Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 20 сентября 2004 г. N Ф08-3217/04
(извлечение)
ООО "Скат-Ф" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к ОАО "Российские железные дороги" (правопреемник ФГУП "Северо-Кавказская железная дорога") о взыскании 520 079 рублей 04 копеек излишне уплаченной провозной платы вследствие изменения маршрута перевозки груза по кратчайшему расстоянию.
Определением суда от 16.02.04 к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ОАО "Туапсинский морской торговый порт".
Решением от 22.03.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.05.04, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебные инстанции исходили из того, что при расчете провозной платы железная дорога неправильно определила тарифное расстояние, в связи с этим произвела взыскание платы за 374 км, в то время как фактическое расстояние, на которое осуществлена перевозка грузов, составило 208 км.
ОАО "Российские железные дороги" (далее по тексту - железная дорога) не согласилось с принятыми судебными актами, обжаловав их в кассационном порядке. По мнению ответчика, железная дорога правомерно при начислении провозной платы исходила из тарифного расстояния, определенного в соответствии с Тарифным руководством N 4. В кассационной жалобе железная дорога просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и в иске отказать.
В судебном заседании представители железной дороги поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ООО "Скат-Ф" в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что в период с 28.01.03 по 07.02.03 железная дорога произвела перевозку 194 вагонов с грузом (сахар-сырец) со станции Туапсе Северо-Кавказской железной дороги до станции Усть-Лабинская Северо-Кавказской железной дороги. В связи с ремонтом тоннелей на участке Гойтх-Индюк (Белореченское направление) перевозка вагонов осуществлена через станцию Горячий Ключ. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается железной дорогой.
Фактическое расстояние перевозки составило 208 км, в то время как железная дорога взыскала провозную плату исходя из тарифного расстояния 374 км (как при следовании вагонов через станцию Белореченская).
Истец, ссылаясь на неправильное определение расстояния перевозки, предъявил железной дороге претензию от 22.07.03 N 01/141 о возврате излишне взысканной провозной платы в сумме 520 079 рублей 04 коп., которая оставлена ответчиком без удовлетворения.
Это послужило основанием для обращения ООО "Скат-Ф" в арбитражный суд с иском.
Судебные инстанции обоснованно отклонили довод ответчика о том, что ООО "Скат-Ф" является ненадлежащим истцом. Из перевозочных документов видно, что в графе "отправитель" значится ОАО "Туапсинский морской торговый порт" по поручению ООО "Скат-Ф". В качестве кода отправителя указан код ООО "Скат-Ф" 43621072. Согласно статье 971 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия, права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Вывод суда о том, что порт, действуя по поручению ООО "Скат-Ф", создал для него правовые последствия и заключил договор перевозки, грузоотправителем по которому является ООО "Скат-Ф", правомерен. В силу статьи 135 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации ООО "Скат-Ф" вправе предъявить исковые требование к перевозчику.
Вывод суда о неправильном исчислении железной дорогой провозной платы по спорным перевозкам не соответствует нормам материального права.
Согласно статьям 785, 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и обязанностями перевозчика являются доставка вверенного груза в пункт назначения и выдача его получателю, а отправитель обязан уплатить провозную плату, которая определяется в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Договор перевозки грузов является публичным договором и его условия одинаковы для всех потребителей (статья 426 Кодекса).
В пункте 4 статьи 426 Кодекса предусмотрено право Правительства Российской Федерации в случаях, установленных законом, издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В силу статьи 784 Кодекса общие условия перевозки определяются транспортными уставами, кодексами, иными законами, издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно статье 21 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое осуществляются перевозки грузов, по причинам, зависящим от железной дороги. Порядок определения такого расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
За фактически пройденное расстояние плата взыскивается в случаях, указанных в тарифном руководстве.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 848 утверждено положение о Министерстве путей сообщения Российской Федерации (далее - МПС России), из которого следует, что МПС России является федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и вправе осуществлять централизованное руководство перевозочным процессом, проведение государственной политики в сфере железнодорожного транспорта и регулирование хозяйственной деятельности железных дорог.
Указанием МПС России от 07.05.02 N Н-393-у с 01.06.02 введено в действие Тарифное руководство N 4 издания 2001 г.: книга 1 - "Тарифные расстояния между станциями на участках железных дорог", книга 2 (часть1) - "Алфавитный список железнодорожных станций", книга 2 (часть 2) - "Алфавитный список пассажирских пунктов и платформ", книга 3 - "Тарифные расстояния между транзитными пунктами".
В соответствии с пунктом 2.5 Тарифного руководства N 1 (Прейскурант N 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки") тарифное расстояние перевозки определяется по Тарифному руководству N 4 и указывается станцией отправления в железнодорожной накладной.
По спорным перевозкам плата за перевозку начислена за расстояние, определенное по Тарифному руководству N 4, в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Прейскуранта 10-01 "Тарифы за грузовые железнодорожные перевозки".
Изменение перевозчиком предусмотренного Тарифным руководством N 4 маршрута не является основанием для определения платы за фактически пройденное расстояние, так как это не предусмотрено нормативными актами, регулирующими транспортные отношения. Кроме того, Прейскурантом 10-01 не предусмотрены тарифы для перевозки грузов по путям, предназначенным для пассажирских поездов.
Таким образом, в силу статей 426, 751, 784, 789, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 21 Транспортного устава железных дорог Российской Федерации истец не вправе изменять условия тарифных руководств. Плата за фактически пройденное расстояние взыскивается лишь в случаях, прямо предусмотренных в Тарифном руководстве.
В пункте 1.4 Правил заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России от 19.01.2000 N 2Ц, предусмотрено, что оформленная грузоотправителем в соответствии с настоящими Правилами накладная и выданная на ее основании грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза. Указанные истцом основания для изменения заключенных договоров перевозки грузов не соответствуют статье 451 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Принятые по делу судебные акты подлежат отмене, а исковые требования - отклонению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, в том числе по апелляционной и кассационной жалобам, относятся на истца.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 22.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 31.05.04 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-1741/2004-С1-17 отменить. В иске отказать.
Взыскать с ООО "Скат-Ф" в пользу ОАО "Российские железные дороги" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной и кассационной жалобам в сумме 11 800 рублей 80 копеек.
Прекратить взыскание по отмененным судебным актам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 сентября 2004 г. N Ф08-3217/04
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании