Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 17 сентября 2003 г. N Ф08-3549/03-1351А
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Байкаллесэкспорт", в отсутствии заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску, надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 4377), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску на решение от 17.06.03 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-8708/2003-54/335, установил следующее.
ООО "Байкаллесэкспорт" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с требованием о признании частично недействительным решения от 07.04.03 N 86 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Новороссийску (далее Инспекция) о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
До вынесения решения по существу Общество заявило отказ от заявленных требований в части пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 129 рублей 98 копеек.
Решением от 17.06.03 заявленные требования удовлетворены. В части отказа от заявленных требований производство по делу прекращено и заявителю выдана справка на возврат госпошлины в сумме 1 000 рублей. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку налогоплательщик представил доказательства, которые свидетельствуют об уплате сумм налога на добавленную стоимость при приобретении товаров, принятии этих товаров на учет, а также подтверждение этих операций первичными документами, предусмотренными законом, то он имеет право на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с жалобой, в которой просит судебный акт отменить и принять постановление об отказе обществу в его требованиях. При этом заявитель указывает, что судом не принято во внимание, что условия поставки в договоре, заключенном заявителем с ООО "Верона-Сервис", не конкретны, договор не имеет предмета, в нарушении установленной законодательствам формы оформлены накладные, счета-фактуры на отпуск лесопродукции, из документов заявителя невозможно установить происхождение товара. Судом также не исследован вопрос уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Байкаллесэкспорт" указывает, что обжалуемый судебный акт являются законным и обоснованным, оснований для его отмены нет.
Выслушав представителя Общества и изучив доводы жалобы, отзыва на неё и материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, с 25.03.02 по 25.07.02 налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Байкаллесэкспорт" по вопросу соблюдения налогового законодательства за период с 29.08.00 по 31.12.01. По результатам проверки составлен акт от 06.08.02 N 8601 и принято решение от 07.04.03 N 86 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации , в виде штрафа в сумме 21 990 рублей, в том числе по налогу на прибыль - 632 рубля, по налогу на добавленную стоимость - 21358 рублей. Решением также предложено перечислить сумму неуплаченных налогов 109 953 рублей, в том числе по налогу на прибыль за 2001 год - 3 159 рублей, по налогу на добавленную стоимость - 106 794 рублей и пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 39 540 рублей, в том числе по налогу на прибыль 596 рублей, по налогу на добавленную стоимость - 38 944 рублей.
Общество не согласилось с принятым решением налогового органа в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа по налогу на добавленную стоимость в сумме 20 910 рублей, уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость в сумме 104 550 рублей, уплаты в бюджет пени по в сумме 38 944 рублей и обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд не учел следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет - фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. Подпунктом 2 пункта 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в счете-фактуре, являющемся согласно пункту 1 названной статьи документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, должны быть указаны наименование, адрес и идентификационный номер налогоплательщика и покупателя. Пункт 6 этой же статьи предусматривает, что счета-фактуры подписываются руководителем и главным бухгалтером. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
В соответствии с приложением N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года N 914, в составе показателей счета-фактуры должны указываться: полное или сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами; место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами; идентификационный номер продавца (ИНН); полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами (если продавец и грузоотправитель одно и то же юридическое лицо, то в этой строке пишется "он же", если продавец и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом, то указывается адрес грузоотправителя); полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес; полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами; место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами; идентификационный номер покупателя (ИНН).
Счета-фактуры от 01.08.01 N 33, от 01.09.01 N 41 составлены с нарушением данных требований. В указанных счетах-фактурах отсутствуют полный адрес продавца и грузоотправителя, не указан номер и дата расчетно-платежного документа, а также не расшифрованы подписи руководителя и главного бухгалтера.
Из письма ИМНС России по г. Троицку, Московской области следует, что проведение встречной проверки ООО "Верона-Сервис" - поставщика общества невозможна, поскольку руководитель предприятия уклоняется от представления первичных документов для проведения встречной проверки, а последние отчетные документы поставщиком представлены по состоянию на 01.10.01, в которых выручка от реализации продукции отсутствует.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25.07.01 N 138-О указал, что по смыслу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика. В то же время недобросовестный налогоплательщик не должен пользоваться тем же режимом правовой защиты, что и добросовестный.
Также следует учитывать, что обязанность доказывания недобросовестности налогоплательщика в соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложена на налоговые органы. Вместе с тем, одним из условий возмещения из бюджета суммы налога на добавленную стоимость является надлежащее подтверждение обстоятельств, связанных с приобретением товарно-материальных ценностей. В связи с этим заявитель обязан доказать правомерность заявленных требований. Обязанность по доказыванию указанных обстоятельств возложена на заявителя не только законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, но и частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Поскольку судом при принятии решения неправильно применены нормы материального права, решение от 17.06.03 арбитражного суда в части удовлетворения требований ООО "Байкаллесэкспорт" подлежит отмене и Обществу следует отказать в их удовлетворении. В остальной части решение следует оставить без изменения.
Государственная пошлина по заявленному требованию и по кассационной жалобе подлежит взысканию с заявителя в сумме 1 500 рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 17.06.03 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-8708/2003-54/335 отменить в части удовлетворения требований ООО "Байкаллесэкспорт".
В этой части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части решение от 17.06.03 оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Байкаллесэкспорт" г. Новороссийск в доход федерального бюджета госпошлину 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2003 г. N Ф08-3549/03-1351А
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании