Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Министерства инвестиционного развития
и внешнеэкономической деятельности
Пензенской области
от 9 ноября 2015 г. N 51-ОС
Положение о внутреннем финансовом контроле и внутреннем финансовом аудите Министерства инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области
8 декабря 2015 г., 12 января 2016 г.
I. Общие положения
1. Настоящее Положение устанавливает правила осуществления Министерством инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области (далее - Министерство) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в структурных подразделениях Министерства, организующих и выполняющих внутренние процедуры составления и исполнения областного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
II. Осуществление внутреннего финансового контроля
2. Внутренний финансовый контроль - непрерывный процесс, осуществляемый руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами Министерства, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры), направленный на:
а) соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета Министерством;
б) подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
3. Предмет внутреннего финансового контроля - внутренние бюджетные процедуры, осуществляемые Министерством в рамках закрепленных за ним бюджетных полномочий.
4. Формами осуществления внутреннего финансового контроля являются выполняемые контрольные действия, к которым относятся:
- проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения;
- санкционирование действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур;
- сверка данных;
- сбор и анализ информации о результатах выполнения бюджетных процедур.
5. Внутренний финансовый контроль осуществляется консультантом отдела правовой и организационной работы - главным бухгалтером Министерства (далее - главный бухгалтер).
III. Планирование внутреннего финансового контроля
6. Планирование внутреннего финансового контроля осуществляется путем формирования Плана контроля по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
7. В плане внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности ее выполнения, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности контрольных действий.
Приказом Министерства инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области от 8 декабря 2015 г. N 62-ОС в пункт 8 настоящего приложения внесены изменения
8. Главный бухгалтер представляет на утверждение Министру инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области проект Плана контроля, составленный с учетом анализа внутреннего финансового контроля за прошедший период, до начала очередного финансового года.
9. Актуализация Плана контроля проводится:
- при принятии решения о внесении изменений в План контроля;
- в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, определяющих необходимость изменения бюджетных процедур (составляющих их операций).
10. Контроль за выполнением Плана контроля осуществляет главный бухгалтер.
IV. Проведение внутреннего финансового контроля
11. Внутренний финансовый контроль в Министерстве осуществляется с соблюдением периодичности, методов и способов внутреннего финансового контроля, установленных в Плане контроля.
Приказом Министерства инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области от 12 января 2016 г. N 2-ОС в пункт 12 настоящего приложения внесены изменения
12. Самоконтроль осуществляется главным бухгалтером или лицом, исполняющим его обязанности, сплошным образом по мере совершения им операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур) путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
13. Контроль осуществляется сплошным или выборочным способом главным бухгалтером путем санкционирования операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур).
V. Оформление результатов внутреннего финансового контроля
Приказом Министерства инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области от 12 января 2016 г. N 2-ОС пункт 14 настоящего приложения изложен в новой редакции
14. Выявленные нарушения положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, внутренних стандартов, недостатки при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и обстоятельствах возникновения нарушений (недостатков) и предлагаемых мерах по их устранению отражаются в журнале внутреннего финансового контроля по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
15. В журнал внутреннего финансового контроля вносятся следующие фактические данные:
- предмет внутреннего финансового контроля;
- дата выполнения бюджетной процедуры (составляющей ее операции);
- характеристика контрольного действия;
- результат контрольного действия (нарушение или недостаток);
- дата обнаружения нарушения или недостатка;
- причина возникновения нарушения или недостатка;
- меры по устранению (предупреждению) нарушения или недостатка;
- результат (факт устранения нарушения или недостатка, наличие последствий).
16. Журнал внутреннего финансового контроля составляется и ведется главным бухгалтером с учетом Плана контроля, утвержденного на текущий финансовый год.
17. Журнал внутреннего финансового контроля должен быть прошит, пронумерован.
18. Журналы внутреннего финансового контроля хранятся в Министерстве в течение пяти лет.
19. На основе данных журнала внутреннего финансового контроля формируется отчетность о результатах внутреннего финансового контроля согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
20. Отчетность составляется:
- ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
- ежегодно в срок до 20 января года, следующего за отчетным.
Приказом Министерства инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области от 8 декабря 2015 г. N 62-ОС в пункт 21 настоящего приложения внесены изменения
21. Информация о результатах внутреннего финансового контроля предоставляется главным бухгалтером Министру инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области не реже одного раза в квартал.
В случае выявления нарушений бюджетного законодательства, за которые применяются меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, информация о результатах внутреннего финансового контроля предоставляется незамедлительно.
Приказом Министерства инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области от 8 декабря 2015 г. N 62-ОС в пункт 22 настоящего приложения внесены изменения
22. При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля и отчетах внутреннего финансового аудита, представленных Министру инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области.
Приказом Министерства инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области от 8 декабря 2015 г. N 62-ОС в пункт 23 настоящего приложения внесены изменения
23. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля Министр инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области принимает решение:
- о необходимости устранения выявленных нарушений или недостатков в установленный в решении срок, применении материальной, дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, проведении служебных проверок;
- об отсутствии оснований для применения мер, указанных в предыдущем подпункте настоящего пункта;
- о внесении изменений в План контроля;
- о направлении материалов в правоохранительные и (или) иные уполномоченные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства.
24. Министерство предоставляет в Министерство финансов Пензенской области запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа эффективности осуществления внутреннего финансового контроля Министерством.
VI. Осуществление внутреннего финансового аудита
Приказом Министерства инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области от 8 декабря 2015 г. N 62-ОС в пункт 25 настоящего приложения внесены изменения
25. Внутренний финансовый аудит в Министерстве осуществляется Комиссией по проведению внутреннего финансового аудита (далее - Комиссия).
Комиссия подчиняется непосредственно и исключительно Министру инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области.
Деятельность Комиссии основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
26. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения Министерства (далее - объекты аудита).
27. Комиссия осуществляет подготовку заключений по вопросам обоснованности и полноты документов Министерства, направляемых в Министерство финансов Пензенской области в целях составления и рассмотрения проекта бюджета (далее - Заключение).
28. Заключение подготавливается Комиссией по результатам проверки представленных структурными подразделениями Министерства предложений с обоснованиями в целях составления и рассмотрения проекта бюджета в части расходов, главным распорядителем которых является Министерство.
29. Проверка проводится в течение 2 рабочих дней с момента предоставления документов. По результатам проверки подготавливается Заключение, которое должно содержать выводы:
- об обоснованности и полноте документов, предоставляемых в целях составления и рассмотрения проекта бюджета;
- о соответствии или несоответствии документов, предоставляемых в целях составления и рассмотрения проекта бюджета, действующему законодательству.
30. В случае необоснованности, неполноты или несоответствия предоставленных документов действующему законодательству документ возвращается на доработку консультанту отдела правовой и организационной работы - главному бухгалтеру Министерства или лицу, исполняющему его обязанности.
31. После устранения замечаний документ предоставляется в Комиссию для проведения проверки устранения указанных в Заключении замечаний.
32. В Министерство финансов Пензенской области в целях составления и рассмотрения проекта бюджета направляются документы, имеющие положительное Заключение Комиссии.
VII. Планирование внутреннего финансового аудита
Приказом Министерства инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области от 8 декабря 2015 г. N 62-ОС в пункт 33 настоящего приложения внесены изменения
33. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.
Плановые аудиторские проверки назначаются Министром инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области и осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита, формируемым Комиссией (далее - План аудита), по форме согласно приложению N 4 к настоящему Положению.
34. План аудита представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.
35. По каждой аудиторской проверке в Плане указывается тема аудиторской проверки, объекты аудита, срок проведения аудиторской проверки, ответственные исполнители.
Приказом Министерства инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области от 8 декабря 2015 г. N 62-ОС в пункт 36 настоящего приложения внесены изменения
36. До начала очередного финансового года Комиссия представляет на утверждение Министру инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области проект Плана аудита, составленный с учетом анализа данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:
- осуществления внутреннего финансового контроля в текущем (отчетном) финансовом году;
- проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации и Министерством финансов Пензенской области в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
37. Контроль за выполнением Плана аудита осуществляет председатель Комиссии.
Приказом Министерства инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области от 8 декабря 2015 г. N 62-ОС в пункт 38 настоящего приложения внесены изменения
38. Внеплановые аудиторские проверки назначаются Министром инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области на основании поступившей информации о нарушениях, а также в рамках контроля за устранением нарушений, выявленных в ходе внутреннего финансового аудита.
VIII. Проведение аудиторских проверок
39. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной председателем Комиссии до начала ее проведения.
40. Программа аудиторской проверки содержит:
- тему аудиторской проверки;
- наименование объектов аудита;
- перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.
При составлении программы из членов Комиссии формируется группа работников, проводящих аудиторскую проверку, (далее - аудиторская группа) и распределяются обязанности между членами аудиторской группы. Состав аудиторской группы и ее руководитель утверждается председателем Комиссии.
41. Срок проведения аудиторской проверки определяется индивидуально и зависит, прежде всего, от масштаба объекта аудита и сложности учета. Продолжительность аудиторской проверки не может превышать 20 рабочих дней.
42. Продление срока проведения аудиторской проверки, установленного при назначении аудиторской проверки, осуществляется приказом Министерства на основании мотивированной докладной записки руководителя аудиторской группы, но не более чем на 5 рабочих дней.
Основаниями для продления аудиторской проверки являются:
- получение в ходе проведения аудиторской проверки от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников информации, свидетельствующей о наличии в деятельности объекта аудита нарушений законодательства Российской Федерации и требующей дополнительного изучения;
- наличие обстоятельств непреодолимой силы.
43. Решение о назначении или продлении аудиторской проверки оформляется приказом Министерства, в котором указываются наименование объекта аудита, тема аудиторской проверки, основание проведения или продления аудиторской проверки, состав аудиторской группы, срок проведения аудиторской проверки.
44. Проведение аудиторской проверки может быть приостановлено на основании мотивированного обращения руководителя аудиторской группы в Министерство.
Основаниями для приостановления аудиторской проверки являются:
- отсутствие бюджетного (бухгалтерского) учета у объекта аудита - на период восстановления объектом аудита документов, необходимых для проведения аудиторской проверки;
- непредставление объектом аудита документов, материалов и информации, необходимых для проведения аудиторской проверки, а также представление неполного комплекта таких документов, материалов и информации, воспрепятствование проведению аудиторской проверки и (или) уклонение от проведения аудиторской проверки - на период устранения перечисленных обстоятельств.
45. Приостановление аудиторской проверки оформляется приказом Министерства.
Руководитель аудиторской группы в течение 3 рабочих дней с момента издания соответствующего приказа направляет руководителю объекта аудита:
- копию приказа Министерства о приостановлении аудиторской проверки;
- требование в письменном виде об устранении обстоятельств, послуживших основанием для приостановления аудиторской проверки. В требовании должен быть указан срок его выполнения, который не может превышать срок, на который приостанавливается аудиторская проверка.
46. После устранения причин приостановления проверки аудиторская группа возобновляет проведение аудиторской проверки в сроки, устанавливаемые соответствующим приказом Министерства.
IX. Оформление результатов внутреннего финансового аудита
47. Результаты аудиторской проверки оформляются актом аудиторской проверки, который составляется в течение 10 рабочих дней с момента окончания срока проведения аудиторской проверки в двух экземплярах по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению.
Акт аудиторской проверки подписывается руководителем аудиторской группы. В течение 3 рабочих дней с момента подписания один экземпляр акта вручается представителю объекта аудита, уполномоченному на получение акта аудиторской проверки. О получении акта аудиторской проверки представитель объекта аудита, уполномоченный на его получение, делает запись в экземпляре акта аудиторской проверки, который остается у руководителя аудиторской группы.
Срок рассмотрения акта аудиторской проверки объектом аудита составляет 5 рабочих дней с момента его получения.
Объект аудита вправе представить письменные возражения по акту аудиторской проверки.
48. Результаты аудиторской проверки излагаются на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися у объекта аудита документами, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
По итогам проведения аудиторской проверки формируется рабочая документация, содержащая:
- документы, отражающие подготовку аудиторской проверки, включая ее программу;
- сведения о характере, сроках, об объеме аудиторской проверки и о результатах ее выполнения;
- сведения о выполнении Плана контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторской проверки;
- перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки;
- письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц и иных работников объектов аудита;
- копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе аудиторской проверки, и полученные от них сведения;
- копии финансово-хозяйственных документов объекта аудита, подтверждающих выявленные нарушения;
- акт аудиторской проверки.
Приказом Министерства инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области от 12 января 2016 г. N 2-ОС в пункт 49 настоящего приложения внесены изменения
49. На основании акта аудиторской проверки составляется отчет о результатах аудиторской проверки по форме согласно приложению N 6 к настоящему Положению.
Отчет о результатах аудиторской проверки содержит информацию об итогах аудиторской проверки, в том числе:
- информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки недостатках и нарушениях (в количественном и денежном выражении), условиях и причинах таких нарушений, а также о значимых бюджетных рисках;
- информацию о наличии или об отсутствии возражений со стороны объектов аудита;
- выводы о степени надежности внутреннего финансового контроля и достоверности представленной объектами аудита бюджетной отчетности;
- выводы о соответствии ведения бюджетного учета объектами аудита методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- выводы, предложения и рекомендации по устранению выявленных нарушений и недостатков, принятию мер по минимизации бюджетных рисков, внесению изменений в План контроля, а также предложения по повышению экономности и результативности использования средств областного бюджета.
Приказом Министерства инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области от 8 декабря 2015 г. N 62-ОС в пункт 50 настоящего приложения внесены изменения
50. Отчет о результатах аудиторской проверки с приложением акта аудиторской проверки предоставляется Министру инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области.
Приказом Министерства инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области от 8 декабря 2015 г. N 62-ОС в пункт 51 настоящего приложения внесены изменения
51. По результатам рассмотрения указанного отчета Министр инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области принимает решение:
- о необходимости реализации аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций;
- о применении материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, а также о проведении служебных проверок;
- о направлении материалов в правоохранительные и (или) иные уполномоченные органы в случае наличия признаков нарушений бюджетного законодательства.
52. Комиссией составляется отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита по форме согласно приложению N 7 к настоящему Положению.
53. Комиссия обеспечивает составление годовой отчетности о результатах осуществления ею внутреннего финансового аудита.
Приказом Министерства инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области от 8 декабря 2015 г. N 62-ОС в пункт 54 настоящего приложения внесены изменения
54. Отчетность о результатах осуществления внутреннего финансового аудита предоставляется Министру инвестиционного развития и внешнеэкономической деятельности Пензенской области в срок до 20 января года, следующего за отчетным.
55. Министерство предоставляет в Министерство финансов Пензенской области запрашиваемые им информацию и документы в целях проведения анализа осуществления внутреннего финансового аудита.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.