Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Утверждено
постановлением
администрации города Пензы
от 03.10.2019 N 1915
Муниципальная программа "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Пензе и поддержка местных инициатив на 2020-2026 годы
8 мая 2020 г., 5 апреля, 24 сентября 2021 г.
Паспорт изменен. - Постановление администрации г. Пензы от 24 сентября 2021 г. N 1429
Изменения действуют в части, не противоречащей решению Пензенской городской Думы от 25 декабря 2020 г. N 301-18/7
Паспорт муниципальной программы
Наименование |
Развитие территориального общественного самоуправления в городе Пензе и поддержка местных инициатив на 2020-2026 годы |
Ответственный исполнитель программы |
Администрация города Пензы |
Соисполнители программы |
Администрация Железнодорожного района города Пензы Администрация Ленинского района города Пензы Администрация Октябрьского района города Пензы Администрация Первомайского района города Пензы |
Участники программы |
Органы территориального общественного самоуправления, некоммерческие организации, обладающие статусом юридического лица |
Подпрограммы программы |
Подпрограммы не предусмотрены |
Программно-целевые инструменты программы |
Программа реализуется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Уставом города Пензы, решением Пензенской городской Думы от 31.05.2002 N 277/21 "Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении населения города Пензы" |
Цель программы |
Развитие территориального общественного самоуправления в городе Пензе, поддержка собственных инициатив жителей по вопросам местного значения |
Задачи программы |
- Создание целостной системы территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) в городе Пензе; - вовлечение населения в процессы формирования и развития ТОС в городе Пензе; - выявление социально значимых инициатив ТОС и создание условий для их реализации; - совершенствование организации взаимодействия органов местного самоуправления с ТОС для реализации социально значимых инициатив населения; - повышение уровня знаний, необходимых инициативным гражданам для организации ТОС и осуществления ими эффективной деятельности; - оказание информационной поддержки деятельности ТОС в городе Пензе; - оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям (далее - СО НКО) |
Целевые индикаторы и показатели программы |
- Количество учрежденных ТОС; - количество социально значимых мероприятий и акций, проведенных при участии ТОС; - количество социально значимых проектов, направленных на развитие территориального общественного самоуправления и инициатив жителей, реализованных при поддержке бюджета города Пензы; - количество СО НКО, получателей грантовой поддержки |
Этапы и сроки реализации программы |
2020-2026 годы, разделение на этапы не предусмотрено |
Объемы бюджетных ассигнований программы |
Объем финансирования по годам составит 124093,96461 тыс. рублей: 2020 год - 20093,96461 тыс. рублей 2021 год - 43700,00 тыс. рублей 2022 год - 0,00 рублей 2023 год - 0,00 рублей 2024 год - 20100,00 тыс. рублей 2025 год - 20100,00 тыс. рублей 2026 год - 20100,00 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты программы |
За время реализации программы: - количество учрежденных ТОС, в том числе зарегистрированных в качестве некоммерческих организаций до конца 2026 года составит 48; - количество социально значимых мероприятий и акций, проведенных при участии ТОС, составит не менее 840; - количество реализованных социально значимых проектов ТОС и инициатив жителей составит не менее 190; - увеличение количества жителей, вовлеченных в организацию и проведение совместных с органами местного самоуправления мероприятий по обсуждению социально значимых проблем и вопросов местного значения; - увеличение количества обученных по вопросам развития и совершенствования местного самоуправления, территориального общественного самоуправления и иных форм самоорганизации граждан; - повышение уровня информированности жителей города Пензы о деятельности территориального общественного самоуправления; - эффективное развитие гражданского общества, развития "человеческого капитала", благотворительной деятельности и добровольчества, решение актуальных социальных проблем, повышение доступности предоставляемых гражданам услуг в социальной сфере путем оказания поддержки СО НКО; - количество СО НКО, получателей грантовой поддержки до конца 2026 года составит не менее 28 |
1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, основные проблемы и перспективы развития
Основой развитого правового государства является разветвленная система институтов гражданского общества, представляющих собой совокупность свободно и легально организуемых, тесно взаимосвязанных, самоуправляемых социальных групп и общественных отношений, возникающих в процессе реализации инициатив граждан, их интересов, потенциальных возможностей на благо гражданина и общества в целом.
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города Пензы закреплено право населения на непосредственное осуществление населением местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления (ТОС).
Именно территориальное общественное самоуправление следует рассматривать как первичную, наиболее простую и понятную для населения форму решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан.
Сфера деятельности ТОС определяется решением вопросов местного значения.
Основными направлениями деятельности ТОС являются:
- организация мероприятий по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территорий, на которых действует ТОС;
- привлечение населения к мероприятиям по сохранению жилищного фонда;
- деятельность по организации досуга населения (проведение праздников во дворах, спортивных мероприятий);
- оказание помощи ветеранам войны и инвалидам, малообеспеченным и многодетным семьям;
- взаимодействие с управляющими компаниями, ТСЖ, уличными и домовыми комитетами, советами МКД.
Однако в настоящее время на территории города Пензы территориальное общественное самоуправление развито недостаточно. Основными факторами сдерживания ТОС в городе является:
- недостаточное правовое обеспечение функционирования ТОС;
- низкая активность населения и отсутствие готовности жителей брать на себя ответственность за осуществление собственных инициатив по вопросам местного значения;
- низкая степень взаимодействия органов ТОС с населением, некоммерческими организациями, предпринимателями;
- отсутствие у инициативных граждан необходимых знаний для организации ТОС и осуществления эффективной деятельности;
- низкий уровень информированности населения Пензы о деятельности органов ТОС.
Важным аспектом модернизации общества является государственная и муниципальная политика по поддержке некоммерческих организаций.
Изменения, внесенные в Федеральный закон от 12.01.1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в течение 2010-2011 годов, предоставили прямые полномочия субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительности и добровольчества. И если раньше указания на желаемые действия органов власти в этом направлении носили рекомендательный характер, то теперь оказание поддержки некоммерческой деятельности - функция, обязательная к исполнению.
Особую актуальность сегодня приобретают социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО). Человек является высшей ценностью, поэтому вся деятельность таких организаций, как правило, направлена на защиту нарушенных или ущемленных прав, а также на социальное улучшение жизни граждан.
Эти организации помогают решать ряд муниципальных задач в социальной сфере. Например: правовая защита граждан, социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья и ветеранов, поддержка материнства, отцовства и детства, развитие системы социальной помощи гражданам, благотворительной деятельности и добровольчества, проведение мероприятий, направленных на защиту прав и свобод человека, на развитие личности, на организацию досуга и просто на поддержку. Таким образом, социально ориентированные некоммерческие организации помогают в создании эффективной социальной инфраструктуры города.
Опыт работы города Пензы и других муниципальных образований показал, что эффективное решение социально значимых вопросов местного значения, осуществление населением собственных инициатив возможно тогда, когда ТОС и СО НКО получает поддержку органов местного самоуправления.
Для эффективного решения вопросов развития ТОС и СО НКО необходима организация взаимодействия различных слоев общества, а также координация усилий и консолидация финансовых ресурсов различных субъектов публично-правовых и общественных отношений.
Реализация данной программы позволит создать систему многоуровневого партнерства широких слоев населения с органами местного самоуправления и между собой, объединить ресурсы муниципалитета и общества в решении социально значимых проблем, повысить качественный уровень местного самоуправления, развить некоммерческий сектор.
Конечная цель этого процесса - создание активного социума, повышение гражданской активности и ответственности населения в решении социально-экономических проблем, развитие самоуправляемых территорий, как необходимое условие развития местного самоуправления в целом.
2. Цель, задачи и ожидаемые результаты муниципальной программы
Для выполнения целей и задач, определенных настоящей программой, необходим системный подход.
Цель программы - развитие территориального общественного самоуправления в городе Пензе, поддержка собственных инициатив населения по вопросам местного значения.
В рамках поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- создание целостной системы территориального общественного самоуправления в городе Пензе;
- вовлечение населения в процессы формирования и развития ТОС в городе Пензе;
- выявление социально значимых инициатив ТОС и создание условий для их реализации;
- совершенствование организации взаимодействия органов местного самоуправления с ТОС для реализации социально значимых инициатив населения;
- повышение уровня знаний, необходимых инициативным гражданам для организации ТОС и осуществления ими эффективной деятельности;
- оказание информационной поддержки деятельности ТОС в городе Пензе;
- оказание поддержки СО НКО.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы:
- рост количества учрежденных ТОС, в том числе зарегистрированных в качестве некоммерческих организаций и осуществляющих территориальное общественное самоуправление на территории города Пензы;
- увеличение количества социально значимых мероприятий и акций, проведенных при участии ТОС;
- рост количества реализованных социально значимых проектов ТОС и инициатив жителей;
- увеличение количества обученных по вопросам развития и совершенствования местного самоуправления, территориального общественного самоуправления и иных форм самоорганизации граждан;
- повышение уровня информированности жителей города Пензы о деятельности территориального общественного самоуправления;
- эффективное развитие гражданского общества, развития "человеческого капитала", благотворительной деятельности и добровольчества, решение актуальных социальных проблем, повышение доступности предоставляемых гражданам услуг в социальной сфере путем оказания поддержки СО НКО.
Раздел 3 изменен. - Постановление администрации г. Пензы от 24 сентября 2021 г. N 1429
Изменения действуют в части, не противоречащей решению Пензенской городской Думы от 25 декабря 2020 г. N 301-18/7
3. Целевые показатели (индикаторы) достижения целей и (или) решения задач
Перечень плановых значений показателей (индикаторов) муниципальной программы приведен в приложении N 1 к муниципальной программе.
За время реализации программы предполагается рост количества учрежденных ТОС, в том числе зарегистрированных в качестве некоммерческих организаций, с нарастающим итогом от 24 до 48.
Учитывая опыт предыдущих лет реализации программы, оптимальное количество социально значимых мероприятий и акций, проведенных при участии ТОС, составляет не менее 120 в год (10 мероприятий в месяц).
Количество реализованных социально значимых проектов ТОС и инициатив жителей составит не менее 190.
По результатам программы будет оказана поддержка на реализацию не менее 28 проектов СОНКО.
Данные количественных показателей целевых индикаторов позволяют достичь ожидаемых результатов проведенных мероприятий программы. Об этом свидетельствует оценка планируемой эффективности муниципальной программы (см. раздел 9 программы).
К основным внешним и внутренним факторам реализации муниципальной программы относятся:
- финансово-экономический фактор - недофинансирование мероприятий муниципальной программы со стороны бюджета города Пензы;
- нормативный правовой фактор - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на выполнение мероприятий муниципальной программы;
- организационный и управленческий фактор - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках муниципальной программы, отставание от сроков реализации мероприятий.
В целях минимизации указанных факторов в процессе реализации муниципальной программы предусматривается создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности, выявления круга приоритетных объектов и субъектов целевого финансирования.
4. Сроки и этапы муниципальной программы
Реализация программы рассчитана на период с 2020 по 2026 годы. Разбивка на этапы не предусмотрена.
5. Обобщенная характеристика основных мероприятий муниципальной программы и подпрограмм муниципальной программы
Настоящая муниципальная программа включает следующие мероприятия:
1. Создание системы территориального общественного самоуправления в городе Пензе.
1.1. Оказание содействия инициативным группам граждан в проведении собраний, конференций граждан по организации ТОС.
1.2. Оказание содействия в проведении выборов органов ТОС.
1.3. Проведение семинаров, круглых столов, повышения квалификации для специалистов по работе с населением, представителей органов ТОС (информирование о новых формах работы ТОС, об опыте работы ТОС других муниципальных образований).
1.4. Включение представителей органов ТОС в составы советов, комиссий, рабочих групп, создаваемых в органах местного самоуправления, в целях вовлечения населения в принятие управленческих решений, затрагивающих интересы территории, охваченной ТОС.
2. Информационная и методическая поддержка территориального общественного самоуправления в городе Пензе.
2.1. Проведение совместных мероприятий органов местного самоуправления и органов ТОС.
2.2. Оказание консультационной помощи при организации социальной деятельности ТОС.
2.3. Оказание содействия органам ТОС в проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий по месту жительства.
2.4. Разработка и изготовление информационных и методических материалов (брошюр, буклетов, листовок) о деятельности ТОС на территории города Пензы.
2.5. Постоянная актуализация информации в разделах о территориальном общественном самоуправлении на официальном сайте администрации города Пензы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3. Предоставление грантов на реализацию социально значимых проектов, направленных на развитие территориального общественного самоуправления и инициатив жителей в городе Пензе.
4. Предоставление грантов в форме субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на поддержку проектов социальных инициатив в городе Пензе.
Данные мероприятия способствуют эффективному взаимодействию между органами местного самоуправления и органами ТОС, СО НКО, активизации творческого потенциала, инициативному участию граждан в решении вопросов местного значения.
Перечень мероприятий муниципальной программы приведен в приложении N 2 к муниципальной программе.
Раздел 6 изменен. - Постановление администрации г. Пензы от 24 сентября 2021 г. N 1429
Изменения действуют в части, не противоречащей решению Пензенской городской Думы от 25 декабря 2020 г. N 301-18/7
6. Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целевых показателей муниципальной программы
Для реализации муниципальной программы изменений правового регулирования не потребуется. Программа реализуется в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Уставом города Пензы, Решением Пензенской городской Думы от 31.05.2002 N 277/21 "Об утверждении Положения о территориальном общественном самоуправлении населения города Пензы".
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы города Пензы "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Пензе и поддержка местных инициатив на 2020-2026 годы"
7. Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Пензе и поддержка местных инициатив на 2020-2026 годы" финансируется за счет средств бюджета города Пензы.
Оценка расходов на реализацию мероприятий программы исходит из рыночной стоимости услуг (работ) организаций города Пензы и Пензенской области.
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы приведено в приложении N 3 к муниципальной программе.
8. Анализ рисков реализации муниципальной программы и меры управления рисками
К основным рискам реализации муниципальной программы относятся:
- пассивное отношение населения к созданию территориального общественного самоуправления;
- неэффективное расходование бюджетных средств, несоблюдение сроков реализации программы;
- финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий муниципальной программы со стороны бюджета города Пензы;
- нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на выполнение мероприятий муниципальной программы, изменение структуры и полномочий органов местного самоуправления;
- организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках муниципальной программы, отставание от сроков реализации мероприятий.
Минимизировать возможные отклонения в выполнении программных мероприятий и исключить негативные последствия позволят: осуществление рационального управления реализацией муниципальной программы, своевременное внесение в нее изменений, взвешенный подход при принятии решений о корректировке нормативных правовых актов, действующих в сфере реализации муниципальной программы.
К рискам, не поддающимся управлению, относятся различные форс-мажорные обстоятельства.
9. Оценка планируемой эффективности муниципальной программы
Оценка планируемой эффективности муниципальной программы применяется в целях проведения оценки планируемой эффективности муниципальной программы (далее - МП) для обоснования необходимости ее утверждения и реализации. Планируемая эффективность определяется по каждому году реализации МП на основе сопоставления планируемого показателя результативности достижения целей МП и суммарной планируемой результативности входящих в нее подпрограмм .
При этом каждый из показателей должен быть больше 1:
; ;
где:
- планируемая результативность МП,
- суммарная планируемая результативность входящих в МП мероприятий.
Расчет планируемых показателей результативности МП есть среднеарифметическая величина из показателей результативности ее целевых показателей и рассчитывается следующим образом:
где
- показатель результативности достижения i-ого целевого показателя МП;
- количество показателей МП.
Показатель результативности достижения i-ого целевого показателя МП рассчитывается как отношение планируемого значения i-ого целевого показателя МП к значению показателя года, предшествующего плановому:
;
В случае, если планируемый результат достижения целевого показателя МП предполагает уменьшение значения, то показатель результативности достижения i-ого целевого показателя МП рассчитывается как отношение значения i-ого показателя в году, предшествующем плановому, к планируемому значению этого целевого показателя:
;
где
- планируемое значение i-ого целевого показателя МП,
- значение i-ого целевого показателя МП в году, предшествующем плановому.
При оценке результативности МП в первый год ее реализации плановый показатель сравнивается с фактическим значением года, предшествующего плановому.
По второму и последующим годам реализации МП плановый показатель оцениваемого года сравнивается с плановым показателем предшествующего года.
Суммарная планируемая результативность входящих в МП мероприятий определяется как средневзвешенная величина из показателей результативности всех мероприятий:
,
где
- планируемый показатель результативности j-го мероприятия МП;
- весовой коэффициент влияния j-го мероприятия на результативность МП.
Весовой коэффициент определяется как отношение планируемых средств на реализацию j-го мероприятия к общей сумме планируемых средств на реализацию МП.
- количество мероприятий в МП.
Планируемый показатель результативности j-го мероприятия определяется следующим образом:
;
где
- планируемый результат достижения t-ого целевого показателя j-го мероприятия МП,
- количество целевых показателей в j-ом мероприятии.
Планируемый результат достижения t-ого целевого показателя j-го мероприятия исчисляется как отношение планируемого значения t-ого целевого показателя к значению этого показателя в году, предшествующем плановому.
;
В случае если планируемый результат достижения целевого показателя мероприятия предполагает уменьшение значения, то планируемый результат достижения t-ого целевого показателя j-го мероприятия исчисляется как отношение значения t-ого показателя в году, предшествующем плановому, к планируемому значению этого целевого показателя
;
где
- планируемое значение t-ого целевого показателя j-го мероприятия МП,
- значение целевого t-ого показателя j-го мероприятия в году, предшествующем плановому.
При оценке результативности мероприятий в первый год реализации плановый показатель сравнивается с фактическим значением года, предшествующего плановому.
По второму и последующим годам реализации мероприятий плановый показатель оцениваемого года сравнивается с плановым показателем предшествующего года.
Порядок проведения оценки планируемой результативности МП. Ответственный исполнитель представляет в Управление экономического развития администрации города Пензы расчет планируемой оценки эффективности муниципальной программы.
МП признается эффективной и рекомендуется к утверждению, если по каждому году реализации МП выполняется следующее условие:
; при этом
Допускается отклонение от не более чем на 10 процентов.
Оценка планируемой эффективности муниципальной программы "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Пензе и поддержка местных инициатив на 2020-2026 годы" приведена в Приложениях к муниципальной программе 4-10.
10. Оценка эффективности реализации муниципальной программы
Эффективность реализации муниципальной программы (далее - МП) и ее подпрограмм определяется по каждому году ее реализации.
Расчет эффективности реализации МП.
Эффективность реализации МП () определяется на основе сопоставления степени достижения целевых показателей МП (результативности) и полноты использования запланированных средств:
;
где
- степень достижения целевых показателей МП (результативность);
- полнота использования запланированных на реализацию МП средств,
Расчет степени достижения целевых показателей МП и полноты использования средств.
Степень достижения целевых показателей МП определяется как среднеарифметическая величина из показателей результативности по каждому целевому показателю:
;
где
- степень достижения i-ого целевого показателя МП,
- количество показателей МП.
Расчет результативности достижения i-ого целевого показателя МП () производится на основе сопоставления фактических величин с плановыми:
;
В случае, если планируемый результат достижения целевого показателя МП () предполагает уменьшение значения, то расчет результативности достижения i-ого целевого показателя МП () производится на основе сопоставления плановых величин с фактическими:
;
где
- фактическое значение i-ого целевого показателя МП в отчетном году,
- плановое значение i-ого целевого показателя МП в отчетном году.
Показатель полноты использования средств определяется соотношением кассовых расходов по МП в отчетном году с плановыми:
;
где
- кассовые расходы по МП в отчетном году (рублей)
- плановые расходы на реализацию МП в отчетном году (рублей).
Расчет оценки эффективности реализации муниципальной программы "Развитие территориального общественного самоуправления в городе Пензе и поддержка местных инициатив на 2020-2026 годы" по годам приводится в Приложении 11.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.