Открытое акционерное общество "Краснодаркрайгаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к администрации Динского района Краснодарского края (далее - администрация района), Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края (далее - департамент), финансовому управлению департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в Динском районе (далее - финуправление) о взыскании 376 564 рублей 94 копеек задолженности по компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением населению Динского района льгот по оплате услуг газоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено муниципальное учреждение Управление социальной защиты населения администрации Динского района (далее - управление).
Решением от 19.08.04 с Минфина России в пользу общества взыскано 329 864 рубля 94 копейки. Производство по делу в части взыскания 46 700 рублей прекращено в связи с отказом истца от иска. Суд исходил из того, что обязательства по возмещению выпадающих доходов со стороны администрации района и финуправления выполнены полностью. Обеспечение финансовыми средствами предоставления социальных выплат и льгот, предусмотренных федеральным законодательством, должно осуществляться из федерального бюджета в лице Минфина России как главного распорядителя бюджетных средств.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение от 19.08.04. По мнению заявителя, предметом исковых требований является возмещение убытков от предоставления услуг по газоснабжению гражданам, пользующимся льготами. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не доказал наличие всех условий, являющихся основанием для взыскания убытков. Суд не исследовал вопрос о том, за счет бюджета какого уровня подлежат возмещению льготы, предоставленные в соответствии с Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как видно из материалов дела, обществом заявлено требование о взыскании 376 564 рублей 94 копеек компенсации выпадающих доходов по оплате услуг газоснабжения в период с 01.01.03 по 31.12.03. Указанная задолженность образовалась в связи с предоставлением обществом населению льгот в соответствии с Федеральным законом "О реабилитации жертв политических репрессий". Поскольку задолженность в размере 46 700 рублей погашена, истец отказался от исковых требований в этой части.
Согласно пункту "ж" статьи 16 названного Закона реабилитированные лица и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством.
В соответствии с Положением о порядке предоставления льгот реабилитируемым лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот таким лицам производиться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета. Таким образом, обязанность по выплате компенсаций возникает у бюджета субъекта Российской Федерации опосредованно через соответствующие органы местного самоуправления. Финансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета.
В силу пункта 2 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Краснодарского края, утвержденному постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.12.02 N 1440, возмещение организациям расходов, связанных с предоставлением жителям края льгот производится за счет субвенций (субсидий), выделяемых из Фонда компенсаций для муниципальных образований на реализацию федеральных законов, законов Краснодарского края и других нормативных правовых актов и за счет собственных средств местных бюджетов, дополнительно направленных к целевым субвенциям.
Федеральным законом от 24.06.99 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Согласно статье 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение социальной защиты населения относится к числу расходов, совместно финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. При этом распределение и закрепление указанных расходов между бюджетами разных уровней производятся по согласованию соответственно органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и утверждаются соответствующими законами о бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на территории данного субъекта Российской Федерации.
Федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления" (статья 38 ) и "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 4) устанавливают, что увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Органы местного самоуправления вправе принять к исполнению решения органов государственной власти, влекущие увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, в пределах средств, переданных им в качестве компенсации.
Указанные федеральные законы предусматривают также, что при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации материальные и финансовые ресурсы, необходимые для осуществления этих полномочий, передаются им одновременно с принятием данных решений. При этом органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены финансовыми средствами.
Из материалов дела видно, что в 2003 году из федерального бюджета в виде финансовой помощи в бюджет Краснодарского края в порядке межбюджетных отношений было выделено субвенций на реализацию Федерального закона "О реабилитации жертв политических репрессий" 46 010 100 (тыс. рублей). Из них в Динской район поступило 912 196 рублей (л. д. 122, т. 1). Удовлетворяя иск и взыскивая выпадающие доходы с Минфин России, суд не проверил целевое расходование муниципальным образованием указанных средств.
При возложении обязанности возместить расходы общества по предоставлению льгот на Минфин России суд не исследовал порядок подачи и согласования заявок о предстоящем в спорном периоде финансировании, вопрос об объемах финансирования, достаточности средств, перечисленных из федерального бюджета, для покрытия заявленных предполагаемых расходов.
При рассмотрении дел данной категории обязательному выяснению подлежат вопросы о размере и объеме фактических затрат организации, осуществившей непосредственное предоставление льгот.
В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие объем оказанных обществом каждому льготнику услуг по поставке газа, обществом не представлен расчет потребленного газа в зависимости от благоустроенности жилья льготника. Ссылка суда первой инстанции на имеющееся в деле акты сверки расчетов необоснованна. Согласно пунктам 9-11 Порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Краснодарского края, утвержденном постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.12.02 N 1440, основанием составления актов сверки являются реестры граждан, которым предоставлены услуги с учетом льгот. Имеющиеся в деле списки лиц, пользующихся льготами, составлены обществом в одностороннем порядке и отсутствуют доказательства их согласования с управлением социальной защиты населения муниципального образования.
Приведенные обстоятельства являются существенными для правильного разрешения спора и подлежат установлению при новом рассмотрении дела.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.
В силу пункта 6 статьи 71 арбитражный суд не может считать доказанным факт, подтверждаемый только копией документа или иного письменного доказательства если не передан в суд оригинал документа. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Поэтому ссылка суда на то, что в судебном заседании обозревались абонентские книжки, корешки извещений, представленные истцом в обоснование своих требований не свидетельствует об исследовании доказательств судом. При заявлении требований о взыскании долга с казны Российской Федерации в материалы дела должны быть представлены подлинники списков, надлежащим образом заверенные лицевые счета, квитанции об оплате.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо проверить наличие у Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Краснодарскому краю доверенности от Министерства финансов Российской Федерации на представление его интересов по настоящему делу, поскольку в силу Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 N 1556 "О федеральном казначействе" и постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.93 N 864 органы федерального казначейства являются самостоятельными юридическими лицами, а не представительствами (филиала) Минфина России. В соответствии с письмом Минфина России от 15.11.95 N 3-А2-02 "Об участии органов федерального казначейства в гражданском и арбитражном процессе" органы федерального казначейства не наделены правом выступать в судах от имени Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 19.08.04 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-17364/2004-42/416 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2005 г. N Ф08-6629/04 "Имеющиеся в деле списки лиц, пользующихся льготами, составлены истцом в одностороннем порядке, отсутствуют доказательства их согласования с управлением социальной защиты населения муниципального образования, сведения об оплате за газ гражданами. Указанные обстоятельства подлежат обязательному выяснению при взыскании выпадающих доходов с казны РФ"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании