Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии представителя Миграционной службы Краснодарского края (истца) - представителя, акционерного общества закрытого типа "Санаторий "Малая Бухта" (ответчика) - адвоката, представителя, открытого акционерного общества "Концерн "Курорт" (третьего лица) - начальника юридического отдела и представителя, рассмотрев кассационную жалобу санатория "Малая Бухта" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.98 по делу N А-32-13986/97-41/186 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 12.03.98, установил.
Миграционная служба Краснодарского края обратилась в арбитражный суд с иском к АОЗТ "Санаторий "Малая Бухта" об устранении препятствий в пользовании помещением бара "Катран", площадью 135,7 кв.м по адресу г.Анапа, ул.ТаманскаяКалинина, 6/1, и взыскании убытков в сумме 62.928.131 рублей.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен концерн "Курорт", у которого истец приобрел указанное помещение.
Решением арбитражного суда от 14.01.98, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 12.03.98, иск удовлетворен в части требования об устранении препятствий, в части взыскания убытков производство по делу прекращено в связи с отказом от этого требования.
В кассационной жалобе санаторий "Малая Бухта" просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и отказать в иске. По мнению санаторий "Малая Бухта", основаниями для отмены судебных актов являются нарушения статей 12, 130, 131, 166, 167, 168, 223, 244, 253, 304, 460, 551, 552, 554 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14, 16 Федерального закона "О природных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", Указа Президента Российской Федерации от 11.12.93 N 2130, статьи 56 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушения норм права выразились в неправильном выводе о законности договора купли-продажи от 13.06.97, заключенного концерном "Курорт" (продавцом помещения) и миграционной службой (покупателем). Податель жалобы считает, что договор не соответствует закону, поскольку передачей помещений миграционной службе нарушаются ограничения на размещение в курортной зоне объектов, не связанных с курортным лечением и отдыхом; заключением договора нарушены права санатория как совладельца помещения; договор не содержит данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче; договор не зарегистрирован в установленном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу Миграционная служба Краснодарского края выступило против удовлетворения жалобы, полагая, что обжалуемые решения законны и обоснованны.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило. В заседании суда кассационной инстанции стороны повторили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции и апелляционной инстанцией, решением от 22.02.91 N 114 исполнительного комитета Анапского городского совета народных депутатов концерну "Курорт" было разрешено проектирование и строительство встроенного сувенирного магазина с детским баром в спальном корпусе N 1 санатория имени Ленина (правопредшественника санатория "Малая Бухта").
В 1992 году помещения бара "Катран" и магазина приняты в эксплуатацию. 30 сентября 1996 года право собственности концерна "Курорт" зарегистрировано в Бюро технической инвентаризации г.Анапа. 13 июня 1997 года Миграционная служба Краснодарского края и концерн "Курорт" заключили договор купли-продажи помещений. Право миграционной службы на данные помещения зарегистрировано в Бюро технической инвентаризации г.Анапа 1.07.97. Непосредственно после этого Миграционная служба Краснодарского края выплатила концерну стоимость помещений - 420.000.000 рублей.
Договор купли-продажи от 13.06.97 противоречит статье 16 Федерального закона "О природных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", согласно которого на территории санаториев запрещается размещение объектов, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха. Миграционная служба Краснодарского края обладает специальной правоспособностью. В сферу ее деятельности не входит осуществление курортного лечения и отдыха, в связи с этим размещение миграционной службы в приобретенных ею помещениях не является законным. Более того, деятельность этой службы связана с посещениями места нахождения службы мигрантами и беженцами. Совершенно очевидно, что соседство данной организации и санатория, будет оказывать угнетающее воздействие как на беженцев (и мигрантов), так и на отдыхающих. Тем самым, размещением на территории санатория миграционной службы в приобретенном по договору купли-продажи помещении нарушается требование разумности, предусмотренное статьей 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что помещения бара "Катран" и магазина сооружены с использованием конструкций (недвижимого имущества), принадлежащих санаторию. В силу статей 244, 246 Гражданского кодекса Российской Федерации помещения являются общей собственностью концерна "Курорт" и санатория "Малая Бухта", распоряжение данными помещения допускается только по соглашению этих лиц. Санаторий "Малая Бухта" согласия на продажу помещений не давал.
При таких обстоятельствах договор купли-продажи не соответствует законодательству и является ничтожной сделкой в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 167 Гражданского кодекса Российской Федерации такой договор не порождает правовых последствий, в том числе не является основанием для возникновения у миграционной службы вещных прав на помещения. Иск об устранении препятствий не подлежит удовлетворению.
Кассационная инстанция считает необходимым и возможным применение последствий недействительности сделки на основании статей 166, 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмаривающих право суда применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, обязав стороны вернуть все полученное по сделке.
Кроме возврата полученной по сделке суммы платежа концерн "Курорт" обязан уплатить миграционной службе проценты за пользование чужими денежными средствами, на основании статей 395, 1103, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации. Проценты подлежат начислению с момента получения денежных средств, поскольку концерн должен был знать о ничтожности договора и, следовательно, неосновательности обогащения с этого момента. Проценты следует начислять по ставке, действующей на дату принятия постановления кассационной инстанции. С учетом этого с концерна "Курорт" в пользу Миграционной службы Краснодарского края следует взыскать 420000 рублей суммы неосновательного обогащения и 183777,8 рубля процентов (в новом масштабе цен).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174, 175, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.01.98 по делу N А32-13986/97-41/186 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 12.03.98 отменить.
В иске отказать. Признать договор купли-продажи от 13.06.96, заключенный ОАО "Концерн "Курорт" и Миграционной службой Краснодарского края, недействительным. Обязать Миграционную службу Краснодарского края передать помещения бара "Катран" концерну "Курорт". Взыскать с концерна "Курорт" в пользу Миграционной службы Краснодарского края 420000 рублей основного долга и 183777,8 рубля процентов.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 апреля 1998 г. N Ф08-585/98 "Договор купли-продажи помещений, встроенных в здание санатория, миграционной службе признан недействительным, поскольку: противоречит статье 16 Федерального закона "О природных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", согласно которого на территории санаториев запрещается размещение объектов, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха; помещения являются общей собственностью санатория и АО (продавца помещений)"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании