Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 25 сентября 2003 г. N Ф08-3488/03
(извлечение)
Галкин А.Е. обратился в арбитражный суд с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) о признании недействительной государственной регистрации ликвидации ОАО "Агромежхозстрой" и взыскании понесенных судебных расходов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ОАО "Газ-Сервис".
Решением от 05.05.03 в иске отказано, так как для государственной регистрации ликвидации общества представлены все необходимые документы, регистрирующий орган не вправе требовать представления документов, не предусмотренных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц".
Постановлением апелляционной инстанции от 11.07.03 решение суда отменено. Признана недействительной государственная регистрация ликвидации ОАО "Агромежхозстрой" на основании решения налоговой инспекции от 04.11.02 N 67. Требование истца о взыскании судебных расходов удовлетворено на сумму 946,80 рублей. В остальной части иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что общее собрание акционеров ОАО "Агромежхозстрой" не принимало решения о ликвидации общества, т.е. нарушен установленный порядок ликвидации юридического лица, следовательно, налоговая инспекция не вправе была принимать решение о ликвидации общества.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит судебный акт отменить. В обоснование своих доводов заявитель жалобы указывает, что регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя документы, подтверждающие соблюдение порядка государственной регистрации ликвидации юридического лица, помимо тех, которые предусмотрены статьей 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц".
В отзыве на кассационную жалобу Галкин А.Е. просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на общем собрании акционеров ОАО "Агромежхозстрой" от 13.10.01 принято решение о проведении реорганизации общества путем присоединения к ОАО "Газ-Сервис".
4 ноября 2002 года налоговая инспекция выдала свидетельство серии 61 N 003358042 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации ОАО "Агромежхозстрой".
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Согласно статье 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" регистрирующий орган не вправе требовать представления документов сверх перечня, установленного этим Федеральным законом .
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Согласно статье 21 данного закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины.
Статья 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" предусматривает, что отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Как видно из материалов дела и установлено судом, ликвидация общества произведена на основании приказа директора ОАО "Агромежхозстрой" от 19.09.02 N 12 о ликвидации общества в связи с утверждением внеочередным общим собранием акционеров от 13.10.01 договора о присоединении к ОАО "Газ-Сервис", приказа директора от 18.09.02 N 13 о назначении ликвидационной комиссии.
Согласно статьям 21 и 48 Федерального закона "Об акционерных обществах" общее собрание акционеров добровольно ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии, вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.
Судом установлено, что вопрос о ликвидации общества в повестку дня общего собрания акционеров не вносился.
Отсутствие решения общего собрания акционеров ОАО "Агромежхозстрой" о ликвидации общества является нарушением установленного порядка ликвидации юридического лица.
Кроме того, в повестку дня общего собрания акционеров общества от 13.10.01 был включен вопрос о способе прекращения деятельности юридического лица путем реорганизации, а не путем ликвидации.
Таким образом, у налоговой инспекции основания для внесения записи о ликвидации ОАО "Агромежхозстрой" отсутствовали, поэтому суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда и удовлетворен иск.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене или изменению судебного акта, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 11.07.03 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-2211/2003-С4-18 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" регистрирующий орган не вправе требовать представления документов сверх перечня, установленного этим Федеральным законом .
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.
Согласно статье 21 данного закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
...
Статья 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" предусматривает, что отказ в государственной регистрации допускается в случае: непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 сентября 2003 г. N Ф08-3488/03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании