Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Кропоткину (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Севан" (далее - общество) штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 13 513 рублей.
Решением от 19.04.04 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что налоговая инспекция проверку правильности цены сделки по реализации кафе провела с нарушением требований подпункта 4 пункта 2, пунктов 3, 4 - 11 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит решение суда от 19.04.04 отменить и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не представлен.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество согласно договору купли-продажи от 14.01.03 реализовало здание кафе по цене 40 000 рублей. По данным Бюро технической инвентаризации г. Кропоткина инвентаризационная стоимость объекта составляет 224 674 рубля.
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества. По результатам проверки составлен акт от 01.10.03 N 120 и принято решение от 16.10.03 N 240.
Налоговая инспекция, руководствуясь пунктом 1 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислила налог на прибыль, НДС и соответствующие пени, а также привлекла общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа по налогу на прибыль в размере 7 356 рублей, по НДС - 6 157 рублей.
Требованием от 16.10.03 N 235 обществу предложено уплатить суммы штрафных санкций в срок до 16.10.03.
В связи с неоплатой ответчиком штрафа в добровольном порядке налоговая инспекция обратилась в суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20 процентов в строну повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проверка правильности цены сделки проведена в связи с тем, что цена сделки более чем на 20 процентов ниже инвентаризационной стоимости кафе.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов предоставлено право проверять правильность применения цен по сделкам в случае отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного времени.
В этом случае налоговый орган должен установить факт отклонения цены сделки от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), а затем вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Это требование закона налоговая инспекция нарушила, поэтому вывод суда о необоснованности заявленных налоговой инспекцией требований является правомерным.
Суд правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому основания для изменения или отмены оспариваемого судебного отсутствуют.
Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" судебные расходы по делу относятся на налоговую инспекцию, освобожденную от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.04 по делу N А-32-8167/2004-23/311 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов предоставлено право проверять правильность применения цен по сделкам в случае отклонения более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного времени.
В этом случае налоговый орган должен установить факт отклонения цены сделки от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), а затем вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги с учетом положений, предусмотренных пунктами 4 - 11 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 июля 2004 г. N Ф08-3244/04-1253А "Налоговая инспекция проверку правильности цены сделки по реализации кафе провела с нарушением требований подпункта 4 пункта 2, пунктов 3, 4 - 11 статьи 40 НК РФ, не установив факт отклонения цены сделки от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), и определив в качестве рыночной - инвентаризационную стоимость кафе"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании