Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Славянску-на-Кубани и Славянскому району (далее - налоговая инспекция) обратилась в арбитражный суд к государственному унитарному предприятию Краснодарского края "Краснодаравтотранс" (далее - предприятие), с учетом уточненных в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требований, с заявлением о взыскании налоговых санкций по статьям 119, 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату: налога на имущество - 6 143 рублей 50 копеек, НДС - 993 рубля, подоходного налога - 520 рублей; за непредставление в установленный срок налоговой декларации - 8 454 рубля, за непредставление документов - 100 рублей, а всего - 16 210 рублей 80 копеек.
Решением суда от 13.10.04 заявленные требования удовлетворены. На основании пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации сумма штрафа уменьшена до 8 105 рублей 40 копеек.
Судебный акт мотивирован тем, что факт налоговых правонарушений установлен вступившим в законную силу судебным актом по делу N А32-27072/2003-5/839. Выделенное юридическое лицо может отвечать по обязательствам перед бюджетом субсидиарно в том случае, когда налогоплательщик - ГУП Краснодарского края "Краснодаравтотранс" не имеет возможности исполнить самостоятельно обязанность по уплате налога.
В апелляционном порядке законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение суда и обязать ГУП КК "Славянское ПАТП" солидарно исполнить обязанность по уплате налогов в соответствии с разделительным балансом, уплатить налоговые санкции в сумме 8 105 рублей 40 копеек и госпошлины в сумме 748 рублей 43 копейки.
Заявитель жалобы указывает, что 31.01.04 ГУП Краснодарского края "Краснодаравтотранс" реорганизовано, и филиал "Славянский пассажирский" не числится в его составе, так как зарегистрирован в качестве самостоятельного юридического лица - ГУП КК "Славянское ПАТП".
В налоговую инспекцию ГУП Краснодарского края "Краснодаравтотранс" подало необходимые документы о своей реорганизации, в том числе, и на филиал "Славянский пассажирский".
В уставе ГУП КК "Славянское ПАТП" указано, что оно является правопреемником ГУП КК "Краснодаравтотранс", а в разделительном балансе отражена фактическая кредиторская задолженность по налогам, образованная правопредшественником филиала "Славянский пассажирский" и созданная самим филиалом за период 2002 - 2003 годов по тем видам налогов и взносов, которые обязан уплачивать филиал самостоятельно.
Налоговая инспекция представила отзыв на кассационную жалобу, просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебного акта, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя налоговой инспекции, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 16.04.02 N 416 "О реорганизации унитарных предприятий автомобильного транспорта" ГУП "Славянское ПАТП" реорганизовано путем присоединения к ГУП Краснодарского края "Краснодаравтотранс". Реорганизация завершена 01.08.02.
На базе бывшего ГУП "Славянское ПАТП" создан филиал ГУП Кранодарского края "Краснодаравтотранс" - "Славянский пассажирский".
Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку филиала по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.01 по 01.06.03 и составила акт от 23.06.03 N 2.9.49/198.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговая инспекция приняла решение от 25.08.03 N 2.9.49/283 о привлечении государственного унитарного предприятия "Краснодаравтотранс" по филиалу "Славянский пассажирский" к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений по статьям 119, 122, 123, 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с неисполнением предприятием требования об уплате налоговых санкций от 25.08.03 N 2.9.49/283, налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании штрафа.
Факт совершения налоговых правонарушений установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.06.04 по делу N А32-27072/2003-5/839 по заявлению государственного унитарного предприятия "Краснодаравтотранс" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Славянску-на-Кубани и Славянскому району о признании недействительным решения от 25.08.03 N 2.9.49/283.
В силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суд правильно исходил из установленного пунктом 8 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации положения о том, что если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.
Из смысла статьи 50 Кодекса следует, что в случае направленности реорганизации предприятия на уклонение от уплаты налогов, выделившиеся юридические лица солидарно исполняют обязанность по уплате налогов с реорганизованным лицом, а не только между собой, как указывает предприятие.
Данное обстоятельство подтверждается тем, что общим правилом, установленным пунктом 8 статьи 50 Кодекса, является то, что при выделении правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов не возникает.
Реорганизованное юридическое лицо самостоятельно рассчитывается с бюджетом.
Иное толкование привело бы к переложению всех обязанностей по уплате налогов на выделившееся юридическое лицо в противоречие установленной законом обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица.
При изложенных обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.17 , 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины следует возложить на государственное унитарное предприятие "Краснодаравтотранс", которому предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины до рассмотрения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.04 по делу N А32-27806/2003-59/201 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с государственного унитарного предприятия "Краснодаравтотранс", в доход федерального бюджета, государственную пошлину в размере 374 рублей 22 копеек за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 января 2005 г. N Ф08-6573/04-2500А "В соответствии с пунктом 8 статьи 50 НК РФ, если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов, то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании