Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа изменена. - Постановление администрации г. Пензы от 10 января 2025 г. N 6/3
Утверждена
Постановлением
администрации города Пензы
от 23.10.2024 г. N 1613
(с изменениями от 10 января 2025 г.)
Паспорт муниципальной программы "Создание условий для развития предпринимательства, инвестиционной деятельности и обеспечения жителей города Пензы услугами потребительского рынка"
1. |
Куратор муниципальной программы |
Заместитель главы администрации города Пензы по экономике и развитию предпринимательства |
2. |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Администрация города Пензы (Управление содействия развитию малого и среднего предпринимательства) |
3. |
Соисполнитель муниципальной программы |
Администрация Ленинского района города Пензы; Администрация Железнодорожного района города Пензы; Администрация Октябрьского района города Пензы; Администрация Первомайского района города Пензы; Управление экономического развития администрации города Пензы; Управление градостроительства и архитектуры города Пензы. |
4. |
Период реализации муниципальной программы |
2025-2030 гг. Разделение на этапы не предусмотрено |
5. |
Цель (цели) муниципальной программы |
1. Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых, а также повышение численности занятых в малом и среднем предпринимательстве. 2. Обеспечение условий развития потребительского рынка города Пензы и формирование благоприятных условий для расширения рынка местной и сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. 3. Увеличение объема инвестиций в основной капитал. |
6. |
Направления (подпрограммы) муниципальной программы |
Не предусмотрено |
7. |
Объемы и источники финансового обеспечения муниципальной программы за весь период реализации |
Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 630 тыс. руб. из бюджета города Пензы, в том числе: 2025 год - 105,0 тыс. рублей, 2026 год - 105,0 тыс. рублей, 2027 год - 105,0 тыс. рублей, 2028 год - 105,0 тыс. рублей, 2029 год - 105,0 тыс. рублей, 2030 год - 105,0 тыс. рублей. Объемы финансирования Программы за счет бюджета города Пензы ежегодно уточняются исходя из возможностей бюджета на соответствующий год. |
8. |
Связь с государственной программой Пензенской области (при наличии) |
Не предусмотрено |
1. Стратегические приоритеты муниципальной программы
Приоритеты реализации муниципальной программы сформированы на основе Указа Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Указа Президента РФ от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов", Закона Пензенской области от 15.05.2019 N 3323-ЗПО "О Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года", Решения Пензенской городской Думы от 29.03.2024 N 1134-58/7 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития города Пензы на период до 2035 года.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" установлены такие целевые показатели и задачи, выполнение которых характеризует достижение национальной цели "Технологическое лидерство", как:
- увеличение к 2030 году доли отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки, в общем объеме потребления таких товаров и услуг в Российской Федерации в полтора раза по сравнению с уровнем 2023 года;
- увеличение к 2030 году выручки малых технологических компаний не менее чем в семь раз по сравнению с уровнем 2023 года.
Реализация Программы также непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации "Устойчивая и динамичная экономика", в рамках которой установлены целевые показатели, в том числе:
- обеспечение в 2024-2030 годах реального роста дохода на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства в 1,2 раза выше, чем рост валового внутреннего продукта;
- увеличение доли креативных (творческих) индустрий в экономике;
- увеличение к 2030 году объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 60 процентов по сравнению с уровнем 2020 года за счет постоянного улучшения инвестиционного климата.
Программа соответствует целям и задачам долгосрочной государственной экономической политики Российской Федерации. Реализация мероприятий осуществляется в рамках направления Стратегии социально-экономического развития Пензенской области: "Пензенская область - регион, привлекательный для развития бизнеса". Также программа реализуется в рамках стратегического направления "Город Пенза - территория экономического роста", определенного в Стратегии социально-экономического развития города Пензы на период до 2035 года.
Состояние и динамика развития среднего и малого предпринимательства
Малые предприятия являются одним из ключевых элементов экономики города Пензы, во многом определяющим уровень благосостояния общества в целом. Они наиболее динамично осваивают новые виды продукции, способствуют приближению товаров и услуг к потребителю, развиваются в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Малый бизнес создает конкурентную среду, организует новые рабочие места.
По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, в городе Пензе по состоянию на 10.12.2024 действует 24902 субъектов малого и среднего предпринимательства. В свою очередь, на 10.01.2024 данный показатель составлял - 24223 субъектов, на 10.01.2023 - 23471 субъектов, на 10.01.2022 - 23330 субъектов, на 10.01.2021 - 23031 субъектов МСП. Таким образом, отмечается положительная тенденции роста количества малых предприятий. По итогам 2023 года наблюдается прирост 752 субъект, а по итогам 11 месяцев 2024 года прирост составляет 679 ед.
Кроме того, большую популярность набирает специальный налоговый режим для самозанятых граждан - "налог на профессиональный доход", который начал свое действие с июля 2020 года и по состоянию на 1 января 2024 года в городе Пензе зарегистрировано 23363 самозанятых, что на 7137 граждан больше, чем на 1 января 2023 г. (16226 чел.). На 1.10.2024 показатель численности самозанятых составляет 30358 чел.
Отмечается тенденция роста количества субъектов МСП по сравнению с предыдущими годами, особенно прослеживается положительная тенденция роста количества самозанятых граждан.
Специальным налоговым режимом "Налог на профессиональный доход" могут пользоваться граждане, которые не имеют работодателя и наемных работников, создают продукт или услугу самостоятельно без посредников и чей доход не превышает 2,4 миллиона рублей в год. Платить налог они могут без всякой отчетности, не нужно подавать декларации о доходах. Налоговая ставка составляет 4% при работе с физическими лицами и 6% - с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Для участия самозанятым гражданам достаточно установить мобильное приложение "Мой налог", где формируются чеки, квитанции и производятся налоговые отчисления. Самозанятые освобождаются от уплаты страховых взносов. Налоговые поступления от налога на профессиональный доход ("самозанятых") зачисляются: в бюджеты субъектов РФ - по нормативу 63% (ст. 56 БК РФ), в бюджеты государственных внебюджетных фондов - по нормативу 37% (ст. 146 БК РФ). Физические лица, применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", могут получать меры поддержки наряду с субъектами малого и среднего бизнеса.
Таким образом, на сегодняшний день в городе Пензе более 47 тыс. граждан, организовавших предпринимательскую деятельность, которые создали рабочие места более чем для 112 тысяч человек.
Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП), установленным статьей 4 Федерального закона N 209-ФЗ, вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ЕРСМСП).
Проведен качественный анализ самозанятых граждан. Так, по данным УФНС:
50,8% самозанятых - физические лица;
43,2% - физические лица, на которых предоставлялись сведения в расчетах по страховым взносам (то есть ранее трудоустроенные);
4,5% - действующие индивидуальные предприниматели;
1,5% - индивидуальные предприниматели, снявшиеся с учета.
Таким образом, анализ показывает, что в числе самозанятых преобладают физические лица, ранее не осуществляющие официальную трудовую деятельность. Тем самым, данный налоговый режим показывает свою эффективность в преодолении неформальной занятости.
Существенная роль малого бизнеса в экономике города обусловлена его наличием практически во всех сферах деятельности. В структуре распределения малых предприятий по видам экономической деятельности преобладали обрабатывающие производства (25,2% от общего числа обследованных предприятий) и предприятия торговли оптовой и розничной; ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (21,1%). Среди других видов деятельности большой вклад в развитие малого бизнеса внесли: строительство - 10,0%, деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 8,5. Прочие виды экономической деятельности (транспортировка и хранение, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, предоставление прочих видов услуг и др.) составили 28,6%.
Малые предприятия быстрее всего реагируют на происходящие изменения на рынке труда, помогая обеспечить занятость значительной доли трудоспособного населения.
Важнейшая социальная функция малых предприятий - обеспечение занятости населения.
Численность работников на малых предприятиях и средних предприятиях города Пензы по статистическим данным составляет 93813 человек.
Наибольший удельный вес численности работающих в малых предприятиях приходится на организации обрабатывающих производств - 33,9%, торговли оптовой и розничной; ремонта автотранспортных средств и мотоциклов - 14,7, строительства - 8,6, сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства - 8,3, на организации, осуществляющие деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 7,1%.
Заработная плата на малых предприятиях (без учета микропредприятий) за первое полугодие 2024 года составила в среднем почти 54 тысячи рублей. По этому показателю наш регион занимает 4-е место в Приволжском федеральном округе.
О значении малого предпринимательства для экономики можно судить по его доле в общем объеме производимых товаров и оказываемых услуг всеми организациями города и области.
За I полугодие 2024 г. оборот малых предприятий составил 112116,6 млн руб. Удельный вес оборота малых предприятий в общем обороте всех предприятий Пензенской области составил 16,1%.
Основной оборот организаций сформировался за счет малых предприятий торговли оптовой и розничной; ремонта автотранспортных средств и мотоциклов (34,2%) и обрабатывающих производств (33,1%).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 показатели, характеризующие малое и среднее предпринимательство, учитываются при оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. При проведении оценки большое внимание уделено показателям, результаты которых зависят от деятельности местных властей и характеризуют степень развития в муниципальных образованиях малого и среднего предпринимательства.
Ключевыми относительными показателями являются:
- число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. населения. По городу Пензе на 01.01.2024 показатель составляет 496,1 ед.;
- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций на 01.01.2024 - по городу Пензе составила 45,7%.
Таблица 1.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства на 10 тыс. населения
Региональный центр |
Число СМСП на 10 тыс. населения на 01.01.2021 |
Число СМСП на 10 тыс. населения на 01.01.2022 |
Число СМСП на 10 тыс. населения на 01.01.2023 |
Число СМСП на 10 тыс. населения на 01.01.2024 |
Пенза |
444,27 |
458 |
460,7 |
496,1 |
Данный показатель имеет положительную тенденцию и растет ежегодно. Кроме того, по показателю город Пенза опережает такие региональные центры, сопоставимые по численности населения, как Саратов, Саранск, Орел, Йошкар-Ола.
Состояние и динамика развития потребительского рынка
В соответствии с федеральными законами от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Уставом города Пензы администрация города Пензы создает условия для обеспечения жителей города Пензы услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Сфера торговли и услуг является индикатором социально-экономических процессов, происходящих в обществе, отражает динамику потребления и платежеспособного спроса населения, уровень предпринимательской активности. Сбалансированность потребительского рынка - обязательное условие эффективности региональной экономики, показатель уровня жизни населения.
Основным индикатором, характеризующим уровень обеспеченности населения города потребительскими товарами, является "Оборот розничной торговли", определяющий динамику физического объема реализованных населению города потребительских товаров.
Оборот розничной торговли по организациям г. Пензы в январе - октябре 2024 г. составил 93,5 млрд руб. (62,6% от аналогичного показателя по области), по сравнению с январем - октябрем 2023 г. оборот розничной торговли в г. Пензе увеличился в действующих ценах на 41,2% (по области - на 36,8%).
Оборот общественного питания по организациям г. Пензы в январе - октябре 2024 г. составил 1321,6 млн руб. (69,9% от объема по области). Увеличение оборота общественного питания в г. Пензе относительно итогов за январь - октябрь предыдущего года составило 11,6%, по области - 11,3%.
Населению г. Пензы в январе - октябре 2024 г. оказано платных услуг на сумму 25,9 млрд руб. (77,3% от итога по области). По сравнению с соответствующим периодом предыдущего года объем платных услуг в г. Пензе увеличился в фактических ценах на 9,7%, по области - на 8,6%.
Удельный вес бытовых услуг населению в общем объеме платных услуг по г. Пензе в январе - октябре 2024 г. составил 2,4%, или 629,4 млн руб. Относительно января - октября 2023 г. объем бытовых услуг, оказанных в областном центре, в фактических ценах увеличился на 55,4%.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2023 N 704 утверждены Правила установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов. Постановлением Правительства Пензенской области от 18.08.2023 N 687-пП утверждены нормативы по г. Пензе.
1. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) количеством стационарных торговых объектов составляет 1428 объектов. Фактическая обеспеченность населения муниципального образования стационарными торговыми объектами - 2347 объекта. Таким образом: фактическая обеспеченность населения стационарными объектами в городе Пензе превышает норматив обеспеченность населения стационарными объектами на 64,0%.
2. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) количеством стационарных торговых объектов, в которых осуществляется продажа продовольственных товаров составляет 640 объектов. Фактическая обеспеченность составляет 1100 объектов, что на 72% превышает норматив.
3. Норматив минимальной обеспеченности населения субъекта Российской Федерации (муниципального образования) количеством нестационарных торговых объектов составляет 295 объекта. Фактическая обеспеченность составляет 756, что в 2,5 раза превышает норматив.
На сегодняшний день на территории города осуществляют торговую деятельность 2,4 тысячи стационарных предприятий розничной торговли. В течение 2024 года за счет нового строительства, реконструкции свободных помещений, освоения свободных площадей вновь открыто более 30 предприятий розничной торговли. Вновь создано более 450 новых рабочих мест.
В соответствии со Стратегией развития торговли в Российской Федерации под развитием торговой отрасли понимается создание равных возможностей для беспрепятственного открытия, расширения и ведения бизнеса субъектами торговой деятельности любых размеров (малых, средних, крупных) вне зависимости от выбранного хозяйствующим субъектом торгового формата, при стабильных условиях ведения бизнеса, всесторонней гарантии прав и минимизации административного воздействия.
Государство заинтересовано в увеличении количества торговых объектов разных хозяйствующих субъектов, так как это увеличивает конкуренцию, создает более комфортную среду для потребителей и расширяет каналы сбыта для отечественных товаропроизводителей. Органы государственной власти и местного самоуправления должны лишь установить прозрачные и стабильные правила для осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли, создавать благоприятные и прозрачные условия для осуществления торговой деятельности и содействовать в соблюдении хозяйствующими субъектами установленных правил.
Состояние и динамика развития инвестиционной деятельности
Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности территории. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему.
Объем инвестиций, направляемых в основной капитал, за последние года характеризуется стабильным ростом. Их объем в 2020 году составил 21538,9 млн. руб., в 2021 году - 24956,7 млн. руб., в 2022 году - 26077,5 млн. руб. В 2023 году объем инвестиций в основной капитал вырос на 53,2% по сравнению с 2020 годом и составил 33000,5 млн. руб. За 9 месяцев 2024 года объем инвестиций в основной капитал по городу Пензе составил 22043 млн. руб, что на 15,2% больше показателя 2023 года (19141 млн. руб).
Данный рост обеспечен реализацией инвестиционных проектов на территории города Пензы, а также значительным бюджетным инвестированием в реализацию объектов в рамках национальных проектов и государственных программ Пензенской области.
В структуре использования инвестиций за указанный период не происходило существенных изменений, наибольший объем инвестиций был направлен на организацию промышленного производства, транспортировку и хранение, деятельность в области связи и информации, оптовую и розничную торговлю, деятельность в области здравоохранения.
За счет собственных средств организаций профинансировано 49,2% инвестиций или 14746,8 млн. рублей, за счет привлеченных - 50,8% инвестиций или 17253,7 млн. рублей. При этом доля бюджетных инвестиций в структуре привлеченных средств занимает 64%.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя в 2023 году составил 44,8 тыс. рублей, рост к уровню 2022 года оставил 18%.
Среди 14 городов Приволжского федерального округа по объему инвестиций, направляемых в основной капитал, город Пенза занимает 12-е место, опережая Саранск и Йошкар-Олу.
В 2023 году Территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Пензенской области проводилось выборочное обследование инвестиционной активности и выявлению факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность, среди 295 организаций города. Руководители 69% обследуемых предприятий оценили свою экономическую ситуацию в 2023 году как "удовлетворительную" и 20% - как "благоприятную". По сравнению с предыдущим годом улучшение отметили 30% опрошенных, 49% руководителей предприятий посчитали, что экономическая ситуация в организации осталась без изменений.
Основной фактор, ограничивающий инвестиционную деятельность организаций - высокий процент коммерческого кредита, на эту причину указали 72% респондентов. Также, среди причин, ограничивающих инвестиционную активность, руководители отмечают экономическую ситуацию в стране, инфляционную политику и инвестиционные риски.
Применение программно-целевого подхода, увязывающего цели, задачи и мероприятия по срокам и ресурсам создаст условия для эффективной реализации муниципальной политики в сфере достижения установленных национальными целями развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года показателей.
Показатели муниципальной программы, характеризующие инвестиционную деятельность, также учитываются при оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607, а также при оценке эффективности деятельности главы местной администрации и инвестиционного уполномоченного муниципального образования в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26.09.2023 N 672.
2. Показатели достижения целей муниципальной программы
Целями муниципальной программы являются:
1. Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства и самозанятых, а также повышение численности занятых в малом и среднем предпринимательстве.
2. Обеспечение условий развития потребительского рынка города Пензы и формирование благоприятных условий для расширения рынка местной и сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
3. Увеличение объема инвестиций в основной капитал.
Показатели муниципальной программы представлены в Приложении N 1.
3. Структура муниципальной программы
Структура муниципальной программы города Пензы "Создание условий для развития предпринимательства, потребительского рынка и инвестиционной деятельности" представлена в Приложении N 2.
4. Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы
Объемы финансирования Программы за счет бюджета города Пензы ежегодно уточняются исходя из возможностей бюджета на соответствующий год и представлены в Приложениях N 3.
Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 630 тыс. руб. из бюджета города Пензы, в том числе:
2025 год - 105,0 тыс. рублей,
2026 год - 105,0 тыс. рублей,
2027 год - 105,0 тыс. рублей,
2028 год - 105,0 тыс. рублей,
2029 год - 105,0 тыс. рублей,
2030 год - 105,0 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы за счет бюджета города Пензы ежегодно уточняются исходя из возможностей бюджета на соответствующий год.
5. Паспорта структурных элементов
Паспорта структурных элементов:
- Комплекс процессных мероприятий 1 "Создание комплексной системы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Пензе" представлен в Приложении N 4;
- Комплекс процессных мероприятий 2 "Развитие потребительского рынка на территории города Пензы" представлен в Приложении N 5;
- Комплекс процессных мероприятий 3 "Привлечение инвестиций в экономику города Пензы" представлен в Приложении N 6.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.