Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержден
Приложение N 5
к приказу
Министерства здравоохранения
Пензенской области
от 10.06.2019 N 114
Регламент проведения телемедицинских консультаций
в системе здравоохранения Пензенской области
1. Основные термины
Система "Телемедицина Пензенской области" - организационно упорядоченная совокупность документов и информационно-коммуникационных технологий, реализующих информационные процессы в области подготовки, проведения и документирования телемедицинских мероприятий.
Узел системы "Телемедицина Пензенской области" - телемедицинский центр, пункт или кабинет, функционирующий в системе "Телемедицина Пензенской области" в соответствии с настоящим Регламентом.
Телемедицина - предмет телемедицины заключается в обмене медицинской информацией между отдаленными друг от друга пунктами, где находятся пациенты, врачи, провайдеры медицинской помощи и другие субъекты. Телемедицина подразумевает использование телекоммуникаций при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников с пациентами и (или) их законными представителями в целях:
а) профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;
б) принятия решения о необходимости проведения очного приема врача (осмотра, консультации).
Телемедицинская услуга - предоставление медицинской информации и оказание медицинских услуг с применением телемедицинских технологий, а также собственно деятельность по организации телемедицинских услуг.
Телемедицинская консультация - телемедицинская услуга при организации и оказании медицинской помощи при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой с целью получения
а) заключения медицинского работника сторонней медицинской организации, привлекаемого для проведения консультации и (или) участия в консилиуме врачей с применением телемедицинских технологий (далее - консультант, врачи - участники консилиума) по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации;
б) протокола консилиума врачей по вопросам оценки состояния здоровья пациента, уточнения диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности перевода в специализированное отделение медицинской организации либо медицинской эвакуации.
Телемедицинский кабинет, пункт, центр - оснащенное телекоммуникационными, компьютерными, информационными средствами, оргтехникой, каналами связи и подготовленным персоналом подразделение учреждения здравоохранения, осуществляющее деятельность по оказанию телемедицинских услуг.
Головной телемедицинский центр (ГТМЦ) - организация или подразделение медицинской организации, оснащенное телекоммуникационными, компьютерными, информационными средствами, оргтехникой, каналами связи и подготовленным персоналом и осуществляющее как непосредственную деятельность по оказанию телемедицинских услуг, так и выполняющее организационно-методическую деятельность в масштабах поддерживаемой телемедицинской сети (системы).
Телемедицинская сеть - система телемедицинских центров, пунктов и кабинетов, объединенных телекоммуникационной инфраструктурой с целью предоставления доступа к телемедицинским ресурсам поставщиков, потребителей и провайдеров телемедицинских услуг.
Телемедицинская Информационная Система (ТИС) - специализированная информационная система, обеспечивающая автоматизацию процесса телемедицинского консультирования в системе "Телемедицина Пензенской области".
Администратор ТИС - сотрудник ГТМЦ, выполняющий функции по настройке и управлению ТИС.
Заведующий ТИС - медицинский работник консультирующего узла системы "Телемедицина Пензенской области", который должен планировать, проводить и документировать телемедицинские консультации.
Координатор ТИС - медицинский работник консультирующего узла системы "Телемедицина Пензенской области", который должен управлять процессом проведения телеконсультаций.
Клиент ТИС - ответственный сотрудник консультируемого узла системы "Телемедицина Пензенской области", который должен отвечать за проведение телемедицинской консультации.
МО - медицинская организация.
2. Общие положения
2.1. Целями создания системы "Телемедицина Пензенской области" (далее - Система ТПО) являются:
- повышение эффективности работы медицинских организаций любого уровня за счет использования опыта врачей-консультантов регионального и российского уровня для постановки диагноза, выбора методов и средств лечения;
- совершенствование и развитие непрерывного образования в области медицины, включая курсы и тренинги по профилю телемедицины;
- снижение и рационализация расходов населения и страховых медицинских организаций на высококвалифицированные медицинские услуги за счет исключения необходимости транспортировки пациентов в крупные медицинские центры;
- интеграция медицинских учреждений региона в российскую систему учреждений телемедицины.
2.2. С помощью системы ТПО предполагается осуществлять следующие мероприятия:
- проведение телемедицинских консультаций и консилиумов как между медицинскими организациями Пензенской области, так и с участием специалистов из других медицинских организаций России;
- дистанционное обучение как сотрудников МО, так и сотрудников других медицинских организаций силами сотрудников МО;
- проведение научных мероприятий с дистанционным участием сотрудников МО, а также сотрудников других организаций, а также дистанционное участие специалистов МО в научных мероприятиях, проводящихся другими медицинскими организациями;
- решение различных управленческих задач, в том числе проведение совещаний с дистанционным участием сотрудников МО, а также с участием специалистов из других медицинских учреждений.
2.3. Структура Системы ТПО:
- головной телемедицинский центр (ГТМЦ ПО), организованный на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Пензенская областная клиническая больница имени Н.Н. Бурденко";
- телемедицинские центры в составе государственных бюджетных учреждений здравоохранения Пензенской области (приложение N 1 к настоящему приказу);
- телемедицинские пункты в составе государственных бюджетных учреждений здравоохранения Пензенской области (приложение N 2 к настоящему приказу);
- телемедицинские пункты в составе государственных бюджетных учреждений здравоохранения Пензенской области, подключенных к федеральной телемедицинской системе (приложение N 3 к настоящему приказу);
- координационный центр по организации и мониторингу телемедицинских консультаций, действующий функционально на постоянной основе на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Территориальный центр медицины катастроф".
2.4. Обмен информацией между узлами Системы ТМП осуществляется по каналам связи, поддерживающим сетевой протокол TCP/IP.
3. Виды, условия и формы оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в системе "Телемедицина Пензенской области"
3.1. В Системе ТМПО телемедицинские технологии могут использоваться при оказании следующих видов медицинской помощи:
а) первичной медико-санитарной помощи;
б) специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
в) скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;
г) паллиативной медицинской помощи.
Медицинская помощь с применением телемедицинских технологий может оказываться в любых условиях: вне медицинской организации, амбулаторно, в дневном стационаре, стационарно. Условия оказания помощи определяются фактическим местонахождением пациента.
3.2. В Системе ТМПО консультации (консилиумы врачей) с применением телемедицинских технологий проводятся:
а) в экстренной форме - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни больного;
б) в неотложной форме - при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни больного;
в) в плановой форме - при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни больного, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния больного, угрозу его жизни и здоровью.
4. Консультации (консилиумы врачей) при оказании медицинской помощи в режиме реального времени, отложенных консультаций
4.1. Консультации (консилиумы врачей) при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в Системе ТМПО проводятся в режиме реального времени и (или) отложенных консультаций.
4.2. Проведение консультации при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в режиме реального времени предусматривает консультацию (консилиум врачей), при которой медицинский работник (лечащий врач, либо фельдшер, акушер, на которого возложены функции лечащего врача в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья) и (или) пациент (или его законный представитель) непосредственно взаимодействует с консультантом (врачами - участниками консилиума) либо пациент (или его законный представитель) непосредственно взаимодействует с медицинским работником.
4.3. Проведение консультации при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в режиме отложенных консультаций предусматривает консультацию, при которой консультант (врачи - участники консилиума) дистанционно изучает медицинские документы пациента и иную информацию о состоянии здоровья пациента, готовит медицинское заключение без использования непосредственного общения с лечащим врачом и (или) медицинским работником, проводящим диагностическое исследование, и (или) пациентом (или его законным представителем).
4.4. Консультации (консилиумы врачей) с применением телемедицинских технологий осуществляются в сроки:
- в экстренной форме - от 30 минут до 2 часов с момента поступления запроса на проведение консультации (консилиума врачей) в консультирующую медицинскую организацию;
- в неотложной форме - от 3 до 24 часов с момента поступления запроса в консультирующую медицинскую организацию при проведении консультации (консилиума врачей) с применением телемедицинских технологий;
- в плановой форме - исчисление сроков при проведении консультаций (консилиумов врачей) в плановой форме осуществляется с момента поступления запроса на проведение такой консультации (консилиума врачей) и медицинской документации, необходимой для их проведения, но не более 72 часов,
5. Организация проведения консультаций (консилиумов врачей) при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной формах с применением телемедицинских технологий
5.1. Участниками консультаций (консилиумов врачей) при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной формах являются:
а) лечащий врач медицинской организации, являющейся телемедицинским пунктом регионального уровня в составе государственных бюджетных учреждений здравоохранения Пензенской области, перечень которых утвержден приложением N 2 к настоящему приказу;
б) консультант (врачи - участники консилиума) медицинской организации, являющейся телемедицинским центром в составе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пензенской области, перечень которых утвержден настоящим приказом (приложение N 1).
5.2. Необходимость проведения консультации (консилиума врачей) при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в экстренной и неотложной формах устанавливает лечащий врач.
5.3. По результатам проведения консультации (консилиума врачей) консультант оформляет медицинское заключение (протокол консилиума врачей).
5.4. В случае проведения консилиума врачей протокол консилиума врачей подписывается всеми врачами - участниками консилиума.
5.5 Подписанное медицинское заключение (протокол консилиума врачей) направляется в электронном виде лечащему врачу либо обеспечивается дистанционный доступ лечащего врача к медицинскому заключению (протоколу консилиума врачей) и сопутствующим материалам.
6. Организация проведения консультаций (консилиумов врачей) при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой при оказании медицинской помощи в плановой форме с применением телемедицинских технологий
6.1. Участниками консультаций (консилиумов врачей) при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий являются в плановой форме:
а) лечащий врач медицинской организации, являющейся телемедицинским пунктом регионального уровня в составе государственных бюджетных учреждений здравоохранения Пензенской области, перечень которых утвержден приложением N 2 к настоящему приказу;
б) консультант (врачи - участники консилиума) медицинской организации, являющейся телемедицинским центром регионального уровня в составе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пензенской области, перечень которых приведен в приложении N 1 к настоящему приказу.
6.2. Необходимость проведения консультации (консилиума врачей) при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в плановой форме устанавливает лечащий врач.
6.3. Предварительно лечащий врач обеспечивает проведение обследования пациента по имеющемуся у пациента заболеванию или состоянию, по которому требуется консультация (консилиум врачей).
6.4. Лечащий врач формирует в МИАС "Промед" направление на консультацию согласно требованиям к порядку оформления направлений на консультации и согласует его.
6.5. Лечащий врач подготавливает клинические данные пациента (данные осмотра, диагностических и лабораторных исследований, иные данные) в электронном виде и размещает в первичной медицинской документации в МИАС "Промед" для обеспечения дистанционного доступа к соответствующим медицинским данным пациента.
6.6. По результатам проведения консультации (консилиума врачей) консультант (врачи - участники консилиума) оформляет медицинское заключение (протокол консилиума врачей).
6.7. В случае проведения консилиума врачей протокол консилиума врачей подписывается всеми участниками консилиума.
6.8. Подписанное медицинское заключение (протокол консилиума врачей) размещается в первичной медицинской документации пациента в МИАС "Промед" для обеспечения дистанционного доступа к медицинскому заключению (протоколу консилиума врачей) и сопутствующим материалам.
7. Организация проведения консультаций при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой с применением телемедицинских технологий в целях вынесения заключения по результатам диагностических исследований
7.1. Участниками консультаций с применением телемедицинских технологий в целях вынесения заключения по результатам диагностических исследований являются:
а) лечащий врач медицинской организации, являющейся телемедицинским пунктом в составе государственных бюджетных учреждений здравоохранения Пензенской области, перечень которых приведен в приложении N 2 к настоящему приказу;
б) медицинский работник медицинской организации, являющейся телемедицинским центром в составе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пензенской области, перечень которых приведен в приложении N 1 к настоящему приказу, осуществляющий диагностическое исследование;
в) консультант (врачи - участники консилиума) медицинской организации, являющейся телемедицинским центром в составе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пензенской области, перечень которых приведен в приложении N 1 к настоящему приказу.
7.2. Необходимость проведения консультаций с применением телемедицинских технологий в целях вынесения заключения по результатам диагностических исследований устанавливает лечащий врач и (или) медицинский работник, осуществляющий диагностическое исследование.
7.3. Лечащий врач оформляет направление для проведения диагностического исследования согласно требованиям к порядку оформления направления на соответствующий вид диагностического исследования.
7.4. Медицинский работник, осуществляющий диагностическое исследование, предоставляет лечащему врачу результаты диагностического исследования.
7.5. Лечащий врач и (или) медицинский работник, осуществляющий диагностическое исследование, формирует в МИАС "Промед" направление на консультацию согласно требованиям к порядку оформления направлений на консультации и согласовывает его.
7.6. Лечащий врач и (или) медицинский работник, осуществляющий диагностическое исследование, подготавливает результаты диагностического исследования в электронном виде и размещает их в первичной медицинской документации пациента в МИАС "Промед" для обеспечения дистанционного доступа к соответствующим данным.
7.7. По результатам проведения консультации консультант оформляет медицинское заключение.
7.8. Медицинское заключение размещается в первичной медицинской документации пациента в МИАС "Промед" для обеспечения дистанционного доступа к соответствующим данным.
8. Организация дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента
8.1. Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента назначается лечащим врачом, включая программу и порядок дистанционного наблюдения, по результатам очного приема (осмотра, консультации) и установления диагноза заболевания.
8.2. Участниками дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента являются:
а) пациент и (или) его законный представитель;
б) лечащий врач по случаю обращения, в рамках которого осуществляется дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента, а также, при необходимости, медицинский работник, осуществляющий дистанционное наблюдение и (или) экстренное реагирование при критическом отклонении показателей состояния здоровья пациента от предельных значений.
8.3. Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента осуществляется с использованием МИАС "Промед".
8.4. При дистанционном наблюдении за состоянием здоровья пациента, в том числе осуществляется:
а) дистанционное получение данных о состоянии здоровья пациента в автоматическом режиме при использовании медицинских изделий, имеющих функции передачи данных, в том числе в информационных системах, используемых для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента;
б) ручной ввод данных о состоянии здоровья пациента, в том числе ручной ввод данных с медицинских изделий, не имеющих функции передачи данных;
в) регистрация и контроль актуальности сведений о медицинских изделиях, используемых для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента;
г) направление сообщений лечащему врачу, в том числе от пациентов, операторов информационных систем, используемых для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента, а также медицинских работников, обеспечивающих дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента;
д) документирование фактов передачи и получения данных о состоянии здоровья пациента;
е) обработка данных о состоянии здоровья пациента;
ж) доступ лечащего врача, который назначил дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента после очного приема (осмотра, консультации), а также при необходимости медицинского работника, осуществляющего дистанционное наблюдение и (или) экстренное реагирование при критическом отклонении показателей состояния здоровья пациента от предельных значений, к сведениям о состоянии здоровья пациента;
з) контроль показателей состояния здоровья пациента;
и) индивидуальная настройка предельных значений показателей состояния здоровья пациента;
к) направление сообщений пациенту;
л) экстренное реагирование при критическом отклонении показателей состояния здоровья пациента от предельных значений;
м) передача и отображение сведений о состоянии здоровья пациента в электронной медицинской карте пациента;
н) организация и ведение личного кабинета пациента;
о) настройка различных видов автоматизированных уведомлений.
8.5. Пациент (его законный представитель) при осуществлении дистанционного наблюдения за состоянием его здоровья:
а) использует медицинские изделия в соответствии с инструкцией по их применению;
б) собственноручно вводит достоверные данные о состоянии здоровья;
в) соблюдает правила пользования информационными системами, используемыми для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья пациента, установленные операторами указанных информационных систем.
8.6. Лечащий врач, назначивший дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента, обязан обеспечить экстренное реагирование по месту нахождения пациента при критическом отклонении показателей состояния здоровья пациента от предельных значений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.