Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжением Администрации г. Тюмени от 16 декабря 2016 г. N 854 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение 4
к распоряжению
Администрации
г. Тюмени
от 3 февраля 2011 г. N 163
Инструкция
по подготовке муниципальных правовых актов
Администрации города Тюмени
23 сентября, 3 октября 2011 г., 15 ноября 2012 г., 1 июля, 29 августа, 17 декабря 2013 г., 14 апреля, 4 июня, 30 июля 2014 г., 13 января, 10 февраля, 10 апреля, 31 июля, 26 ноября, 10, 22 декабря 2015 г., 11 мая, 8 июня, 21 октября, 16 декабря 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция в соответствии с Уставом города Тюмени определяет порядок подготовки муниципальных правовых актов Администрации города Тюмени (далее - Администрация города).
Положения настоящей Инструкции, регламентирующие порядок подготовки и (или) согласования проектов муниципальных правовых актов Администрации города, применяются с учетом особенностей, установленных муниципальными правовыми актами Администрации города (далее - муниципальные правовые акты), регламентирующими порядок подготовки и (или) согласования отдельных муниципальных правовых актов.
1.2. Муниципальные правовые акты подразделяются на нормативные правовые акты (далее - муниципальные нормативные правовые акты Администрации города) и ненормативные правовые акты (далее - муниципальные ненормативные правовые акты Администрации города).
Муниципальный нормативный правовой акт Администрации города - официальный письменный документ, отвечающий следующим требованиям:
принят (издан) в пределах компетенции Главы Администрации города Тюмени, Администрации города;
устанавливает нормы права (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Муниципальный ненормативный правовой акт Администрации города - официальный письменный документ, принятый (изданный) по вопросам распорядительного (исполнительного) характера, не содержащий норм права (правил поведения), указанных в абзаце четвертом настоящего пункта.
1.3. Постановления Администрации города издаются по вопросам местного значения, вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Тюменской области, а также по вопросам реализации иных полномочий Администрации города в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Муниципальные нормативные правовые акты Администрации города издаются в форме постановлений Администрации города.
Распоряжения Администрации города издаются по вопросам организации работы Администрации города.
1.4. Подготовка муниципальных нормативных правовых актов Администрации города (за исключением муниципальных нормативных правовых актов Администрации города, имеющих определенный срок действия; об утверждении документации по планировке территории; определяющих места размещения объектов, территории (в том числе их границы), подготовка муниципальных ненормативных правовых актов Администрации города, регулирующих порядок реализации функций одного или нескольких органов Администрации города, осуществляется на основании плана нормотворческой деятельности Администрации города (далее - план нормотворческой деятельности), за исключением случаев, установленных абзацем вторым настоящего пункта.
Вне плана нормотворческой деятельности подготовка муниципальных правовых актов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, может осуществляться в следующих случаях:
по поручению Главы Администрации города Тюмени;
по инициативе первого заместителя Главы Администрации города Тюмени, заместителей Главы Администрации города Тюмени (далее - заместители Главы Администрации города) (органа Администрации города, руководство деятельностью которого осуществляется непосредственно Главой Администрации города Тюмени, муниципального учреждения) - при условии согласования с правовым департаментом Администрации города (далее - правовой департамент).
1.5. Подготовку муниципальных правовых актов осуществляют органы Администрации города, а также муниципальные учреждения в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством, муниципальными правовыми актами (далее также разработчик).
Проекты муниципальных правовых актов, внесенные в порядке нормотворческой инициативы гражданами, органами государственной власти, органами прокуратуры, Тюменской городской Думой, ее депутатами, подлежат рассмотрению разработчиками в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. В случае обоснованности внесенного проекта разработчик обязан оформить и согласовать проект в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
Подготовка проекта муниципального правового акта о внесении изменений в ранее принятый муниципальный правовой акт, осуществляется органами Администрации города или муниципальными учреждениями, по вопросам компетенции которых принят указанный муниципальный правовой акт.
1.6. Для подготовки проектов наиболее важных и сложных муниципальных правовых актов, а также муниципальных правовых актов, затрагивающих специфику деятельности различных органов Администрации города, Главой Администрации города Тюмени по предложению директора правового департамента может быть создана рабочая группа. При этом должностным лицом, ответственным за разработку проекта муниципального правового акта, является:
должностное лицо, определенное ответственным за разработку в плане нормотворческой деятельности, - в случае, если рабочая группа создается для подготовки проекта муниципального правового акта, предусмотренного планом нормотворческой деятельности;
должностное лицо, определенное ответственным за разработку в распоряжении Администрации города о создании рабочей группы или решением рабочей группы, - в случае, если рабочая группа создается для подготовки проекта муниципального правового акта, не предусмотренного планом нормотворческой деятельности.
1.7. В соответствии с планом нормотворческой деятельности разработка проектов муниципальных правовых актов может осуществляться на договорной основе. Проекты муниципальных правовых актов, подлежащие разработке на договорной основе, включаются в план нормотворческой деятельности в отдельный раздел.
Техническое задание на разработку муниципального правового акта подлежит визированию лицами, указанными в пункте 4.6 настоящей Инструкции, а также директором департамента финансов и налоговой политики Администрации города (далее - департамент финансов и налоговой политики), директором департамента экономики и стратегического развития Администрации города (далее - департамент экономики). Согласование технического задания осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 4.8, 4.10 настоящей Инструкции.
Финансирование расходов на разработку проектов муниципальных правовых актов осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете города Тюмени.
1.8. Ответственность за качество подготовки проектов муниципальных правовых актов, соответствие их действующему законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам Российской Федерации, Тюменской области и муниципальным правовым актам города Тюмени, содержание, достоверность, целесообразность, полноту внесенных документов возлагается на руководителей юридических служб (специалистов органа (учреждения), в чьи должностные обязанности входит правовое обеспечение деятельности органа (учреждения), в котором не создана юридическая служба) органов Администрации города и муниципальных учреждений, подготовивших проекты муниципальных правовых актов. Ответственность за полноту и своевременность направления руководителю юридической службы (специалисту органа (учреждения), в чьи должностные обязанности входит правовое обеспечение деятельности органа (учреждения), в котором не создана юридическая служба) предложений о необходимости внесения изменений в муниципальные правовые акты по результатам применения муниципальных правовых актов возлагается на структурные подразделения органов Администрации города (муниципальных учреждений), осуществляющие применение муниципальных правовых актов в сферах, урегулированных указанными муниципальными правовыми актами. Ответственность за сроки подготовки проектов муниципальных правовых актов и согласование данных проектов с заинтересованными органами Администрации города возлагается на руководителей органов Администрации города (муниципальных учреждений).
В настоящей Инструкции под заинтересованными органами Администрации города (муниципальными учреждениями) понимаются органы Администрации города, муниципальные учреждения города Тюмени, к сфере деятельности (полномочиям) которых относятся вопросы, содержащиеся в проектах муниципальных правовых актов.
1.9. Действие настоящей Инструкции не распространяется на подготовку проектов, регистрацию и рассылку распоряжений заместителя Главы Администрации города Тюмени, директора административного департамента.
1.10. Действие настоящей Инструкции распространяется на подготовку проектов разрешений на строительство объектов капитального строительства, продление сроков их действия, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, а также на подготовку отказов в выдаче указанных разрешений и в продлении сроков действия разрешений на строительство объектов капитального строительства в части, установленной административным регламентом предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию.
1.11. Муниципальные правовые акты подлежат подготовке и направлению на согласование в правовой департамент в целях приведения в соответствие с изменившимися нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) Тюменской области в сроки, установленные планом нормотворческой деятельности, а в случае, когда подготовка муниципальных правовых актов в соответствии с пунктом 1.4 настоящей Инструкции осуществляется вне плана нормотворческой деятельности, - в срок не более трех месяцев со дня официального опубликования нормативного правового акта Российской Федерации и (или) Тюменской области, если иной срок не установлен нормативным правовым актом Российской Федерации, Тюменской области, муниципальным правовым актом либо поручением Главы Администрации города Тюмени.
В случае, если по итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования принято решение о доработке муниципального правового акта, муниципальный правовой акт должен быть приведен в соответствии с требованиями, указанными в акте прокурорского реагирования, в течение 60 дней с момента оформления протокола рассмотрения акта прокурорского реагирования, если иное не установлено поручением Главы Администрации города Тюмени.
В случае поступления в Администрацию города Тюмени предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей о приостановлении действия муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, орган Администрации города Тюмени, по вопросам компетенции которых издан указанный в предписании муниципальный правовой акт, в течение 1 рабочего дня со дня регистрации предписания подготавливает проект муниципального правового акта о приостановлении действия муниципального правового акта, указанного в предписании, и направляет его в правовой департамент для согласования.
Правовой департамент согласовывает проект муниципального правового акта, указанный в абзаце третьем настоящего пункта, в течение 1 рабочего дня со дня регистрации указанного проекта муниципального правового акта.
Орган Администрации города, подготовивший проект муниципального правового акта о приостановлении действия муниципального правового акта, указанного в предписании, в день согласования правовым департаментом направляет его Главе Администрации города Тюмени для подписания либо для рассмотрения Коллегии Администрации города, заседание которой состоится в ближайший день, следующий за днем подготовки проекта муниципального правового акта о приостановлении действия муниципального правового акта, указанного в предписании.
Орган Администрации города, подготовивший проект муниципального правового акта о приостановлении действия муниципального правового акта, указанного в предписании, обеспечивает подготовку, подписание и направление письма об исполнении полученного предписания в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок со дня регистрации предписания о приостановлении действия муниципального правового акта.
2. Формирование плана нормотворческой деятельности на очередной год
2.1. План нормотворческой деятельности на очередной год представляет собой перечень проектов муниципальных правовых актов, внесение которых на рассмотрение планируется в очередном году.
2.2. Предложения о включении в план нормотворческой деятельности проектов муниципальных правовых актов формируются на основании:
мониторинга действующего законодательства, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Тюменской области, муниципальных правовых актов города Тюмени;
ревизии действующих муниципальных правовых актов, проводимой в соответствии с пунктом 2.8 настоящей Инструкции;
изучения нормотворческой практики и анализа муниципальных правовых актов других муниципальных образований (с целью анализа возможностей разработки и принятия аналогичного муниципального правового акта);
анализа и определения первоочередных и наиболее актуальных проблем, требующих своего решения путем принятия муниципальных правовых актов.
2.3. Подготовка проекта плана нормотворческой деятельности на очередной год осуществляется правовым департаментом Администрации города (далее - правовой департамент) на основании предложений органов Администрации города, муниципальных учреждений, правового департамента, а также на основании актов сверки, подготавливаемых органами Администрации города и муниципальными учреждениями в порядке, установленном пунктом 5.5 настоящей Инструкции.
Органы Администрации города, муниципальные учреждения в срок до 5 декабря текущего года направляют в правовой департамент предложения о включении в план нормотворческой деятельности проектов муниципальных правовых актов, подлежащих разработке в очередном году. Одновременно представляются обоснования необходимости принятия проекта муниципального правового акта, его концепция.
Концепция проекта муниципального правового акта должна определять:
основную идею, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие проекта муниципального правового акта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;
место будущего муниципального правового акта в системе действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений федеральных законов Российской Федерации, нормативных правовых актов Тюменской области, муниципальных правовых актов города Тюмени, на реализацию которых направлен данный проект муниципального правового акта.
2.4. Утверждение плана нормотворческой деятельности на очередной год осуществляется в срок до 31 декабря текущего года распоряжением Администрации города.
2.5. В плане нормотворческой деятельности указываются:
рабочее название проекта муниципального правового акта;
ответственный за подготовку проекта муниципального правового акта;
срок направления проекта муниципального нормативного правового акта Администрации города в прокуратуру для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, срок внесения проекта муниципального ненормативного правового акта Администрации города на рассмотрение Главе Администрации города Тюмени или Коллегии Администрации города;
краткое обоснование необходимости принятия проекта муниципального правового акта;
срок представления проекта муниципального правового акта в правовой департамент для проведения правовой и (или) антикоррупционной экспертиз.
2.6. Ведение плана нормотворческой деятельности осуществляется в порядке, установленном директором правового департамента.
2.6.1. Внесение изменений в план нормотворческой деятельности осуществляется в порядке, установленном пунктами 2.1 - 2.5 настоящей Инструкции, за исключением сроков. Сроки подготовки и внесения изменений в план нормотворческой деятельности установлены пунктом 2.8 настоящей Инструкции.
2.7. Распоряжения Администрации города об утверждении Планов мероприятий по реализации нормативных правовых актов, в том числе Федеральных законов, законов Тюменской области, решений Тюменской городской Думы, подлежат согласованию с заместителем Главы Администрации города Тюмени, директором административного департамента, директором правового департамента.
2.8. В целях обеспечения своевременности приведения муниципальных правовых актов в соответствие с изменившимся законодательством органы Администрации города (муниципальные учреждения), реализующие полномочия (функции) в сферах, урегулированных указанными муниципальными правовыми актами, ежемесячно проводят ревизию муниципальных правовых актов на предмет их соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации, Тюменской области.
Результаты ревизии муниципальных правовых актов оформляются актом о проведении ревизии действующих муниципальных правовых актов города Тюмени на предмет их соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации, Тюменской области (далее - акт ревизии), подготовленным по форме согласно приложению 6 к настоящей Инструкции.
Органы Администрации города (муниципальные учреждения), по вопросам компетенции которых приняты муниципальные правовые акты, подлежащие приведению в соответствие с изменившимся законодательством, обязаны в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным (в январе - в течение 3 первых рабочих дней), подготовить и представить в правовой департамент акт ревизии, подписанный руководителем органа Администрации города (муниципального учреждения) и согласованный руководителем юридической службы (специалистом органа (учреждения), в чьи должностные обязанности входит правовое обеспечение органа (учреждения), в котором не создана юридическая служба).
Ответственность за полноту и своевременность приведения муниципальных правовых актов в соответствие с изменившимся законодательством несут должностные лица органов Администрации города (муниципальных учреждений), по вопросам компетенции которых приняты указанные муниципальные правовые акты.
В акт ревизии органом Администрации города (муниципальным учреждением) по результатам ревизии включаются все муниципальные правовые акты (за исключением муниципальных правовых актов, имеющих определенный срок действия; об утверждении документации по планировке территории; определяющих места размещения объектов, территории (в том числе их границы); муниципальных правовых актов индивидуального характера, иных муниципальных ненормативных правовых актов Администрации города, рассчитанных на однократное применение), проанализированные на предмет необходимости их приведения в соответствие с изменившимся законодательством, затрагивающим область применения муниципальных правовых актов, с указанием наименования проекта муниципального правового акта, подлежащего принятию, либо с указанием информации об отсутствии необходимости внесения изменений в муниципальные правовые акты.
В случае, если в отчетном периоде не принимались нормативные правовые акты Российской Федерации, Тюменской области, затрагивающие область применения муниципальных правовых актов, акт ревизии в правовой департамент не представляется.
Правовой департамент обеспечивает проверку поступивших от органов Администрации города (муниципальных учреждений) актов ревизии на предмет полноты содержащихся в них сведений в течение 5 рабочих дней со дня его регистрации в правовом департаменте.
В случае отсутствия полноты содержащихся в акте ревизии сведений правовой департамент возвращает заключением ежемесячный акт ревизии на доработку в орган Администрации города (муниципальное учреждение), предоставивший такой акт (орган Администрации города (муниципальное учреждение) могут отозвать ежемесячный акт ревизии в порядке, установленном пунктом 4.15 настоящей Инструкции). В случае возврата (отзыва) акта ревизии в орган Администрации города (муниципальное учреждение), доработка и повторное представление ежемесячного акта ревизии в правовой департамент осуществляется органом Администрации города (муниципальным учреждением) в течение 2 рабочих дней.
При отсутствии замечаний к актам ревизии, а также при устранении выявленных правовым департаментом замечаний к актам ревизии правовой департамент ежемесячно обеспечивает подготовку проекта о внесении изменений в план нормотворческой деятельности и передачу его Главе Администрации города Тюмени.
В целях обеспечения проведения ревизии муниципальных правовых актов органы Администрации города (муниципальные учреждения) формируют и ведут в порядке, установленном приказом руководителя органа Администрации города (муниципального учреждения), перечень муниципальных правовых актов, регулирующих полномочия (функции), порядок реализации полномочий соответствующего органа Администрации города (муниципального учреждения). Также в указанных в настоящем абзаце приказах руководителя органа Администрации города (муниципального учреждения) указываются сотрудники, ответственные за проведение ревизии муниципальных правовых актов.
3. Порядок подготовки муниципальных правовых актов
3.1. Ответственный за подготовку проекта муниципального правового акта организует его разработку, согласование и представление Главе Администрации города Тюмени или Коллегии Администрации города:
в сроки, предусмотренные планом нормотворческой деятельности;
в сроки, определенные Главой Администрации города Тюмени, заместителями Главы Администрации города, - в случаях подготовки по поручениям Главы Администрации города Тюмени, заместителей Главы Администрации города проекта муниципального правового акта вне плана нормотворческой деятельности;
в сроки, установленные действующими нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами города Тюмени.
3.1.1. Проект муниципального правового акта должен быть подготовлен и направлен разработчиком на согласование в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня официального опубликования изменений в действующее законодательство, муниципальные нормативные правовые акты города Тюмени, если иной срок не определен в соответствии с пунктом 3.1 настоящей Инструкции.
Для согласования концепции муниципального правового акта, предусмотренного планом нормотворческой деятельности, разработчик не позднее 10 рабочих дней до дня направления проекта муниципального правового акта на согласование в правовой департамент осуществляют представление проекта муниципального правового акта, согласованного руководителем юридической службы (при отсутствии юридической службы - специалистом органа Администрации города, муниципального учреждения, в компетенцию которого входят вопросы правового обеспечения) и руководителем органа Администрации города, муниципального учреждения, подготовившего документ, в электронном виде в правовой департамент. Правовой департамент рассматривает проект муниципального правового акта в электронном виде в течение 5 рабочих дней.
В случае, если по итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования принято решение о доработке муниципальных правовых актов, проект муниципального правового акта должен быть подготовлен и направлен разработчиком на согласование в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента оформления протокола рассмотрения акта прокурорского реагирования.
В случае поступления в Администрацию города заявления об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог общего пользования местного значения города Тюмени, орган Администрации города, осуществляющий реализацию механизма регулирования земельных отношений на территории города Тюмени, в течение 1 рабочего дня со дня принятия указанного заявления к рассмотрению подготавливает проект муниципального правового акта об установлении публичного сервитута и направляет его для согласования одновременно заместителю Главы Администрации города, курирующего вопросы эффективного управления и распоряжения муниципальными землями, и в правовой департамент.
3.2. При подготовке проекта муниципального правового акта требуется:
разработать концепцию муниципального правового акта;
уяснить существо вопросов и задач, подлежащих решению в муниципальном правовом акте;
изучить по этим вопросам действующее законодательство и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Тюменской области;
проверить, издавались ли ранее по данному вопросу муниципальные правовые акты, ознакомиться с ними и выяснить практику их применения;
установить финансовые и материальные ресурсы, необходимые для проведения намеченных мероприятий, источники финансирования.
3.3. Проект муниципального правового акта, подготавливаемый разработчиком, должен соответствовать требованиям действующего законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Тюменской области, города Тюмени, в том числе должен быть разработан в пределах полномочий, предоставленных Администрации города, с соблюдением установленного порядка его принятия.
В ходе подготовки проекта муниципального нормативного правового акта разработчиком должна быть проведена антикоррупционная экспертиза данного проекта в порядке, установленном муниципальным правовым актом Администрации города, с целью недопущения наличия в проекте коррупциогенных факторов.
При подготовке проектов муниципальных правовых актов необходимо учитывать ранее принятые по этому вопросу муниципальные правовые акты, если они имелись, и не допускать повторений, противоречий им.
3.4. Если при подготовке проекта муниципального правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений в ранее принятые (изданные) муниципальные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких муниципальных правовых актов, а также если в муниципальный правовой акт неоднократно вносились изменения, которые затрудняют его чтение и применение, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый муниципальный правовой акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее принятых (изданных) актах предписания.
Под существенными изменениями, влекущими необходимость представления новой редакции муниципального правового акта, понимается изменение более чем одной трети правовых предписаний муниципального правового акта.
3.5. Проекты муниципальных правовых актов должны отвечать основным правилам юридической техники, изложенным в настоящей Инструкции, а также используемым в общераспространенной практике. При этом:
тексты проектов муниципальных правовых актов излагаются в соответствии с нормами официально-делового стиля современного русского языка;
слова и выражения в проектах муниципальных правовых актов используются в значениях, исключающих их неточное понимание;
термины, используемые в проектах муниципальных правовых актов, должны соответствовать по значению соответствующим терминам, используемым в Конституции Российской Федерации, федеральном законодательстве, законодательстве Тюменской области, Уставе города Тюмени. Не допускается употребление в текстах проектов муниципальных правовых актов устаревших слов и выражений, образных сравнений. В проекте муниципального правового акта даются определения малоизвестных юридических, технических и других специальных терминов.
3.6. Изложение текста муниципального правового акта должно соответствовать следующим требованиям:
логическая последовательность изложения, взаимосвязь предписаний, помещаемых в акте;
отсутствие противоречий внутри правового акта;
максимальная компактность изложения норм при глубине и всесторонности отражения их содержания;
ясность и доступность языка правового акта;
точность и определенность формулировок, употребляемых в акте;
отсутствие громоздких конструкций, умеренное использование причастных и деепричастных оборотов;
недопустимость употребления многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор;
употребление терминов в правовом акте в одном значении.
3.7. Структура проекта муниципального правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы и раскрытие предмета правового регулирования.
3.8. К муниципальным правовым актам составляется заголовок, который должен кратко и точно отражать содержание документа. Формулировать заголовок следует с помощью отглагольного существительного, отвечающего на вопрос "О чем?"
Например:
"О внесении изменений...", "Об утверждении...", "О выделении...",
"О признании утратившим силу..." и т.п.
3.9. Текстовая часть муниципального правового акта подразделяется на констатирующую часть - преамбулу и постановляющую (распорядительную) часть.
В констатирующей части (преамбуле) муниципального правового акта указываются правовые основания предписываемых действий.
3.10. Если муниципальный правовой акт принимается на основании документа вышестоящего органа, то в констатирующей части указывается форма акта, дата, номер, заголовок.
В случае если основанием принятия муниципального правового акта послужили правовые акты одной формы, в тексте преамбулы необходимо указывать полностью и в следующей последовательности для каждого акта форму акта, дату, номер, заголовок.
Например:
"Федеральный закон от 00.00.0000 N "_______", Федеральный закон
от 00.00.0000 N "_______" и т.д.
3.11. Если предписываемые действия не нуждаются в разъяснениях, то констатирующая часть может содержать только указание на статью (статьи) Устава города, подтверждающую правомочность издания данного муниципального правового акта.
3.12. Постановляющая (распорядительная) часть муниципального правового акта должна четко определять задачи, исполнителей, источники финансирования (в случае если проектом муниципального правового акта предусматривается осуществление расходов из бюджета города), сроки исполнения и предоставления информации, отчетов об их выполнении лицом и орган, на который возложен контроль.
В случае наличия в проекте муниципального правового акта положений, предусматривающих возложение обязанностей на какое-либо лицо, не являющееся работником Администрации города, муниципального учреждения, к проекту муниципального правового акта должно прилагаться письменное согласие данного лица либо письмо руководителя организации, поручающее подчиненному выполнение указанного поручения. В проекте муниципального правового акта после упоминания данного лица должны содержаться слова "(по согласованию)".
3.13. Поставленные задачи должны быть конкретны, обеспечены необходимыми материальными и финансовыми ресурсами и не должны противоречить действующему законодательству.
3.14. При подготовке муниципального правового акта исполнителю необходимо учитывать ранее принятые по этому вопросу документы, если они имелись, и не допускать повторений, противоречий им.
При внесении изменений в муниципальный правовой акт, в который ранее вносились изменения, постановляющая (распорядительная) часть проекта должна содержать ссылки на все акты, вносившие изменения, и оформляться следующим образом:
"Внести в распоряжение Администрации города Тюмени от 06.04.2006
N 578-рк "Об эвакуационной комиссии города Тюмени" (с изменениями,
внесенными распоряжениями Администрации города Тюмени
от 08.09.2006 N 1563-рк, от 20.10.2006 N 1706-рк) следующие изменения:".
3.15. В конце муниципального правового акта должны быть указаны ранее принятые муниципальные правовые акты, которые утрачивают силу.
3.16. Постановляющая (распорядительная) часть муниципального правового акта излагается в повелительной форме и состоит из пунктов, подразделяемых на подпункты или абзацы. Отдельный пункт, как правило, объединяет действия одного характера и может относиться к нескольким исполнителям, подпункт определяет отдельные конкретные действия.
3.17. Муниципальные правовые акты печатаются на бланках установленной формы (exchange на solomon - папка "Шаблоны" - "Постановление", "Распоряжение"). Объем документа, как правило, не должен превышать 2 - 3-х страниц. Муниципальные правовые акты должны быть напечатаны на персональном компьютере с использованием текстового редактора Microsoft Word версии 6.0 и выше или аналогичного ему, шрифтом Arial, размером 13 пунктов. В правом верхнем углу проекта муниципального правового акта должен находиться колонтитул, содержащий имя файла (до 8 символов), присваиваемый проекту муниципального правового акта на основании классификатора кодов органов Администрации города, муниципальных учреждений (приложение 1 к настоящей Инструкции).
3.18. Пункты в тексте нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют, начинаются с красной строки и с заглавной буквы.
Абзацы не имеют буквенно-цифрового обозначения и начинаются с красной строки и с заглавной либо строчной буквы (если за обобщающим словом следует перечисление).
Например:
1. Руководители органов Администрации города обязаны обеспечить:
составление планов финансово-хозяйственной деятельности
подведомственных муниципальных унитарных предприятий;
предоставление в департамент экономики в срок до ____________ планов
финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий.
Планы финансово-хозяйственной деятельности должны быть составлены
в соответствии с распоряжением Администрации города Тюмени от 00.00.0000
N _____ "Об утверждении Порядка составления планов...
2. ...
либо:
1. Оперативному дежурному Главной оперативно-дежурной службы
Администрации города ежедневно осуществлять обмен информацией
и взаимодействие с пунктом управления Главного управления МЧС России
по Тюменской области.
Два раза в сутки уточнять метеорологические условия на территории
города в Тюменском областном центре по гидрометеорологии и мониторингу
окружающей среды.
2. Дежурно-диспетчерским службам организаций ежедневно информировать
Главную оперативно-дежурную службу Администрации города об обстановке
на подведомственных объектах и территориях, о готовности сил и средств
к ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации
предоставлять информацию немедленно.
3.19. Подпункты обозначаются буквами русского алфавита (за исключением букв "й", "ё", "ъ", "ы", "ь") со скобкой и излагаются с красной строки со строчной буквы.
Например:
1. Возложить на управление по потребительскому рынку Администрации
города обязанности:
а) по подготовке документов и проверке соблюдения установленных
требований по размещению объектов игорного бизнеса в городе;
б) по информированию органов внутренних дел, надзорных органов
о выявленном нарушении.
2. Пресс-службе Администрации города Тюмени административного
департамента Администрации города Тюмени опубликовать настоящее
распоряжение в средствах массовой информации.
3.20. Пункты, близкие по содержанию, в значительных по объему муниципальных правовых актах объединяются в главы, разделы, имеющие нумерацию и наименование, обозначающее предмет регулирования соответствующей главы (раздела). Разделы нумеруются римскими цифрами, главы - арабскими.
Пункты, главы, разделы располагаются в логической последовательности. При этом общие вопросы излагаются вначале и должны предшествовать частным.
3.21. Если постановляющая (распорядительная) часть муниципального правового акта состоит из одного пункта и подпунктов, она излагается в виде абзацев, обозначение пункта и подпунктов не производится.
Например:
Руководствуясь статьей 58 Устава города Тюмени,
внести в распоряжение Администрации города Тюмени от 13.03.2010
N 826 "Об утверждении Положения о порядке списания безнадежных долгов
по местным налогам и сборам" следующие изменения:
пункт 1.4 приложения к распоряжению после слов "_________" дополнить
словами "_________";
пункт 1.5 приложения к распоряжению изложить в следующей редакции:
"1.5. ...".
3.22. Использование дефисов в тексте муниципального правового акта не рекомендуется.
3.23. В качестве исполнителей указываются органы Администрации города или организации.
Например:
Департамент имущественных отношений.
3.24. Должностное лицо может быть указано в качестве исполнителя только в случае, если ему предписано выполнение этого действия.
Например:
Директору департамента имущественных отношений
организовать проведение...
3.25. Наименования учреждений и организаций в тексте печатаются полностью. В случае неоднократного их повторения после первого печатания полностью допускаются сокращения, предусмотренные Уставом этих организаций.
Например:
Общество с ограниченной ответственностью "Вега" - ООО "Вега";
Муниципальное унитарное предприятие "Кадастр" - МУП "Кадастр".
3.26. Исключен.
См. текст пункта 3.26
3.27. Если в тексте муниципального правового акта приводится перечень терминов или основных понятий, то они располагаются в алфавитном порядке.
3.28. Исключен.
См. текст пункта 3.28
3.29. Составной частью муниципального правового акта являются приложения к нему, в которых указываются конкретные мероприятия, объемы работ, сроки, исполнители и т.д.
При большом объеме норм права или предписаний к проекту муниципального правового акта может быть оформлено приложение (положение, инструкции, правила и т.д.).
3.30. Приложения к муниципальному правовому акту печатаются в шаблоне постановления, распоряжения, на отдельном листе с пометкой в правом верхнем углу:
Приложение к постановлению (распоряжению)
от _________________ N ___
3.31. Если приложений к муниципальному правовому акту несколько, то каждое приложение имеет свой порядковый номер.
Приложение 1 к постановлению (распоряжению)
от _________________ N ______
Приложение 2 к постановлению (распоряжению)
от _________________ N ______ ... и т.д.
3.32. Приложения к муниципальному правовому акту визируются ответственным исполнителем на обороте последнего листа внизу.
3.33. Внесение изменений в содержащиеся в приложении к муниципальному правовому акту порядок, правила, инструкцию оформляется следующим образом:
Внести в распоряжение Главы города Тюмени от 09.08.2005 N 136-рг
"О департаменте по благоустройству города Администрации города Тюмени"
(с изменениями, внесенными распоряжениями Главы города Тюмени
от 15.03.2006 N 41-рг; от 12.04.2006 N 71-рг; от 28.08.2006 N 172-рг;
от 15.12.2006 N 248-рг; от 29.03.2007 N 55-рг) следующие изменения:
Приложение 1 к распоряжению изложить в редакции согласно приложению
к настоящему распоряжению.
либо:
1. Внести в распоряжение Главы города Тюмени от 09.08.2005 N 136-рг
"О департаменте по благоустройству города Администрации города Тюмени"
(с изменениями, внесенными распоряжениями Главы города Тюмени
от 15.03.2006 N 41-рг; от 12.04.2006 N 71-рг; от 28.08.2006 N 172-рг;
от 15.12.2006 N 248-рг; от 29.03.2007 N 55-рг) следующие изменения:
а) пункт 1.1 приложения к распоряжению изложить в следующей
редакции:
"1.1. ...";
б) пункт 1.2 приложения к распоряжению после слов "________________"
дополнить словами "__________";
в) в пункте 1.3 приложения к распоряжению слова "_________" заменить
словами "___________".
2. Контроль за исполнением...
3.34. Правила изложения постановляющей (распорядительной) части муниципального правового акта применяются также к изложению текста положения, порядка, инструкции и т.п., содержащихся в приложении к данному муниципальному правовому акту.
Например:
1.1. Арендатор должен рассмотреть и подписать проект договора
в течение трех дней.
После подписания проекта договора арендатор передает его инспекции,
которая направляет документы для рассмотрения балансодержателю.
1.2. При отсутствии возражений со стороны арендатора по тексту
проекта договора все экземпляры договора подписываются инспекцией,
скрепляются печатью, регистрируются и договор выдается арендатору.
либо:
1. Для заключения арендного договора арендатору выдаются
3 экземпляра его проекта с приложением пакета документов в составе:
расчет суммы арендной платы;
акт приема-передачи;
акт технического осмотра памятника на момент оформления договора;
план земельного участка, прилегающего к памятнику.
Арендатор должен рассмотреть и подписать проект договора в течение
трех дней.
2. ...
либо:
1.1. Причинами экономического, социального и юридического характера,
согласно которым задолженность признается безнадежной, являются:
а) решение арбитражного суда о признании налогоплательщика
банкротом;
б) ликвидация налогоплательщика;
в) смерть налогоплательщика (физическое лицо);
г) отъезд налогоплательщика за границу на постоянное место
жительства при принятии гражданства соответствующего государства.
1.2. ...
3.35. При исключении из текста муниципального правового акта и утвержденного им приложения разделов, глав, пунктов, подпунктов изменение нумерации не производится.
Например:
не указывается "Исключить пункт 4, пункт 5 считать пунктом 4".
3.36. При необходимости дополнения муниципального правового акта новыми разделами, главами, пунктами, подпунктами без изменения действующей нумерации нумерация дополненных разделов, глав, пунктов, подпунктов указывается та, за которой следуют дополняемые, со значком 1, 2.
Например:
при действующей нумерации пунктов 1, 2, 3 в проекте указывается "дополнить пунктами 1.1, 2.1, 3.1...".
3.37. К проекту муниципального правового акта в обязательном порядке оформляется пояснительная записка, которая подписывается руководителем органа Администрации города (муниципального учреждения), вносящего проект муниципального правового акта на рассмотрение, с расшифровкой подписи и датой. В пояснительной записке содержится краткое обоснование необходимости принятия муниципального правового акта, раскрывается его концепция, указывается на отсутствие в проекте муниципального нормативного правового акта Администрации города коррупциогенных факторов. Разработчик проекта муниципального нормативного правового акта Администрации города при наличии (отсутствии) заключений независимых экспертов, замечаний и (или) предложений, поступивших по итогам проведения независимой антикоррупционной экспертизы, общественного обсуждения проектов муниципальных нормативных правовых актов Администрации города, дополняет данной информацией пояснительную записку. В случае, если в процессе согласования проекта муниципального правового акта в него вносятся изменения и дополнения (за исключением изменений юридико-технического характера), разработчиком проекта муниципального правового акта готовится новая пояснительная записка, отражающая содержание проекта муниципального правового акта с учетом внесенных в процессе согласования изменений и дополнений.
В случае внесения изменений в действующий муниципальный правовой акт разработчиком к проекту муниципального правового акта прилагается актуализированная версия изменяемого муниципального правового акта, содержащая краткое обоснование вносимых изменений, по форме согласно приложению 8 к настоящей Инструкции (при этом текст, который предлагается исключить, зачеркивается, а текст, предлагаемый к принятию, выделяется жирным шрифтом).
В пояснительной записке к проекту муниципального правового акта, связанного с изменением (наделением) функций органов Администрации города, должностных лиц Администрации города, муниципальных учреждений, также указывается правовое обоснование каждой функции.
В пояснительной записке к проекту муниципального правового акта также указывается и иная информация, предусмотренная муниципальными правовыми актами города Тюмени.
3.38. К проекту муниципального правового акта в обязательном порядке также прикладываются следующие документы:
заключение правового департамента, в котором дается правовая оценка соответствия проекта муниципального правового акта действующим федеральным, областным и (или) муниципальным правовым актам, в случае наличия у правового департамента замечаний к проекту муниципального правового акта;
заключение департамента финансов и налоговой политики по вопросам бюджетной и налоговой политики, в том числе по вопросам расходования бюджетных средств, финансирования или движения имущества (приватизация, передача имущества и т.д.);
заключение департамента экономики и стратегического развития:
на проекты муниципальных правовых актов об утверждении муниципальных программ, о внесении изменений в муниципальные программы, об утверждении отчетов о реализации муниципальных программ за прошедший финансовый год;
на проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
на проекты муниципальных правовых актов о создании, реорганизации, ликвидации муниципального учреждения, муниципального унитарного предприятия в части наличия (отсутствия) потребности населения города Тюмени в производстве товаров, выполнении работ и (или) оказании услуг создаваемым, реорганизуемым, ликвидируемым муниципальным учреждением, муниципальным унитарным предприятием и ее соответствии (несоответствии) прогнозу социально-экономического развития города Тюмени.
3.39. Проекты муниципальных правовых актов по вопросам расходования бюджетных средств, финансирования или движения имущества (приватизация, передача имущества и т.д.) представляются с расчетами, сметами, пояснениями, подписанными исполнителем.
Проекты муниципальных правовых актов, регулирующие вопросы управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Тюмени, должны содержать информацию о достигнутом и (или) ожидаемом эффекте от реализации муниципального правового акта, в том числе от принятых управленческих решений, количественные показатели, позволяющие оценить достижение эффекта. Указанная информация представляется дополнительно к проектам муниципальных правовых актов по форме, согласно приложению к Инструкции о порядке подготовки проектов муниципальных правовых актов, иных документов, вносимых на рассмотрение Тюменской городской Думы, постоянных комиссий Тюменской городской Думы.
При невозможности определения эффекта от реализации муниципального правового акта и (или) от принятых управленческих решений, количественных показателей, позволяющих оценить достижение эффекта, необходимо привести обоснование невозможности включения данной информации.
В случае, если проекты муниципальных правовых актов взаимосвязаны с мероприятиями соответствующих муниципальных программ, в информации, представляемой по форме, согласно приложению к Инструкции о порядке подготовки проектов муниципальных правовых актов, иных документов, вносимых на рассмотрение Тюменской городской Думы, постоянных комиссий Тюменской городской Думы, в том числе, указывается наименование муниципальной программы, а также информация о достижении показателей результативности целевой программы в результате реализации муниципального правового акта и принятых управленческих решений.
3.40. К проекту муниципального правового акта, связанного с изменением (наделением) функций органов Администрации города, должностных лиц Администрации города, муниципальных учреждений, изменением (установлением) в структуре и штатной численности органов Администрации города, созданием коллегиальных органов Администрации города или изменением в их составе, прилагается заключение административного департамента (при наличии замечаний и предложений). При отсутствии замечаний и предложений проект муниципального правового акта подлежит визированию заместителем Главы Администрации города Тюмени, директором административного департамента.
3.41. К проекту муниципального правового акта, которым предусматривается предоставление муниципальной преференции, прикладывается решение антимонопольного органа по результатам рассмотрения ходатайства о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в случае, если такое решение является обязательным в соответствии с законодательством о защите конкуренции.
3.42. К проектам муниципальных правовых актов, основанием для принятия которых послужили другие документы (указы, постановления, распоряжения, договоры, контракты, соглашения), прилагаются копии этих документов.
3.43. К проектам муниципальных правовых актов о внесении изменений, об отмене, признании утратившими силу муниципальных правовых актов прилагаются копии ранее принятых муниципальных правовых актов.
3.44. К проектам муниципальных правовых актов, определяющим регламент реализации полномочий органов местного самоуправления, прилагаются блок-схемы осуществления таких действий. В блок-схемах допускается использование условных обозначений органов Администрации города, муниципальных учреждений указанных в приложении 4 к настоящей Инструкции.
3.45. К проектам муниципальных правовых актов прикладываются и иные документы (материалы), предусмотренные муниципальными правовыми актами города Тюмени.
4. Согласование проектов муниципальных правовых актов
4.1. Исключен.
См. текст пункта 4.1
4.2. В органах Администрации города и муниципальных учреждениях, осуществляющих подготовку проектов муниципальных правовых актов, проекты муниципальных правовых актов регистрируются в системе электронного делопроизводства и документооборота Администрации города (далее - СЭДД) и в специальных журналах учета исходящих и входящих проектов муниципальных правовых актов (приложение 2 к настоящей Инструкции) в день направления проектов муниципальных правовых актов на согласование в заинтересованные органы.
Проекты муниципальных правовых актов, поступившие в орган Администрации города (муниципальное учреждение), регистрируются в день поступления в СЭДД. При этом регистрация входящих проектов муниципальных правовых актов производится в день поступления до 17 часов, в пятницу и предпраздничные дни до 15 часов. Проекты муниципальных правовых актов, поступившие позже указанного времени, регистрируются датой следующего рабочего дня.
4.3. Порядок работы с журналами регистрации исходящих и входящих проектов муниципальных правовых актов определяет руководитель органа Администрации города (муниципального учреждения).
4.4. Органы Администрации города, муниципальные учреждения в случаях и порядке, установленных муниципальными правовыми актами, обеспечивают проведение для проведения:
независимой экспертизы проекта административного регламента;
независимой антикоррупционной экспертизы, общественного обсуждения;
публичных консультаций по проектам муниципальных нормативных правовых актов, муниципальным нормативным правовым актам, затрагивающим вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
общественной экспертизы проектов муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства.
4.5. Согласование проекта муниципального правового акта оформляется визой, которая включает наименование должности, подпись визирующего, ее расшифровку и дату. Визы проставляются на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра проекта муниципального правового акта.
4.6. Проекты муниципальных правовых актов, вносимые на рассмотрение Главы Администрации города Тюмени или Коллегии Администрации города, за исключением проектов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, визируются (согласуются) в следующей последовательности: руководителем юридической службы (специалистом органа (учреждения), в чьи должностные обязанности входит правовое обеспечение деятельности органа (учреждения), в котором не создана юридическая служба) и руководителем органа Администрации города (муниципального учреждения), разработавшего проект, заместителем Главы Администрации города, курирующим разработчика, руководителями заинтересованных органов Администрации города (муниципальных учреждений), директором правового департамента (за исключением проектов муниципальных правовых актов, подписываемых заместителями Главы Администрации города, проектов муниципальных правовых актов об утверждении ежеквартальных отчетов об исполнении бюджета города Тюмени, а также проектов муниципальных правовых актов, подготавливаемых в соответствии с постановлением Администрации города Тюмени от 03.10.2011 N 101-пк "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию") (Таблица 1).
Проекты муниципальных правовых актов индивидуального характера, связанные с поступлением на муниципальную службу, назначением на должность, заключением трудового договора (контракта), прохождением муниципальной службы, замещением должности руководителей муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений, применением дисциплинарных взысканий, освобождением от замещаемой должности, увольнением, выходом на пенсию, а также связанные с применением поощрений муниципального образования городской округ город Тюмень, визируются в следующей последовательности: руководителем юридической службы управления муниципальной службы и кадровой работы административного департамента, начальником управления муниципальной службы и кадровой работы административного департамента, заместителем Главы Администрации города, директором административного департамента, с учетом особенностей, установленных муниципальными правовыми актами, определяющими порядок назначения на должности муниципальной службы и освобождения от должности должностных лиц Администрации города и порядок оформления трудовых отношений с руководителями муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений (Таблица 2).
В случае, если проект муниципального правового акта подготовлен на основании акта прокурорского реагирования, а также если проект муниципального правового акта подготовлен в целях приведения действующего муниципального правового акта в соответствие с действующим законодательством, для обеспечения своевременного согласования разработчик одновременно рассылает копии проекта муниципального правового акта заинтересованным органам Администрации города (муниципальным учреждениям), за исключением правового департамента.
Таблица 1
СОГЛАСОВАНО:
Должность |
Для замечаний |
Подпись, дата |
Расшифровка подписи |
Директор правового департамента |
|
|
|
Руководители заинтересованных органов Администрации города Тюмени |
|
|
|
Заместитель Главы Администрации города Тюмени (курирующий разработчика) |
|
|
|
Руководитель отраслевого (функционального) и территориального органа Администрации города Тюмени - разработчик проекта |
|
|
|
Руководитель юридической службы (специалист, в чьи должностные обязанности входит правовое обеспечение органа, в котором не создана юридическая служба) - разработчика проекта |
|
|
|
Фамилия, имя, отчество
N телефона исполнителя
Таблица 2
СОГЛАСОВАНО:
Должность |
Для замечаний |
Подпись, дата |
Расшифровка подписи |
Заместитель Главы Администрации города Тюмени, директор административного департамента |
|
|
|
Начальник управления муниципальной службы и кадровой работы административного департамента |
|
|
|
Председатель нормативно-правового комитета управления муниципальной службы и кадровой работы административного департамента |
|
|
|
Фамилия, имя, отчество
N телефона исполнителя
4.7. Отказ должностного лица от визирования проекта муниципального правового акта не допускается. Имеющиеся у должностного лица возражения, замечания и (или) предложения по проекту муниципального правового акта излагаются в заключении, которое прикладывается к проекту муниципального правового акта. Соответствующая отметка об этом делается в реквизите "Согласование".
Например:
СОГЛАСОВАНО:
Должность |
Для замечаний |
Подпись, дата |
Расшифровка подписи |
Начальник "n"-ого отдела |
с п. 1 не согласен, см. замечания личная подпись |
15.12.20__ |
О.С. Иванов |
или: | |||
Директор департамента |
с проектом не согласен. Заключение прилагается личная подпись |
15.12.20__ |
А.А. Попов |
4.8. Срок согласования проекта муниципального правового акта у одного руководителя заинтересованного органа Администрации города (муниципального учреждения) составляет 3 рабочих дня с момента регистрации в соответствующем заинтересованном органе Администрации города (муниципальном учреждении) проекта муниципального правового акта в специальных журналах учета исходящих и входящих проектов муниципальных правовых актов или (и) в СЭДД.
Срок согласования проекта муниципального правового акта у заместителя Главы Администрации города, курирующего разработчика, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации проекта в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, и завершается соответственно в последний рабочий день согласования.
Согласование проекта муниципального правового акта об установлении публичного сервитута, указанного в абзаце третьем пункта 3.1.1 настоящей Инструкции, осуществляется в день его регистрации.
4.9. Ответственность за нарушение сроков согласования несет руководитель заинтересованного органа Администрации города (муниципального учреждения), на согласовании у которого находится проект муниципального правового акта.
4.10. Проект муниципального правового акта представляется в правовой департамент только после визирования всеми соответствующими должностными лицами, указанными в абзаце первом пункта 4.6 настоящей Инструкции. Ответственность за идентичность текстов на бумажном и электронном носителях, а также за предоставление проекта муниципального правового акта в правовой департамент, доработанного с учетом всех замечаний и предложений, полученных при согласовании в соответствии с пунктом 4.6 настоящей Инструкции, несет разработчик проекта муниципального правового акта.
Не позднее чем за 15 рабочих дней до дня направления проекта муниципального нормативного правового акта Администрации города в прокуратуру, не позднее чем за 15 рабочих дней до истечения срока принятия проекта муниципального правового акта, установленного пунктом 1.11 настоящей Инструкции, если иной срок не установлен поручениями Главы Администрации города Тюмени, проект муниципального правового акта представляется в правовой департамент для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы.
Согласование и визирование проекта муниципального правового акта в правовом департаменте осуществляется в форме правовой экспертизы.
Срок проведения правовой экспертизы проектов муниципальных правовых актов, в том числе подготовленных на основании актов прокурорского реагирования, осуществляемой правовым департаментом, не должен превышать 15 рабочих дней (при повторном согласовании - 5 рабочих дней) с момента регистрации в правовом департаменте проектов муниципальных правовых актов в СЭДД, если иной срок не установлен муниципальными правовыми актами или поручением Главы Администрации города Тюмени (за исключением проектов муниципальных правовых актов об установлении публичного сервитута, а также проектов муниципальных правовых актов, принимаемых (издаваемых) при предоставлении муниципальных услуг). В случае, если по результатам доработки проекта муниципального правового акта изменилось более двух третьих правовых предписаний проекта, то срок повторного согласования проекта в правовом департаменте составляет 9 рабочих дней.
Согласование проектов муниципальных правовых актов об установлении публичного сервитута, указанных в абзаце четвертом пункта 3.1.1 настоящей Инструкции, проектов муниципальных правовых актов, принимаемых (издаваемых) при предоставлении муниципальных услуг (за исключением проектов муниципальных правовых актов о предоставлении (об отказе в предоставлении) разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, о предоставлении (об отказе в предоставлении) разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, о назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства), осуществляется правовым департаментом в день их регистрации при условии их поступления в правовой департамент до 12.00 часов.
При поступлении проектов муниципальных правовых актов, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, в правовой департамент после 12.00 часов их согласование осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем их регистрации.
Согласование правовым департаментом проектов муниципальных правовых актов о предоставлении (об отказе в предоставлении) разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, о предоставлении (об отказе в предоставлении) разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется в срок, не превышающий 4 рабочих дня (при повторном согласовании - 2 рабочих дня) с момента регистрации в правовом департаменте проектов муниципальных правовых актов в СЭДД, если иной срок не установлен муниципальными правовыми актами.
Согласование правовым департаментом проектов муниципальных правовых актов о назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства или разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется в срок, не превышающий 2 рабочих дня (при повторном согласовании - 1 рабочий день) с момента регистрации в правовом департаменте проектов муниципальных правовых актов в СЭДД, если иной срок не установлен муниципальными правовыми актами.
Срок согласования проекта муниципального правового акта исчисляется со дня, следующего за днем регистрации проекта в порядке, установленном абзацем четвертым настоящего пункта, и завершается соответственно в последний рабочий день согласования.
Проекты муниципальных правовых актов должны быть подготовлены органами Администрации города, муниципальными учреждениями в соответствии с требованиями, предусмотренными настоящей Инструкцией, иными муниципальными правовыми актами города Тюмени, определяющими особенности подготовки проектов муниципальных правовых актов.
При проведении правовой экспертизы проектов муниципальных правовых актов правовой департамент определяет их нормативность и необходимость направления соответствующего муниципального правового акта в аппарат Губернатора Тюменской области для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов путем проставления штампа "В регистр МНПА" на листе согласования проекта муниципального правового акта.
4.11. Срок согласования проектов муниципальных правовых актов об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации города на финансовое обеспечение непредвиденных расходов в целях защиты населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, осуществляется в день поступления проекта муниципального правового акта на рассмотрение в орган Администрации города.
4.12. Полученные при согласовании проекта муниципального правового акта замечания и (или) предложения учитываются разработчиком. В случае согласия с представленными замечаниями и (или) предложениями разработчик вносит в проект муниципального правового акта соответствующие изменения в течение 2 рабочих дней с момента регистрации у разработчика заключения на проект муниципального правового акта.
Изменения оформляются должностными лицами шариковой ручкой синего (фиолетового) цвета.
В случае несогласия с поступившими замечаниями и (или) предложениями по проекту муниципального правового акта разработчик в целях выработки взаимоприемлемого решения должен в течение 2 рабочих дней с момента регистрации у разработчика заключения на проект муниципального правового акта обеспечить проведение обсуждения данного проекта с теми органами Администрации города (муниципальными учреждениями), которыми высказаны замечания и (или) предложения, а также подготовить отзыв, в котором указываются замечания и (или) предложения согласующего органа Администрации города и доводы разработчика. При недостижении согласия разработчик в течение одного рабочего дня, следующего за днем обсуждения проекта муниципального правового акта с органами Администрации города, организует проведение совещания у курирующего заместителя Главы Администрации города с участием представителей органов Администрации города, которыми высказаны замечания и (или) предложения.
Результатом, подтверждающим нахождение взаимоприемлемого решения, является подготовка протокола совещания и изменений в проект муниципального правового акта. Подготовка и подписание протокола совещания осуществляется разработчиком в течение рабочего дня, следующего за днем проведения совещания. Подготовка изменений в проект муниципального правового акта осуществляется разработчиком в течение 2 рабочих дней с момента подписания протокола совещания.
К проекту муниципального правового акта прикладываются протоколы совещаний, указанные в абзаце четвертом настоящего пункта.
4.13. Изменения, внесенные должностными лицами (с указанием Ф.И.О., росписи) на стадии согласования, заносятся в проект муниципального правового акта разработчиком проекта муниципального правового акта. Ответственность за учет всех замечаний и предложений, полученных при согласовании проекта муниципального правового акта, несет разработчик проекта муниципального правового акта.
4.14. Если в процессе доработки изменяется концепция проекта муниципального правового акта, то он подлежит повторному визированию руководителями заинтересованных органов Администрации города (муниципальных учреждений).
4.15. Разработчик может отозвать проект муниципального правового акта из органа Администрации города (муниципального учреждения), в котором находится проект муниципального правового акта на согласовании. При отзыве проекта муниципального правового акта, повторное его согласование осуществляется, начиная с органа Администрации города (муниципального учреждения), из которого был отозван проект муниципального правового акта, за исключением случая, установленного пунктом 4.14 настоящей Инструкции.
4.16. Исключен.
См. текст пункта 4.16
4.17. Проекты муниципальных правовых актов в случаях, установленных главой 5 настоящей Инструкции, до передачи на рассмотрение Главе Администрации города Тюмени или Коллегии Администрации города подлежат направлению в прокуратуру города Тюмени для правовой и антикоррупционной экспертизы.
Проекты муниципальных правовых актов, прошедшие правовую и антикоррупционную экспертизу в прокуратуре города Тюмени, подлежат вынесению на ближайшее заседание Коллегии Администрации города либо передаются на рассмотрение Главе Администрации города Тюмени в течение 3 рабочих дней со дня регистрации в Администрации города положительной информации прокуратуры города Тюмени, а в случае необходимости доработки проекта муниципального правового акта в соответствии с поступившей информацией прокуратуры города Тюмени дорабатываются в течение 10 рабочих дней со дня регистрации в Администрации города информации прокуратуры города Тюмени, если иной срок не установлен поручением Главы Администрации города Тюмени.
5. Взаимодействие Администрации города с органами прокуратуры в нормотворческой деятельности
5.1. Взаимодействие Администрации города с органами прокуратуры в нормотворческой деятельности осуществляется путем:
а) направления проектов муниципальных нормативных правовых актов Администрации города на правовую и антикоррупционную экспертизу в прокуратуру г. Тюмени (далее - прокуратура);
б) участия представителей прокуратуры в деятельности рабочих групп, комиссий и иных коллегиальных органов, в совещаниях по вопросам подготовки нормативных актов;
в) направления информаций об изданных муниципальных нормативных правовых актах Администрации города;
г) проведения сверки действующих муниципальных нормативных правовых актов Администрации города на предмет их соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации и Тюменской области.
5.2. Проекты муниципальных нормативных актов Администрации города по вопросам, касающимся прав и свобод человека и гражданина, муниципальной собственности, муниципальной службы, бюджетного, налогового, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) должности муниципальной службы, подлежат направлению в прокуратуру для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы после завершения правовой экспертизы правовым департаментом.
При направлении проекта муниципального правового акта в прокуратуру:
на листе согласования проекта правовым департаментом проставляется штамп "В прокуратуру" и проект не визируется директором правового департамента (за исключением случаев, когда принятие муниципального правового акта не терпит отлагательства) до получения информации прокуратуры и устранения выявленных прокуратурой замечаний;
подлинник проекта возвращается разработчику до получения информации прокуратуры о результатах проведенной правовой и антикоррупционной экспертизы.
В течение 2 рабочих дней со дня получения подписанного директором правового департамента сопроводительного письма (содержащего заключение об отсутствии в проекте муниципального нормативного правового акта Администрации города коррупциогенных факторов), а в случае, указанном в абзаце третьем настоящего пункта, и подлинника проекта муниципального нормативного правового акта Администрации города разработчик передает сопроводительное письмо с копиями проекта муниципального нормативного правового акта Администрации города, пояснительной записки, актуализированной версии изменяемого муниципального правового акта, а также документов, указанных в абзацах 3, 4 пункта 3.38, пункте 3.41 настоящей Инструкции, в прокуратуру для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы. В случае направления проекта муниципального правового акта об установлении публичного сервитута, указанного в абзаце третьем пункта 3.1.1 настоящей Инструкции, разработчик в день получения подписанного директором правового департамента сопроводительного письма передает в прокуратуру сопроводительное письмо, копию данного проекта муниципального правового акта и документы, указанные в первом предложении настоящего абзаца. Разработчик в срок, указанный в предложении первом настоящего абзаца, обеспечивает предоставление в правовой департамент электронной версии проекта муниципального нормативного правового акта Администрации города, подлежащего направлению в прокуратуру, и пояснительной записки к нему.
При наличии замечаний и (или) предложений в информации прокуратуры разработчик принимает меры, предусмотренные пунктом 4.12 настоящей Инструкции, и направляет проект в правовой департамент для повторной правовой экспертизы в части указанных замечаний и (или) предложений прокуратуры.
В случае издания муниципального нормативного правового акта Администрации города без предварительного направления проекта данного акта в прокуратуру, разработчик в течение двух рабочих дней с момента издания указанного муниципального правового акта обеспечивает подготовку и направление в прокуратуру письма с обоснованием причин, послуживших основанием для такого издания, с приложением копии муниципального правового акта.
5.3. Для подготовки наиболее важных и сложных проектов муниципальных правовых актов, указанных в абзаце 1 пункта 5.2 настоящей Инструкции, представители прокуратуры могут приглашаться к участию в деятельности рабочих групп, комиссий и иных коллегиальных органов, и в совещаниях по вопросам подготовки нормативных актов. В этом случае обеспечивается направление соответствующего обращения на имя прокурора.
5.4. Все изданные Администрацией города муниципальные нормативные правовые акты Администрации города подлежат направлению в прокуратуру в течение 5 рабочих дней со дня их принятия. С этой целью при составлении списка рассылки проекта разработчик должен в обязательном порядке включать в список рассылки прокуратуру. Непосредственное направление принятого муниципального нормативного правового акта Администрации города в прокуратуру обеспечивается административным департаментом.
Ежемесячно, в срок не позднее 10 числа следующего месяца, административный департамент представляет в правовой департамент информацию о направленных за прошедший месяц муниципальных нормативных правовых актах Администрации города Тюмени в аппарат Губернатора Тюменской области для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов.
5.5. В целях обеспечения своевременности приведения муниципальных нормативных правовых актов Администрации города в соответствие с изменившимся законодательством ежемесячно обеспечивает проведение с прокуратурой сверки действующих муниципальных нормативных правовых актов Администрации города на предмет их соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Тюменской области. Результаты сверки муниципальных нормативных правовых актов Администрации города оформляются актом сверки по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции.
Ответственность за полноту и своевременность приведения муниципальных нормативных правовых актов Администрация города в соответствие с изменившимся законодательством несут должностные лица органов Администрации города (муниципальных учреждений), по вопросам компетенции которых приняты указанные муниципальные нормативные правовые акты Администрации города. Данные должностные лица обязаны в срок до 5 числа месяца, следующего за отчетным (в январе - в течение 3 первых рабочих дней), подготовить и представить в правовой департамент ежемесячный акт ревизии в порядке, установленном пунктом 2.8 настоящей Инструкции.
При отсутствии замечаний к ежемесячным актам ревизии, а также при устранении выявленных правовым департаментом замечаний к ежемесячным актам ревизии, правовой департамент обеспечивает подготовку акта сверки действующих муниципальных нормативных правовых актов Администрации города на предмет их соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) Тюменской области по форме согласно приложению 3 к настоящей Инструкции на основании сведений о муниципальных нормативных правовых актах Администрации города, содержащихся в ежемесячных актах ревизии. Акт сверки действующих муниципальных нормативных правовых актов Администрации города передается правовым департаментом Главе Администрации города Тюмени для подписания и направления в прокуратуру в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным (в январе - в течение 12 первых рабочих дней).
6. Порядок подписания, регистрации, рассылки муниципальных правовых
актов Администрации города
6.1. Проекты муниципальных правовых актов, оформленные и прошедшие согласования в соответствии с настоящей Инструкцией, другими муниципальными правовыми актами, передаются исполнителем (разработчиком) в сектор подготовки и выпуска постановлений, распоряжений на бумажном и любом съемном носителе данных, для окончательного редактирования, визирования заведующим сектором (или лицом его замещающим) и включения проекта муниципального правового акта в электронную базу проектов.
Проекты муниципальных правовых актов, принятие которых не требует рассмотрения на заседании Коллегии Администрации города, передаются советнику Главы Администрации города Тюмени для передачи на подпись Главе Администрации города Тюмени либо помощникам (консультантам) заместителей Главы Администрации города для передачи на подпись в соответствии с распределением полномочий между ними.
Проекты муниципальных правовых актов, требующие коллегиального рассмотрения, включаются в повестку очередного заседания Коллегии Администрации города.
6.2. Проекты муниципальных правовых актов, подготовленные с нарушением установленного порядка и не прошедшие необходимые согласования, возвращаются соответствующим исполнителям для окончательной доработки.
6.3. При составлении списка рассылки ответственный исполнитель должен в обязательном порядке включать в список рассылки (за исключением распоряжений по личному составу):
Тюменскую городскую Думу;
Прокуратуру города Тюмени;
Счетную палату города Тюмени (по вопросам финансирования);
Отдел контроля управления организационной работы административного департамента (далее - отдел контроля) (имеющие пункт о контроле);
Пресс-службу Администрации города Тюмени административного департамента (имеющие пункт об опубликовании документа или о размещении содержащейся в нем информации в средствах массовой информации);
Управление по обращениям граждан и делопроизводству (затрагивающие права и интересы граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц);
Правовой департамент (за исключением постановлений, распоряжений индивидуального характера);
Органы Администрации города, муниципальные учреждения, организации, предприятия, которые участвуют в исполнении муниципального правового акта и(или) которым рассылались первоначальные постановления, распоряжения (в случае внесения изменений в ранее принятое постановление, распоряжение).
В список рассылки муниципальных правовых актов Администрации города, указанных в абзаце втором пункта 4.6 настоящей Инструкции, в обязательном порядке также включается управление муниципальной службы и кадровой работы административного департамента.
6.3.1. Рассылку муниципальных правовых актов внутри органов Администрации города, полученных через СЭДД, осуществляют уполномоченные сотрудники или службы делопроизводства таких органов.
6.4. Подписанные муниципальные правовые акты с листом рассылки передаются в сектор подготовки и выпуска постановлений, распоряжений для регистрации и рассылки.
Проекты муниципальных правовых актов, переданные в сектор подготовки и выпуска постановлений, распоряжений после 16 часов в пятницу или предпраздничный день, регистрируются в первый рабочий день, следующий за выходными или праздничными днями.
Подписанные проекты муниципальных правовых актов, в которых за период согласований и подписи обнаружены небольшие неточности, исправляются и переподписываются без новых согласований.
6.5. Срок сдачи проекта муниципального правового акта в сектор подготовки и выпуска постановлений, распоряжений не должен превышать 3-х дней с даты последнего согласования.
6.6. Выпускаемым муниципальным правовым актам присваиваются порядковые номера по единой нумерации, которая ведется с начала и до конца года раздельно для постановлений и распоряжений Администрации города.
Распоряжения по личному составу, на отпуска и командировки регистрируются также отдельно.
К порядковому номеру распоряжений Администрации города добавляются буквы: "рл" (личный состав: назначения, переводы, увольнения, возложение обязанностей, заключение трудовых договоров, премирование), "к" (командировки), "ро" (отпуска).
К порядковому номеру постановлений, распоряжений Администрации города, принятым на Коллегии Администрации города или в порядке заочного голосования, добавляются буквы: "пк" - постановлениям, "рк" - распоряжениям.
6.7. Датой принятия муниципального правового акта считается дата его подписания Главой Администрации города Тюмени либо заместителями Главы Администрации города, когда Глава Администрации города Тюмени поручает подписание распоряжений Администрации города в соответствии с распределением обязанностей между ними.
Датой принятия постановления, распоряжения Администрации города является дата проведения Коллегии Администрации города, на которой было принято решение по данному акту. В случае принятия постановления, распоряжения Администрации города в порядке заочного голосования, датой его принятия является дата его подписания Главой Администрации города Тюмени, а в его отсутствие - исполняющим обязанности Главы Администрации города Тюмени.
6.8. Регистрация муниципальных правовых актов, ведение классификатора производится путем применения автоматизированной системы учета муниципальных правовых актов.
6.9. Рассылка копий принятого муниципального правового акта осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня его принятия в соответствии со списком рассылки, составленным ответственным исполнителем, в электронном виде и(или) на бумажных носителях.
Рассылка копий в электронном виде осуществляется сектором подготовки и выпуска постановлений, распоряжений путем создания электронного образа принятого муниципального правового акта Администрации города (в формате .pdf), заверения электронной подписью и направления посредством СЭДД адресатам, указанным в списке рассылки и имеющим доступ в СЭДД.
При отсутствии у адресатов, указанных в списке рассылки, доступа к СЭДД, а также в случаях, указанных в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, сектор подготовки и выпуска постановлений, распоряжений изготавливает бумажные копии принятого муниципального правового акта, заверяет их печатью сектора подготовки и выпуска постановлений, распоряжений синего цвета, и передает в отдел по работе с деловой документацией управления по обращениям граждан и делопроизводству административного департамента (далее - отдел по работе с деловой документацией) для вручения соответствующим адресатам под роспись.
В случае если в качестве адресата в списке рассылки указана пресс-служба Администрации города, то копии принятого муниципального правового акта Администрации города в ее адрес рассылаются как в электронном виде, так и на бумажном носителе.
Копии муниципальных правовых актов Администрации города, указанных в абзаце втором пункта 4.6 настоящей Инструкции, в адрес управления муниципальной службы и кадровой работы административного департамента направляются исключительно на бумажных носителях.
6.10. Ответственность за своевременную рассылку муниципальных правовых актов через СЭДД, а также печатание, размножение и передачу бумажных копий муниципальных правовых актов в отдел по работе с деловой документацией муниципальных правовых актов возлагается на сектор подготовки и выпуска постановлений, распоряжений.
Ответственность за рассылку бумажных копий муниципальных правовых актов адресатам, не имеющим доступ в СЭДД, возлагается на отдел по работе с деловой документацией.
Передачу в средства массовой информации муниципальных нормативных правовых актов Администрации города для опубликования и контроль за их опубликованием осуществляет пресс-служба Администрации города. Муниципальные правовые акты передаются в муниципальное казенное учреждение "Комитет по информатизации города Тюмени" для опубликования в сетевом издании "Официальные документы города Тюмени" не позднее трех рабочих дней со дня их поступления в пресс-службу Администрации города.
Муниципальное казенное учреждение "Комитет по информатизации города Тюмени" обеспечивает публикацию муниципальных нормативных правовых актов Администрации города в сетевом издании "Официальные документы города Тюмени" не позднее трех рабочих дней со дня их поступления от пресс-службы Администрации города в систему управления сайтом "Официальные документы города Тюмени" с пометкой "Опубликовать".
6.11. Исключен.
См. текст пункта 6.11
6.12. В случае если муниципальный правовой акт содержит требование о размещении содержащейся в нем информации в средствах массовой информации, разработчик не позднее трех рабочих дней после подписания муниципального правового акта представляет в пресс-службу Администрации города информацию, подлежащую размещению в средствах массовой информации, за подписью руководителя разработчика. Информация должна содержать сведения, предусмотренные приложением 7 к настоящей Инструкции. Информация направляется в пресс-службу Администрации города посредством муниципальной системы электронного документооборота (а в случае отсутствия доступа к системе информация направляется на бумажном носителе и в электронном виде).
7. Направление муниципальных нормативных правовых актов Администрации города и дополнительных сведений о них, подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Тюменской области
7.1. В целях включения муниципальных нормативных правовых актов Администрации города Тюмени и дополнительных сведений к ним в регистр муниципальных нормативных правовых актов Тюменской области органы Администрации города направляют в Аппарат Губернатора Тюменской области с использованием автоматизированной информационной системы ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов:
муниципальные нормативные правовые акты Администрации города Тюмени, разработка которых относится к их компетенции, - в течение 15 рабочих дней со дня принятия (издания) муниципального нормативного правового акта Администрации города Тюмени;
сведения о наименовании, дате и номере официального издания, в котором опубликован муниципальный нормативный правовой акт Администрации города Тюмени (в случае обнародования - сведения о дате обнародования), - в течение 15 рабочих дней со дня его опубликования (обнародования);
дополнительные сведения в соответствии с пунктом 3 статьи 16.3 Закона Тюменской области от 29.12.2005 N 444 "О местном самоуправлении в Тюменской области", поступившие в орган Администрации города в рамках его полномочий, - в течение 15 рабочих дней со дня регистрации их поступления в данный орган.
7.2. Органы Администрации города ежемесячно, в срок не позднее 5 числа следующего месяца, предоставляют в административный департамент информацию о направленных за прошедший месяц муниципальных нормативных правовых актах Администрации города Тюмени и дополнительных сведений о них в Аппарат Губернатора Тюменской области для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Тюменской области.
7.3. Административный департамент ежемесячно, в срок не позднее 10 числа следующего месяца, представляет в правовой департамент информацию о направленных за прошедший месяц муниципальных нормативных правовых актах Администрации города Тюмени в Аппарат Губернатора Тюменской области для включения в регистр муниципальных нормативных правовых актов Тюменской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.