Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
Управления по регулированию
контрактной системы и закупкам
Пензенской области
от 9 декабря 2015 г. N 62
Методические рекомендации по определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для государственных нужд Пензенской области
1 марта 2017 г.
Настоящие методические рекомендации по определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для государственных нужд Пензенской области, разработаны для заказчиков Пензенской области в целях формирования единообразного подхода к определению начальной (максимальной) цены государственных контрактов и не применяются при расчете и обосновании цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с требованиями статьи 22 Закона N 44-ФЗ и приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Рекомендации) определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) осуществляется заказчиком и заключается в выполнении расчета цены, выше которой контракт не может быть заключен(1).
При формировании плана-графика закупок на 2017 год определение НМЦК должно будет оформляться в виде отдельного приложения к плану-графику(2).
Кроме того, Правительство Российской Федерации в сфере определения НМЦК вправе:
а) утвердить исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для расчета НМЦК по отдельным видам продукции (в настоящее время акт не принят).
б) определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок расчета НМЦК, и федеральные органы власти, уполномоченные устанавливать такой порядок (См. Постановление Правительства РФ от 11.09.2015 N 964 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования)").
Согласно пункту 3.6. Положения о порядке взаимодействия заказчиков Пензенской области с Управлением по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 20.01.2014 N 19-пП, и пункту 3.4. Положения о порядке взаимодействия заказчиков Пензенской области с государственным казенным учреждением Пензенской области "Управление по осуществлению закупок Пензенской области" при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства Пензенской области от 12.12.2013 N 942-пП, заявка на закупку должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта, подписанное руководителем заказчика, содержащее полученные заказчиком информацию или расчеты, а также использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением запросов заказчика потенциальным контрагентам, а также справочной информации и документов, используемых для расчетов.
При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит дальнейшему размещению в составе документации по определению поставщика (исполнителя, подрядчика), не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Приводится информация только о реквизитах (дата, номер) исходящего документа заказчика, содержащего запрос ценовых предложений, и о реквизитах документов хозяйствующих субъектов, представивших ценовые предложения.
В то же время оригиналы использованных при обосновании НМЦК документов (запросов коммерческих предложений, коммерческие предложения), снимки сайтов ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих ценовых предложений с указанием даты и времени их формирования, вшиваются в заявку на закупку и хранятся с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Обращаем внимание, что все документы, лежащие в основе анализа НМЦК должны быть подлинными (на бланках учреждений/организаций, наличие подписи ответственных лиц и печатей, с указанием необходимых реквизитов).
Определение НМЦК включает в себя следующие этапы:
1. Определение потребности в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленной целями осуществления закупки в соответствии со статьей 13 Закона N 44-ФЗ контрактной системе и определение лимитов средств, имеющихся у заказчика. Проведение исследования рынка путем изучения общедоступных источников информации в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям заказчика.
2. Установление перечня требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг с описанием объекта закупки и подготовкой соответствующих справочных материалов.
3. Выбор метода определения НМЦК или нескольких таких методов.
4. Определение соответствующим методом (методами) определения НМЦК.
5. Формирование и обоснование НМЦК на основании полученных сведений, в соответствии с приложением N 2 к настоящей Инструкции.
6. Согласование определенной НМЦК с главным распорядителем бюджетных средств Пензенской области и (или) Министерством финансов Пензенской области.
1. Методы определения цены
Согласно статье 22 Закона N 44-ФЗ НМЦК определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов (см. табл. 1).
Таблица 1
Метод
сопоставимых
рыночных цен
(анализа рынка)
Приоритетный!
|
/---------------------\
Нормативный метод ---| |--- Проектно-сметный метод
| Методы расчета НМЦК |
Тарифный метод ---| |--- Затратный метод
\---------------------/
|
Иные методы
Порядок применения вышеуказанных методов раскрывается в Рекомендациях, которые не являются нормативным правовым актом и не обязательны для применения заказчиками(3). Исключение составляют два случая: в силу части 17 статьи 22 закона N 44-ФЗ в соответствии с Рекомендациями заказчик при расчете НМЦК методом анализа рынка должен определить:
- идентичность и однородность продукции;
- сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий поставок продукции.
В некоторых случаях контрольные органы считают, что строгое следование Рекомендациям обязательны, в частности при наличии ссылки на них в документации о закупке(4).
Обращаем внимание, что вне зависимости от метода расчета НМЦК, в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 N 19, в документации о закупке указывается также формула цены.
Следовательно, в условиях государственного контракта не может быть указано, что цена за единицу товара определяется по текущим (действующим на день поставки товара) ценам(5).
2. Определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)
Метод сопоставимых рыночных цен (далее - метод анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК и заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Правила определения идентичности и однородности продукции закреплены в частях 13-15 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, а также в пунктах 3.5, 3.6 Рекомендаций (см. табл. 2).
Таблица 2
Идентичность |
Однородность |
||
товары |
работы, услуги |
товары |
работы, услуги |
Имеют одинаковые характерные для них основные признаки. |
Имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. |
Имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. |
|
Учитываются: - страна происхождения; - производитель. Не учитываются: - незначительные различия во внешнем виде. |
Учитываются: - характеристики подрядчика, исполнителя; - их деловая репутация на рынке. |
Учитываются: - качество товаров; - репутация на рынке; - страна происхождения. |
Учитываются: - качество работ, услуг; - репутация на рынке; - вид работ, услуг; - объем работ, услуг; - уникальность; - коммерческая взаимозаменяемость |
Интересен пример характеристик однородности и идентичности, приведенный Минэкономразвития России для закупки услуг по аренде жилого помещения. Заказчику рекомендуются в качестве показателей однородности и идентичности, в том числе, такие показатели, как площадь жилого помещения, его удаленность от тех или иных объектов инфраструктуры, состояние жилого помещения, наличие капитального и (или) текущего ремонта и др.(6)
В целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить процедуры, указанные в Рекомендациях.
Рекомендуемые формы запроса о ценовом предложении потенциальному поставщику (исполнителю, подрядчику) (далее - запросы) приведены в приложении N 1 к настоящим методическим рекомендациям.
Всем документам, содержащим ценовую информацию, полученную по запросам заказчика, рекомендуется присваивать дату и входящие номера.
В целях определения НМЦК методом анализа рынка рекомендуется направить запросы не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети "Интернет").
В случае, если при исследовании рынка товаров выявлено менее 5 потенциальных поставщиков, то запросы направляются всем выявленным поставщикам (подрядчикам, исполнителям).
В случае, если по результатам запросов не получены ответы от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или получено менее трех ответов, заказчик в целях получения не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными не аффилированными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), использует для определения и обоснования НМЦК другие источники информации, указанные в пунктах 3.7.2.-3.7.8. Рекомендаций.
Наиболее часто задаваемые вопросы применения метода анализа рынка заказчиками
Обязан ли заказчик при применении метода анализа рынка использовать в качестве НМЦК среднее арифметическую величину цены, полученную по формуле, указанной в пункте 3.21 Рекомендаций?
Опыт работы при расчете НМЦК с использованием ответов на запросы коммерческих предложений показывает, что предоставляемые в коммерческих предложениях цены регулярно искусственно завышены, в связи с чем, в целях экономии бюджетных средств целесообразнее использовать минимальное ценовое предложение для установления НМЦК. Ведь если имеется более трех поставщиков, готовых поставить заказчику идентичную продукцию, зачем покупать ее по средней цене.
Аналогичная позиция выражена Минэкономразвития России в части обоснования цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)(7), а также в методических рекомендациях по расчету НМЦК отдельных регионов(8).
Вместе с тем, методические рекомендации Правительства Москвы предусматривают возможность использования максимальной цены из всех принятых для расчета(9) с целью обеспечения высокой конкуренции на торгах и значительной экономии бюджетных средств.
Каждый из этих подходов, безусловно обоснован при расчете цены для разных сегментов рынка: для сегмента экономпредложений целесообразно использовать среднее предложение в силу стандартности предлагаемой продукции и чувствительности к спросу, для среднеценового - минимальное в силу ассортиментной и ценовой дифференциации, для высокоценового - максимальное, в целях обеспечения достойного сочетания цены и качества(10).
В соответствии с пунктом 1.3 Рекомендаций они применяются с учетом особенностей рынков конкретных товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, в случае, если заказчик указывает в обосновании НМЦК, что расчеты при анализе рынка производятся им в порядке, указанном в рекомендациях, но при этом, в связи с возможной конкуренцией на функционирующем рынке определенных товаров, работ и услуг в целях эффективного и экономного использования средств бюджета Пензенской области заказчиком по результатам анализа рынка в качестве НМЦК устанавливается наименьшее из коммерческих (ценовых) предложений, в обосновании НМЦК рекомендуется:
- главным распорядителям бюджетных средств и государственным казенным учреждениям Пензенской области делать ссылку на статью 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Постановление Правительства Пензенской области от 21.01.2013 N 17-пП "Об утверждении Плана мероприятий по оздоровлению государственных финансов Пензенской области на 2013-2018 годы и Плана мероприятий по сокращению государственного долга Пензенской области на 2013-2018 годы" (с последующими изменениями);
- государственным бюджетным учреждениям делать ссылку на локальный правовой акт (решение, протокол), направленный на сокращение расходов учреждения, недопустимость превышения утвержденных лимитов по соответствующей статье расходов и (или) прочее.
Что делать, если рассчитанная методом анализа рынка НМЦК превышает выделенные заказчику лимиты?
Согласно позиции Казначейства России, если анализ рынка показал, что на рынке цены выше доведенного лимита, можно рассмотреть возможность уменьшения объема закупаемой продукции либо запросить увеличение доведенных лимитов(11).
По мнению Минэкономразвития России, если же хотя бы одна из найденных заказчиком цен не превышает размер лимита, можно не применять рекомендации в части формулы расчета НМЦК и установить в качестве НМЦК ту цену, которая не превышает лимит. При этом повторного обоснования НМЦК, соответствующей выделенным лимитам бюджетных обязательств, не требуется(12).
Кроме того, обращаем внимание, что, по мнению Минэкономразвития России, в случае если объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг определить невозможно, и оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, в данном случае заказчик должен обосновать начальную (максимальную) цену единицы товара, работы или услуги с учетом требований статьи 22 Закона N 44-ФЗ, общая начальная (максимальная) цена контракта должна формироваться в соответствии с лимитами бюджетных обязательств в соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса(13).
Можно ли при использовании метода анализа рынка использовать цены из разных источников? Например, взять две цены из коммерческих предложений и одну цену с сайта интернет-магазина?
По мнению некоторых контрольных органов, использовать в расчете НМЦК только коммерческие предложения нельзя. Такой вывод следует из буквального толкования текста Рекомендаций. Так, в силу пункта 3.7 Рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько следующих процедур:
3.7.1. направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам;
3.7.2. разместить запрос о предоставлении ценовой информации в единой информационной системе;
3.7.3. осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов;
3.7.4. осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
Кроме того, в случае, если в коммерческих предложениях указаны изначально завышенные цены, использование наряду с такими ценами цен из общедоступных источников позволит заказчику в итоге определить НМЦК, соотносимую с реальной рыночной ценой продукции(14).
Обязан ли заказчик применять Постановление Правительства РФ от 03.11.2011 N 881 "О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования"?
В связи с отменой Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" данное постановление не подлежит применению(15). Иное постановление Правительства РФ в рамках части 19 статьи 22 Закона N 44-ФЗ на сегодняшний день не принято.
Вместе с тем, добровольное соблюдение заказчиками порядка формирования НМЦК на отдельные виды медицинского оборудования, описанного в постановлении Правительства РФ от 03.11.2011 N 881, может способствовать более эффективному изучению рынка и верному расчету НМЦК до принятия аналогичного нормативного правового акта Правительством РФ в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
3. Определение НМЦК нормативным методом
Нормативный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
Предельная цена товаров, работ, услуг может быть установлена как в ведомственном перечне отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительских свойств (в том числе качество) и иных характеристик (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) (далее - ведомственный перечень), так и в нормативных затратах на обеспечение функций государственных органов Пензенской области, в том числе подведомственных им казенных учреждений, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Пензенской области от 05.03.2015 N 106-пП "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов Пензенской области, органа управления Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области, в том числе подведомственных им казенных учреждений".
При этом нормативы цены, установленные в отдельных отраслях до вступления в силу Закона N 44-ФЗ, подлежат соблюдению при обосновании НМЦК. Примером являются закупки по приобретению (строительству) жилых помещений, выполнению работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений(16), образовательные услуги по профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих.
Как связаны предельные цены на нормируемую продукцию и расчет НМЦК?
По сути, нормативный метод расчёта НМЦК допускает установление предельной цены из ведомственного перечня в качестве начальной. Тогда предельная цена просто перемножается на число приобретаемых товаров. Однако в указанном случае возможна существенная переплата бюджетных средств.
В пункте 4.4 Рекомендаций предлагается использовать нормативный метод совместно с методом анализа рынка. В данном случае полученная методом анализа рынка НМЦК не может превышать предельной цены, установленной в ведомственном перечне. В обратной ситуации, когда в ходе анализа рынка выяснится, что рыночная цена ниже предельной, нет никакой необходимости повышать ее. Именно рыночную цену следует использовать в качестве начальной (максимальной) цены(17).
В свою очередь Минфин России указывает, что используемые при расчете нормативных затрат нормативы цены не являются начальной (максимальной) ценой контракта(18).
Приказом Управления по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области от 1 марта 2017 г. N 11 в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
4. Определение НМЦК тарифным методом
Тарифный метод подлежит применению, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.
В качестве примера использования тарифного метода можно привести организацию закупок услуг обязательного страхования автогражданской ответственности(19), закупки кадастровых работ(20).
Каким образом заказчик обязан применять тарифный метод при осуществлении закупок жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - ЖНВЛП)?
При формировании НМЦК на лекарственные средства приоритетным является метод анализа рынка.
В 2014 году Минэкономразвития России стало указывать в разъяснениях, что "при определении НМЦК при осуществлении закупок ЖНВЛП заказчик применяет тарифный метод. При этом, исходя из принципа конкуренции НМЦК рассчитывается как максимальное значение предельных отпускных цен производителей + НДС = 10%"(21).
В результате исключилась возможность применения оптовых и розничных надбавок на ЖНВЛП, что послужило причиной нежелания участников выходить на торги в случае выбора самой низкой цены из перечня ЖНВЛП(22).
В письме руководителям учреждений здравоохранения от 12.11.2015 N 5340 в дополнение к разъяснениям Министерства здравоохранения Пензенской области по формированию НМЦК для лекарственных препаратов, закупаемых на 2016 год (письмо от 03.08.3015 N 3468), ведомством было указано, что формирование НМЦК для лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖНВЛП, осуществляется по МНН (международному непатентованному наименованию) на основе коммерческих предложений по наименьшей цене из предложенных, но не более наибольшей предельной отпускной цены производителей с НДС по данному МНН с учетом региональной оптовой надбавки согласно Государственному реестру предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в ЖНВЛП.
Учитывая вышеизложенное, в настоящее время заказчиками сформирован следующий алгоритм расчета НМЦК на ЖНВЛП:
1) изучение рынка методом сопоставления рыночных цен путем запроса коммерческих предложений в соответствии с Рекомендациями;
2) выбор наименьшего из представленных ценовых предложений и его сравнение с наибольшей предельной отпускной ценой производителя в реестре ЖВНЛП с учетом региональной оптовой надбавки;
3) принятие решения об обосновании НМЦК методом анализа рынка (в случае если минимальное ценовое предложение ниже максимальной предельной отпускной цены с учетом региональной оптовой надбавки) либо тарифным методом (в случае если минимальное ценовое предложение выше максимальной предельной отпускной цены с учетом региональной оптовой надбавки).
В настоящее время, возможность использования метода анализа рынка при формировании НМЦК на ЖНВЛП подтверждает Минэкономразвития России. Так, в ответе на обращение о порядке обоснования НМЦК при закупке лекарственного препарата леналидомида, включенного в ЖНВЛП, ведомство указало, что заказчик вправе применять как метод анализа рынка, так и тарифный метод(23)
Обращаем внимание: перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 N 2885-р.
Статьей 5 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" государственная регистрация установленных производителями лекарственных препаратов предельных отпускных цен на ЖНВЛП и ведение государственного реестра предельных отпускных цен относятся к полномочиям федеральных органов исполнительной власти. Указанный реестр ведется Министерством здравоохранения Российской Федерации и в открытом доступе представлен в сети Интернет по адресу http://grls.rosminzdrav.ru/.
5. Определение НМЦК проектно-сметным методом
Согласно части 9 статьи 22 Закона N 44-ФЗ проектно-сметный мето
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.