Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 15 апреля 2004 г. N Ф08-1551/04-606А
(извлечение)
ООО "Кристалл-АК" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 01.09.03 N 16-13/444-2 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов за оказанные риелторские услуги в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением суда от 06.11.03 постановление налоговой инспекции от 01.09.03 N 16-13/444-2 признано незаконным и отменено на том основании, что налоговой инспекцией нарушен порядок привлечения ООО "Кристалл-АК" к административной ответственности.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.01.04 решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Суд, признав соблюдение налоговым органом порядка привлечения к административной ответственности, указал, что общество вправе осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовой машины при условии выдачи документа строгой отчетности, форма которого утверждена письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.04.95 N 16-00-30-33.
Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и отказать в удовлетворении заявления ООО "Кристалл-АК", ссылаясь на то, что в соответствии с Федеральным законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) заявитель обязан применять контрольно-кассовую машину при осуществлении денежных расчетов за оказанные услуги. Налоговая инспекция также указывает, что документ строгой отчетности - форма БО-3 - не должен использоваться при осуществлении посреднической деятельности на рынке недвижимости согласно письму Государственной налоговой службы Российской Федерации от 22.06.95 N ЮУ-4-14/29н.
Налоговая инспекция направила ходатайство о рассмотрении жалобы без участия его представителя.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 31.07.03 налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения ООО "Кристалл-АК" законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением. В ходе проверки установлен факт нарушения требований Закона N 54-ФЗ, выразившийся в осуществлении денежных расчетов с населением за оказываемые риелторские услуги без применения контрольно-кассовой машины, ведение расчетов с использованием бланков строгой отчетности формы БО-3.
По данному факту составлены акт проверки от 31.07.03 N 16-13/444 и протокол об административном правонарушении от 31.07.03 N 16-13/444/2, составленный в присутствии директора ООО "Кристалл-АК" Арасланова А.К.
На основании материалов проверки руководителем налоговой инспекции вынесено постановление от 01.09.03 N 16-13/444-2 о привлечении ООО "Кристалл-АК" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовой машины при ведении расчетов в виде штрафа в размере 30 000 рублей, которое обжаловано в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление ООО "Кристалл-АК", суд сделал вывод о том, что заявитель вправе применять бланки строгой отчетности при расчетах за оказываемые риелторские услуги.
Данный вывод суда не противоречит действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.03 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" до момента издания Правительством Российской Федерации указанных нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности.
В настоящее время Правительством Российской Федерации такие акты не изданы.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что при оплате услуг ООО "Кристалл-АК" контрольно-кассовая машина не применялась, выдавались квитанции, форма которых утверждена письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.04.1995 N 16-00-30-33.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.03 N 16-00-24/30 при оказании риелторских услуг населению использование формы квитанции от 20.04.95 N 16-00-30-35 в качестве бланка строгой отчетности при расчетах с населением для учета наличных денежных средств допускается до момента ее переутверждения.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод об отсутствии в действиях ООО "Кристалл-АК" события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в связи с этим постановление налоговой инспекции от 01.09.03 N 16-13/444-2 обоснованно признано незаконным.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 06.11.03 и постановление апелляционной инстанции от 21.01.04 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-12291/03-С5-19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 апреля 2004 г. N Ф08-1551/04-606А
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании