Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 3 июня 2003 г. N Ф08-1540/03
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Фирма "ММ" - директор, от ответчиков - Правительства Кабардино-Балкарской Республики, администрации г. Нальчика, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "ММ" на решение от 05.03.03 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-1280/02, установил следующее.
ООО "Фирма "ММ" обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к Правительству Кабардино-Балкарской Республики и администрации г. Нальчика о признании недействительными пункта 7 приложения 2 к постановлению Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 05.05.01 N 169 "О размещении автозаправочных станций на территории Кабардино-Балкарской Республики" и пункта 2.1 постановления главы администрации г. Нальчика от 21.11.01 N 1255 "О деятельности автозаправочных станций в г. Нальчике".
Решением суда от 26.07.02 в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые ненормативные акты приняты правомерно, поскольку эксплуатация АЗС противоречит правилам пожарной безопасности и санитарным правилам и нормам.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.10.02 указанное решение отменено, дело передано на новое рассмотрение из-за недостаточной исследованности обстоятельств дела, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.
Решением от 05.03.03 в удовлетворении исковых требований отказано на том основании, что деятельность АЗС, принадлежащей ООО "Фирма "ММ", осуществляется с нарушением установленной СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 санитарно-защитной зоны.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Фирма "ММ" подало кассационную жалобу, в которой просит отменить решение суда и удовлетворить иск. В обоснование своих доводов заявитель указывает, что постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 05.05.01 N 169 официально не опубликовано, поэтому не подлежит применению. Суд не дал надлежащей оценки обстоятельствам дела, в частности: одними и теми же государственными надзорными органами даны противоположные заключения в отношении спорной АЗС. Кроме того, в силу статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", подпункт 2 пункта 15 Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации факты нарушений санитарных правил могут устанавливаться только на основании проведенных проверок и вынесенных по ним административных предписаний. Размещение АЗС соответствует требованиям пункта 2.27 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01, так как станция находится в пределах санитарно-защитной зоны ОАО "Минеральные воды Кабардино-Балкарии", относящегося к третьему классу с санитарно-защитной зоной в 300 метров. Принятое решение суда нарушает права и законные интересы истца как собственника АЗС, предусмотренные статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, здание АЗС, находящееся в г. Нальчике по ул. Рыбалко, 6, принято в эксплуатацию согласно акту государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию завершенного строительством объекта от 26.01.94. Глава администрации г. Нальчика подписал постановление от 29.12.95 N 2581 "Об узаконении автозаправочной станции по ул. Рыбалко". АЗС принадлежит ООО "Фирма "ММ" на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 24.08.99. ООО "Фирма "ММ" имеет лицензию Г 023492 от 18.10.01 (регистрационный N 13-00402-00) на эксплуатацию автозаправочных станций со сроком действия до 31.12.02 и экологический сертификат от 04.03.98 N 0024.
Во исполнение распоряжения Президента Кабардино-Балкарской Республики от 12.09.98 N 3180-РП "О реализации схемы размещения автозаправочных станций на территории Кабардино-Балкарской Республики" администрация г. Нальчика приняла постановление от 13.01.99 "О мерах по предупреждению деятельности автозаправочных станций", которым введена паспортизация действующих АЗС и создана комиссия по обследованию действующей сети АЗС.
Комиссия внесла предложение по размещению АЗС с определением их вида деятельности и сроками эксплуатации. Спорная АЗС отнесена к числу заправок, подлежащих поэтапному прекращению в установленные сроки. В качестве обоснования указано: "Отсутствие санитарно-защитной зоны".
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 05.05.01 N 169 утвержден перечень автозаправочных станций, расположенных на территории Кабардино-Балкарской Республики, и рекомендовано местным администрациям городов и районов произвести в установленном действующим законодательством порядке закрытие автозаправочных станций, не вошедших в утвержденный перечень. В перечень автозаправочных станций на территории Кабардино-Балкарской Республики, подлежащих закрытию, сносу или переносу в соответствии с приложением N 2 к названному постановлению, включена АЗС, расположенная по ул. Рыбалко, 6.
4 октября 2001 года Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Нальчика выдано ООО "Фирма ''ММ''" санитарно-эпидемиологическое заключение N 53 о соответствии санитарным правилам представляющих потенциальную опасность для здоровья человека видов деятельности, работ и услуг, согласно которому вид деятельности "хранение и реализация горюче-смазочных материалов", осуществляемый обществом, соответствует СНиП 2.09.02-85 "Производственные здания". Срок действия заключения - до 06.10.02.
Согласно заключению государственной противопожарной службы МВД Кабардино-Балкарской Республики от 04.10.01 N 0851 состояние пожарной безопасности АЗС, принадлежащей ООО "Фирма "ММ", позволяет обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности по реализации горюче-смазочных материалов..
На основании постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 05.05.01 N 169 главой администрации г. Нальчика принято постановление от 21.11.01 N 1255 "О деятельности автозаправочных станций в г. Нальчике", пунктом 2.1 которого предписано соответствующим службам произвести в установленном порядке закрытие АЗС, не вошедших в утвержденный постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 05.05.01 N 169 перечень.
Письмом от 23.02.02 N 105 за подписью заместителя главы администрации г. Нальчика руководитель АЗС, принадлежащей обществу, уведомлен о необходимости закрытия станции в срок до 01.03.02 со ссылкой на оспариваемые постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики и главы администрации г. Нальчика.
2 июля 2002 года в адрес администрации г. Нальчика главным государственным санитарным врачом Центра госсанэпиднадзора г. Нальчика направлено сообщение о том, что фактическое расстояние от АЗС по ул. Рыбалко до жилых домов составляет 20-25 метров. Таким образом, санитарно-защитная зона станции не отвечает требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 .
Как установлено в ходе судебного разбирательства, АЗС на данный момент не закрыта и продолжает действовать.
При изложенных обстоятельствах решение суда надлежит оставить без изменения ввиду следующего.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункту 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
На момент принятия оспоренных постановлений действовали утвержденные постановлением Минздрава России СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 "2.2.1/2.1.1 . Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест", утвержденные главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.05.01.
Пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 предусмотрено, что санитарные правила устанавливают обязательные гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров.
Автозаправочные станции для заправки грузового и легкового автотранспорта отнесены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 к предприятиям четвертого класса, для которых установлен минимальный размер санитарно-защитной зоны, равный 100 метрам. Однако, как свидетельствуют материалы настоящего дела, расстояние от АЗС до жилых домов составляет 20-25 метров, что является нарушением защитной зоны. Таким образом, является несостоятельным довод кассационной жалобы о том, что спорная АЗС находится в пределах санитарно-защитной зоны ОАО "Минеральные воды Кабардино-Балкарии", относящегося к третьему классу с защитной зоной 300 метров.
Не может быть принята во внимание и ссылка заявителя кассационной жалобы на СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий сооружений и иных объектов" (глава 4.4 класс 5 пункт 20, примечание), устанавливающие санитарно-защитную зону в 25 м для АЗС легковых автомобилей с количеством заправок не более 500 в сутки и оборудованной системой закольцовки паров бензина, поскольку спорная станция данной системой не оборудована.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Следовательно, в случае нарушения собственником действующего законодательства (отсутствие санитарно-защитной зоны) его права по владению, пользованию и распоряжению имуществом могут быть ограничены. Кроме того, оспариваемые постановления не направлены на прекращение деятельности заправочной станции. Они носят рекомендательный характер, который выражается в предложении уполномоченным органам и собственнику произвести в установленном порядке закрытие АЗС.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" и подпунктом 2 пункта 15 Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации факты нарушений санитарных правил могут устанавливаться только на основании проведенных проверок и вынесенных по ним административных предписаний, не принимается судом во внимание, поскольку предметом настоящего спора является признание недействительными ненормативных актов, а не аннулирование лицензии ООО "Фирма "ММ".
Несостоятелен также довод кассационной жалобы о том, что суд не дал надлежащей оценки обстоятельствам дела, в частности: одними и теми же государственными надзорными органами, на основании одних и тех же нормативных актов даны противоположные заключения в отношении спорной АЗС. Санитарно-эпидемиологическое заключение от 04.10.01 N 53 о соответствии санитарным правилам представляющих потенциальную опасность для здоровья человека видов деятельности, работ и услуг, выданное Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения Российской Федерации г. Нальчика, содержит сведения, не соответствующие действительности.
Из изложенного следует, что основания для признания ненормативных актов недействительными отсутствуют. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам. Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 05.03.03 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-1280/02 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 июня 2003 г. N Ф08-1540/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании