Комитет по управлению имуществом администрации г. Сочи обратился в арбитражный суд с иском к ОАО "Дагомыстабак" и Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании недействительным (ничтожным) плана приватизации табачно-ферментационного завода "Дагомысский" в части включения в уставный капитал ОАО "Дагомыстабак" здания (литера Б) и пристроек (литеры "б3" - "б10"), расположенных по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, 40.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образовательное учреждение "Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва N 10" (далее - школа) и Фонд имущества Краснодарского края.
Решением от 10.08.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.10.04, в иске отказано. Отказ мотивирован следующим: объект спора находился в государственной собственности, закреплен за табачно-ферментационным заводом "Дагомысский" и правомерно включен в план его приватизации; передача здания в ведение местных органов государственной власти не соответствовала установленному порядку; пропущен срок исковой давности.
В кассационной жалобе Комитет по управлению имуществом администрации г. Сочи просит отменить вынесенные судебные акты и удовлетворить иск, ссылаясь на то, что здание с пристройками внесено в реестр муниципальной собственности; по делу N А32-5794/2003-31/151 акционерному обществу "Дагомыстабак" отказано в удовлетворении иска о признании права собственности на спорное здание и истребовании его из незаконного владения школы.
Отзывы на кассационную жалобу не предоставлены.
Изучив материалы дела и выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, решением Адлерского районного народного суда от 15.10.48 за Сочинским ферментационным заводом "Главтабаксырье" (правопредшественник истца) признано право на здания табачных складов в пос. Адлер по ул. Ленина, 21 (впоследствии ул. Ленина, 40).
Решением исполнительного комитета Адлерского районного Совета народных депутатов г. Сочи от 10.02.88 N 67 "Об открытии детско-юношеской спортивной школы по борьбе дзюдо" здания табачных складов табачного ферментационного завода "Дагомысский" и прилегающая территория закреплены за районным отделом народного образования под размещение школы. С этого года здание находилось во владении спортивной школы.
Решением Малого совета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 29.04.92 N 192 "О муниципальной собственности г. Сочи Краснодарского края" в муниципальную собственность г. Сочи передан ряд объектов в соответствии с перечнем, являющимся приложением к данному решению и включающим в числе прочих объектов школу.
Между тем в соответствии с планом приватизации табачного ферментационного завода "Дагомысский" от 05.03.93, утвержденным Комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края, создано АООТ "Дагомыстабак" (правопредшественник ОАО "Дагомыстабак"), объект спора включен в состав приватизированного имущества под наименованием табачный склад.
Комитет по управлению имуществом администрации г. Сочи, полагая, что табачный склад с пристройками неправомерно включен в план приватизации табачного ферментационного завода "Дагомысский", поскольку на основании указанных ненормативных актов является муниципальной собственностью, обратился в арбитражный суд с иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанции не учли следующее.
К моменту приватизации табачного ферментационного завода "Дагомысский" спорное здание было перепрофилировано под школу, поэтому являлось объектом социально-культурного назначения. Пункт 5 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721, не допускал включения в уставный капитал приватизируемых государственных предприятий объектов социально-культурного назначения. Данные объекты оставались в государственной собственности и не могли включаться в состав приватизированного имущества.
Довод о том, что ферментационный завод "Дагомысский" оставался владельцем здания и передавал его в аренду, не подтверждается материалами дела и опровергается планом приватизации, в котором отсутствуют сведения о сдаче каких-либо объектов в аренду.
При таких обстоятельствах объект спора правомерно передан в муниципальную собственность, его приватизация не соответствует законодательству, что является основанием для признания приватизации недействительной (ничтожной).
Ссылка на пропуск срока исковой давности не обоснована. Ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее судом таковой. Для того чтобы считать эту сделку недействительной, не требуется обращения в суд, поэтому на требования о признании ничтожной сделки недействительной срок исковой давности не распространяется (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.10.97 N 6427/95). Согласно статье 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности применяется лишь к требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 10.08.04 и постановление апелляционной инстанции от 20.10.04 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-22546/2003-9/469 отменить.
Признать недействительным план приватизации табачно-ферментационного завода "Дагомысский" в части включения в уставный капитал ОАО "Дагомыстабак" здания (литера Б) и пристроек (литеры "б3" - "б10"), расположенных по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Ленина, 40.
Взыскать с ОАО "Дагомыстабак" в доход федерального бюджета 4 000 рублей государственной пошлины.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 марта 2005 г. N Ф08-915/05 "Объекты, числящиеся по бухгалтерскому учету как производственные фонды государственного предприятия, но переоборудованные под объекты социально-культурного назначения и находившиеся во владении соответствующего муниципального учреждения, не подлежали приватизации"
Текст постановления опубликован в "Вестнике Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа" 2005 г., N 3/2005
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело