Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках Программы
Состояние, тенденции и динамика развития сферы торговли района
Состояние, структура, тенденции и динамика развития потребительского рынка отражают социально-экономическое положение района в целом. Сектор торговли, как правило, является конечным звеном любой производственной цепочки, а соответственно от широты и разнообразия каналов, а также уровня их развития зависят эффективность, объемы и скорость, с которыми производимые в экономике и ввозимые на территорию района, товары достигают своего потребителя. Таким образом, стимулируя качественное развитие сферы торговли, можно способствовать созданию необходимых условий для продвижения товаров различных отраслей, что положительно скажется на экономике района и региона в целом, а также для обеспечения населения всеми необходимыми товарами и услугами.
Торговля является динамично развивающейся сферой экономики района. За 2015 год (по данным федеральной службы государственной статистики по Тюменской области) оборот розничной торговли 2460,2 млн. рублей, что составляет 104,9% к аналогичному периоду 2014 года (2014 год - 2344,2 млн. руб.; 2013 год - 2113,3 млн. руб.; 2012 г. - 1670,1 млн. руб.; 2011 г. - 1430,1 млн. руб.; 2010 г. - 1254,7 млн. руб).
На одного жителя района за 2015 год продано товаров на сумму 128,3 тыс. рублей (за 2014 год - 121,3 тыс. руб, за 2013 год -109,0 тыс. руб; 2012 г. - 93,0 тыс. руб.; 2011 г. - 79,7 тыс. руб., 2010 г. - 51 тыс. руб.). Рост оборота розничной торговли связан с увеличением денежных доходов населения и ростом заработной платы.
Так, за 2015 год среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в организациях (без субъектов малого предпринимательства) составила 58,9 тыс. руб., или 107,5% к аналогичному периоду 2014 года (2014 год - 53,8 тыс. руб., или 107,7% к аналогичному периоду 2013 года 2012 год - 48,8 тыс. руб., или 117,0% к аналогичному периоду 2011 года).
Торговля - это отрасль с высоким уровнем занятых в экономике района, которая обеспечивает рабочими местами значительную часть населения в трудоспособном возрасте, в том числе оставшуюся без работы в связи со спадом производства и закрытием ряда предприятий и организаций. В Уватском районе по данным органов местного самоуправления в сфере розничной торговли трудится более шестисот человек, что составляет 5,6% от экономически активного населения района (11 885 чел.).
Следует отметить вклад торговли в общее развитие предпринимательства в районе, так как именно торговля является для многих предпринимателей "первым шагом" в бизнесе.
В 2015 году удельный вес занятых бизнесом в сфере оптовой и розничной торговли составил 35,7% от общего количества занятых в сфере малого предпринимательства.
Развитие малого и среднего предпринимательства в сфере торговли способствует повышению конкуренции в данной сфере деятельности, стабилизации уровня цен, что не позволяет крупным торговым сетям диктовать свои условия на рынке. Кроме того, малые и средние торговые предприятия часто первыми начинают продажу новых видов товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Поддержка малого бизнеса в Уватском районе является одной из приоритетных задач органов местного самоуправления.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, в 2015 году составил 45,3%.
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами и непродовольственными товарами, млн. руб.
Таким образом, можно сделать вывод, что население района на внутрирайонном рынке больше тратит на приобретение непродовольственных товаров. Сложившаяся годами тенденция структуры оборота сохраняется и в 2015 году. Однако, после значительного спада в 2009 году рынка промышленных товаров, в 2011 - 2013 годах наблюдается значительное увеличение темпов роста продажи промышленных товаров при не значительном росте оборота розничной торговли пищевыми продуктами. За 2015 год рост продажи пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составил 104,5% по сравнению с 2014 годом при 105,3% по непродовольственным товарам.
Состояние торговой инфраструктуры на территории района
Рынок Уватского района создает хорошую базу для долгосрочного инвестирования и успешного ведения бизнеса. В последние годы одним из положительных направлений развития потребительского рынка является совершенствование инфраструктуры розничной торговли, связанное, прежде всего, с укрупнением и специализацией торговых предприятий, постепенным переходом преимущественно на магазинные формы торговли.
Индикатором развития потребительского рынка любого района, муниципального образования является обеспеченность населения торговыми площадями. За последние 3 года (2013 - 2015 г.г.) количество объектов розничной торговли в районе увеличилось на 3,7%, торговые площади увеличились на 13,3%. В Уватском районе функционирует 197 объектов розничной торговли торговой площадью 13,7 тыс. кв. метров.
В феврале 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный Закон). Указанный Закон одним из важных направлений развития потребительского рынка определяет формирование современной рациональной торговой инфраструктуры и повышение доступности товаров и услуг для населения.
В соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.07.2010 N 602 "Об утверждении Формы торгового реестра, Порядка формирования торгового реестра и Порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре" в районе, проводится системная работа по формированию торгового реестра. Законом Тюменской области от 08.12.2015 N 136 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления Тюменской области и органами государственной власти Тюменской области и о внесении изменений в статью 14 Закона Тюменской области "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" отнесены к органам местного самоуправления полномочия по формированию торгового реестра Тюменской области. Для выполнения данного полномочия в бюджете Уватского муниципального района предусмотрены финансовые средства.
Формирование торговых реестров и мониторинг обеспеченности торговыми площадями позволяет определить в муниципальных образованиях "проблемные зоны": где недостаточно, а где переизбыток объектов торговли. Проведение данной работы позволит установить основные приоритеты развития инфраструктуры торговли: где строить новые, а где реконструировать или перепрофилировать имеющиеся объекты.
Ежегодный прирост торговых площадей позволил довести уровень обеспеченности населения района торговыми площадями на начало 2016 года до 718 кв. метров в расчете на тысячу жителей при нормативе минимальной обеспеченности 427 кв. м., утвержденной для нашего района распоряжением Правительства Тюменской области от 21.02.2013 N 238-рп "Об утверждении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов на 2013 - 2015 годы". В то же время следует отметить значительную дифференциацию обеспеченности в разрезе населенных пунктов.
Как видно из таблицы, наибольшая концентрация торговых площадей в Соровом и Туртасском сельских поселениях (745,7 кв. м. и 689,6 кв. м. на 1000 жителей соответственно). Среди населенных пунктов лидируют с. Уват (974,2 кв. м. на 1000 жителей), с. Уват (Из 20-ти населенных пунктов, имеющих стационарную торговую сеть, только в 6-ти обеспеченность торговыми площадями соответствует нормативным требованиям (обеспеченность более 100%).
Информация по торговым площадям по населенным пунктам на территории Уватского муниципального района по состоянию на 01.01.2015
N п/п |
Населенный пункт |
Численность населения (человек) |
Норматив (кв. м. на 1 тыс. человек) |
Минимальная потребность в площадях торговых объектов (кв. м) |
Общая площадь |
в т.ч. площадь торговых объектов |
% обеспеч. Миним. Потребн. В торг. Площадях |
|
Уватский муниципальный район |
19258,00 |
427,00 |
8223,2 |
21298 |
13013,0 |
158,2 |
1. |
Туртасское сельское поселение |
5438,00 |
427,00 |
2321,02 |
6016,78 |
3750,03 |
161,6 |
1.1 |
п. Туртас |
|
427,00 |
|
|
|
|
1.2 |
ст. Юность Комсомольская |
|
427,00 |
|
|
|
|
2. |
Уватское сельское поселение |
4997,0 |
427,00 |
2133,72 |
7012,85 |
4867,87 |
228,1 |
2.1 |
с. Уват |
4997,0 |
427,00 |
2133,72 |
7012,85 |
4867,87 |
228,1 |
3. |
Соровое сельское поселение |
2952,0 |
427,00 |
1260,5 |
4108,7 |
2201,3 |
174,6 |
3.1 |
п. Демьянка |
2595,0 |
427,00 |
1108,1 |
3803,5 |
2071,1 |
187 |
3.2 |
п. Муген |
357,00 |
427,00 |
152,44 |
305,20 |
130,20 |
85,41 |
4. |
Демьянское сельское поселение |
1873,0 |
427,00 |
799,77 |
2026,0 |
1116,53 |
139,6 |
4.1 |
с. Демьянское |
1853,0 |
427,00 |
791,2 |
2026,0 |
1116,53 |
141,1 |
4.2 |
д. Шилово |
20,00 |
427,00 |
8,54 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5. |
Алымское сельское поселение |
350,00 |
427,00 |
149,45 |
371,30 |
185,38 |
124,0 |
5.1 |
с. Алымка |
259,00 |
427,00 |
110,6 |
280,80 |
118,00 |
102,73 |
5.2 |
д. Яр |
86,00 |
427,00 |
36,7 |
90,50 |
67,38 |
183,49 |
5.3 |
д. Трошина |
3,00 |
427,00 |
1,25 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
5,4 |
Д. Лучкина |
2,0 |
427,00 |
0,9 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6. |
Ивановское сельское поселение |
801,00 |
427,00 |
342,03 |
245,14 |
136,6 |
40 |
6.1 |
с. Ивановка |
437,00 |
427,00 |
186,6 |
149,9 |
82,7 |
39 |
6.2 |
п. Нагорный |
354,00 |
427,00 |
151,2 |
95,24 |
53,9 |
35,6 |
6.3. |
п. Остров |
8,00 |
427,00 |
3,42 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
6.4. |
д. Ялба |
2,00 |
427,00 |
0,82 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
7. |
Горнослинкинское сельское поселение |
601,0 |
427,00 |
256,63 |
453,7 |
175,9 |
68,5 |
7.1 |
с. Горнослинкино |
555,0 |
427,00 |
237,0 |
453,7 |
175,9 |
74,2 |
7.2 |
д. Луговослинкина |
46,00 |
427,00 |
19,63 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
8. |
Укинское сельское поселение |
214,00 |
427,00 |
91,38 |
65,00 |
45,00 |
49,2 |
8.1 |
с. Уки |
214,00 |
427,00 |
91,38 |
65,00 |
45,00 |
49,2 |
9. |
Осинниковское сельское поселение |
818,0 |
427,00 |
349,29 |
452,64 |
269,19 |
77,1 |
9.1 |
с. Осинник |
320,0 |
427,00 |
136,63 |
218,14 |
131,49 |
96,3 |
9.2 |
п. Першино |
481,0 |
427,00 |
205,4 |
234,50 |
137,70 |
67,0 |
9.3 |
д. Верхний Роман |
13,00 |
427,00 |
5,55 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
9.4 |
д. Лебаут |
4,00 |
427,00 |
1,71 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
10. |
Юровское сельское поселение |
370,00 |
427,00 |
158,00 |
91,8 |
57,21 |
36,2 |
10.1 |
с. Солянка |
317,00 |
427,00 |
135,4 |
91,8 |
42,21 |
31,2 |
10.2 |
д. Ищик |
53,00 |
427,00 |
22,6 |
50,00 |
15,00 |
66,4 |
11. |
Тугаловское сельское поселение |
198,0 |
427,00 |
84,5 |
73,00 |
53,00 |
62,7 |
11.1 |
с. Тугалово |
198,0 |
427,00 |
84,5 |
73,00 |
53,00 |
62,7 |
12. |
Красноярское сельское поселение |
575,00 |
427,00 |
245,52 |
331,30 |
155,00 |
63,1 |
12.1 |
с. Красный Яр |
471,00 |
427,00 |
201,1 |
331,30 |
155,00 |
77,1 |
12.2 |
д. Сергеевка |
59,00 |
427,00 |
25,2 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
12.3 |
д. Малый Нарыс |
14,00 |
427,00 |
5,98 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
12.4 |
д. Сафьянка |
31,00 |
427,00 |
13,24 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
13. |
Межселенная территория |
69,00 |
427,00 |
29,46 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
В 11-ти населенных пунктах вообще нет торговых объектов, но и численность жителей в них очень низкая (не более 30 человек).
Задача органов местного самоуправления обеспечить население в данных населенных пунктах товарами первой необходимости через оказание финансовой помощи организациям и предпринимателям, которые возьмут на себя такие функции.
Развитию конкуренции на потребительском рынке района способствует развитие сетевых форм торговли. С их организацией отмечаются такие позитивные моменты, как формирование нового уровня организации торговли, расширение ассортимента продукции и перечня услуг, повышение требований к упаковке и качеству товаров.
В районе успешно функционируют местные торговые сети: магазины ИП Алексеенко А.Н., ИП Дивак С.А., ИП Гариповой Р.М., Чашковой Н.Д. и других.
Ярмарочная торговля
Сегодня в розничной торговле наблюдаются структурные изменения в организационных формах, а именно: ослабляются позиции неорганизованной торговли (продажа товаров на вещевых, смешанных розничных рынках) и усиливаются позиции организаций в стационарной торговой сети.
В настоящее время органами местного самоуправления в районе созданы условия для реализации сельскохозяйственной продукции личными подсобными хозяйствами через универсальную ярмарку, организованную ИП Филатовой М.В. в с. Уват, где для этих целей выделено 6 торговых мест. Минуя посредников, реализация сельхозпродукции может осуществляться в местах, отведенных для ярмарочной торговли. В районе для проведения ярмарок органами местного самоуправления отведено более 4 площадок.
В целях обеспечения беспрепятственной реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов питания местных товаропроизводителей в районе ежеквартально проводятся расширенные розничные ярмарки по продаже указанной продукции. В них принимают участие сельхозтоваропроизводители, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Наряду с крупными предприятиями активное участие в ярмарках принимают малые формы хозяйствования (личные подсобные хозяйства, фермерские хозяйства).
Поддержка труднодоступных территорий
В целях выравнивания условий жизни населения различных территорий и во исполнение Закона Тюменской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" органы местного самоуправления ежегодно наделяются полномочием по поддержке отдаленных труднодоступных территорий. В областном бюджете предусматриваются целевые субвенции на обеспечение населения труднодоступных населенных пунктов товарами первой необходимости и социально значимыми видами бытовых услуг.
В 2015 году организациям компенсированы расходы по доставке товаров первой необходимости в два труднодоступных населенных пункта (д. Яр, д. Ищик) в сумме 169 тыс. руб. За счет указанных средств возмещена часть транспортных расходов по доставке товаров.
Продвижение продукции местных товаропроизводителей на региональном рынке
Одним из сдерживающих факторов в увеличении реализации местной сельскохозяйственной продукции и продовольствия является слабая маркетинговая политика товаропроизводителей.
В целях продвижения и популяризации продукции местных товаропроизводителей органами местного самоуправления района поддержана акция "Покупаем Тюменское!", инициированная Правительством Тюменской области.
В рамках акции "Покупаем Тюменское!" на территории района проводился целый ряд мероприятий:
а) освещение акции в средствах массовой информации (радио, районная газета);
б) оказана помощь в распространении плакатов с логотипом "Покупаем Тюменское".
Акцию поддержали 13 субъектов розничной торговли. Реализация акции "Покупаем Тюменское!" позволила:
а) увеличить долю товаров местного производства в общем объеме продажи продовольственных товаров;
б) увеличить объемы поставок продукции местных производителей в предприятия торговли области;
в) сформировать новые хозяйственные связи путем заключения предприятиями торговли договоров поставки с местными товаропроизводителями;
г) повысить качество выпускаемой продукции местными товаропроизводителями.
В целях продвижения на рынок Тюменской области и за ее пределы продукции Уватских предприятий и предпринимателей необходима более активная маркетинговая политика со стороны самих производителей продукции. Ежегодно проводятся конкурсы "Лучшие товары и услуги Тюменской области" и "100 лучших товаров России", но Уватские предприятия и предприниматели ни разу не принимали участия в подобных мероприятиях.
Необходимо, чтобы производимые Уватскими предприятиями хлеб, мясо, мясные полуфабрикаты, кондитерские и другие изделия пользовались спросом, прежде всего, у жителей района и области.
Мониторинг ценообразования на потребительском рынке района
Уровень развития сектора торговли способен оказать влияние на конечные цены для потребителей и потребительскую инфляцию. Реализовывать данную функцию возможно через следующие механизмы:
а) влияние торговых организаций на поставщиков и производителей с целью повышения общей эффективности цепочки товародвижения;
б) снижение удельных издержек в самой системе торговли через рост масштабов деятельности и внедрения новых технологий.
Но, безусловно, для снижения цен необходимы и соответствующие действия со стороны государства.
В связи с поручением Президента РФ по итогам заседания Президиума Государственного Совета РФ от 02.09.2010 и распоряжением Правительства Тюменской области N 1370-рп от 16.07.2012 органам местного самоуправления было рекомендовано проведение мониторинга ценовой ситуации на продовольственном рынке.
В Уватском районе проводится мониторинг цен на рынке продовольственных товаров в ежемесячном режиме.
Производителями осуществляется декларирование отпускных и оптовых цен на отдельные социально значимые продовольственные товары (хлеб 1 сорта и "Дарницкий"). Система декларирования цен дает возможность отследить процесс формирования добавленной стоимости продовольственных товаров по цепочке "производство - опт - розница", выявить на каком этапе происходит рост цен и принять необходимые меры для стабилизации ситуации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.