Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 18 августа 2004 г. N Ф08-3572/04
"Оспариваемое решение РЭК является нормативно-правовым актом, так как
направлено на урегулирование цен и тарифов в сфере пассажирских
перевозок и адресовано неопределенному кругу лиц, а именно - любых лиц,
осуществляющих или намеренных осуществлять те виды пассажирских
перевозок, в отношении которых утверждены указанные тарифы. Решение РЭК
затрагивает также интересы неопределенного круга физических лиц,
использующих транспорт на платной основе. В силу ст. 29 АПК РФ к
подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании
нормативных правовых актов, если их рассмотрение отнесено к компетенции
арбитражного суда в соответствии с федеральным законом. Производство по
денному спору прекращено правомерно"
(извлечение)
Индивидуальный предприниматель Саламатин А.И. обратился в арбитражный суд с иском о признании недействующим пункта 1.1 решения Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края (далее - РЭК) от 16.07.03 N 15/2003-АТ.
Определением от 19.04.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.05.04, производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Саламатин А.И. просит отменить определение и постановление апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, оспариваемое решение не является нормативным актом, так как не устанавливает правовые нормы для неопределенного круга лиц. Решением установлены предельные тарифы за оказание услуг водителями-предпринимателями, в связи с чем распространяется на конкретный круг водителей-предпринимателей. В силу статей 27, 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спор подведомственен арбитражному суду.
В отзыве на кассационную жалобу РЭК просит определение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что пересмотр тарифов осуществляется периодически, по мере получения сведений о затратах транспортных организаций и предпринимателей, оказывающих данные услуги. В утверждаемых тарифах учитывается размер средних затрат и предельной рентабельности для данного вида деятельности.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав стороны, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, пунктом 1.1 решения РЭК от 16.07.03 N 15/2003-АТ утвержден предельный тариф на проезд в автобусах малой вместимости, работающих в режиме маршрутного такси в г. Краснодаре с количеством посадочных мест до 15 в размере не более 7 рублей.
Не согласившись с данным решением, индивидуальный предприниматель Саламатин А.И. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения недействующим.
Решением РЭК от 09.04.04 решение указанного органа от 16.07.03 признано утратившим силу.
Согласно статье 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.02.95 N 221 "О мерах оп упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) порядок регулирования цен на продукцию, товары и услуги устанавливается Правительством Российской Федерации. В силу названного Указа Регулирование тарифов осуществляется в том числе и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Положению о Региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденному постановлением главы администрации Краснодарского края от 14.06.02 N 652, РЭК является органом исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченным осуществлять проведение единой государственной политики по вопросам ценообразования на территории Краснодарского края.
Согласно пункту 3.1 Положения РЭК осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.
Оспариваемое решение РЭК направлено на урегулирование цен и тарифов в сфере пассажирских перевозок и адресовано неопределенному кругу лиц, а именно - любых лиц, осуществляющих или намеренных осуществлять те виды пассажирских перевозок, в отношении которых утверждены указанные тарифы. Решение РЭК затрагивает также интересы неопределенного круга физических лиц, использующих транспорт на платной основе.
Суд первой и апелляционной инстанций правильно исходил из того, что оспариваемое решение является нормативно-правовым актом.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.02 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" при применении статьи 29 Кодекса необходимо обратить внимание на то, что к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела об административных правонарушениях, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В связи с этим указанные дела подлежат рассмотрению в арбитражном суде только в тех случаях, когда арбитражный суд прямо назван в федеральном законе в качестве суда, компетентного рассматривать эти дела.
Кроме того, судами правомерно обращено внимание на отсутствие обжалованного нормативного акта, отмененного решением РЭК от 09.04.04.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
При указанных обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
определение от 19.04.04 и постановление апелляционной инстанции от 27.05.04 Арбитражного суда по делу N А32-3235/04-33/169 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 августа 2004 г. N Ф08-3572/04 "Оспариваемое решение РЭК является нормативно-правовым актом, так как направлено на урегулирование цен и тарифов в сфере пассажирских перевозок и адресовано неопределенному кругу лиц, а именно - любых лиц, осуществляющих или намеренных осуществлять те виды пассажирских перевозок, в отношении которых утверждены указанные тарифы. Решение РЭК затрагивает также интересы неопределенного круга физических лиц, использующих транспорт на платной основе. В силу ст. 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов, если их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда в соответствии с федеральным законом. Производство по денному спору прекращено правомерно"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа" 2004 г., N 5/2004
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании