Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению
от 23.11.2020 N 246-рк
Муниципальная программа
"Реализация молодежной политики в городе Тюмени "Молодежь Тюмени" на 2021 - 2026 годы"
1. Правовое обоснование формирования муниципальной программы
Муниципальная программа "Реализация молодежной политики в городе Тюмени "Молодежь Тюмени" на 2021 - 2026 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, муниципальными правовыми актами города Тюмени, в том числе:
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции";
Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года";
Законом Тюменской области от 06.02.1997 N 72 "О молодежной политике в Тюменской области";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 39-пк "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке муниципальных программ города Тюмени, их формирования и реализации, проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ города Тюмени и о внесении изменений в постановление Администрации города Тюмени от 29.05.2008 N 64-пк";
постановлением Администрации города Тюмени от 27.02.2012 N 18-пк "Об утверждении Положения о предоставлении муниципальным автономным и бюджетным учреждениям города Тюмени субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения ими муниципального задания";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.10.2019 N 198-пк "Об утверждении Положения о персонифицированном финансировании дополнительного образования детей в городе Тюмени";
постановлением Администрации города Тюмени от 14.10.2019 N 200-пк "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в целях возмещения затрат в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования в городе Тюмени".
2. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
По состоянию на январь 2020 года на территории города Тюмени проживает более 264 тысяч человек в возрасте от 5 до 30 лет. Согласно прогнозам количество молодых жителей в указанной возрастной категории в ближайшие годы будет увеличиваться. Так, например, в 2026 году по прогнозу в городе Тюмени будет проживать более 291 тысячи человек в возрасте от 5 до 30 лет. При этом, на фоне общего роста количества молодых людей, проживающих на территории города Тюмени, к 2026 году планируется снижение численности населения в возрасте 18-30 лет, которое максимально активно вовлечено в экономику. Так, по состоянию на январь 2020 года в городе Тюмени проживает более 138 тысяч человек указанной возрастной группы, а по прогнозу, в 2026 году их количество составит более 129 тысяч человек.
На фоне увеличения численности молодого населения в городе Тюмени отмечен ряд социально-экономических трендов, в том числе присущих развитию молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровне:
Тренд на глобальную цифровизацию. Данный тренд формирует новые аспекты коммуникации между людьми, определяет новые формы и скорость предоставления услуг, а также определяет новые опасности и риски для детей и молодежи.
Тренд на востребованность "мягких навыков" (soft skills) при трудоустройстве, а также раннюю профориентацию и поддержку талантов. Данный тренд предполагает постоянное практикоориентированное развитие востребованных компетенций, выстраивание собственной траектории развития при сопровождении опытных наставников.
Тренд на развитие молодежного предпринимательства и сектора некоммерческих организаций. Указанный тренд определяет запрос на формирование понятных и удобных механизмов сопровождения муниципалитетом деятельности молодых предпринимателей и некоммерческих организаций, работающих в сфере молодежной политики.
Тренд на развитие конкуренции и, как следствие, повышение качества и доступности предоставления услуг в сфере молодежной политики.
На фоне указанных трендов и прогнозных данных по численности молодого населения при реализации молодежной политики в городе Тюмени возникают следующие проблемы, на решение которых направлена муниципальная программа:
1. Недостаточный уровень использования современных управленческих, в том числе информационных, технологий в рамках управления развитием сферы молодежной политики города Тюмени.
Указанная проблема обусловлена меняющимися требованиями к компетенциям специалистов, работающих в сфере молодежной политики. Так, например, профессиональный стандарт "Специалист по работе с молодежью" утвержден только в 2020 году (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.02.2020 N 59н). Кроме того, постоянно меняются технологии работы в информационном пространстве, в том числе в части проведения мероприятий, оказания услуг дополнительного образования и других услуг для детей и молодежи в формате онлайн.
2. Недостаточный уровень соответствия форматов и качества мероприятий и проектов в сфере молодежной политики актуальным запросам детей и молодежи города Тюмени.
Потребности детей и молодежи в постоянной трансформации форматов и совершенствовании качества предоставляемых услуг зачастую опережают динамику изменений, происходящих в отрасли молодежной политики. Так, например, по итогам социологического онлайн-исследования молодежи Тюменской области "Жизнь после самоизоляции" установлено, что предлагаемые сегодня форматы онлайн-образования признаются большей частью молодых людей неэффективными (46% против 35%). Еще 19% не сталкивались с онлайн-образованием. Согласно тому же исследованию онлайн-мероприятия, активно организуемые в том числе учреждениями и органами молодежной политики, смогли полностью заменить традиционные офлайн-активности только для 13% респондентов. Для 41% онлайн-мероприятия удовлетворили запрос на развлечения частично, для 39% вообще не удовлетворили, что свидетельствует о недостаточной их проработке с точки зрения удовлетворения потребностей молодежи.
3. Недостаточный уровень компетенций некоммерческих организаций (далее - НКО), молодых предпринимателей, волонтеров, социально активных граждан и недостаточный уровень развития мер по их сопровождению для разработки и реализации социально значимых проектов, оказания конкурентоспособных услуг и выполнения работ, в том числе ориентированных на масштабирование, экспорт и встраивание в цепочки систем распределения труда в сфере молодежной политики.
Указанная проблема подтверждается низкой активностью негосударственных субъектов молодежной политики в части оказания конкурентоспособных услуг. Так, например, количество социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО), работающих в сфере молодежной политики, получивших в 2020 году средства на оказание услуг дополнительного образования в рамках программы персонифицированного финансирования дополнительного образования, составляет всего 2 организации.
Кроме того, практически отсутствуют позитивные примеры масштабирования успешных проектов, а также включения организаторов тюменских проектов в российские и международные системы распределения труда в сфере молодежной политики.
4. Недостаточный уровень соответствия услуг дополнительного образования потребностям и интересам детей, семьи, общества, реального сектора экономики, определяющийся уровнем компетенций педагогов, развитием инфраструктуры дополнительного образования, уровнем взаимодействия с партнерами из числа бизнес-структур, НКО, других образовательных и научных организаций различной формы собственности.
В соответствии с Целевой моделью развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 N 467, а также с учетом специфики нашего региона, естественнонаучная и техническая направленности дополнительного образования являются приоритетными. При этом в 2019 году указанными направлениями охвачено 10 965 тюменских детей, а к 2024 году данное значение должно составить 24 350 человек.
С целью решения указанной задачи в сентябре 2019 года Межведомственным методическим объединением по развитию дополнительного образования города Тюмени утвержден Паспорт развития естественнонаучной и технической направленностей дополнительного образования в городе Тюмени на 2019 - 2024 годы (протокол N 4 от 18.09.2019).
Основным показателем данного паспорта является планомерное увеличение количества детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической и естественнонаучной направленности.
Для достижения целевого значения показателя 2024 года (24 350 детей) разработан и реализуется комплекс мероприятий, объединяющий все направления деятельности (анализ и укрепление материально-технической базы, привлечение сетевых партнеров, в том числе реального сектора экономики, взаимодействие с детским технопарком "Кванториум" и "РИО-Центром", организация тематических каникулярных профильных смен в лагерях дневного пребывания, разработка и актуализация востребованных дополнительных общеобразовательных программ, курсы повышения квалификации, образовательные сессии для педагогического персонала, информационное сопровождение и освещение мероприятий, проектов и программ естественнонаучной и технической направленности и т.д.).
На настоящий момент учреждениями дополнительного образования заключены договоры с детским технопарком "Кванториум", модернизированы образовательные программы, ведется прием на новые программы "Центр естественнонаучных компетенций", "Занимательная наука", "Тележурналистика", "БиоМир". Увеличено по сравнению с 2019 - 2020 учебным годом количество бюджетных мест по естественнонаучной и технической направленности (на 313 мест).
5. Недостаточная актуальность подходов, форм и методологии организации работы, направленной на профилактику различных форм асоциального поведения, социального неблагополучия детей и молодежи.
В результате социологического онлайн-исследования молодежи Тюменской области "Жизнь после самоизоляции" установлено, что в 2020 году число молодых людей, увеличивших потребление алкоголя, в два раза больше числа тех, кто его уменьшил (21% против 10%). В соответствии с паспортом наркоситуации городского округа город Тюмень Тюменской области за 1 полугодие 2020 года наблюдается ряд негативных тенденций. Так, например, число несовершеннолетних, впервые поставленных на профилактический учет в связи с немедицинским потреблением наркотических веществ, в 1 полугодии 2020 года составило 16 человек (аналогичный период прошлого года (АППГ) - 8 человек), число несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете в связи с немедицинским потреблением наркотических веществ, за тот же период составило 37 человек (АППГ - 33 человека). Эти и другие показатели говорят о необходимости совершенствования подходов, форм и методологии профилактической работы, в том числе в отношении детей, находящихся в социально опасном положении.
В рамках реализации Программы будет осуществляться планомерное повышение качества и актуализация мероприятий по первичной и вторичной профилактике различных форм асоциального поведения, в том числе развитие института наставничества (с привлечением лидеров общественного мнения в молодежной среде), разработка и реализация профилактических мероприятий и проектов в формате онлайн, развитие необходимых компетенций у специалистов системы молодежной политики и развитие маркетинговых технологий продвижения профилактических проектов и программ.
6. Недостаточное развитие инфраструктуры молодежной политики, отвечающей современным трендам и запросам молодых людей, в том числе городских молодежных пространств, для проведения тематических событий.
Недостаточное развитие инфраструктуры молодежной политики характеризуется, с одной стороны, количеством и доступностью соответствующих объектов для молодежи, с другой стороны, их содержательным наполнением, соответствующим запросам молодежи. Так, о недостаточном развитии инфраструктуры свидетельствует отсутствие в Тюмени крытых парков для развития экстремальных видов спорта, наличие только 3 молодежных пространств (Мультицентр "Контора пароходства", "Моя территория", "Центр внешкольной работы "Дзержинец"), отсутствие в большей части микрорайонов города досуговых молодежных пространств, имеющих свободный доступ для молодежи, наполненных востребованными в молодежной среде позитивными мероприятиями.
В рамках реализации Программы планируется работа по развитию инфраструктуры имеющихся муниципальных объектов молодежной политики, обеспечению участия молодежи в принятии решений (путем участия в различных голосованиях, рабочих группах, проектных комитетах и т.д.) в сфере развития городской инфраструктуры, используемой для реализации молодежной политики.
3. Цели и задачи Программы
Стратегическая цель, на достижение которой направлена реализация Программы (согласно распоряжению Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р "Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года"): Совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны.
N п/п |
Задачи |
Решаемые проблемы |
Ожидаемый социально-экономический эффект |
Ответственный (Участники) |
Цель Программы: Обеспечение условий для самореализации тюменской молодежи за счет актуализации правовых, экономических, социальных, воспитательных и организационных условий, предполагающих трансформацию системы управления, повышения качества предоставляемых услуг | ||||
1. |
Организация и информационное сопровождение востребованных среди детей и молодежи досуговых мероприятий, проектов и программ |
Пункты 1, 2 раздела Программы "Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа" |
Увеличение вовлеченности детей и молодежи, в том числе находящихся в социально опасном положении, в мероприятия молодежной политики |
ДСиМП АГТ |
2. |
Социализация детей, находящихся в социально опасном положении, с использованием современных, ежегодно актуализируемых методов и форматов профилактической работы |
Пункты 1, 2, 5 раздела Программы "Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа" |
ДСиМП АГТ |
|
3. |
Формирование эффективной системы развития дополнительного образования, выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи |
Пункты 4 раздела Программы "Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа" |
Увеличение охвата несовершеннолетних услугами дополнительного образования, в том числе по приоритетным направленностям |
ДСиМП АГТ |
4. |
Разработка, внедрение и использование эффективных механизмов сопровождения деятельности НКО, молодежного предпринимательства, волонтеров, общественных инициатив и жителей, работающих с детьми и молодежью |
Пункты 1, 2, 3, 4, 5 раздела Программы "Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа" |
Увеличение количества НКО, субъектов молодежного предпринимательства, социально активных молодых жителей города. Увеличение количества и повышение качества социальных и бизнес-проектов в сфере молодежной политики |
ДСиМП АГТ |
5. |
Развитие инфраструктуры и материально-технической базы учреждений и объектов сферы молодежной политики, отвечающих современным трендам и запросам молодых людей |
Пункт 6 раздела Программы "Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа" |
Увеличение количества объектов инфраструктуры молодежной политики. |
ДСиМП АГТ |
Сокращение:
ДСиМП АГТ - департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени.
4. Показатели результативности реализации Программы
Сокращения:
ДСиМП АГТ - департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени;
ДЭиСР АГТ - департамент экономики и стратегического развития Администрации города Тюмени;
ДО - департамент образования Администрации города Тюмени;
ДК - департамент культуры Администрации города Тюмени.
НКО - некоммерческие организации.
Обоснование динамики плановых значений показателей результативности реализации Программы
1. "Доля населения в возрасте от 5 до 30 лет (многоразовый охват), охваченного мероприятиями в сфере молодежной политики, организованными Администрацией города Тюмени".
Значение показателя к 2026 году составит 75% за счет актуализации форматов мероприятий, применения современных технологий мотивации жителей города для участия в молодежных мероприятиях, внедрения новых маркетинговых решений. Кроме того, планируется трансформация системы управления мероприятиями в сфере молодежной политики, в том числе за счет появления центра администрирования городских событий, выполняющего функции "диспетчера городских событий".
2. "Количество мероприятий в сфере молодежной политики, организованных некоммерческими организациями, бизнес-структурами, общественными объединениями и инициативными гражданами".
Значение показателя к 2026 году составит 200 мероприятий за счет изменения системы управления развитием общественных молодежных инициатив, основанной на принципах "работы одного окна", разработки "пакетов" комплексного сопровождения молодежных инициатив. Кроме того, на динамику данного показателя будет влиять внедрение новых маркетинговых решений.
3. "Количество информационных материалов о мероприятиях (проектах, программах и т.д.), реализуемых Администрацией города Тюмени в сфере молодежной политики и спорта, размещенных на интернет ресурсах учреждений молодежной политики и спорта".
Значение показателя к 2026 году составит 1250 ед. за счет повышения квалификации специалистов муниципальных учреждений, отвечающих за информационное сопровождение отрасли молодежной политики, развития медиа направления в дополнительном образовании, внедрения новых маркетинговых механизмов в рамках реализации молодежной политики.
4. "Доля населения в возрасте от 5 до 30 лет (многоразовый охват), охваченного мероприятиями в сфере молодежной политики, направленными на предупреждение правонарушений и антиобщественных действий детей и молодежи".
Значение показателя к 2026 году составит 87% за счет трансформации подходов к организации профилактических мероприятий. Основной вектор должен быть сделан на позитивные формы профилактики, привлечение к указанной работе лидеров общественного мнения, внедрение on-line профилактических проектов и программ.
5. "Доля несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, охваченных услугами в сфере молодежной политики и спорта".
Значение показателя к 2026 году составит 95,1%, за счет развития технологии наставничества, позитивных форм профилактики, привлечения к указанной работе лидеров общественного мнения, внедрения on-line профилактических проектов и программ.
6. "Доля населения в возрасте от 5 до 18 лет, охваченного услугами дополнительного образования в сфере молодежной политики". Значение показателя к 2026 году составит 59% за счет предоставления услуг дополнительного образования по ознакомительным (краткосрочным), модульным образовательным программам, в т.ч. в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования, сетевого взаимодействия с общеобразовательными и профессиональными образовательными организациями по реализации интегрированных дополнительных образовательных программ, образовательных проектов.
7. "Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительными общеобразовательными программами технической и естественнонаучной направленности".
Значение показателя к 2026 году составит 20% за счет ежегодного перераспределения (увеличения) объема муниципального задания для муниципальных учреждений сферы молодежной политики на техническую и естественнонаучную направленности, предоставления услуг дополнительного образования по ознакомительным (краткосрочным) программам технической и естественнонаучной направленностей, в т.ч. в рамках системы персонифицированного финансирования дополнительного образования, сетевого взаимодействия с муниципальными общеобразовательными организациями и детским технопарком "Кванториум", ГАУ ДО ТО "Дворец творчества и спорта "Пионер", в части совместного использования ресурсов: "Роболаб", "Науколаб", "IT-лаб".
8. "Доля реализующихся мероприятий (инициатив, проектов, стартапов и т.д.) в сфере молодежной политики из числа направленных для получения поддержки в Администрацию города Тюмени".
Значение показателя к 2026 году составит 22,5% за счет управленческих изменений в работе по сопровождению детских и молодежных инициатив. В том числе планируется создание ресурсного центра, обеспечивающего процессы акселерации проектов, развитие института наставничества с привлечением экспертов по проектной деятельности, внедрение процедуры "одного окна" в работу с инициативами в сфере молодежной политики. Кроме того, планируется внедрение новых элементов работы с потенциальными инвесторами, включающая в том числе возможность предоставления гарантий на реализацию представленных проектов.
9. "Доля жителей в возрасте от 14 до 30 лет, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций".
Значение показателя к 2026 году составит 50%, за счет выработки дополнительных механизмов стимулирования волонтерской деятельности, дополнительного включения в волонтерскую деятельность работающей молодежи (в том числе за счет работы с компаниями города Тюмени по вопросам развития программ корпоративной социальной ответственности), а также за счет более активного внедрения новых маркетинговых решений.
10. "Доля объектов организаций сферы молодежной политики, требующих проведения капитального ремонта (реконструкции)".
Значение показателя к 2026 году составит 27,3%, за счет выполнения ремонтных работ на объектах сферы молодежной политики.
5. Сроки реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на период 2021 - 2026 годы.
6. Финансовое обеспечение Программы, источники финансирования
Всего на реализацию Программы потребуется 2 249 406 тыс. рублей, в том числе по годам:
2021 - 375 389 тыс. рублей, в том числе бюджет города Тюмени: 375 389 тыс. рублей,
2022 - 374 401 тыс. рублей, в том числе бюджет города Тюмени: 374 401 тыс. рублей;
2023 - 374 904 тыс. рублей, в том числе бюджет города Тюмени: 374 904 тыс. рублей;
2024 - 374 904 тыс. рублей, в том числе бюджет города Тюмени: 374 904 тыс. рублей;
2025 - 374 904 тыс. рублей, в том числе бюджет города Тюмени: 374 904 тыс. рублей;
2026 - 374 904 тыс. рублей, в том числе бюджет города Тюмени: 374 904 тыс. рублей;
7. Организация управления реализацией Программы
7.1. Департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени:
а) реализует самостоятельно и обеспечивает реализацию Программы Участниками;
б) готовит отчет о реализации Программы;
в) несет ответственность за достижение цели и решение задач, обеспечение достижения плановых значений показателей результативности реализации Программы;
г) осуществляет контроль реализации Программы.
7.2. Непосредственные исполнители мероприятий муниципальной программы: муниципальные автономные учреждения, подведомственные департаменту по спорту и молодежной политики, реализующие мероприятия Программы в рамках своей уставной деятельности, в том числе муниципального задания учредителя.
7.3. К реализации Программы могут привлекаться поставщики (подрядчики, исполнители), определение которых осуществляется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, бюджетным и иным действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.