Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Приоритеты и цели государственной политики Тюменской области в сфере обеспечения сохранности объектов культурного наследия и их современное использование
Охрана и сохранение объектов культурного наследия являются одной из областей культурной деятельности, направленной на реализацию ряда социально значимых задач. Являясь непроизводственной сферой общественных отношений, культурная деятельность представляет собой деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей (материальных и духовных). Основополагающая роль культуры в целом заключается в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов.
Исходя из положений Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", обеспечение сохранности объектов культурного наследия в Тюменской области посредством осуществления мероприятий по их охране и сохранению направлено на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В международном праве конечной целью охраны, сохранения и популяризации культурного и природного наследия признается развитие человеческой личности ("Рекомендация об охране в национальном плане культурного и природного наследия", принята Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры, Париж, 16 ноября 1972 г.).
В соответствии со Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 N 326-р, государство по-прежнему остается основным стратегическим инвестором культуры, стимулирующим приток инвестиций в важную для государства и общества сферу (охрана объектов культурного наследия, туристская отрасль).
Стратегическим приоритетом в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия является:
- снижение количества объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном и аварийном состоянии, в том числе памятников деревянного зодчества за счет создания эффективной и ресурсно обеспеченной системы сохранения объектов культурного наследия;
- обеспечение государственной охраны объектов культурного наследия посредством разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, установления границ территорий и предмета охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения;
- использование объектов культурного наследия для воспитания и образования подрастающего поколения.
Целью государственной программы Тюменской области "Сохранение и использование объектов культурного наследия" (далее - программа) является обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их современное использование.
Цель программы соответствует задаче "Содействие возрождению и сохранению историко-культурного наследия, духовных ценностей народов" приоритета "Обеспечение потребностей населения в услугах образования и культуры" Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Тюменской области от 25.05.2009 N 652-рп.
Прямой социальный эффект программы связан, прежде всего, с обеспечением выявления и включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия, расположенных в Тюменской области. Это позволит сохранить для существующих поколений и наших потомков уникальные памятники истории, культуры, архитектуры, археологии, которые являются свидетелями как давно ушедших эпох, так и недавней истории. Благодаря сохранению объектов культурного наследия, появляется возможность облагородить облик исторических городов области и старинных сельских поселений, улучшить условия проживания в них за счет повышения эстетической составляющей жизненного комфорта, создать условия для позитивного восприятия населенных пунктов Тюменской области приезжими.
Сохранение объектов культурного наследия способствует формированию патриотизма, чувства гордости за свою малую родину, осознанию исторической преемственности прошлых и нынешних поколений. Огромную роль играет наследие в системе образования и формирования гуманитарных знаний. Сохранность культурного наследия является также важным условием духовного воспитания, сохранения этнических и религиозных традиций.
В то же время культурное наследие является и особым ресурсом региона, что позволяет рассматривать его с точки зрения источника стимулирования и развития не только социальных, но и экономических процессов. Культурное наследие создает предпосылки для развития туризма, для совершенствования и развития музейной сферы, активного развития отрасли культуры в целом.
Немаловажной экономической составляющей программы "Сохранение и использование объектов культурного наследия в Тюменской области" является то, что в ходе ее реализации происходит восстановление недвижимых объектов наследия, и они помимо культурной и эстетической ценности восстанавливают также свои потребительские свойства. Часть объектов будут использованы для развития других учреждений социальной сферы, часть - в хозяйственной деятельности различных учреждений и предприятий.
Программой предусмотрен срок ее реализации - до 2020 года. В этот период предполагается завершить ремонтно-реставрационные работы на наиболее значимых объектах культурного наследия и ансамблях, что, в свою очередь, создаст условия для развития туризма в исторических городах юга области. В связи с тем, что запланированные мероприятия выполняются ежегодно, объемы и сроки выполнения работ корректируются в зависимости от финансирования мероприятий, поэтому этапы реализации программы не предусмотрены.
Территория современной Тюменской области является первой землей, с которой началось интенсивное российское освоение Сибири. Она хранит как памятники древнего расселения, историческое наследие времен Сибирского ханства, так и первые места русского заселения, уникальные для Сибири архитектурные памятники XVII-XVIII вв. В Тюменской области находятся четыре города, входящих в перечень исторических поселений - Тюмень, Тобольск, Ишим, Ялуторовск. Здесь сохранились церкви в стиле "сибирского барокко", интересные памятники деревянной архитектуры, каменная городская застройка конца XIX - начала ХХ вв., мечети и другие мусульманские святыни, связанные с культурой сибирских татар. По богатству и разнообразию объектов культурного наследия Тюменскую область можно назвать одним из наиболее интересных регионов Сибири.
В настоящее время в области насчитывается 1904 объекта культурного наследия:
- 616 объектов и ансамблей градостроительной деятельности (588 - памятников, 28 - ансамблей);
- 187 братских и единичных захоронений, некрополей;
- 1100 объектов археологии (1091 - памятник, 9 - ансамблей);
- 1 достопримечательное место.
Приоритетными для сохранения стали территории и объекты, представляющие туристический интерес и памятники культовой архитектуры. Прежде всего, это реставрация памятников г. Тобольска, на базе которых создается туристический центр Западной Сибири.
Важно подчеркнуть, что именно историко-культурный потенциал может стать одним из главных рычагов подъема экономики небольших исторических городов и поселений. В этом смысле культурное наследие следует рассматривать как особый ресурс социального и экономического развития. С его помощью, возможно активизировать реализацию туристских и культурных программ на территории области, увеличить занятость населения, решать образовательные задачи и задачи патриотического воспитания.
Учитывая важное социальное и экономическое значение культурного наследия для Тюменской области, а ее отдельных памятников и для России в целом, задача сохранения культурного наследия может быть решена путем привлечения дополнительного финансирования (средств федеральных, муниципальных бюджетов, внебюджетных источников финансирования). Что позволит перейти от спасения отдельных объектов и проведения первоочередных и противоаварийных работ к восстановлению комплексов памятников истории и культуры, целостному изменению среды исторических городов, созданию надежных предпосылок для решения перспективных задач развития культуры и туризма.
Согласно подпункту 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" за счет средств бюджета Тюменской области относится решение вопросов по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности Тюменской области, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, а также осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Согласно ст. 9.1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" субъектам Российской Федерации переданы полномочия в отношении объектов культурного наследия в части государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения.
В соответствии со статьей 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", статьей 3 Закона Тюменской области от 16.02.2004 N 204 "О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области" Тюменская область вправе за счет средств областного бюджета принимать участие в финансировании мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, и государственной охране объектов культурного наследия федерального значения.
В связи с передачей с 1 января 2008 года федеральных полномочий в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия субъектам федерации комитетом выполняются полномочия Российской Федерации в сфере охраны и сохранения объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 13 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. В соответствии со статьей 18 указанного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, из бюджета субъекта Российской Федерации предусматриваются субсидии муниципальным образованиям (в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 28.12.2007 N 348-п "О порядке предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам").
На основании пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" государство оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Тюменская область вправе за счет средств областного бюджета оказывать финансовую поддержку мероприятий по сохранению находящихся в собственности религиозных организаций объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия религиозного назначения.
Историко-культурный потенциал Тюменской области позволяет с уверенностью говорить о возможности использования культурного наследия как особого ресурса региона, а реализация государственной программы Тюменской области позволит сохранить и использовать этот богатый потенциал.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.