Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы
Проводимая в Российской Федерации бюджетная реформа, предусматривающая переход на новый уровень бюджетного планирования, реформирование бюджетного процесса, межбюджетных отношений, реструктуризацию бюджетной сети, а также кардинальные изменения в действующем бюджетном законодательстве определяют необходимость активного вовлечения Администрации г. Заречного Пензенской области и иных органов местного самоуправления г. Заречного Пензенской области в процесс перехода на новый уровень методологии и технологий в бюджетном управлении, становления высокоэффективной бюджетной сферы, повышения эффективности расходования бюджетных средств.
За Финансовым управлением города Заречного Пензенской области (далее по тексту - Финансовое управление) в соответствии с Уставом закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области, утвержденного решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 19.12.2005 N 142 "О принятии Устава закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области" (с изменениями и дополнениями) закреплены функции по разработке, реализации основных направлений бюджетно-финансовой политики в закрытом административно-территориальном образовании городе Заречном Пензенской области, управлению средствами бюджета, организации исполнения бюджета.
К компетенции Администрации г. Заречного Пензенской области в соответствии с Уставом закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области, утвержденного решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области от 19.12.2005 N 142 "О принятии Устава закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области" (с изменениями и дополнениями) отнесено управление муниципальным долгом города.
Муниципальная программа разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлениями Администрации г. Заречного Пензенской области от 15.10.2013 N 1969 "Об утверждении Перечня муниципальных программ закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области" (с последующими изменениями), от 27.09.2013 N 1790 "О муниципальных программах закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области" (с последующими изменениями).
Индикаторы, по которым следует оценивать результативность муниципальной программы выбраны с учетом показателей, характеризующих эффективность деятельности органов местного самоуправления в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" (с последующими изменениями) и постановлением Администрации г. Заречного Пензенской области от 02.03.2015 N 365 "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в г. Заречном в 2015 году":
- доля кредиторской задолженности в общих расходах бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области;
- уровень объема муниципального долга закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области к общему годовому объему доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений;
- уровень дефицита бюджета закрытого административно-территориального образования г. Заречный Пензенской области по отношению к доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений.
Указанные показатели неразрывно связаны между собой. В последние годы для муниципального образования становится все более актуальной проблема недостатка средств для финансирования возложенных на него полномочий. Необходимо отметить, что основную часть местного бюджета должны составлять налоговые и неналоговые поступления.
Фактические поступления по данным видам доходов за период с 2011 по 2014 год и прогноз ожидаемых поступлений за 2015 год представлены на диаграмме на рис. 1. Диаграмма демонстрирует следующую динамику поступлений:
- снижение налоговых и неналоговых доходов в 2012 году относительно 2011 года на 16259 тыс. руб. или 3% по причине уменьшения поступлений от платной деятельности, что связано с реорганизацией бюджетных учреждений в бюджетные учреждения нового типа и автономные учреждения;
- увеличение поступлений в 2012 году относительно 2013 года на 26991 тыс. руб. или 5% по причине роста налоговых доходов;
- резкое снижение поступлений в 2014 году на 72744 тыс. руб. или 14% ввиду изменения нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в местный бюджет;
- падение поступлений по прогнозной оценке 2015 года на 21636 тыс. руб. или 5% по причине снижения поступлений по налогу на доходы физических лиц и поступлений от использования муниципального имущества.
Динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет г. Заречного
"Рис. 1"
В свою очередь, снижение поступлений по налоговым и неналоговым доходам в бюджет муниципального образования стало причиной роста дефицита бюджета.
За последние годы (2011-2014) динамика роста расходов бюджета сопряжена с ростом долговой нагрузки (кредиторская задолженность учреждений и верхний предел муниципального долга).
Расходы
"Рис. 2"
Увеличение кредиторской задолженности при завершении финансового года существенно сокращает финансовые ресурсы очередного года, практически, исключая возможность направить средства на развитие города.
Кредиторская задолженность
"Рис. 3"
Нестабильная экономическая ситуация на рынке банковских услуг привела к значительному удорожанию кредитных ресурсов, что, при значительной доле в составе муниципального долга закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области банковских кредитов, также является сдерживающим фактором развития города.
Доля кредитов кредитных организаций в структуре объема муниципального долга
"Рис. 4"
Рост дефицита бюджета, увеличение муниципального долга - те основные проблемы финансово-бюджетной сферы закрытого административно-территориального образования г. Заречного Пензенской области, которые требуют скорейшего решения.
Дефицит
"Рис. 5"
Первым этапом к решению этих проблем стала разработка и реализация в 2015 году Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению эффективности расходования бюджетных средств закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области, утвержденного постановлением Администрации г. Заречного Пензенской области от 24.11.2014 N 2498 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению эффективности расходования бюджетных средств закрытого административно-территориального образования города Заречного Пензенской области в 2015 году" (с изменениями и дополнениями).
Вторым этапом можно считать принятие в 2015 году Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в г. Заречном, утвержденного постановлением Администрации г. Заречного Пензенской области от 02.03.2015 N 365 "Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в г. Заречном в 2015 году" в соответствии с решением Собрания представителей г. Заречного Пензенской области 27.02.2015 N 50 "О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в г. Заречном в 2015 году".
План предусматривает увеличение неналоговых поступлений, в результате инвентаризации и выявления бесхозяйных объектов на территории города, установления права собственности с последующей реализацией.
В результате реализации данного плана проведена работа по оценке эффективности мер поддержки, действующих на территории города, по оценке результативности расходных обязательств города, позволившая уменьшить расходную часть бюджета города на 9% расходов бюджета (источниками обеспечения, которых являются собственные доходы бюджета).
Дальнейшая работа по увеличению налоговой базы, неналоговых поступлений при сокращении (путем системы нормирования) текущих расходов бюджета, минимизации расходов на обслуживание муниципального долга (путем активного применения новой краткосрочной системы бюджетного кредитования муниципальных образований), усиление контроля за использованием бюджетных средств на всех этапах бюджетного процесса позволит стабилизировать ситуацию в финансово-бюджетной сфере города и создать резервы для дальнейшего развития.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.