Административной коллегией Пензенского областного суда изучена практика рассмотрения судьями Пензенской области дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27 КоАП РФ.
Статьей 37 Конституции Российской Федерации устанавливается, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также право на защиту от безработицы.
Право работника на здоровье и безопасные условия труда является составной частью более широкого конституционного права граждан на охрану здоровья, гарантированного частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации. Установленное частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации, отвечает общим тенденциям международно-правового регулирования оплаты труда.
К законодательству о труде и законодательству об охране труда относятся нормативные правовые акты, принятые органами законодательной и исполнительной власти, и в первую очередь Трудовой Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", Правила техники безопасности и другие.
Так, статьей 136 ТК РФ определено, что выплата заработной платы должна производится не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным и трудовым договорами.
В соответствии со статьей 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Статья 142 ТК РФ регламентирует, что работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Также законодателем введены определенные требования и нормы, направленные на создание безопасных условий труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, статьей 212 ТК РФ на работодателя возложены некоторые обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Работодатель обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение и выдачу за счет собственности средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знания требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение аттестации рабочих мест по условиях труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- расследование и учет в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда;
- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса Российской Федерации для локальных нормативных актов;
- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, выражается в действиях либо бездействии, заключающихся в невыполнении или нарушении норм действующего законодательства о труде и об охране труда в части правовых предписаний, единых нормативных требований, правил техники безопасности, действующих в тех или иных отраслях (сферах) промышленности, строительства, транспорта (например, порядка проведения инструктажа, реализации мер по индивидуальной и коллективной защите работников, по снабжению их лечебным питанием и т.п.).
Указанные выше действия (бездействия), совершенные должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказания за аналогичное административное правонарушение, образуют объективную стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ.
Под аналогичным правонарушением следует понимать совершение должностным лицом такого же (а не любого другого) нарушения законодательства о труде и об охране труда, причем в течение одного года со дня окончания исполнения предыдущего постановления о назначении административного наказания за такое же административное правонарушение.
Лицами, которые могут быть привлечены к ответственности по данной статье, являются должностные лица организация, юридически лица, индивидуальные предприниматели.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В данном случае это будут лица, на которых лежит обязанность по выплате заработной плате и (или) соблюдению норм по охране труда.
В статье 2.4 КоАП РФ дается определение должностного лица:
Должностное лицо - это лицо, "постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации".
Руководители, работники других организаций, индивидуальные предприниматели в случае совершения ими административного правонарушения, связанного с выполнением ими организационно-распорядительных либо административно-хозяйственных функций, будут нести административную ответственность как должностные лица.
Нарушение законодательства о труде и охране труда может выражаться как в действии, так и в бездействии должностных лиц. В любом случае здесь речь идет об умышленной форме вины. Согласно статье 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно в случае, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, в случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации пунктом 15 постановления от 24 марта 2005 года N 5 разъяснил, что в соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
Статья 5.27 КоАП РФ устанавливает административное наказание за нарушение законодательства о труде и охране труда в виде административного штрафа, административного приостановления деятельности, а также дисквалификации.
Административное приостановление деятельности как вид административного наказания как вид административного наказания предусмотрено статьей 3.12 КоАП РФ. Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ оно заключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Административное наказание в виде административного приостановления деятельности назначается судьей только в тех случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
В ходе производства применяется временный запрет деятельности как мера обеспечения в случае совершения административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности. Временный запрет деятельности как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении установлен статьей 27.16 КоАП РФ и осуществляется, в частности, государственный инспектор труда путем составления протокола и передачи его в суд.
Частью 1 статьи 27.16 КоАП РФ установлено, что временный запрет деятельности заключается в кратковременном прекращении деятельности. Согласно части 1 статьи 27.17 КоАП РФ срок временного запрета деятельности не должен превышать 5 суток с момента фактического прекращения деятельности. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 27.16 КоАП РФ, временный запрет деятельности применяется только в исключительных случаях, если это необходимо для предотвращения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (часть 2 статьи 3.12, часть 5 статьи 29.6 КоАП РФ). В случае применения названной меры судье следует отразить это обстоятельство в постановлении по делу, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности (часть 3 статьи 27.16 КоАП РФ). Время начала и окончания срока административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица не должно определяться в постановлении, так как это не предусмотрено КоАП РФ.
В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абзац второй части 2 статьи 29.10 КоАП РФ).
Вместе с тем в постановлении не должны указываться конкретные меры, направленные на исполнение названных в нем мероприятий (например, наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, отселение граждан из жилых зданий либо их перевод в другие стационарные лечебные, социальные учреждения в случае запрета эксплуатации зданий), поскольку в соответствии с частями 1 и 2 статьи 32.12 КоАП РФ и частью 2 статьи 109 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что часть 2 статьи 29.10 КоАП РФ предусматривает единственный случай, когда при назначении такого вида административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма судья обязан одновременно с приостановлением деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц решить вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.
Согласно части 5 статьи 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее 5 суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
Согласно части 3 статьи 3.12 КоАП РФ судья на основании ходатайства лица, которое осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
В части 2 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена в виде административного наказания - дисквалификация, которая может быть применена к должностному лицу, которое ранее было подвергнуто административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.
Дисквалификация может быть применена только в качестве основного административного наказания и согласно статье 3.11 КоАП РФ заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директором (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена также к лицам, которые осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров и к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.
Дела о нарушении трудового законодательства, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 5.27 КоАП РФ и влекущие назначение административного наказания в виде приостановления деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов, в других случаях дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями (статья 23.1 КоАП РФ).
Районными судами области для обобщения представлено рассмотренные в 2014 году 36 дел об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства о труде и охране труда, из которых 22 дела - возбуждено в отношении юридических лиц за нарушение законодательства об охране труда, и 14 дел - возбуждено в отношении должностных лиц, ранее подвергнутых административному наказанию и допустивших аналогичное нарушение законодательства о труде.
Так, обобщение показало, что районным судом рассмотрено дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении:
- казенных предприятий - 2 дела;
- ЗАО, ОАО и ООО - 19 дел;
- МУП - 1 дело.
При рассмотрении таких дел судьями устанавливались факты нарушения законодательства об охране труда, в частности, требования:
- статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации;
- Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития от 27 октября 1997 года N 55;
- Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития от 20 марта 1998 года N 16;
- ПОТ РМ-013-2000 "Межотраслевые правила по охране труда при химической чистке, стирке", утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 75;
- СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве", утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 23 июля 2001 года N 80;
- Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных Постановлением Минтруда от 12 мая 2003 года N 28;
- Межотраслевых правил по охране труда кондитерской промышленности, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10 февраля 2003 года N 48; и другие.
Обобщение показало, что дела об административном правонарушении, предусмотренные частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, рассмотрены судьями области с соблюдением требований КоАП РФ и в качестве примеров можно привести следующее.
Так, в производстве судьи Ленинского районного суда г. Пензы находилось дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении ООО "К.", при рассмотрении которого было установлено, что в нарушение статьи 212 ТК РФ и требований ПОТ РМ-013-2000 "Межотраслевые правила по охране труда при химической чистке, стирке", утвержденные Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 75, в ООО эксплуатировался сушильно-гладильный вакуумный каток, год выпуска и завод-изготовитель которого не были установлены в ходе проведенной ГИТ в Пензенской области проверки, а потому постановлением от 10 февраля 2014 года ООО "К." было признано виновным в совершении административного правонарушения и ему было правомерно назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности в части эксплуатации указанного оборудования на срок 60 суток, в который зачтен срок временного запрета с 3 февраля 2014 года.
В производстве судьи Первомайского районного суда г. Пензы находилось дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении ООО "В.", при рассмотрении которого было установлено, что в ООО допущены нарушения статьи 212 ТК РФ и требований Межотраслевых правил по охране труда кондитерской промышленности, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 10 февраля 2003 года N 48, которые привели к несчастному случаю, а именно, машины тестомесильно-взбивальной кондитерской МТВК-80 (поворотная) и котел пищеварочный электрический КПЭ-60-1 эксплуатировались без проведения годовых регламентных работ, а сотрудники ООО, эксплуатирующие установленное в ООО оборудование, не прошли инструктаж по технике безопасности и правилам эксплуатации. Постановлением от 21 февраля 2014 года ООО "В." правомерно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности на срок 30 суток, включая срок временного запрета с 14 февраля 2014 года.
Выявленные в ходе рассмотрения дела нарушения законодательства об охране труда были устранены, а потому ООО "В." обратилось в порядке статьи 32.12 КоАП РФ с ходатайством о досрочном прекращении административного приостановления деятельности, представив подтверждающие проведение технического обслуживания оборудования и программное обучение сотрудников по охране труда и безопасным методам работы документы. Проверив представленные документы и установив устранение в полном объеме нарушений, послуживших основанием для наложения административного наказания, судья определением от 4 марта 2014 года досрочно прекратил исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности ООО "В.".
В производстве судьи Первомайского районного суда г. Пензы находилось дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении ФКУ "И.", при рассмотрении судом которого выявленные в ходе проведенной ГИТ в Пензенской области проверки факты нарушения статьи 212 ТК РФ, требований "ГОСТ 12.2.003-91. Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности.", утвержденных Постановлением Госстандарта СССР от 6 июня 1991 года N 807, и требований Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов. ПОТ Р М 006-97, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27 октября 1997 года N 55, а именно отсутствие документации на эксплуатируемое оборудование и наличие заточного станка собственного изготовления, которые не содержит защитного экрана зоны обработке, подручника и стрелки на защитном кожухе рабочего направления вращения шпинделя, нашли свое подтверждение.
Постановлением от 14 апреля 2014 года ФКУ "И." правомерно назначено административное наказание в виде административного приостановление деятельности указанного выше оборудования на срок 90 суток, включая срок временного запрета деятельности.
При назначении наказания судом приняты во внимание характер деятельности юридического лица, обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей в результате нарушения законодательства об охране труда (оборудование подключено к электрической сети).
Также обобщение показало, что судьями области рассмотрено 14 дел об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, в отношении руководителей:
- МУП - 3 дела;
- ТСЖ - 1 дело;
- ЗАО, ООО, СПК - 9 дел;
- ИП - 1 дело.
При рассмотрении таких дел судами установлены факты нарушения сроков выплаты заработной платы (13 дел) и положений об охране труда (1 дело).
Обобщение показало, что дела об административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, рассмотрены судьями области с соблюдением установленных законом требований, нарушений норм процессуальных права при изучении дел не выявлено.
Так, постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Сердобского района Пензенской области от 9 июня 2014 года директор МУП "А." С. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 5.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде дисквалификации на срок один год.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что С., ранее подвергнутый административному наказания по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ за не выплату заработной платы работникам МУП, вновь допустил не выплату заработной платы работникам за период с января по апрель 2014 года в размере 299646 руб.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Ленинского района г. Пензы от 24 марта 2014 года С., являясь генеральным директором ООО "П." и будучи ранее постановлением ГИТ в Пензенской области от 17 января 2013 года подвергнутым к административной ответственности за нарушение статей 212 и 213 ТК РФ и пункта 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 302н (водители ООО не прошли периодический медицинский осмотр), вновь совершивший аналогичное административное правонарушение, а именно, бетонщик ООО не прошел периодический медицинский осмотр, что было выявлено при проведенной 23 августа 2013 года ГИТ в Пензенской области проверки и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, признан виновным и ему назначено административное наказание в виде дисквалификации на срок один год.
Постановления судьей области, вынесенные по изученным делам, соответствуют требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
В порядке надзора постановления судей области по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27 КоАП РФ, не отменялись и не изменялись.
С 1 января 2015 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ, согласно которым ответственность работодателя за нарушения в сфере трудового законодательства была поделена, в частности, сейчас статья 5.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, а новая статья 5.27.1 КоАП РФ - за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
Новая редакция статьи 5.27 КоАП РФ устанавливает несколько составов правонарушений:
1. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) (часть 2).
Данный состав правонарушения корреспондирует с обязанностью работодателя признать трудовые отношения, если работник был допущен к работе без заключения трудового договора, а также с последствиями фактического допущения к работе не уполномоченным на это лицом. Такие последствия были установлены новой статьей 67.1 ТК РФ, которая была введена в Трудовой кодекс Федеральным законом N 421-ФЗ.
Согласно статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом. Если работодатель не оформил с работником трудовой договор письменно, он считается заключенным, если работник приступил в работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. При фактическом допущении к работе работодатель обязан оформить с новичком трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня допущения к работе.
В силу статьи 67.1 ТК РФ, если физическое лицо было фактически допущено к работе сотрудником, не уполномоченным на это работодателем, и работодатель и его уполномоченный на это представить отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми (то есть заключить с этим лицом трудовой договор), работодатель, в интересах которого была выполнена работы, обязан оплатить такому физическому лицу фактически отработанное им время (выполненную работу).
Сотрудник же, осуществивший допущение к работе физическое лицо и не будучи уполномоченным на это работодателем, может быть привлечен как к материальной ответственности, так и к административной ответственности, установленной частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ.
2. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношение между работником и работодателем (часть 3).
При этом необходимо иметь ввиду требования части 2 статьи 15 ТК РФ, согласно которой заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующие трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
3. За совершение указанных выше административных правонарушений для лиц, ранее подвергнутых административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, установлена административная ответственность частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ.
4. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2-3 статьи 5.27 и статьей 5.27.1 КоАП РФ, влечет привлечение виновное лицо к административной ответственности по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ, а в случае допущения этим лицом аналогичного нарушения нормы трудового законодательства и иных нормативных правовых актов виновное лицо подлежит привлечению к административной ответственности по части 4 статьи 5.27 КоАП РФ.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 5.27.1, устанавливающая следующие составы за правонарушений в области охраны труда:
1. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение (часть 3).
В соответствии со статьей 212 ТК РФ и статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Порядок проведения оценки установлен главой 2 указанного Закона.
Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении спецоценки и Инструкции по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н. Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках специальной оценки условий труда процедурам.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.
При этом необходимо иметь в виду, что специальную оценку условий труда на рабочих местах осуществляет не работодатель (он только организовывает и оплачивает ее проведение), а специализированная организация, привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора.
В связи с этим законодатель, устанавливая ответственность для работодателя, Федеральным законом N 421-ФЗ дополнил КоАП РФ статьей 14.54, которой предусмотрел ответственность за нарушение организацией, осуществляющей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения такой оценки. Это нарушение, допущенное должностным лицом организации (в том числе экспертом, проводившим оценку), влечет наложение на него, а также на организацию административного наказания.
2. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний (часть 3).
В силу статьи 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к ней) сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, а также обязательный медицинский осмотр, обязательное психиатрическое освидетельствование. Если же такие сотрудники были допущены к работе, должностные лица, допустившие это, а также юридическое лицо подлежат привлечению к административной ответственности.
3. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (часть 4).
Согласно статьям 212 и 221 ТК РФ работодатель должен приобрести за счет собственных средств (и в соответствии с установленными нормами обеспечить лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением) прошедшие обязательную сертификацию или декларирование средства индивидуальной защиты: специальную одежду, специальную обувь и другое, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства.
Под средствами индивидуальной защиты, упомянутыми в статье 5.27.1 КоАП РФ, следует понимать средства защиты, отнесенные Техническим регламентом ТС "О безопасности средств индивидуальной защиты" (принят Решением Комиссии ТС от 9 декабря 2011 года N 878) ко второму классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. Это в том числе подлежащие обязательной сертификации средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя.
Кроме этого, необходимо обратить внимание на то, что ранее статья 5.27 КоАП РФ такой вид административного наказания, как предупреждение, не предусматривался. Предупреждение - это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровья людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (статья 3.4 КоАП РФ).
Также Федеральным законом N 421-ФЗ внесены изменения и в порядке привлечения к административной ответственности, в частности, увеличен срок давности.
Если раньше срок давности привлечения к ответственности за нарушения трудового законодательства составлял два месяца (по делам, рассматриваемым судом, - три месяца), то теперь он составляет один год (статья 4.5 КоАП РФ).
Административная коллегия |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор судебной практики Пензенского областного суда "Справка по результатам изучения практики по рассмотрению судьями Пензенской области дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27 КоАП РФ"
Текст обзора размещен на сайте Пензенского областного суда в Internet (www.oblsud.penza.ru)