ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к Правительству Республики Дагестан, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан, Министерству финансов Республики Дагестан и Департаменту Правительства Республики Дагестан по продовольственным рынку и резервам (далее - департамент) о взыскании 20 755 550 рублей долга за оказанные услуги по перевозке овцепоголовья за период с 1997 по 2002 г.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил взыскать с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан 7 930 770 рублей долга за оказанные в 2001 - 2002 г. услуги по перевозке овцепоголовья, с департамента и ООО "ПКЦ "Дагагростройсервис"" 10 млн рублей стоимости товарно-материальных ценностей, сданных на хранение.
Решением от 09.08.04 с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан в пользу железной дороги взыскано 7 930 770 рублей задолженности и 38 210 рублей 36 копеек государственной пошлины. С департамента и ООО "ПКЦ "Дагагростройсервис"" в пользу железной дороги солидарно взыскано 10 млн рублей стоимости товарно-материальных ценностей, сданных на хранение, и 48 179 рублей 88 копеек государственной пошлины. Суд исходил из факта неоплаты Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан услуг по перевозке и неисполнения хранителем обязательства по возврату товарно-материальных ценностей или их стоимости.
В кассационной жалобе Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан (далее - министерство) просит отменить решение от 09.08.04 в части взыскания с него 7 930 770 рублей долга и 38 210 рублей 36 копеек государственной пошлины. Заявитель указывает, что оплата услуг могла быть произведена при условии поступления в республиканский бюджет налоговых платежей от железной дороги и выделения из них впоследствии Правительством Республики Дагестан министерству денежных средств для оплаты железной дороге оказанных услуг. Поскольку необходимую денежную сумму Правительство Республики Дагестан не выделило министерству, заявленные требования не могли быть удовлетворены за счет министерства. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, суд неправомерно взыскал с министерства государственную пошлину, так как оно освобождено от ее уплаты в силу закона.
В отзыве на кассационную жалобу железная дорога просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы в виду законности судебного решения.
В рамках кассационного производства по жалобе департамента на это же решение суда, по итогам которого вынесено постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.12.04, законность решения в спорной части не проверялась (т. 7 л. д. 29).
Проверив законность решения суда от 09.08.04 исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению в части взыскания с министерства государственной пошлины.
Как видно из материалов дела и установлено судом, с 2001 по 2002 г. железная дорога оказывала министерству услуги по перевозке железнодорожным транспортом овцепоголовья на общую сумму 22 418 735 рублей. Данный факт министерством не оспаривается. Железная дорога и министерство не заключали договор перевозки. Однако факт оказания услуг подтвержден корешками дорожных ведомостей, сопроводительными ведомостями, актами сверок расчетов.
Оказанные услуги оплачены частично в размере 14 477 тыс. рублей. Данный факт установлен судом, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Распоряжениями Правительства Республики Дагестан от 19.06.01 N 201-р, 30.06.02 N 150-р, 21.10.02 N 399-р для расчетов с железной дорогой за оказанные услуги по перевозке овцепоголовья министерству выделены денежные средства, которые платежными поручениями от 22.06.01 N 2, 28.06.01 N 3, 10.09.01 без номера, 28.11.01 N 5, 24.12.01 N 6, 10.06.03 N 3, 25.11.02 N 989 в общей сумме 14 477 тыс. рублей перечислены железной дороге. Оставшаяся часть долга в сумме 7 930 770 рублей подтверждена документально, не оспаривается министерством, на момент подачи иска не оплачена.
Рассматривая спор, суд обоснованно пришел к выводу, что у министерства возникла обязанность оплатить оказанные железной дорогой услуги по перевозке овцепоголовья.
Фактически между сторонами сложились отношения, вытекающие из договора перевозки. В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Министерство не оспаривает размер взыскиваемой платы.
Довод жалобы о том, что оплата оказанных услуг зависит от факта уплаты в бюджет железной дорогой налоговых платежей и от выделения министерству денежных средств Правительством Республики Дагестан, следует отклонить, поскольку гражданское законодательство не предусматривает такого основания для неисполнения возникшего обязательства по оплате оказанных услуг, как отсутствие денежных средств (статьи 307, 309, 310, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В кассационной жалобе министерство указало, что согласно статье 5 Федерального закона "О государственной пошлине", действовавшего на день принятия обжалованного решения, оно освобождено от уплаты государственной пошлины. В соответствии с названной нормой Закона органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов и выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
При таких обстоятельствах суд необоснованно взыскал с министерства государственную пошлину в размере 38 210 рублей 36 копеек. Указанная пошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2.11.04 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Арбитражному суду Республики Дагестан следует рассмотреть вопрос о выдаче железной дороге справки на возврат государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 09.08.04 по делу N А15-738/04-10 отменить в части взыскания с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан 38 210 рублей 36 копеек государственной пошлины. В части взыскания с Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан в пользу ОАО "Российские железные дороги" 7 930 770 рублей долга решение оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе министерство указало, что согласно статье 5 Федерального закона "О государственной пошлине", действовавшего на день принятия обжалованного решения, оно освобождено от уплаты государственной пошлины. В соответствии с названной нормой Закона органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов и выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
При таких обстоятельствах суд необоснованно взыскал с министерства государственную пошлину в размере 38 210 рублей 36 копеек. Указанная пошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 2.11.04 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 марта 2005 г. N Ф08-600/05 "Факт оказания услуг по перевозке груза железнодорожным транспортом подтвержден материалами дела. Поскольку стоимость перевозки оплачена частично, суд на основании статьи 790 ГК РФ правомерно взыскал с ответчика в пользу железной дороги сумму долга"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело