Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1 изменено с 1 июня 2022 г. - Закон Пензенской области от 15 апреля 2022 г. N 3823-ЗПО
Приложение 1
к ЗаконуПензенской области
от 1 ноября 1999 г. N 171-ЗПО
Порядок оформления проектов законов
27 февраля, 16 сентября, 17 декабря 2009 г., 27 февраля 2010 г., 1 декабря 2015 г., 15 апреля 2022 г.
Настоящий Порядок оформления проектов законов (далее - Порядок) разработан с учетом положений и правил, изложенных в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов, подготовленных Государственно-правовым Управлением Президента Российской Федерации и Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Порядок рассчитан на практическое применение при осуществлении законотворческой деятельности.
Целью настоящего Порядка является обеспечение качественного юридико-технического оформления проектов законов Пензенской области, вносимых на рассмотрение Законодательного Собрания Пензенской области.
Структура проекта закона
1. Наименование проекта закона отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.
В наименованиях проектов законов о внесении изменений в законодательные акты не допускаются уточняющие формулировки, такие как "в части ...", "в связи ...", в том числе заключенные в скобки.
Предмет правового регулирования, изложение концепции предлагаемого проекта закона, а также его цель и почему ее достижение возможно только образом, предлагаемом в проекте закона, мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения проекта закона с фактическими данными или судебной практикой должны содержаться в пояснительной записке к проекту закона.
2. Преамбула (введение) - самостоятельная часть проекта закона, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.
Преамбула:
не содержит самостоятельные нормативные предписания;
не делится на статьи;
не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;
не содержит легальных дефиниций;
не формулирует предмет регулирования проекта закона;
не нумеруется.
Преамбула предваряет текст проекта закона.
Структурные единицы проекта закона не могут иметь преамбулу.
3. Деление проекта закона на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, облегчает осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.
Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:
часть;
раздел;
подраздел;
глава;
параграф;
статья.
Вводить структурную единицу "раздел" или "подраздел", если в проекте закона нет глав, не следует.
4. Часть проекта закона:
обозначается словами:
Часть первая;
Часть вторая
может иметь наименование:
Часть первая
Общие положения
либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:
Общая часть;
Особенная часть
Обозначение и наименование части проекта закона печатаются прописными буквами полужирным шрифтом по центру страницы одно под другим.
5. Раздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатается прописными буквами полужирным шрифтом по центру страницы одно под другим.
Пример:
Раздел I
Право собственности и другие вещные права
6. Подраздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.
Пример:
Подраздел I. Общие положения об обязательствах
7. Глава:
имеет сквозной порядковый номер и нумеруется арабскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Пример:
Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной
безопасности
8. Параграф:
обозначается знаком §;
имеет сквозной порядковый номер и нумеруется арабскими цифрами;
имеет наименование.
Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.
Пример:
§ 1. Хозяйственные товарищества и общества
9. Статья проекта закона:
является его основной структурной единицей;
имеет сквозной порядковый номер и нумеруется арабскими цифрами;
имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь:
Примеры:
Статья 33. Сертификация
1. ___________________. (часть 1)
2. ___________________. (часть 2)
или
Статья 33
1. ___________________. (часть 1)
2. ___________________. (часть 2)
Обозначение статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом и абзацного отступа.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:
Статья 13. Порядок назначения референдума Пензенской области
1. ___________________. (часть 1)
2. ___________________: (часть 2)
1) ___________________; (пункт 1 части 2)
2) ___________________: (пункт 2 части 2)
а) ___________________; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б) ___________________. (подпункт "б" пункта 2 части 2)
3. ___________________. (часть 3)
или
Статья 33
1. ___________________, (часть 1)
2. ___________________: (часть 2)
1) ___________________; (пункт 1 части 2)
2) ___________________: (пункт 2 части 2)
а) ___________________; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б) ___________________. (подпункт "б" пункта 2 части 2)
3. ___________________. (часть 3)
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в проекте закона.
Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного проекта закона и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного проекта закона и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
В случае если статья состоит из одной части, то часть не обозначается. Подобная статья после двоеточия может иметь пункты, которые нумеруются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Такие статьи рекомендуется оформлять следующим образом:
Статья 4. Принципы гражданской службы
Принципами гражданской службы являются:
1) .................; (пункт 1 статьи 4)
2) .................; (пункт 2 статьи 4)
3) .................; (пункт 3 статьи 4)
4) .................. (пункт 4 статьи 4)
Примеры возможных вариантов структуры частей статьи:
Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов
1. При наличии возражений относительно требований кредиторов
арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)
2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного
суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или
об отказе во включении указанных требований в реестр требований
кредитора. (часть 2)
3. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются:
(абзац первый части 3)
1) план финансового оздоровления; (пункт 1 части 3)
2) график погашения задолженности. (пункт 2 части 3)
или
Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов
1. При наличии возражений относительно требований кредиторов
арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)
2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного
суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или
об отказе во включении указанных требований в реестр требований
кредитора. (часть 2)
3. Федеральный арбитражный суд действует в составе: (абзац первый части 3)
1) президиума; (пункт 1 части 3)
2) судебной коллегии: (пункт 2 части 3)
а) по рассмотрению споров, возникающих из гражданских
правоотношений; (подпункт "а"
пункта 2 части 3)
б) по рассмотрению споров, возникающих из административных
правоотношений. (подпункт "б"
пункта 2 части 3)
10. Проекты законов о внесении изменений в законодательные акты, а также проекты законов, содержащие перечни законодательных актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру статьи. Такие проекты законов:
не имеют наименований статей;
делятся на пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:
Статья 1
Внести в Закон Пензенской области от _______ N ____ "Об ___________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, ______, N _____)
следующие изменения:
1) ___________________; (пункт 1)
2) ___________________; (пункт 2)
3) ___________________: (пункт 3)
а) ___________________; (подпункт "а" пункта 3)
б) ___________________; (подпункт "б" пункта 3)
4) ___________________. (пункт 4)
абзацы четырнадцатый - двадцатый утратили силу с 1 июня 2022 г. - Закон Пензенской области от 15 апреля 2022 г. N 3823-ЗПО
или
Статья 1
Признать утратившими силу:
1) ___________________; (пункт 1)
2) ___________________; (пункт 2)
3) ___________________; (пункт 3)
4) ___________________; (пункт 4)
5) ___________________; (пункт 5)
6) ___________________. (пункт 6)
абзацы тридцатый - тридцать пятый утратили силу с 1 июня 2022 г. - Закон Пензенской области от 15 апреля 2022 г. N 3823-ЗПО
11. Нумерация статей, глав, разделов и других структурных единиц проекта закона должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.
Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательного акта.
Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей законодательного акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи законодательного акта.
Если дополнения вносятся в конец законодательного акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию частей, разделов, глав, статей (например, последней была глава 5 - дополнить главой 6; последней была статья 7 - дополнить статьей 8).
Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 - дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4 и т.д.).
Если законодательный акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 5.1, статья 7.2, часть 2.1, пункт 3.3, подпункт "б.1").
Пример:
Статья 2
Внести в Закон Пензенской области от: _______ N ___ "Об ___________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, ______, N _____)
следующие изменения:
1) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:
"Статья 15.1 ______________
1. ___________________.
2. ___________________";
2) в статье 16:
часть 2 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1) ___________________;";
пункт 3 части 4 дополнить подпунктом "б.2" следующего содержания:
"б.2) ___________________;".
12. В статьях о вступлении в силу проектов законов должно употребляться понятие "вступление в силу".
Абзац утратил силу с 1 июня 2022 г. - Закон Пензенской области от 15 апреля 2022 г. N 3823-ЗПО
Примеры:
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня его
официального опубликования.
или
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.
или
Настоящий Закон вступает в силу на следующий день после дня его
официального опубликования.
или
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после
дня его официального опубликования.
13. Целесообразно избегать включения в проект закона примечаний к статьям, главам, разделам, частям или проекту закона в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.
14. Проекты законов могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д. В приложения должны помещаться только те положения законодательного акта, которые невозможно изложить в стандартной форме статьи законодательного акта, но которые должны быть урегулированы на уровне законодательного акта.
Если к проекту закона имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака N. При ссылках на приложения в тексте проекта закона знак N также не указывается.
Пример:
согласно приложению 4 к Закону Пензенской области
Юридическая сила приложений и законодательного акта, к которому они относятся, одинакова.
Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста проекта закона без указания на регистрационный номер и дату подписания законодательного акта.
Примеры:
Приложение
к Закону Пензенской области "О __________"
или
Приложение 2
к Закону Пензенской области "О __________"
Наименование приложения располагается по центру страницы.
Порядок употребления ссылок
15. Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые законодательные акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.
16. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты и проекты законов недопустимы.
17. Утратил силу.
См. текст пункта 17
18. При необходимости сделать ссылку в проекте закона на законодательный акт указываются вид законодательного акта, дата подписания законодательного акта, его регистрационный номер (если он есть) и наименование законодательного акта.
Вид конкретного законодательного акта указывается с прописной буквы.
Примеры:
... регулируются Законом Пензенской области от 26 июня 2003 года
N 491-ЗПО "О референдуме Пензенской области"
или
... в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года
N 95-ФЗ "О политических партиях".
При неоднократных ссылках на один и тот же законодательный акт во всех случаях указываются полные реквизиты законодательного акта, на который производятся ссылки.
19. Утратил силу с 1 июня 2022 г. - Закон Пензенской области от 15 апреля 2022 г. N 3823-ЗПО
20. Ссылки на Конституцию Российской Федерации и Устав Пензенской области оформляются следующим образом:
Пример:
в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации
в соответствии с частью 2 статьи 21 Устава Пензенской области
21. При ссылке на кодекс дата подписания, регистрационный номер и номер части кодекса (если таковой имеется) не указываются.
Примеры:
регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации
в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации
в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
22. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.
Примеры:
регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации
в порядке, установленном статьей 20 Налогового кодекса Российской
Федерации
в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской
Федерации
23. При необходимости дать ссылку не на весь законодательный акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).
Пример:
регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10 Закона Пензенской области
от ___________ N ______ "________________"
24. Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.
Примеры:
подпункт "а.2" пункта 2 части 1 статьи 5
подпункт "в" пункта 1 части 2 статьи 5
глава 5
разделы III и IV
25. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.
Примеры:
абзац второй части 1 статьи 1
в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1
При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.
Пример:
Статья 33. Сертификация
1. ___________________: (абзац первый части 1)
______________________; (абзац второй части 1)
______________________; (абзац третий части 1)
______________________. (абзац четвертый части 1)
2. ___________________. (часть 2)
26. Ссылки на структурные единицы одного и того же законодательного акта оформляются следующим образом:
Примеры:
содержащиеся в главе 3 настоящего Закона
в связи с положениями настоящей главы
в соответствии с частью 32 статьи 5 настоящего Закона
в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи
в соответствии с пунктом 2.1 части 4 статьи 5 настоящего Закона
в соответствии с подпунктом "а.1" пункта 2 части 3 статьи 5
настоящего Закона
регулируется подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего
Закона
содержащиеся в параграфе 2 настоящей главы
27. Ссылки в законодательных актах могут даваться на законодательные акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в законе Пензенской области на постановление Правительства Пензенской области).
28. В тексте проекта закона недопустимы ссылки на нормативные предписания других законодательных актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.
Внесение изменений в законодательные акты
29. Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом, законом Пензенской области, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем внесения изменений в законодательные акты.
30. Внесением изменений считается:
замена слов, цифр;
исключение слов, цифр, предложений;
исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;
новая редакция структурной единицы законодательного акта;
дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;
дополнение структурными единицами законодательного акта;
абзацы восьмой - девятый утратили силу с 1 июня 2022 г. - Закон Пензенской области от 15 апреля 2022 г. N 3823-ЗПО
31. В соответствии с настоящим Законом могут вноситься поправки к Уставу Пензенской области, а также изменения в законы Пензенской области и постановления Законодательного Собрания Пензенской области.
32. Наличие в проектах законов, устанавливающих новое правовое регулирование, статей, содержащих внесение изменений в иные законодательные акты или их структурные единицы, не допускается.
В проектах законов о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и на плановый период и проектах законов о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период допускается наличие статей о приостановлении действия или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц.
32.1. Внесение поправок к Уставу Пензенской области оформляется самостоятельным законодательным актом в соответствии с настоящим Порядком.
Пример:
О внесении поправок к Уставу Пензенской области
Статья 1
Внести в статью 8 Устава Пензенской области (Ведомости
Законодательного Собрания Пензенской области, 2009, N ........) следующие
поправки:
1) .......................;
2) ........................
33. Внесение изменений в законодательные акты оформляется самостоятельным законодательным актом.
Пример:
О внесении изменений в статью 5 Закона Пензенской области
"................"
Статья 1
Внести в статью 5 Закона Пензенской области от ........ N .......
"....................." (Пензенские губернские ведомости, 2015, N ...;
2017, N ...) следующие изменения:
1) .......................;
2) ........................
При внесении изменений одним законодательным актом в несколько законодательных актов изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются самостоятельными статьями.
Пример:
О внесении изменений в статью 5 Закона Пензенской области
"............." и Закон Пензенской области "............."
Статья 1
Внести в статью 5 Закона Пензенской области от ........ N ......
"....................." (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской
области, 2009, N ......) следующие изменения:
1) .......................;
2) ........................
Статья 2
Внести в Закон Пензенской области от ............. N .....
"...................." (Пензенские губернские ведомости, 2013, N ......)
следующие изменения:
1) .......................;
2) .......................;
3) .......................;
4) ........................
В статьях проекта закона законодательные акты, подлежащие изменению, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в порядке возрастания их регистрационных номеров.
34. При одновременном внесении в законодательный акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного законодательного акта положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно). При одновременном внесении изменений в законодательный акт и приостановлении действия отдельных положений данного законодательного акта положения о приостановлении действия оформляются самостоятельной статьей.
Пример:
Статья 1
Внести в Закон Пензенской области от _________ N __ "_____________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2001,
N ________) следующие изменения:
в статье 1 слова "_________________" заменить словами "___________";
часть 1 статьи 2 дополнить словами "_______________";
в пункте 2 части 2 статьи 3 слова "_______________" исключить;
статью 4 признать утратившей силу;
часть 1 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"1. ______________";
в статье 6 слова "________________" заменить словами "____________".
35. При внесении изменений в законодательный акт, приостановлении действия законодательного акта (его структурных единиц), а также при признании утратившим силу законодательного акта (его структурных единиц) обязательно указываются вид акта, дата подписания акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а также соответствующие источники его официального опубликования.
Если законы, необходимые для указания источников официального опубликования, приняты до 1 января 2012 года и опубликованы в газетах "Пензенские губернские ведомости", "Пензенская правда" и информационном сборнике "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области", то в качестве источника официального опубликования указывается информационный сборник "Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области".
Если законы, необходимые для указания источников официального опубликования, приняты после 1 января 2012 года и опубликованы в газетах "Пензенские губернские ведомости", "Пензенская правда", а также размещены (опубликованы) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru), то в качестве источника официального опубликования указывается газета "Пензенские губернские ведомости".
Примеры:
Внести в Закон Пензенской области от 7 апреля 2003 года N 461-ЗПО "О
регулировании земельных отношений на территории Пензенской области"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2003, N 8)
следующие изменения:
Внести в статью 2 Закона Пензенской области от 22 февраля 2018 года
N 3152-ЗПО "О гражданской обороне в Пензенской области" (Пензенские
губернские ведомости, 2018, N 14) следующие изменения:
Если подлежащий изменению законодательный акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид законодательного акта, дата подписания законодательного акта, его регистрационный номер (если он есть), наименование, а в круглых скобках указываются вид законодательного акта, дата подписания и регистрационный номер законодательного акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.
Пример:
Внести в Закон Пензенской области от 1 сентября 1997 года N 54-ЗПО
"О поддержке инвестиционной деятельности на территории Пензенской
области" (в редакции Закона Пензенской области от 5 июля 2000 года
N 133-ЗПО) (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, 2000,
N 14) следующие изменения:
36. Независимо от конкретного содержания проекта закона, наименование законодательного акта всегда содержит только слово "изменение" в соответствующем числе и оформляется следующим образом:
Примеры:
О внесении изменения в Закон Пензенской области "__________________"
или
О внесении изменений в Закон Пензенской области "__________________"
или
О внесении изменений в отдельные законы Пензенской области
37. При внесении изменений в одну или две (не более) статьи законодательного акта наименование проекта закона целесообразно конкретизировать.
Примеры:
О внесении изменений в статьи 5 и 10 Закона
Пензенской области "___________________"
или
О внесении изменений в статью 5 Закона
Пензенской области "____________________"
и статью 14 Закона Пензенской области "_____________"
38. Изменения вносятся в основной законодательный акт. Внесение изменений в основной законодательный акт путем внесения изменений в изменяющий его законодательный акт не допускается, за исключением случая, когда принятый ранее изменяющий законодательный акт не вступил в силу.
39. Внесение в основной законодательный акт правовых норм временного характера не допускается.
При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный законодательный акт.
40. При внесении изменений в законодательные акты соответствующий текст заключается в кавычки.
41. Вносимые в законодательный акт изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.
42. Внесение изменений в обобщенной форме в законодательный акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки "по тексту") не допускается.
По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется.
Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью законодательного акта или ее структурную единицу. Если в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено следующим образом:
Примеры:
В статье 10 Закона Пензенской области от ________ N ___ "О ________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, __________,
N ____) слова "___________" заменить словами "_______________".
или
Статью 10 Закона Пензенской области от ________ N ___ "О __________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, __________,
N ____) после слов "___________" дополнить словами "___________".
43. Если в статье законодательного акта необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяется следующая формулировка:
Примеры:
В статье 10 Закона Пензенской области от ________ N ___ "О ________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, ___________,
N ____) слова "_____________________________________" в соответствующих
(слова указываются в именительном падеже
единственного числа)"
числе и падеже заменить словами "_______________________________________"
(слова указываются в именительном падеже
единственного числа)
в соответствующих числе и падеже.
44. При внесении изменения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.
Пример:
Часть 1 статьи 7 Закона Пензенской области от ______ N ___ "О _____"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, __________,
N ___) дополнить предложением следующего содержания: "_________________".
или
в подпункте "в" пункта 2 части 1 статьи 7 слова "_______________"
заменить словами "_______________".
45. При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться.
Пример:
статью 1 после слов "_____________" дополнить словами "__________".
46. В случае, если дополняется словами структурная единица статьи законодательного акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:
Пример:
пункт 1 статьи 1 дополнить словами "_______________"
При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.
47. Внесение нескольких изменений в различные структурные единицы статьи законодательного акта оформляется следующим образом:
Пример:
Статья 1
Внести в Закон Пензенской области от ________ N ___ "О ____________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, ______________,
N ____) следующие изменения:
1) в статье 2:
в части 1 слова "_________________" заменить словами "___________";
часть 2 после слов "_____________" дополнить словами "____________";
часть 3 дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) _________________;";
часть 4 дополнить предложением следующего содержания: "___________";
второе предложение пункта 2 части 2 статьи 3 исключить;
статью 4 изложить в следующей редакции:
"Статья 4. ________________________
__________________________________________________________________".
48. При дополнении статьи законодательного акта частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.
Примеры:
статью 2 дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. ___________________";
часть 5 статьи 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. ___________________";
пункт 3 части 3 статьи 7 дополнить подпунктом 5 следующего
содержания:
"5) ___________________"
Необходимая в ряде таких случаев замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей редакции законодательного акта (без оговорки в тексте проекта закона).
49. В целях сохранения структуры статьи:
1) дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы (части, пункта, подпункта);
2) при необходимости включить новый абзац между уже имеющимися абзацами дается новая редакция той структурной единицы статьи законодательного акта, к которой относится абзац;
3) при признании абзаца утратившим силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений в данную структурную единицу.
50. Новая редакция законодательного акта не допускается.
Законодатель принимает новый законодательный акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего законодательного акта в случаях если:
необходимо внести в законодательный акт изменения, требующие переработки законодательного акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
необходимо внести в законодательный акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
сохраняют значение только отдельные структурные единицы законодательного акта, причем частично;
абзац утратил силу с 1 июня 2022 г. - Закон Пензенской области от 15 апреля 2022 г. N 3823-ЗПО
51. Структурная единица законодательного акта излагается в новой редакции в случаях если:
необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу;
неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы законодательного акта.
52. Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.
53. При необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции применяется следующая формулировка:
Пример:
Внести в статью 16 Закона Пензенской области от ___________ N _____
"О ___________" (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области,
_______, N ____) изменение, изложив ее в следующей редакции:
"Статья 16. ________________________
__________________________________________________________________".
В данном случае наименование законодательного акта должно быть следующим:
О внесении изменения в статью 16 Закона
Пензенской области "О ______ _______________"
54. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего законодательного акта, а не является приложением к нему.
55. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры", а не "числа".
Пример:
цифры "12, 14, 125" заменить цифрами "13, 15, 126"
56. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин "слова".
Пример:
слова "в 50 раз" заменить словами "в 100 раз"
56.1. Если в проекте закона одновременно со статьями о внесении изменений в законодательные акты содержится статья с признанием утратившим силу законодательного акта (с признанием утратившими силу его структурных единиц) или перечнем законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, либо статья, приостанавливающая действие отдельных положений законодательного акта (законодательных актов), то наличие такой статьи обязательно должно быть отражено в наименовании проекта закона.
Перечень законодательных актов.# подлежащих признанию утратившими силу
57. Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным законом или законом Пензенской области, устранения множественности норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем признания законодательных актов (их структурных единиц) утратившими силу.
57.1. В случае если признается утратившим силу законодательный акт, которым ранее признавался утратившим силу другой законодательный акт, то этот другой законодательный акт не становится действующим. Для того чтобы стали действовать правовые нормы, которые в нем содержались, необходимо принять его заново с прежним наименованием и содержанием.
58. В перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:
1) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам законодательный акт, так и все законодательные акты, которыми в текст основного законодательного акта ранее вносились изменения.
Пример:
Закон Пензенской области от ________ N ____ "О _______________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, _________,
N _____; ________ N _______)
2) законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не весь законодательный акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы законодательного акта, в том числе абзацы).
Пример:
главу 5 Закона Пензенской области от ________ N ____ "О ___________"
(Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области, _______, N ____)
3) утратил силу с 1 июня 2022 г. - Закон Пензенской области от 15 апреля 2022 г. N 3823-ЗП
59. Признаваться утратившими силу могут следующие виды законодательных актов:
решения Пензенского областного Совета народных депутатов;
решения малого Совета Пензенского областного Совета народных депутатов;
постановления Законодательного Собрания Пензенской области;
законы Пензенской области.
60. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей в проекте закона, устанавливающем новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей или статьями в проекте закона о внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов, а также может быть самостоятельным проектом закона.
Оформление одновременного внесения изменений в законодательный акт и признания утратившими силу структурных единиц этого же законодательного акта производится в соответствии с пунктом 34 настоящих Рекомендаций.
61. Перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным с тем, чтобы не был упущен ни один законодательный акт, противоречащий новому законодательному акту, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один законодательный акт или его часть, сохраняющие свое значение.
61.1. При признании утратившим силу нормативного правового акта органа государственной власти, в настоящее время не существующего, признание его утратившим силу осуществляется тем органом государственной власти, к компетенции которого на день возникновения такой необходимости относится решение вопросов, урегулированных в признаваемом утратившим силу нормативном правовом акте.
61.2. При включении каждого законодательного акта в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер (если он есть), наименование законодательного акта, а также источник его официального опубликования.
61.3. При признании утратившим силу законодательного акта необходимо признавать утратившими силу в виде отдельных позиций все законодательные акты (их структурные единицы), которыми в данный законодательный акт вносились изменения.
Данное правило распространяется и на случаи признания утратившими силу таких структурных единиц законодательного акта как часть, раздел (подраздел), параграф, статья законодательного акта.
При необходимости признать утратившей силу структурную единицу статьи законодательного акта (часть, пункт, подпункт или абзац) признавать утратившими силу законодательные акты (и структурные единицы), которыми в эту часть, пункт, подпункт или абзац вносились изменения, не требуется.
61.4. При признании утратившим силу всего законодательного акта, наименование которого было изменено, в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, данный законодательный акт включается с его первоначальным наименованием и указанием источника его официального опубликования. Законодательный акт, изменивший наименование первого законодательного акта, включается в перечень в виде отдельной позиции с указанием своего источника официального опубликования.
61.5. Законодательные акты в перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания). В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в порядке возрастания их регистрационных номеров.
62. При необходимости установить в одном перечне законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых законодательные акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.
63. Если в законодательном акте осталась одна статья или структурная единица после того, как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь законодательный акт полностью, а не одну только эту статью или структурную единицу.
64. Если в законодательном акте имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее изданные законодательные акты, то при необходимости признать утратившим силу данный законодательный акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей.
Данное правило не восстанавливает действие ранее утратившей силу правовой нормы.
64.1. Если в законодательном акте имеются две статьи, в одной из которых признается утратившим силу ранее действовавший законодательный акт, и необходимо признать утратившей силу вторую статью, то нужно признавать утратившей силу не вторую статью, а законодательный акт полностью.
При этом действие ранее утративших силу правовых норм не восстанавливается.
65. Если действие законодательного акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается как основной законодательный акт, так и продляющий его законодательный акт.
66. Если подлежащая признанию утратившей силу структурная единица содержит указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, помимо этой структурной единицы отдельным предписанием включается приложение.
67. Если в структурной единице законодательного акта наряду со ссылкой на приложение содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, приложение включается отдельным предписанием, а ссылки подлежат корректировке в части, относящейся в приложению.
68. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень законодательных актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.
Пример:
Признать утратившим силу пункт 2 приложения, утвержденного
Постановлением Законодательного Собрания Пензенской области от _______
N _____ "Об ___________" (Ведомости Законодательного Собрания Пензенской
области, 2001, N 30).
69. Если законодательный акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин "отменить".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.