доход от прибыли 5 ГУП составил 1 051,0 тыс. рублей.
Участие Тюменской области в хозяйственных обществах - это один из способов реализации Тюменской областью прав собственника имущества и участия в хозяйственной деятельности. Решение об участии Тюменской области в хозяйственных обществах принимается после обоснования необходимости и целесообразности такого участия.
По состоянию на 01.01.2015 в собственности Тюменской области находятся акции (доли в уставном капитале) 29 хозяйственных обществ, из них:
26 - осуществляют свою деятельность;
2 - находятся в процессе добровольной ликвидации;
1 - не ведет хозяйственную деятельность.
Доли Тюменской области в уставных капиталах хозяйствующих обществ
Сокращение количества хозяйственных обществ, акционером (участником) которых является Тюменская область, утративших значение для решения задач государственного регулирования социально-экономического развития Тюменской области, путем приватизации пакетов акций (долей), позволяет пополнить областной бюджет, а ликвидация убыточных и прекративших деятельность обществ - снизить расходы, связанные с управлением.
Так, за период с 2010 - 2014 годы количество хозяйственных субъектов, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в собственности Тюменской области, сократилось с 45 организаций до 29.
Прогнозный план приватизации имущества области формируется ежегодно.
Прогнозным планом приватизации имущества, находящегося в собственности Тюменской области, на 2014 год, утвержденным постановлением Правительства Тюменской области N 555-п от 10.12.2013, предусматривалась приватизация 1 ГУП Тюменской области, акций 4 хозяйственных обществ, объектов иного имущества.
Реализация мероприятий по обеспечению приватизации и проведению предпродажной подготовки объектов приватизации, в том числе проведению аудита ГУП Тюменской области и хозяйственных обществ с участием Тюменской области, а также обеспечению сохранности имущества областной казны, позволит обеспечить достижение планируемых доходов от приватизации.
Так, в 2014 году путем внесения вклада в уставный капитал приватизированы акции (доли) ОАО "Сбербанк России", ОАО "Бикор", ООО "Торговый дом "Боровский"; на аукционе проданы акции Акционерного Западно-Сибирского коммерческого банка открытого акционерного общества; ГУП ТО "Ишимский ветсанутильзавод" находится в процессе приватизации.
Доходы от приватизации имущества, перечисленные в областной бюджет за период 2010 - 2014 гг., тыс. руб.
Одним из приоритетных направлений деятельности Департамента является обеспечение государственной регистрации права собственности Тюменской области на объекты недвижимого имущества. По состоянию на 01.01.2015 право собственности Тюменской области зарегистрировано на 7 541 объект недвижимости, что составляет 95,9 процентов от общего количества объектов, учтенных в реестре.
Перед Департаментом стоит задача в обеспечении государственной регистрации права собственности Тюменской области всего недвижимого имущества, включая имущество, полученное ранее в порядке разграничения прав на собственность, так и вновь приобретенное по различным основаниям.
Мероприятия по государственной регистрации права собственности Тюменской области на объекты недвижимого имущества осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Одной из важных задач является вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых или используемых не по назначению объектов недвижимости, анализ предложений по возможному использованию, принятие решений по дальнейшему использованию имущества и их исполнение. Проводятся проверки в рамках осуществления контроля за распоряжением, использованием по назначению и сохранностью государственного имущества Тюменской области, рассматриваются обращения заявителей с соответствующей просьбой о предоставлении в аренду, пользование, либо покупке имущества, находящегося в государственной собственности.
Деятельность в сфере земельных отношений направлена на использование земельных ресурсов как базового актива, обеспечивающего удовлетворяющего потребности граждан, организаций и области в размещении объектов различного назначения, а также поступление средств в бюджет Тюменской области.
Основной проблемой является отсутствие в Тюменской области в границах населенных пунктов достаточного количества земельных участков для реализации социального вопроса, обозначенного в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 - обеспечение многодетных семей земельными участками.
При решении данного вопроса, а также для вовлечения в оборот земельных участков, предназначенных для комплексного освоения территории, используется механизм вовлечения в гражданско-правовой оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности, предусмотренный Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" - направление предложений в Фонд "РЖС" по передаче полномочий Российской Федерации управления и распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности, субъекту Российской Федерации.
За период 2009 - 2014 годы Тюменской области переданы полномочия по управлению и распоряжению 15 земельными участками, находящихся в федеральной собственности, общей площадью 758,15 га для строительства жилья эконом-класса, в том числе для предоставления многодетным семьям, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
На сегодняшний момент 9 земельных участков уже вовлечены в оборот (в целях предоставления многодетным семьям), продолжается работа по вовлечению оставшихся земельных участков.
Реализация мероприятий по бесплатному предоставлению земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется в порядке, установленном Законом Тюменской области от 05.10.2011 N 64 "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей" и постановлением Правительства Тюменской области от 10.10.2011 N 340-п "Об утверждении Положения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей".
За период действия Закона N 64 по состоянию на 01.01.2015 в Тюменской области многодетным семьям предоставлено 2 592 земельных участка общей площадью 331,58 га.
"По состоянию на 01.01.2015 в Тюменской области многодетным семьям предоставлено 2 592 земельных участка общей площадью 331,58 га"
Наряду с дефицитом свободных земельных участков проблемным вопросом является актуализация результатов государственной кадастровой оценки земельных участков. Нормативные акты об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков принятые в период с 2004 года подлежат обновлению. В соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" карты, планы, являющиеся картографической основой кадастра, подлежат обновлению в соответствии с требованиями к периодичности их обновления, установленными органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, но не реже чем один раз в десять лет.
Кроме того, общая практика применения утвержденных результатов государственной кадастровой оценки земель изобилует количеством судебных решений об отмене утвержденных результатов оценки по различным основаниям в отношении конкретных земельных участков (по заявлению их собственников или правообладателей). Основной причиной является наличие значительного количества кадастровых ошибок, которые приводят к получению не достоверных результатов государственной кадастровой оценки земельных участков.
Данное направление работы требует больших финансовых и трудовых затрат. Поэтому в первую очередь необходимо провести оценку кадастровой стоимости земель с максимальной доходностью (земли населенных пунктов). Выполнение данных работ запланировано на 2016 год. В 2017 году будет проводиться кадастровая оценка земель населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения, а также объектов капитального строительства.
Эффективной составляющей мероприятий в сфере управления земельными ресурсами является предоставление земельных участков для строительства. Согласно Основам государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 N 297-рп, совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и организациям предусматривает в том числе предоставление земельных участков на торгах, проводимых в общем порядке в виде открытых аукционов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "распоряжение от 03.03.2012 N 297-р"
Всего на территории Тюменской области в 2014 году предоставлено для целей строительства 4 821 земельный участок на площади 1 777,89 га (на торгах 340 земельных участков на площади 280,51 га), в том числе:
- для жилищного строительства 2 757 земельных участков на площади 594,19 га (в том числе для ИЖС 2 664 земельных участков площадью 409,91 га), из них на торгах 323 земельных участка на площади 211,59 га;
- для иного строительства 2 064 земельных участка площадью 1 183,7 га, из них на торгах 17 земельных участков на площади 68,92 га.
Рациональное управление земельными участками способствует выполнение плана по поступлению доходов в областной бюджет.
Доходы от управления земельными ресурсами, перечисленные в областной бюджет за период 2010 - 2014 гг., тыс. руб.
Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года критерием оценки состояния продовольственной безопасности является продуктивность используемых сельскохозяйственных земельных ресурсов.
По состоянию на 01.01.2015 (нарастающим итогом) из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Тюменской области, физическим и юридическим лицам предоставлено 38,3 тыс. га, из них органами местного самоуправления предоставлено 4,6 тыс. га. Преимущественно земельные участки предоставляются для сельскохозяйственного производства.
Реализация вышеуказанных мероприятий направлена на сокращение следующих негативных моментов:
- постоянное изменение норм действующего законодательства, регулирующего земельные вопросы;
- недостаток земельных участков для обеспечения многодетных семей;
- высокая стоимость государственной кадастровой оценки земель и объектов капитального строительства.
Не маловажную роль в системе управления государственной собственностью Тюменской области играет качество оказания государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений.
В соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 28.06.2010 N 900-рп с "Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Тюменской области" Департамент предоставляет 14 государственных услуг.
В соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2012 N 578-п "Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг" (в ред. от 02.03.2015) Департаментом предоставляются 9 государственных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
В целях обеспечения своевременного и качественного предоставления государственных услуг в сфере земельно-имущественных отношений в Департаменте проводится мониторинг качества предоставления государственных услуг.
В соответствии с планом-графиком проведения мониторинга качества предоставления государственных услуг, утверждённым приказом Департамента имущественных отношений Тюменской области от 18.09.2012 N 1279/14-2 "Об организации внутреннего мониторинга качества предоставления государственных услуг в Департаменте имущественных отношений Тюменской области", ежемесячно проводится вскрытие и осмотр ящиков для жалоб, предложений и карт качества, расположенных в помещении Департамента имущественных отношений Тюменской области по адресу: г. Тюмень, ул. Сакко, 30/1.
На основании полученных карт качества составляются акты проверки, которые ежемесячно доводятся до сведения руководителей Департамента имущественных отношений Тюменской области.
Анализ данных карт качества за период с момента организации внутреннего мониторинга по 2014 год показал удовлетворенность граждан качеством предоставления государственных услуг.
Также повышение качества предоставления государственных услуг предусматривает следующие мероприятия:
- повышение информированности граждан о способах и порядке предоставления государственной услуги, в т.ч. на базе МФЦ, путем размещения актуальной и достоверной информации о порядке и способах получения государственных услуг (на Официальном сайте, на стендах в здании Департамента);
- комфортности помещений, предназначенных для оказания государственных услуг;
- сокращение времени пребывания в очереди;
- компетентность и вежливость специалистов, осуществляющих прием документов;
- приведение административных регламентов Департамента по предоставлению государственных услуг в соответствие требованиям федерального законодательства.
В целях организации и автоматизации процесса прохождения очереди, ускорения процесса обслуживания получателей государственных услуг, а также разряжения морально-психологических условий "живой" очереди в Департаменте функционирует система электронной очереди.
Дополнительно Департамент рассматривает возможность изучения мнения населения непосредственно по месту предоставления услуг в форме опроса путем анкетирования либо путем опроса посредством телефонной связи, интернет ресурсов и т.п.
Во исполнение поручения Губернатора Тюменской области от 11.06.2015 N 15/7/15 в целях оптимизации и реструктизации государственных программ Тюменской области, курируемых Департаментом, произведено сокращение количества и объединение основных мероприятий, проведена оценка реальной необходимости реализации и сохранения отдельных программных мероприятий.
По результатам проведения данного анализа принято решение об объединении государственных программ Тюменской области "Основные направления развития имущественных отношений" и "Основные направления развития земельных отношений" в единую - "Развитие имущественного комплекса Тюменской области".
Основные мероприятия Программы сгруппированы в соответствии с целью и задачами и оформлены приложением N 1 к Программе.
Механизм реализации Программы предусматривает использование комплекса организационных, финансовых и правовых мероприятий, необходимых для достижения цели и решения задач Программы.
Организационные мероприятия
1. Организация совещаний, заседаний и других мероприятий, связанных с осуществлением деятельности в сфере земельно-имущественных отношений в Тюменской области.
2. Подготовка информационных материалов о состоянии земельно-имущественных отношений Тюменской области, о ходе реализации мероприятий государственной программы Тюменской области "Развитие имущественного комплекса" до 2020 года.
3. Участие руководства Департамента в круглых столах, обучающих семинарах, проводимых Правительством Тюменской области, Тюменской областной Думой.
4. Организация пресс-конференций, видеоконференций и других мероприятий руководителей Департамента по освещению вопросов в сфере земельно-имущественных отношений.
5. Выступление в теле-, радио- передачах, публикации в печатных изданиях Тюменской области руководителей Департамента по вопросам деятельности Департамента.
6. Размещение информации о нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области земельно-имущественного комплекса на официальном портале органов государственной власти области.
7. Организация работы Совместной комиссии по выработке решений о предоставлении и передаче земельных участков юридическим лицам и гражданам.
8. Организация работы квалификационной комиссии для проведения аттестации на соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.
9. Мониторинг высокопроизводительных рабочих мест.
Финансовые(экономические) мероприятия
1. Внесение изменений в Программу в части перераспределения бюджетных ассигнований для их эффективного использования.
2. Рассмотрение заявок о предоставлении субсидий и предоставление субсидий органам местного самоуправления субсидий на решение отдельных вопросов местного значения.
3. Приватизация государственного имущества Тюменской области.
4. Подготовка и заключение государственных контрактов/договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд".
5. Заключение договоров аренды и купли-продажи земельных участков.
Правовые мероприятия
Своевременное внесение изменений в нормативные правовые акты Тюменской области по курируемой сфере деятельности для приведения их в соответствие с нормами действующего федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.