Индивидуальный предприниматель Шульгина Л.В. (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 13 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 15.08.03 N 00000119 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 4 000 рублей за неприменение контрольно-кассовой машины при расчете за оказанные риэлторские услуги.
Решением суда от 31.12.03 заявление предпринимателя удовлетворено на том основании, что предприниматель при осуществлении денежных расчетов за оказанные риэлторских услуги вправе применять квитанцию, утвержденную Минфином РФ письмом от 20.04.95 N 16-00-30-35, в связи с чем постановление о привлечении ее к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины вынесено незаконно. В апелляционной инстанции законность и обоснованность судебного акта не проверялись. Галоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд СевероКавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 31.12.03 и отказать в удовлетворении заявления предпринимателя. В обоснование жалобы указано, что форма бланка строгой отчетности, используемого при осуществлении риэлторской деятельности, Правительством Российской Федерации не установлена, поэтому при оказании подобной услуги предприниматель обязана применять контрольнокассовую машину. В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель предпринимателя возражал против ее удовлетворения и просил оставить в силе решение суда. Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда от 31.12.03 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 05.09.03 налоговой инспекцией проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Шульгиной Л.В. законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением. В ходе проверки установлен факт нарушения требований Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольнокассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), выразившийся в осуществлении денежных расчетов с населением за оказываемые риэлторские услуги без применения контрольно-кассовой машины.
По данному факту 05.09.03 в присутствии предпринимателя составлены акт проверки N 00000179 и протокол об административном правонарушении N 00000135.
На основании материалов проверки заместителем руководителя налоговой инспекции вынесено постановление N 00000119 о привлечении индивидуального предпринимателя Шульгиной Л.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовой машины при ведении расчетов за оказанные риэлторские услуги в виде штрафа в размере 4 000 рублей, которое обжаловано в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление, суд сделал вывод о том, что индивидуальный предприниматель необоснованно привлечена к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины при расчетах за оказанные риэлторские услуги, поскольку вправе применять квитанцию, утвержденную Минфином РФ письмом от 20.04.95 N 16-00-30-35, в качестве бланка строгой отчетности. Данный вывод суда является правильным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Бланк строгой отчетности, приравненный к кассовому чеку, подлежащий применению при оплате риэлторских услуг, Правительством Российской Федерации не утвержден.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.03 N 16 " О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" до момента издания Правительством Российской Федерации указанных нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
При рассмотрении дела суд установил, что при оплате услуг индивидуальным предпринимателем выдавались квитанции, форма которых утверждена письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.04.1995 N 16-00-30-35. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.03 N 16- 00-24/30 при оказании риэлторских услуг населению допустимо использование формы квитанции N 16-00-30-35 в качестве бланка строгой отчетности при расчетах с населением для учета наличных денежных средств до момента ее переутверждения.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии в действиях индивидуального предпринимателя Шульгиной Л.В. события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и в связи с этим постановление налоговой инспекции N 00000119 обоснованно признано незаконным.
Оснований, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда от 31.12.03 не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 31.12.03 по делу N А53- 15450/03-С5-28 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 апреля 2004 г. N Ф08-1316/04-543А "При оказании риэлтерских услуг населению согласно письму Министерства финансов РФ от 9 июня 2003 г. N 16-00-24/30 допустимо использование формы квитанции N 16-00-30-35 в качестве бланка строгой отчетности при расчетах с населением для учета наличных денежных средств до момента ее переутверждения"
Текст постановления опубликован в "Вестнике федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа" 2004 г., N 3/2004
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело