Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации Никольского района
Пензенской области
от 19.02.2020 N 141
Бюджетный прогноз
Никольского района Пензенской области на долгосрочный период до 2025 года
16 октября 2020 г.
Бюджетный прогноз Никольского района Пензенской области на долгосрочный период до 2025 года (далее - бюджетный прогноз) разработан на основе прогноза социально-экономического развития Никольского района Пензенской области на долгосрочный период до 2025 года (далее - долгосрочный прогноз) с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, Стратегии социально-экономического развития Никольского района Пензенской области на долгосрочную перспективу до 2035 года, утвержденной решением Собрания представителей Никольского района Пензенской области от 30.12.2013 N 260-37/3 (с последующими изменениями и дополнениями).
Целью разработки бюджетного прогноза является оценка основных бюджетных параметров на долгосрочную перспективу, определение ключевых направлений реализации налоговой, бюджетной и долговой политики в долгосрочном периоде, анализ основных рисков, влияющих на сбалансированность бюджета, и проработка механизмов их минимизации. Оценка финансовых ресурсов, которые могут быть направлены на достижение стратегических целей социально-экономического развития района, должна послужить основой для разработки и взаимоувязки всей совокупности документов стратегического планирования.
Долгосрочное бюджетное планирование определяет дальнейшую траекторию развития финансовой системы Никольского района Пензенской области для обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы района, эффективного управления финансовыми ресурсами, экономического роста, улучшения инвестиционного климата в Никольском районе Пензенской области и, соответственно, должно сыграть важную роль в повышении уровня и качества жизни населения.
1. Основные итоги развития и текущее состояние консолидированного бюджета Никольского района Пензенской области и бюджета Никольского района Пензенской области
Развитие финансовой системы Никольского района Пензенской области на протяжении последних лет характеризуется опережающим ростом бюджетных расходов по сравнению с бюджетными возможностями. Такая тенденция обусловлена динамичным развитием экономики, безусловным выполнением социальных обязательств, принятием на федеральном уровне правовой базы, регулирующей введение нормативов и стандартов финансирования в соответствующих отраслях, а также решений, устанавливающих ряд целевых параметров социально-экономического развития.
В связи с созданием муниципальных дорожных фондов, собственные средства местных бюджетов Никольского района Пензенской области на поддержку дорожной деятельности направляются в объеме более 12% от общего объема налоговых и неналоговых доходов. Так, за 2018 год расходы местных бюджетов Никольского района на осуществление дорожной деятельности составили 51625,6 тыс. рублей, в том числе за счет ассигнований дорожных фондов Никольского района Пензенской области на указанные цели было направлено 51625,6 тыс. рублей.
Начиная с 2012 года, значительная часть бюджетных расходов направляется на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных в рамках указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012, среди результатов реализации которых - достижение по итогам 2017-2018 годов индикативных показателей повышения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в полном объеме;
Наряду с финансированием социально значимых направлений, на протяжении последних лет в районе реализуются крупные инвестиционные проекты по созданию и развитию объектов социально-культурного назначения, инновационной инфраструктуры.
В 2018 году был осуществлен ремонт муниципального бюджетного учреждения культуры "Межпоселенческий центральный районный библиотечно-досуговый центр Никольского района Пензенской области". На указанные цели из консолидированного бюджета Никольского района Пензенской области направлено 12,2 млн. рублей.
В 2018-2019 ведется капитальный ремонт школы N 3 на сумму 8,9 млн. руб., ремонт детского сада N 5 2,5 млн. руб., осуществляются бюджетные инвестиции в части обеспечение теплом школы N 2 (строительство модульной котельной) 3,4 млн. руб. В 2019 году на территории Никольского района осуществляется финансирование мероприятий в рамках реализации национальных проектов в части реконструкции хоккейной коробки МБУДОТ "Детская юношеская спортивная школа Никольского района Пензенской области" на сумму 11,92 млн. руб. средства местного бюджета, на сумму 24,2 млн. руб. получено оборудование. В рамках нацпроекта "Жилище" по проекту "Комфортная городская среда" предусмотрено в 2019 году средств в сумме 18,2 млн. руб.
Привлечение инвестиций в экономику района является одной из стратегических задач. Рост инвестиций напрямую влияет не только на увеличение налоговых поступлений в бюджет, создание новых рабочих мест, но и на уровень и качество жизни. Работе с инвесторами уделяется особое приоритетное внимание. При администрации создан Совет по инвестиционному развитию и предпринимательству муниципального образования Никольский район Пензенской области, поддерживается в актуальном состоянии инвестиционный паспорт района. Разработан план мероприятий по реализации инвестиционной политики района, который предусматривает внедрение новых и сопровождение имеющихся инвестиционных проектов, поиск и привлечение инвесторов, подготовку инвестиционных площадок, а также распространение информации об инвестиционном потенциале района через средства массовой информации и сеть "Интернет".
Никольский район является инвестиционным и привлекателен инвесторам разных направлений - полезные ископаемые, сельское хозяйство, туристическая составляющая.
В 2018 году произошел рост основных показателей инвестиционной деятельности за счет начала реализации на территории Никольского района инвестиционного проекта "Строительство комплекса промышленного производства инкубационного яйца индейки" компанией "Авиаген Торкейз Рус" с объемом инвестиций - 2,5 млрд. руб.
На 2019-2020 годы планируется рост показателя за счет завершения реализации на территории Никольского района указанного инвестиционного проекта.
Для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории Никольского района Пензенской области создана доступная инфраструктура, включающая в себя свободные земельные участки для размещения промышленно-производственных объектов. Мы можем предложить инвесторам более 10 зеленых инвестиционных площадок под размещение различных видов бизнеса, учитывая специфику их проектов.
В настоящее время в черте города Никольска сформированы две площадки под размещение индустриального парка (на территории бывшего ФГУП "Красный гигант" и свободном участке инвестиционной площадки "Новое Поле" (68 га)) в г. Никольске, где предусмотрено создание необходимых для функционирования новых предприятий элементов инфраструктуры.
В рамках развития индустриального парка предполагается использование первого, ближайшего к производственной площадке "Красный Гигант" участка площадью 68 га. Осуществлено формирование земельного участка под зеленую инвестиционную площадку, земельный участок поставлен на кадастровый учет и постановлением администрации Никольского района Пензенской области от 19.10.2012 N 1000 "О передаче земельного участка ГКУ "Управление строительства и дорожного хозяйства Пензенской области" передан в собственность Пензенской области. Второй участок может быть использован в долгосрочной перспективе при необходимости расширения индустриального парка. Основной вид деятельности, планируемый к размещению на указанных площадках - производство строительных материалов и стекольной продукции, так как на территории г. Никольск в непосредственной близости от него имеются значительные запасы сырья для строительной отрасли.
Но наиболее перспективным для создания индустриального парка является использование территории бывшего завода "Красный гигант" - коричневая площадка. Общая площадь земельного участка для размещения производственных и вспомогательных зданий и сооружений бывшего ФГУП "Завод "Красный гигант", по адресу: г. Никольск, ул. Комсомольская, дом 27, составляет 352690 кв.м.
В 2019 году рост отдельных показателей прогноза социально-экономического развития Никольского района Пензенской области, положительно сказался на поступлении доходов в бюджет района. План по налоговым и неналоговым доходам был выполнен на 101,6% (при плане - 128,6 млн. рублей, поступило - 129,3 млн. рублей), прирост 1,6% (2018 год - 127,2 млн. рублей).
Для обеспечения расходных обязательств по содержанию бюджетной сферы Никольского района собственных доходов недостаточно, что привело к необходимости привлечения кредитных ресурсов. Муниципальный долг Никольского района Пензенской области на 1 января 2019 года составил 42662,2 тыс. рублей или 33,5% от доходов бюджета Никольского района Пензенской области без учета безвозмездных поступлений за 2018 год. По состоянию на 01.01.2020 муниципальный долг Никольского района составил 35198,9 тыс. руб., из них по привлеченным коммерческим кредитам - 21500,0 тыс. руб., по бюджетным кредитам - 11798,9 тыс. руб.
В целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы и изыскания источников финансирования принятых расходных обязательств в Никольском районе Пензенской области, начиная с 2013 года, реализуются планы мероприятий по оздоровлению государственных и муниципальных финансов и сокращению долговой нагрузки, направленные на увеличение налоговых и неналоговых доходов, оптимизацию бюджетных расходов и сокращение долговой нагрузки. В результате принятых мер за период 2016-2018 годы суммарно привлечено дополнительных ресурсов в общей сумме 10,7 млн. руб. Сумма оптимизации расходов бюджета Никольского района за 2019 год составила 2974,1 тыс. руб., из них по сокращению численности работников бюджетных учреждений - 528,7 тыс. руб. 4 ед., экономия по результатам конкурсных процедур - 2442,4 тыс. руб.
2. Цели, задачи, направления реализации налоговой, бюджетной, долговой политики в долгосрочном периоде
В сложившихся условиях основные усилия в сфере управления общественными финансами Никольского района Пензенской области необходимо направить на обеспечение финансовыми ресурсами задач по развитию экономики и обеспечению социальной стабильности в районе, при сохранении сбалансированности бюджетной системы Никольского района Пензенской области.
2.1. Основной задачей налоговой политики Никольского района Пензенской области в долгосрочном периоде, как и в прежние годы, будет являться сохранение, укрепление и расширение доходного потенциала района, и в первую очередь, за счет развития предпринимательской и инвестиционной активности, легализации налоговой базы, повышения качества администрирования доходных источников. Реализация налоговой политики Никольского района Пензенской области будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям:
1) создание условий для предпринимательской инициативы и развития малого и среднего бизнеса за счет снижения налоговой нагрузки путем предоставления двухгодичных "налоговых каникул" для впервые зарегистрированных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, расширения перечня видов предпринимательской деятельности (с 47 до 63), по которым возможно применение патентной системы налогообложения, а также снижение стоимости патента для предпринимателей, имеющих наемных работников, продления до 1 января 2021 года срока действия специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
2) использование при определении налоговой базы по объектам недвижимого имущества кадастровой стоимости;
3) совершенствование механизмов взаимодействия органов местного самоуправления Никольского района Пензенской области и территориальных органов федеральных органов государственной власти, направленных на:
- повышение уровня собираемости доходных источников, а также сокращение задолженности по платежам в бюджет, усиление претензионно-исковой работы с неплательщиками налогов, сборов и иных обязательных платежей и применение мер принудительного взыскания задолженности;
- легализация бизнеса и "теневой" заработной платы, предотвращение уклонения от уплаты налогов;
- сверка и актуализация баз данных, которые используются в целях налогообложения;
- повышение эффективности управления муниципальной собственностью.
Реализация планируемых мероприятий и их дальнейшее развитие позволит увеличить доходный потенциал Никольского района Пензенской области, поступления доходов в бюджет и уровень бюджетной обеспеченности, а также повысить в целом устойчивость бюджетной системы Никольского района Пензенской области.
2.2. Основными задачами долгосрочной бюджетной политики Никольского района Пензенской области будут оставаться:
- ограничение темпа роста бюджетных расходов;
- обеспечение сбалансированного распределения имеющихся финансовых ресурсов между текущими социальными расходами и расходами на развитие;
- минимизация дефицита.
Реализация долгосрочной бюджетной политики Никольского района Пензенской области будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям.
1) повышение эффективности бюджетных расходов за счет реализации мероприятий:
- по совершенствованию инструментов программно-целевого планирования и управления путем планирования мероприятий муниципальных программ с учетом приоритетов социально-экономического развития района и реальных финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Никольского района Пензенской области, дальнейшего совершенствования системы оценки эффективности реализации муниципальных программ;
- по планированию расходов капитального характера на создание новой либо развитие существующей инфраструктуры в соответствующей отрасли только на основании детального анализа существующих объектов, их загруженности и потребности населения в использовании новых объектов. Кроме того, необходимо взвешенно подходить к участию в государственных программах Российской Федерации, региональных программах, муниципальных программах Никольского района Пензенской области, учитывая возможности по обеспечению обязательного объема финансирования;
- по развитию системы организации закупок товаров работ, услуг для муниципальных нужд путем планирования закупок на этапе составления проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период с применением механизма нормирования в сфере закупок, а также расширения практики применения совместных торгов;
- по повышению эффективности мер социальной поддержки населения в результате введения критерия нуждаемости и проведения анализа результативности предоставления конкретных видов поддержки;
- по повышению эффективности оказания муниципальных услуг, в том числе за счет планирования расходов на выполнение муниципальных заданий на основе базовых нормативов затрат; включения в нормативные затраты по содержанию имущества только затрат на имущество, используемое для выполнения муниципального задания;
2) совершенствование и развитие межбюджетных отношений, включая:
- содействие в обеспечении сбалансированности местных бюджетов, снижении рисков неисполнения социально значимых и первоочередных расходных обязательств;
- стимулирование органов местного самоуправления в увеличении собственной доходной базы;
- повышение эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;
- реализацию мер, направленных на укрепление финансовой дисциплины, соблюдение требований бюджетного законодательства, экономное и эффективное использование бюджетных ресурсов;
- повышение качества управления муниципальными финансами.
3) реализация новых принципов организации исполнения бюджета Никольского района Пензенской области, с целью обеспечения ликвидности счета бюджета и своевременного финансирования социально значимых расходов за счет:
- применения элементов контроля за исполнением контрактов в целях обеспечения обоснованного расходования бюджетных средств и подтверждения фактически выполнения работ (поставки товаров, оказания услуг);
- проведения контроля за объемом финансового обеспечения и идентификационным кодом закупки, который позволит более эффективно и результативно расходовать бюджетные средства на закупку товаров, работ и услуг;
4) обеспечение прозрачности и открытости муниципальных финансов Никольского района Пензенской области для общества путем:
- размещения на официальном сайте сети "Интернет" ("Бюджет для граждан") проектов решений о бюджете Никольского района Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период, об исполнении бюджета за отчетный финансовый год;
- организации открытого обсуждения и обсуждения в социальных сетях бюджетных вопросов, освещения в средствах массовой информации актуальных вопросов по бюджетной тематике, проведения опросов общественного мнения;
- внедрения инициативного бюджетирования;
5) повышение эффективности организации финансового менеджмента в органах местного самоуправления Никольского района Пензенской области путем актуализации показателей мониторинга в соответствии с изменениями законодательства, а также усиления персональной ответственности руководителей главных распорядителей бюджетных средств за качество финансовой дисциплины;
6) развитие системы финансового контроля, включая:
- совершенствование методологии внутреннего муниципального финансового контроля и разработку стандартов контрольной деятельности;
- внедрение новых процедур контроля в сфере закупок, в том числе за соблюдением требований к обоснованию закупок и правил нормирования;
- повышение результативности внутреннего финансового контроля (аудита);
- расширение полномочий по привлечению к административной ответственности.
Реализация основных направлений долгосрочной бюджетной политики Никольского района Пензенской области позволит снизить темпы роста расходов за счет сокращения неэффективных трат, сформировать оптимальную структуру расходов бюджета исходя из приоритетов политики, сконцентрировать имеющиеся финансовые ресурсы на наиболее значимых направлениях развития района.
2.3. Долговая политика Никольского района Пензенской области до 2025 года будет направлена на снижение уровня долговой нагрузки на бюджет района, а также на обеспечение способности района осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных перед администрацией Никольского района Пензенской области социально-экономических задач. Реализация долговой политики будет осуществляться исходя из необходимости обеспечения экономической и бюджетной эффективности муниципальных заимствований, а также сбалансированности бюджета Никольского района Пензенской области с учетом следующих основных принципов:
- обеспечение соответствия параметров муниципального долга Никольского района Пензенской области и расходов на его обслуживание нормам бюджетного законодательства;
- поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне;
- жесткий контроль за объемом и структурой муниципального долга и расходов на его обслуживание;
- принятие решений о заимствованиях с учетом потребностей бюджета Никольского района Пензенской области в привлечении заемных средств и возможностей бюджета по их дальнейшему погашению и обслуживанию;
- планирование оптимальных сроков осуществления муниципальных заимствований в зависимости от текущей ситуации на финансовом рынке;
- обеспечение равномерного распределения долговой нагрузки на бюджет Никольского района Пензенской области по годам.
Реализация долговой политики позволит обеспечить умеренный уровень долговой нагрузки на бюджет, оптимизировать объем и структуру муниципального долга Никольского района Пензенской области и минимизировать его стоимость, а также гарантирует поддержание положительной кредитной истории в управлении долгом.
Долговая политика муниципальных образований будет направлена на своевременное исполнение долговых обязательств и поддержание долговой нагрузки бюджетов на уровне, соответствующем требованиям бюджетного законодательства.
3. Подходы к разработке бюджетного прогноза
Основные параметры бюджета Никольского района Пензенской области и местных бюджетов на период до 2025 года определены исходя из следующих методологических подходов.
1. Налоговые и неналоговые доходы бюджета Никольского района Пензенской области на долгосрочный период рассчитаны на основе ожидаемых поступлений доходов в консолидированный бюджет Никольского района Пензенской области за 2019 год с учетом складывающейся в текущем году динамики поступлений, а также базового варианта прогноза социально-экономического развития Никольского района Пензенской области на период до 2022 года.
На 2018 год доходы утверждены в сумме 127,2 млн. руб., на 2019 год - 129,3 млн. руб. (рост 101,6%) и на 2020 год - 133,0 млн. руб. (рост 102,9%).
Налоговые и неналоговые доходы спрогнозированы в соответствии с положениями соответствующих глав Налогового кодекса Российской Федерации, нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также законодательством о неналоговых доходах.
При расчете наиболее крупных доходных источников консолидированного бюджета Никольского района Пензенской области - налога на доходы физических лиц, применены темпы роста отдельных показателей прогноза социально-экономического развития (фонд заработной платы).
По другим доходным источникам при определении объемов поступлений использовались прогнозируемые на долгосрочный период индексы промышленного производства и роста потребительских цен.
В связи с предусмотренной в соответствии с федеральным законодательством отменой на территории Российской Федерации системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности поступления указанного налога с 2021 года не прогнозировались.
Основными доходными источниками, составляющими в структуре налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Никольского района Пензенской области около 75%, в долгосрочном периоде будут являться налог на доходы физических лиц, акцизы, ЕНВД и налоги на имущество.
Доходы консолидированного бюджета сформированы за счет:
- местных налогов - земельного налога и налога на имущество физических лиц;
- отчислений от федеральных налогов и специальных налоговых режимов по нормативам, предусмотренным действующим федеральным и региональным законодательством - налога на доходы физических лиц, акцизов на нефтепродукты, государственной пошлины, для отдельных видов деятельности, единого сельскохозяйственного налога и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения;
- неналоговых доходов - доходов от продажи и использования земли и муниципального имущества, доходов от оказания платных услуг, штрафов, санкций, возмещения ущерба и др.
Безвозмездные поступления из бюджета Пензенской области и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, спрогнозированы в основном на уровне 2018 года. Исключение составляют поступления, которые носят разовый характер и распределяются в течение финансового года, а также межбюджетные трансферты, по которым завершается срок реализации мероприятий, предусмотренный их целевым назначением.
2. Общий объем расходов бюджета Никольского района Пензенской области и бюджетов муниципальных образований Никольского района Пензенской области определен исходя из прогнозируемого объема доходных источников соответствующих бюджетов, уровня дефицита и долговых обязательств. Расходы консолидированного бюджета Никольского района Пензенской области на долгосрочный период будут формироваться с учетом безусловного приоритета исполнения действующих обязательств, в том числе определенных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 - повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, национальных проектов. Кроме того, приоритетными останутся реализация мер социальной поддержки населения, поддержка отраслей экономики, малого и среднего бизнеса.
Расходы на обслуживание муниципального долга учтены в структуре бюджетных расходов в соответствии с условиями действующих и планируемых к принятию долговых обязательств, а также с учетом необходимости обеспечения объема указанных расходов на уровне не более 15% от общего объема расходов бюджета Никольского района Пензенской области без учета расходов, которые осуществляются за счет субвенций.
Размер финансовой поддержки, предоставляемой бюджетам муниципальных образований в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, иных межбюджетных трансфертов планируется сохранить на сложившемся в настоящее время уровне, составляющем около 7% от общего объема расходов бюджета Никольского района Пензенской области.
3. Источники финансирования дефицита бюджета Никольского района Пензенской области и параметры муниципального долга Никольского района Пензенской области определены исходя из принятых администрацией Никольского района Пензенской области обязательств о поэтапном сокращении доли общего объема долговых обязательств к 1 января 2025 года - до уровня не более 5%, дефицит бюджета - не более 5% от суммы доходов без учета безвозмездных поступлений.
В дальнейшем с целью поддержания долговой нагрузки на экономически безопасном уровне, целесообразно придерживаться принципа ограничения коммерческих заимствований, являющихся в настоящее время одними из основных источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.
Объем и структура муниципальных заимствований будут определяться результатами исполнения бюджета Никольского района Пензенской области и конъюнктурой внутреннего рынка. Долговая политика будет направлена на дальнейшее обеспечение ее безусловной платежеспособности.
Прогноз характеристик консолидированного бюджета Никольского района Пензенской области, бюджета Никольского района Пензенской области, бюджетов муниципальных образований Никольского района Пензенской области приведен в приложении 1 к бюджетному прогнозу.
Показатели финансового обеспечения муниципальных программ Никольского района Пензенской области на период их действия приведены в приложении 2 к бюджетному прогнозу
4. Описание основных рисков, влияющих на сбалансированность бюджета, и механизмы их профилактики
Бюджетная система крайне восприимчива к изменениям экономической ситуации. Основным риском реализации бюджетного прогноза является развитие кризисных явлений в экономике и снижение темпов социально-экономического развития Российской Федерации, Пензенской области, Никольского района Пензенской области, приводящие к сокращению поступлений доходов в консолидированный бюджет, повышению прогнозируемого уровня инфляции, ухудшению условий для заимствований, росту муниципального долга.
Изменения федерального и регионального законодательства, влияющие на параметры консолидированного бюджета района (новации в межбюджетном регулировании, снижение нормативов отчислений от налогов и сборов, установление новых расходных обязательств, сокращение межбюджетных трансфертов из бюджета Пензенской области, передача дополнительных полномочий), также приводят к возникновению рисков неисполнения бюджетного прогноза.
Минимизировать последствия рисков, влияющих на бюджетную сбалансированность, предполагается за счет:
- принятия эффективных мер, направленных на развитие экономического потенциала Никольского района Пензенской области;
- максимального наполнения (повышения собираемости) доходной части бюджета Никольского района Пензенской области и бюджетов муниципальных образований Никольского района Пензенской области;
- ограничения роста расходных обязательств на основе оценки эффективности бюджетных расходов;
- поддержания экономически безопасного уровня долговых обязательств и минимально возможной стоимости их обслуживания;
- проведения контроля за исполнением бюджета Никольского района Пензенской области и бюджетов муниципальных образований Никольского района Пензенской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.