Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 10 сентября 2003 г. N Ф08-3394/03-1283А
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Арсадак" - директора, в отсутствии заявителя - Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Кабардино-Балкарской Республики, надлежащем образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 3206), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Кабардино-Балкарской Республике на решение от 11.04.03 и постановление апелляционной инстанции от 08.07.03 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-514/03, установил следующее.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Инспекция) обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Арсадак" (далее - Общество) 675 164 рублей, в том числе налог на добавленную стоимость - 379 246 рублей и пени - 39 555 рублей, налог на пользователей автодорог - 18 515 рублей и пени - 2 731 рубль, налог на имущество - 52 491 рубль и пени - 7 660 рублей, налог на прибыль - 158 000 рублей и пени 16 966 рублей.
Решением от 11.04.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.07.03, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что поскольку налоговая инспекция не доказала, что организации приобретали горюче-смазочные материалы для использования их в последующем в предпринимательской деятельности, то общество не обязано было уплачивать налоги в общеустановленном порядке при реализации горюче-смазочных материалов.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Кабардино-Балкарской Республике с жалобой, в которой просит судебные акты отменить, заявленное требование удовлетворить. При этом заявитель указывает, что суд не оценил все обстоятельства и не применил нормы материального и процессуального права, подлежащие применению.
В отзыва на кассационную жалобу Общество указывает, что решение и постановление апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, оснований для их отмены нет.
Выслушав представителя Общества и изучив доводы жалобы, отзыва на кассационную жалобу и материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Кабардино-Балкарской Республики проведена выездная налоговая проверка ООО "Арсадак" по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.01 по 01.10.02. По результатам проверки составлен акт от 17.12.02 N 48 по которому предлагается доначислить налог на добавленную стоимость на общую сумму 9 875 407 рублей, в том числе: за 2001 год - 7 023 720 рублей, за 2002 год - 2 851 686 рублей, а также привлечь к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании письма Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кабардино-Балкарской Республики от 14.01.03 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Кабардино-Балкарской Республике, проведены дополнительные мероприятия по акту выездной налоговой проверки ООО "Арсадак" от 17.12.02.
По результатам дополнительной проверки Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Кабардино-Балкарской Республике предлагается доначислить 675 164 рублей, что составляет: 379 246 рублей - налог на добавленную стоимость, пени 39 555 рублей, 18 515 рублей - налог на пользователей автодорог, пени - 2 731 рубль, 52 491 рубль - налога на имущество, пени - 7 660 рублей, 158 000 рублей - налога на прибыль, пени - 16 966 рублей.
Как следует из актов проверок, доначисления указанных сумм налога налоговым органом мотивировано тем, что Общество осуществляло оптовую реализацию горюче - смазочных материалов.
При рассмотрении дела и вынесении судебных актов об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды не учли следующее.
В Федеральном законе от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" квалифицирующим признаком плательщика налога является осуществляемый лицом определенный вид деятельности. Таким образом, Общество будет являться плательщиком этого налога в случае осуществления деятельности, названной в законодательстве о едином налоге на вмененный доход. Однако, вопрос о том, по какому виду деятельности Общество является плательщиком единого налога на вмененный доход не был предметом рассмотрения суда первой инстанции. Судом также не исследован вопрос о применении Закона Кабардино-Балкарской Республики "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". В деле отсутствуют документы, подтверждающие перевод Общества на уплату единого налога на вмененный доход и вид деятельности, по которому осуществлен перевод на уплату этого налога.
Из содержания статей 492 и 506 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретенного покупателем товара, независимо от того физическое или юридическое лицо приобретает товар.
Кроме этого, суд первой инстанции, сделав вывод о том, что реализация горюче-смазочных материалов организациям является розничной торговлей, не исследовал первичные документы, относящиеся к этой реализации, а также цены, примененные Обществом при реализации горюче-смазочных материалов. Также не дана оценка тому обстоятельству, что расчет за приобретенный товар производился в безналичном порядке.
Учитывая полномочия кассационной инстанции, и неполное выяснение судом первой инстанции фактических обстоятельств совершения обществом правонарушения в виде неуплаты или неполной уплаты сумм налога, дело подлежит направлению на новое рассмотрение, при котором необходимо исследовать какую деятельность осуществляло общество, подпадает ли она под действие законодательства о едином налоге на вмененный доход, имеется ли состав налогового правонарушения, правильно ли он квалифицирован налоговым органом, правильно ли произведен им расчет штрафа, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
При новом рассмотрении дела также необходимо обсудить вопрос о необходимости привлечения к участию в деле Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кабардино-Балкарской Республике, на чем настаивает в кассационной жалобе Инспекция.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 11.04.03 и постановление апелляционной инстанции от 08.07.03 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-514/03 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 сентября 2003 г. N Ф08-3394/03-1283А
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании