МУП "Нальчикское объединение пассажирского автотранспорта" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов России по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Управление природных ресурсов) о признании незаконным постановления от 16.03.04 N 19 о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решением суда от 19.04.04 в удовлетворении заявления отказано на том основании, что совершение МУП "Нальчикское объединение пассажирского автотранспорта" административного правонарушения подтверждается материалами дела.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.07.04 заявление удовлетворено по мотиву отсутствия состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и недоказанности административным органом вины предприятия в совершении административного правонарушения.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Управление природных ресурсов просит отменить постановление апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя управления, не извещенного о времени и месте рассмотрения дела. По мнению заявителя, факт несоблюдения предприятием экологических требований при обращении с отходами производства и потребления и наличие вины предприятия подтверждаются материалами дела, отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Управление природных ресурсов направило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит оставить в силе постановление апелляционной инстанции, считая его соответствующим закону, и рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и проверив законность и судебных актов, считает, что решение от 19.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 01.07.04 подлежат отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе проведенной 09.03.04 проверки МУП "Нальчикское объединение пассажирского автотранспорта" по вопросу соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды установлены факты отсутствия у заявителя разрешений на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
По материалам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 09.03.04 N 15-7/07, подписанный главным инженером предприятия Бирмамитовым А.Х., и выдано предписание об устранении недостатков и нарушений от 09.03.04.
По итогам проверки принято постановление от 16.03.04 N 19 о привлечении МУП "Нальчикское объединение пассажирского автотранспорта" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое обжаловано в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление предприятия, суд апелляционной инстанции исходил из того, что отсутствие разрешений на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение само по себе не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без доказательства размещения отходов и его количества, которые не были представлены суду.
Однако при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции не учел следующее.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" от 24.06.98 N 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статье 11 того же закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии со статьей 18 названного Закона нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Из анализа указанных правовых норм следует, что юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно статье 28 Федерального закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" от 24.06.98 N 89-ФЗ, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, неисполнение юридическими лицами требований Федерального закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" от 24.06.98 N 89-ФЗ о разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в том случае, когда они осуществляют деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Суд первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не дал оценку деятельности предприятия и не выяснил, связана ли она с образованием отходов.
Кроме того, суд также не проверил соблюдение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регулирующих порядок составления протокола об административном правонарушении.
Согласно статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Пунктом 2 статьи 25.4 указанного Кодекса установлено, что законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Из материалов дела видно, что протокол об административном правонарушении от 09.03.04 составлен с участием главного инженера предприятия Бирмамитова А.Х. и суд не проверил, является ли он законным представителем предприятия. Однако это имеет существенное значение для принятия правильного решения.
Пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.03 N 2 предусмотрено, что положения статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что несоблюдение порядка принятия решения о привлечении к административной ответственности, установленного законом является основанием для принятия судом решения о признании незаконным постановления административного органа и его отмене.
При указанных обстоятельствах решение от 19.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 01.07.04 подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду необходимо установить, осуществляет ли предприятие деятельность, в процессе которой образуются отходы, и проверить соблюдение установленного законом порядка при составлении протокола об административном правонарушении от 09.03.04.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 19.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 01.07.04 Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики по делу N А20-1525/04 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 сентября 2004 г. N Ф08-4017/04-1540А "Неисполнение юридическими лицами требований ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ о разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в том случае, когда они осуществляют деятельность, в процессе которой образуются отходы"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании