В соответствии с частью 5 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации", руководствуясь Законом Пензенской области от 22 декабря 2005 г. N 906-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Пензенской области (далее - Порядок).
2. Определить исполнительные органы государственной власти Пензенской области, включенные в Перечень видов регионального государственного контроля (надзора) и исполнительных органов государственной власти Пензенской области, уполномоченных на их осуществление, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 09.09.2016 N 469-пП "Об утверждении Перечня видов регионального государственного контроля (надзора) и исполнительных органов государственной власти Пензенской области, уполномоченных на их осуществление" (с последующими изменениями), уполномоченными на установление обязательных требований в соответствующих сферах деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), в отношении которых осуществляется региональный государственный контроль (надзор), если иное не установлено федеральным или региональным законодательством.
3. Исполнительным органам государственной власти Пензенской области, указанным в пункте 2 настоящего постановления, в срок не позднее 1 ноября 2021 года в рамках своей компетенции проанализировать нормативные правовые акты Пензенской области, устанавливающие обязательные требования, и при необходимости провести работу по актуализации действующих либо по разработке новых нормативных правовых актов Пензенской области, устанавливающих обязательные требования, в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" и положениями Порядка.
4. Установить, что положения раздела III Порядка, утвержденного настоящим постановлением, применяются с 01.01.2022.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области принять правовые акты, определяющие порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
7. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) и на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы социально-экономического развития территории.
Временно исполняющий обязанности |
О.В. Мельниченко |
Утвержден
постановлением
Правительства Пензенской области
10.06.2021 N 328-пП
Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Пензенской области
I. Общие положения
1.1. Порядок установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Пензенской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ) в целях обеспечения единого подхода к установлению и оценке применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Пензенской области (далее - обязательные требования).
1.2. При установлении и оценке обязательных требований в соответствии с разделами II и III настоящего Порядка такие требования подлежат оценке на соответствие принципам, установленным статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ, а также на предмет достижения целей установления обязательных требований.
1.3. Настоящий Порядок применяется исполнительными органами государственной власти Пензенской области, уполномоченными на установление обязательных требований (далее - уполномоченные органы), и включает в себя:
- порядок установления обязательных требований;
- порядок оценки применения обязательных требований.
II. Порядок установления обязательных требований
2.1. Обязательные требования устанавливаются нормативными правовыми актами Пензенской области.
2.2. Уполномоченные органы устанавливают обязательные требования с соблюдением принципов, установленных статьей 4 Федерального закона N 247-ФЗ.
2.3. При установлении обязательных требований нормативными правовыми актами Пензенской области должны быть определены:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования (далее - контролируемые лица);
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
- осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
- лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
- результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
4) формы оценки соблюдения обязательных требований (региональный государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений);
5) исполнительные органы государственной власти Пензенской области, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.
2.4. Положения нормативных правовых актов Пензенской области, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней со дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта Пензенской области.
2.5. Положения пункта 2.4 настоящего Порядка не применяются в отношении нормативных правовых актов Пензенской области, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Пензенской области, а также нормативных правовых актов Пензенской области, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
2.6. Нормативным правовым актом Пензенской области, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу.
По результатам оценки применения обязательных требований может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет.
2.7. Положения пункта 2.6 настоящего Порядка не применяются в отношении нормативных правовых актов Пензенской области, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в том числе достижение целей и задач таких проектов, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с последующими изменениями), публичным партнером по которым выступает Пензенская область.
2.8. Уполномоченные органы при разработке проекта нормативного правового акта Пензенской области, устанавливающего обязательные требования, проводят оценку регулирующего воздействия в порядке, определенном Правительством Пензенской области.
В целях оценки обязательных требований на соответствие законодательству Российской Федерации уполномоченным органом - разработчиком проекта нормативного правового акта Пензенской области, устанавливающего обязательные требования, обеспечивается проведение правовой экспертизы указанного проекта акта в порядке, определенном нормативными правовыми актами Пензенской области, в зависимости от уровня нормативного правового акта Пензенской области, устанавливающего обязательные требования.
2.9. В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами Пензенской области разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом Пензенской области большей юридической силы.
В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами Пензенской области равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.
2.10. При отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта Пензенской области, которым установлено полномочие по принятию нормативного правового акта Пензенской области, содержащего обязательные требования, нормативные правовые акты Пензенской области, ранее изданные на основании отмененного (признанного утратившим силу) нормативного правового акта Пензенской области, не подлежат применению на территории Пензенской области со дня отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта Пензенской области, которым было установлено полномочие по принятию такого акта, при условии, что полномочие по принятию соответствующего нормативного правового акта Пензенской области не было установлено иным нормативным правовым актом Пензенской области.
2.11. Уполномоченные органы в отношении принятых ими нормативных правовых актов дают официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания. Официальные разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований.
Официальные разъяснения обязательных требований утверждаются руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа.
2.12. Уполномоченные органы обеспечивают информирование контролируемых лиц о процедуре соблюдения обязательных требований, правах и обязанностях контролируемых лиц, полномочиях органов исполнительной власти Пензенской области, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), и их должностных лиц, иных вопросах соблюдения обязательных требований.
2.13. Информирование контролируемых лиц осуществляется в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований. В руководство по соблюдению обязательных требований включаются пояснения относительно способов соблюдения обязательных требований, примеры соблюдения обязательных требований, рекомендации по принятию контролируемыми лицами конкретных мер для обеспечения соблюдения обязательных требований. Указанное руководство не может содержать новые обязательные требования.
2.14. Руководства по соблюдению обязательных требований утверждаются руководителем уполномоченного органа и применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.
2.15. Руководства по соблюдению обязательных требований, которые влияют на снижение риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также руководства по соблюдению обязательных требований, нарушение которых является типовым или массовым, подлежат обязательным разработке и размещению на официальном сайте уполномоченного органа. Указанный уполномоченный орган обеспечивает публичное обсуждение проекта руководства по соблюдению обязательных требований.
2.16. Деятельность контролируемых лиц и действия их работников, осуществляемые в соответствии с руководствами по соблюдению обязательных требований, не могут квалифицироваться как нарушение обязательных требований.
Раздел III настоящего Порядка применяется с 1 января 2022 г.
III. Порядок оценки применения обязательных требований
3.1. Целью оценки применения обязательных требований является комплексная оценка системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Пензенской области (далее - система обязательных требований), оценка достижения целей введения обязательных требований, оценка эффективности введения обязательных требований, выявление избыточных обязательных требований.
3.2. Оценка применения обязательных требований проводится уполномоченным органом в отношении нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, включенных в утверждаемый им план проведения оценки применения обязательных требований (далее - План).
План формируется ежегодно в срок не позднее 1 ноября года, предшествующего году проведения оценки применения обязательных требований, в случае наличия нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, удовлетворяющих требованиям, установленным п. 3.3 настоящего Порядка.
3.3. Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых составляет от 4 до 6 лет, включаются в План на очередной год, но не ранее чем за 3 года до окончания срока их действия.
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых составляет от 3 до 4 лет, включаются в План на очередной год, но не ранее чем за 2 года до окончания срока действия.
Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых менее 3 лет, включаются в План на очередной год, но не ранее чем за 1 год до окончания срока действия.
По поручению Губернатора Пензенской области нормативные правовые акты могут быть включены в проекты Планов на очередной год ранее сроков, предусмотренных настоящим пунктом.
3.4. План, утвержденный руководителем уполномоченного органа, подлежит опубликованию на его официальном сайте не позднее 1 декабря года, предшествующего году проведения оценки применения обязательных требований, в соответствии с указанным Планом.
3.5. Уполномоченный орган проводит оценку применения обязательных требований в соответствии с целями, указанными в пункте 3.1 настоящего Порядка, и готовит проект доклада, включающий комплексную оценку системы обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Пензенской области (далее - доклад).
Источниками информации для подготовки доклада являются:
а) результаты мониторинга в установленной сфере деятельности, проводимого уполномоченным органом;
б) результаты анализа осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
в) результаты анализа судебной практики по вопросам применения обязательных требований;
г) обращения, предложения и замечания субъектов регулирования;
д) иные сведения, которые, по мнению уполномоченного органа, позволяют оценить результаты применения обязательных требований.
В доклад включается следующая информация:
а) общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований;
б) результаты оценки достижения целей введения обязательных требований для каждого содержащегося в докладе нормативного правового акта;
в) выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада нормативному правовому акту.
3.6. Форма доклада и требования к его содержанию утверждаются Министерством экономики Пензенской области (далее - Министерство).
3.7. Общая характеристика системы оцениваемых обязательных требований в соответствующей сфере регулирования должна включать следующие сведения:
а) перечень нормативных правовых актов и содержащихся в них обязательных требований, включая сведения о внесенных в нормативные правовые акты изменениях (при наличии);
б) период действия нормативных правовых актов и их отдельных положений (при наличии);
в) общая характеристика общественных отношений, включая сферу осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности и конкретные общественные отношения (группы общественных отношений), на регулирование которых направлена система обязательных требований;
г) нормативно обоснованный перечень охраняемых законом ценностей, защищаемых в рамках соответствующей сферы общественных отношений;
д) цели введения обязательных требований (группы обязательных требований) для каждого содержащегося в докладе нормативного правового акта (снижение (устранение) рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям с указанием конкретных рисков).
3.8. Результаты оценки достижения целей введения обязательных требований должны содержать следующую информацию о системе обязательных требований, в том числе для каждого содержащегося в докладе нормативного правового акта:
а) о соблюдении принципов установления и оценки применения обязательных требований, установленных Федеральным законом N 247-ФЗ;
б) о динамике ведения предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствующей сфере общественных отношений в период действия обязательных требований, применение которых является предметом оценки;
в) об уровне соблюдения обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, в том числе данные о привлечении к ответственности за нарушение обязательных требований, о типовых и массовых нарушениях обязательных требований;
г) о количестве и содержании обращений субъектов регулирования в уполномоченные органы, связанных с применением обязательных требований;
д) о количестве и содержании вступивших в законную силу судебных актов по спорам, связанным с применением обязательных требований, по делам об оспаривании нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, в части разъяснений обязательных требований;
е) иные сведения, которые позволяют оценить результаты применения обязательных требований и достижение целей их установления.
3.9. Выводы и предложения по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований должны содержать применительно к каждому рассматриваемому в рамках доклада нормативному правовому акту один из следующих выводов:
а) о целесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) без внесения изменений в нормативный правовой акт;
б) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт (с описанием предложений);
в) о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и отмене (признании утратившим силу) нормативного правового акта, его отдельных положений.
3.10. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости внесения изменений в соответствующий нормативный правовой акт формулируется при выявлении одного или нескольких из следующих случаев:
а) несоответствие системы обязательных требований или отдельных обязательных требований принципам Федерального закона N 247-ФЗ, а также вышестоящим нормативным правовым актам;
б) недостижение обязательными требованиями целей их введения;
в) невозможность исполнения обязательных требований, устанавливаемая в том числе при выявлении избыточности требований, несоразмерности расходов субъектов регулирования на их исполнение и администрирование с положительным эффектом (в том числе с положительным влиянием на снижение рисков, в целях устранения (снижения) которых установлены соответствующие обязательные требования);
г) наличие в различных нормативных правовых актах (в том числе разной юридической силы) или в одном нормативном правовом акте противоречащих друг другу обязательных требований;
д) наличие в нормативных правовых актах неопределенных понятий, некорректных и (или) неоднозначных формулировок, не позволяющих единообразно применять и (или) исполнять обязательные требования;
е) наличие неактуальных обязательных требований, не соответствующих современному уровню развития науки и техники и (или) негативно влияющих на развитие предпринимательской деятельности и технологий;
ж) наличие устойчивых противоречий в практике применения обязательных требований.
3.11. Вывод о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований) и необходимости отмены (признании утратившим силу) нормативного правового акта, содержащего обязательные требования, его отдельных положений может быть сформулирован при выявлении нескольких случаев, предусмотренных пунктом 3.10 настоящего Порядка, а также при выявлении хотя бы одного из следующих случаев:
а) наличие дублирующих и (или) аналогичных по содержанию обязательных требований (групп обязательных требований) в нескольких или одном нормативном правовом акте;
б) отсутствие у органа государственной власти предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий по установлению обязательных требований, являющихся предметом оценки применения обязательных требований.
3.12. В целях публичного обсуждения проекта доклада уполномоченный орган размещает проект доклада на официальном сайте, с одновременным извещением субъектов регулирования, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства и заинтересованных органов исполнительной власти не позднее 1 марта года, следующего за годом подготовки уполномоченным органом Плана.
3.13. Срок публичного обсуждения проекта доклада составляет не менее 20 рабочих дней со дня его размещения на официальном сайте.
3.14. Уполномоченный орган рассматривает предложения, поступившие через официальный сайт в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта доклада, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения и в течение 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает сводку предложений на официальном сайте. Сводка предложений подписывается руководителем уполномоченного органа и приобщается к проекту доклада.
3.15. В срок до 1 июня года, следующего за годом подготовки уполномоченным органом Плана, уполномоченный орган дорабатывает (при необходимости) проект доклада по замечаниям и предложениям, поступившим в ходе публичного обсуждения проекта доклада, и направляет доработанный проект доклада, подписанный руководителем уполномоченного органа, в Министерство.
3.16. Министерство в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления доклада, оценивает его на предмет соблюдения требований к форме и содержанию доклада, в том числе в части полноты и обоснованности представленных сведений, выводов и предложений по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований.
3.17. В случае соблюдения уполномоченным органом требований к форме и содержанию проекта доклада Министерство в течение 15 рабочих дней со дня поступления доклада готовит заключение о результатах рассмотрения проекта доклада о достижении целей введения обязательных требований и направляет его в адрес уполномоченного органа с одновременным размещением заключения на своем официальном сайте.
Заключение содержит позицию Министерства о достижении или недостижении заявленных целей введения обязательных требований, о полноте осуществленного уполномоченным органом анализа системы обязательных требований в соответствующей сфере регулирования, о согласии либо несогласии с выводами и предложениями уполномоченного органа по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований, в том числе с выводами о нецелесообразности дальнейшего применения обязательного требования (группы обязательных требований), а также о соответствии обязательных требований принципам, установленным Федеральным законом N 247-ФЗ.
3.18. В случае если по результатам рассмотрения проекта доклада Министерством сделан вывод о несоблюдении уполномоченным органом требований настоящего Порядка при подготовке проекта доклада, Министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления проекта доклада письменно уведомляет уполномоченный орган о несоблюдении требований настоящего Порядка с указанием нарушенных требований.
В указанном случае уполномоченный орган проводит процедуры, предусмотренные пунктами 3.5-3.15 настоящего Порядка (начиная с невыполненной процедуры), и при необходимости дорабатывает проект доклада по их результатам, после чего повторно направляет проект доклада в Министерство для повторного рассмотрения.
3.19. По результатам рассмотрения проекта доклада на основании содержащихся в проекте доклада выводов и предложений по итогам оценки достижения целей введения обязательных требований, заключения Министерства в отношении каждого представленного в проекте доклада нормативного правового акта в течение 15 рабочих дней со дня поступления заключения уполномоченным органом принимается одно из следующих решений:
а) о возможности продления срока действия нормативного правового акта, его отдельных положений (в отношении нормативных правовых актов, имеющих срок действия), в том числе о возможности внесения изменений в нормативный правовой акт или об отсутствии необходимости внесения изменений в нормативный правовой акт (в отношении нормативных правовых актов, срок действия которых не установлен), либо о необходимости отмены (признания утратившим силу) нормативного правового акта, его отдельных положений;
б) о необходимости проведения на основании представленной в заключении позиции Министерства оценки фактического воздействия нормативного правового акта в порядке, установленном постановлением Правительства Пензенской области от 12.09.2013 N 682-пП "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Пензенской области и экспертизе нормативных правовых актов Пензенской области" (далее - Постановление N 682-пП).
3.20. В случае принятия уполномоченным органом решения о проведении в отношении нормативного правового акта оценки фактического воздействия в соответствии с подпунктом "б" пункта 3.19 уполномоченный орган направляет предложения в план проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов, формируемый на основании Постановления N 682-пП, в срок до 01 ноября года, предшествующего плановому.
3.21. Сведения о решении, принятом в соответствии с пунктом 3.19 настоящего Порядка, включаются в доклад с одновременным опубликованием доклада на официальном сайте.
3.22. В случае принятия уполномоченным органом решения в соответствии с подпунктом "а" пункта 3.19 настоящего Порядка, а также аналогичных решений по результатам оценки фактического воздействия, соответствующие мероприятия осуществляются в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в течение 3 месяцев со дня принятия соответствующего решения.
В случае принятия уполномоченным органом решения в соответствии с подпунктом "б" пункта 3.19 настоящего Порядка уполномоченный орган вносит в доклад, размещенный на своем официальном сайте, изменения с учетом результатов оценки фактического воздействия, в течение 5 рабочих дней со дня реализации итоговых решений, принимаемых по результатам оценки фактического воздействия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Пензенской области от 10 июня 2021 г. N 328-пП "Об утверждении Порядка установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Пензенской области"
Вступает в силу с 10 июня 2021 г.
Раздел III Порядка, утвержденного настоящим постановлением, применяется с 1 января 2022 г.
Текст постановления опубликован на Официальном портале Правительства Пензенской области (www.pnzreg.ru) 10 июня 2021 г., на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 11 июня 2021 г. N 5800202106110002, в газете "Пензенские губернские ведомости" N 38 от 12 июня 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Пензенской области от 7 июля 2022 г. N 575-пП
Изменения вступают в силу с 7 июля 2022 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июня 2022 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 5 апреля 2022 г. N 265-пП
Изменения вступают в силу с 17 апреля 2022 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 8 декабря 2021 г. N 822-пП
Изменения вступают в силу с 19 декабря 2021 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 28 октября 2021 г. N 736-пП
Изменения вступают в силу с 29 октября 2021 г.
Постановление Правительства Пензенской области от 24 сентября 2021 г. N 624-пП
Изменения вступают в силу с 27 сентября 2021 г.