Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение изменено с 1 ноября 2017 г. - Постановление Правительства Тюменской области от 30 октября 2017 г. N 531-п
Приложение
к постановлению
Правительства
Тюменской области
от 30 декабря 2014 г. N 700-п
Государственная программа
Тюменской области "Антинаркотическая программа" до 2020 года
30 декабря 2015 г., 25 января, 18 марта, 27 октября 2016 г., 18 января, 30 октября 2017 г.
Паспорт
государственной программы Тюменской области "Антинаркотическая программа" до 2020 года
Ответственный исполнитель программы |
Департамент социального развития Тюменской области |
Соисполнители программы |
Департамент по спорту Тюменской области, Департамент по общественным связям, коммуникациям и молодежной политике Тюменской области, Департамент образования и науки Тюменской области, Департамент здравоохранения Тюменской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области, Управление делами Правительства Тюменской области |
Цель программы |
Формирование потенциала противодействия общества наркотизации, устойчивое сокращение незаконного оборота и немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ. |
Задачи программы |
1. Организация деятельности, направленной на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, воспитание социально-ответственной личности, формирование здорового образа жизни детей и молодежи, в т.ч. "группы особого внимания". 2. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на выявление лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ. 3. Оказание наркологической помощи населению. 4. Реабилитация лиц, допускающих употребление психоактивных веществ. Ресоциализация наркозависимых и алкозависимых граждан. 5. Профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. |
Сроки реализации программы |
2015 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования программы |
Всего - 505 713 тыс. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 505 713 тыс. рублей; По срокам реализации программы: 2015 год (факт) - 101 197 тыс. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 101 197 тыс. рублей; 2016 год - 83 832 тыс. рублей, в том числе: - средства областного бюджета - 83 832 тыс. рублей; 2017 год - 86 859 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 86 859 тыс. рублей; 2018 год - 77 839 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 77 839 тыс. рублей; 2019 год - 77 993 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 77 993 тыс. рублей; 2020 год - 77 993 тыс. руб., в том числе: - средства областного бюджета - 77 993 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Основным результатом реализации мероприятий программы является снижение общей заболеваемости наркоманией на основе совершенствования информационной, образовательной и досуговой профилактической деятельности, лечения и реабилитации наркозависимых граждан, правоохранительной деятельности по обеспечению безопасности граждан от угроз, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ до 233 чел. на 100 тыс. населения в 2020 году |
1. Приоритеты и цели государственной политики Тюменской области в сфере профилактики наркомании
Стратегическими целями Правительства Тюменской области по улучшению качества жизни населения в регионе являются повышение уровня здоровья и продолжительности жизни, создание здоровьесберегающей среды, обеспечение потребностей в качественном образовании. Цель программы соответствует задаче "Формирование потенциала противодействия наркотизации общества" приоритета "Повышение уровня здоровья населения" Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 N 652-рп.
Приоритетными задачами в соответствии с Концепцией являются формирование здорового образа жизни, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака, и привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Государственная программа Тюменской области "Антинаркотическая программа" разработана в соответствии с полномочиями органов государственной власти Тюменской области, предусмотренными пунктом 4 статьи 41 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", пунктом 58 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 09.06.2010 N 690 "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года", Законом Тюменской области от 13 января 2001 года N 244 "О профилактике наркомании и токсикомании в Тюменской области", с учетом полномочий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области. Распространенность незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ остается серьёзной проблемой, представляющей угрозу национальной безопасности и оказывающей негативное влияние на демографическое и социально-экономическое развитие России.
В ходе состоявшегося 17 июня 2015 года заседания президиума Государственного Совета Российской Федерации, на котором обсуждались меры по повышению эффективности борьбы с незаконным оборотом и потреблением наркотиков, Президентом Российской Федерации В.В. Путиным ситуация с наркотизацией в России определена как "непростая".
Не прекращаются попытки распространения наркотиков в регионах Российской Федерации, в том числе героина, поставляемого из Афганистана. Кроме того, новой серьёзной угрозой стали синтетические наркотики - так называемые курительные смеси, "спайсы", поставляемые из Европы и Юго-Восточной Азии.
Основными факторами, повышающими риск распространения наркоугрозы в Тюменской области, являются: наличие государственной границы с Республикой Казахстан; миграция граждан из Средней Азии и наличие компактно-проживающих этнических групп, практикующих распространение наркотиков; высокий уровень доходов населения; развитая транспортная инфраструктура.
В условиях сложившейся ситуации основными стратегическими задачами государственной антинаркотической политики являются:
- осуществление мониторинга наркоситуации в Тюменской области;
- реализация комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотических средств и психотропных веществ;
- выработка мер противодействия наркотрафику на территории Тюменской области, адекватных существующей наркоугрозе;
- обеспечение эффективного контроля за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- совершенствование системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;
- совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации;
- создание инфраструктуры системы комплексной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией, в том числе на основе общественно-государственного партнерства;
- совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.
Планируется, что реализация государственной программы позволит существенно сократить незаконное распространение и немедицинское потребление наркотиков, масштабы последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.
2. Система основных мероприятий государственной программы Тюменской области
Реализация системы программных мероприятий направлена на формирование потенциала противодействия общества наркотизации, устойчивое сокращение незаконного оборота и немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Мероприятия в рамках задачи 1 ориентированы на реализацию информационно-пропагандистской деятельности по профилактике наркомании, формирование здорового образа жизни, развитие волонтерского движения, проведение научных исследований, разработку и издание методических материалов, воспитание социально-ответственной личности. Также в рамках задачи предусмотрены мероприятия, направленные на организацию отдыха, оздоровления и летней занятости детей и подростков; организацию деятельности служб по защите прав детей и подростков и обеспечение методического сопровождения деятельности по профилактике среди несовершеннолетних "группы особого внимания".
Мероприятия задачи 2 направлены на осуществление мер по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. В соответствии со статьей 53.4 Федерального Закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 120-ФЗ) раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ является одной из форм профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ и включает в себя:
- социально-психологическое тестирование обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;
- профилактические медицинские осмотры обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования.
Порядок проведения социально-психологического тестирования и профилактических медицинских осмотров обучающихся установлены Министерством образования и науки (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 N 658) и Министерством здравоохранения Российской Федерации (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.10.2014 N 581н).
Мероприятия задачи 3 направлены на оказание наркологической помощи населению: внедрение современных методов лечения, реабилитации, диагностики больных алкоголизмом и наркоманией.
В рамках реализации задачи 4 предусмотрена реализация проектов, направленных на реабилитацию и ресоциализацию лиц, допускающих употребление психоактивных веществ.
Основная деятельность по реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется государственным автономным учреждением Тюменской области "Областной центр профилактики и реабилитации". На базе ГАУ ТО "Областной центр профилактики и реабилитации" реализуются проекты: стационарно-дистанционный сетевой проект "Ступени" и проект реабилитации наркозависимых граждан "Феникс".
Задача 5 предусматривает проведение оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ; внедрение и использование межведомственной автоматизированной системы анализа и обобщения информации о лицах, причастных к незаконному обороту наркотиков; организацию проведения оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и проверке мест концентрации антиобщественных элементов (притонов) с привлечением виновных лиц к ответственности за их содержание.
Мероприятия, предлагаемые к реализации и направленные на решение задач Программы, с указанием сроков, необходимых для их реализации, приведены в Приложении N 1.
3. Финансовое обеспечение государственной программы Тюменской области
Общий объем финансирования Программы составляет:
Задачи |
Объемы финансирования на период действия программы, тыс. руб. |
|||||
2015 год (факт) |
2016 год (факт) |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|
1. Организация деятельности, направленной на профилактику наркомании и других асоциальных явлений, воспитание социально-ответственной личности, формирование здорового образа жизни детей и молодежи, в т.ч. "группы особого внимания" |
18 281 |
18 918 |
16694 |
15 894 |
15 894 |
15 894 |
2. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на выявление лиц, допускающих немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ |
2 024 |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Оказание наркологической помощи населению |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4. Реабилитация лиц, допускающих употребление психоактивных веществ. Ресоциализация наркозависимых и алкозависимых граждан |
66 354 |
61 506 |
70 165 |
61 945 |
62 099 |
62 099 |
5. Профилактика правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков |
14 538 |
3 408 |
- |
- |
- |
- |
Всего по Программе |
101 197 |
83 832 |
86 859 |
77 839 |
77 993 |
77 993 |
Мероприятия программы также реализуются в рамках следующих государственных программ Тюменской области: "Развитие образования и науки", "Развитие отрасли "Социальная политика", "Развитие здравоохранения", "Развитие физической культуры и спорта".
Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом на финансовый год по соответствующим государственным программам, и средств других источников, определенных законодательством.
4. Ожидаемые конечные результаты и показатели государственной программы Тюменской области
Основным результатом реализации мероприятий программы является снижение общей заболеваемости наркоманией на основе совершенствования информационной, образовательной и досуговой профилактической деятельности, оказания обоснованных мер социальной поддержки, лечения и реабилитации наркозависимых граждан, правоохранительной деятельности по обеспечению безопасности граждан от угроз, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
Программно-целевое развитие сферы профилактики наркомании и противодействия незаконному обороту наркотиков ориентировано на достижение следующего значения показателя цели.
"Общая заболеваемость наркомании (чел. на 100 тыс. населения)" к концу 2020 года - 233,0.
Реализация комплекса мероприятий по задачам программы обеспечит достижение следующих результатов к концу 2020 года:
- сохранение доли несовершеннолетних, поставленных на учет в областной межведомственный банк данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания", от числа выявленных по причине употребления психоактивных веществ, на уровне 100%;
- увеличение доли лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, выявленных в ходе проведения специальных профилактических мероприятий до 0,08%;
- снижение общей обращаемости лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями (чел. на 100 тыс. населения), до 127,7;
- снижение смертности, связанной с острыми отравлениями наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы (количество случаев на 100 тыс. населения), до 3,0;
- увеличение до 10,0% доли больных наркоманией, находящихся в ремиссии более 2 лет;
- снижение числа лиц (на 100 тысяч населения), совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, до 125,7;
- увеличение доли раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, до 74,1%;
- увеличение доли раскрытых преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом наркотических средств до 15,3%.
Система показателей, позволяющих оценить степень достижения целей и задач программы, представлены в Приложении N 2 "Показатели реализации государственной программы Тюменской области".
По показателям, не обладающим утвержденной органами государственной статистики Российской Федерации либо нормативными правовыми актами Российской Федерации или Тюменской области, ниже приведена методика расчета:
N п/п |
Наименование показателя, единица измерения |
Алгоритм расчета |
Наименование составляющих показателя |
1 |
Общая заболеваемость наркоманией, чел. на 100 тыс. населения |
F - общая заболеваемость наркоманией, человек на 100 тыс. населения |
|
N - численность больных наркоманией, человек | |||
M - среднегодовая численность населения, тыс. человек | |||
2 |
Доля несовершеннолетних, поставленных на учет в областной межведомственный банк данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания", от числа выявленных по причине употребления психоактивных веществ, % |
C - доля несовершеннолетних, поставленных на учет в областной межведомственный банк данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания", от числа выявленных по причине употребления психоактивных веществ, % |
|
A - количество несовершеннолетних, поставленных на учет в областной межведомственный банк данных семей и несовершеннолетних "группы особого внимания" по причине употребления психоактивных веществ, за отчетный период, человек | |||
B - количество несовершеннолетних, выявленных по причине употребления психоактивных веществ, за отчетный период, человек | |||
3 |
Доля лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, выявленных в ходе проведения специальных профилактических мероприятий, % от численности лиц, охваченных специальными профилактическими мероприятиями (социально-психологическим тестированием, профилактическими медицинскими осмотрами) |
F - доля лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, выявленных в ходе проведения специальных профилактических мероприятий (социально-психологического тестирования, профилактических медицинских осмотров), % от численности лиц, охваченных специальными профилактическими мероприятиями (социально-психологическим тестированием, профилактическими медицинскими осмотрами) |
|
N - численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ, выявленных в ходе проведения специальных профилактических мероприятий, человек | |||
M - численность лиц, охваченных специальными профилактическими мероприятиями, человек | |||
4 |
Общая обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, чел. на 100 тыс. населения |
F - общая обращаемость лиц употребляющих наркотики с вредными последствиями на 100 тыс. населения |
|
N - численность лиц, зарегистрированных в учреждении здравоохранения с диагнозом потребление наркотиков с вредными последствиями, чел. | |||
М - среднегодовая численность населения, тыс. человек | |||
5 |
Смертность, связанная с острым отравлением наркотиками, по данным судебно-медицинской экспертизы, количество случаев на 100 тысяч населения |
F - смертность связанная с острыми отравлением наркотиков по данным судебно-медицинской экспертизы количество случаев на 100 000 населения |
|
N - количество случаев смертельных отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами | |||
М - среднегодовая численность населения | |||
6 |
Доля больных наркоманией, находящихся в ремиссии более двух лет, % от среднегодового числа больных наркоманией состоящих на диспансерном учете |
F - доля больных наркоманией, находящихся в ремиссии более двух лет, % от среднегодового числа больных наркоманией состоящих на диспансерном учете |
|
N - численность больных наркоманией, находящихся в ремиссии более двух лет, человек | |||
M - среднегодовая численность больных наркоманией состоящих на диспансерном учете, человек | |||
7 |
Число лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, число лиц на 100 тысяч населения |
F - число лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, число лиц на 100 тысяч населения |
|
N - число лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, чел. | |||
M - численность населения в возрасте 14 - 60 лет на конец отчетного периода, тыс. чел. | |||
8 |
Доля раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, % от числа раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков |
А - доля раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, от числа раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков |
|
В - количество раскрытых тяжких и особо тяжких преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков С - общее количество раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков | |||
С - общее количество раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков | |||
9 |
Доля раскрытых преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом наркотических средств, % от числа раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков |
А - доля раскрытых преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом наркотических средств, от числа раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков |
|
В - количество раскрытых преступлений, связанных с незаконным производством, сбытом наркотических средств | |||
С - общее число раскрытых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков |
5. Оценка неблагоприятных факторов реализации государственной программы Тюменской области
Базовые факторы и условия программной деятельности определяются макроэкономической и социально-политической ситуацией, следуют из реализованного сценария (инновационного, инерционного) развития региона.
К основным рискам реализации Программы можно отнести:
увеличение наркотрафика, активизация наркопреступности;
появление в незаконном обороте новых видов наркотических средств;
активное вторжение рекламы наркотиков в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет";
недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами;
снижение объема инвестиций в развитие материально-технической базы.
В случае возникновения рисков возможен рост преступности в сфере незаконного оборота наркотиков и их прекурсоров с появлением новых каналов контрабанды; увеличение числа лиц, вовлеченных в немедицинское потребление наркотиков; рост числа острых отравлений наркотическими веществами вследствие появления в незаконном обороте в большом количестве синтетических наркотических веществ; недостаточная доступность медико-социальной реабилитации для больных наркоманией; увеличение числа лиц, прошедших лечение, реабилитацию и вновь вернувшихся к немедицинскому потреблению наркотиков.
Меры, направленные на снижение вероятности и минимизацию последствий наступления рисков:
проведение оперативно-розыскных мероприятий по пресечению деятельности преступных сообществ и организованных наркогрупп, по подрыву экономических основ наркобизнеса, перекрытию контрабандных каналов поступления наркотиков на территорию Тюменской области;
ведение мониторинга новых видов наркотических средств и выработку своевременных и адекватных решений по противодействию их распространению;
проведение антинаркотической пропаганды в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
повышение квалификации специалистов организаций, осуществляющих деятельность в сфере профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании и токсикомании;
развитие системы межведомственной комплексной мотивационной, лечебной и реабилитационной работы с лицами, потребляющими наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача;
развитие механизмов государственно-частного партнерства в рамках системы комплексной реабилитации и ресоциализации, включение негосударственных организаций, занимающихся социальной реабилитацией наркозависимых, в процесс взаимодействия с государственными организациями по вопросам комплексной реабилитации и ресоциализации потребителей наркотиков. Формирование регионального сегмента (реестра) национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.