ООО "Орбита-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по г. Краснодару (далее - налоговая инспекция) с заявлением с учетом уточненных требований о признании незаконным и отмене постановления налоговой инспекции от 12.09.03 N 3/2п о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении штрафа в сумме 30 000 рублей за неприменение контрольно-кассовой машины при оказании услуг по перевозке пассажиров маршрутным такси.
Решением от 17.10.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.12.03, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что материалами дела подтверждается факт невыдачи пассажирам маршрутного такси билетов на проезд либо бланков строгой отчетности.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось ООО "Орбита-Сервис" с кассационной жалобой на решение и постановление апелляционной инстанции, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт. Заявитель ссылается на то, что при перевозках пассажиров ООО "Орбита-Сервис" применяет учетно-билетную продукцию, утвержденную Министерством финансов Российской Федерации. Нарушение допущено по вине водителя маршрутного такси.
В судебном заседании представитель ООО "Орбита-Сервис" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "Орбита-Сервис" осуществляет пассажирские перевозки в г. Краснодаре по городским маршрутам третьей группы автобусами малой вместимости.
Налоговой инспекцией 21.08.03 проведена проверка соблюдения Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) в части денежных расчетов с пассажирами при осуществлении перевозки на автомобиле ГАЗ 2705 (государственный номер А 382 ХЕ 23 RUS), принадлежащем ООО "Орбита-Сервис". Проверкой установлено, что контрольно-кассовая машина в маршрутном такси отсутствует. Данное обстоятельство подтверждено актом проверки от 21.08.03.
По результатам проверки составлен протокол от 22.08.03 N 000043, согласно которому 21.08.03 в маршрутном такси водителем не выдан кассовый чек или билет при осуществлении денежных расчетов с пассажирами, чем нарушены положения статьи 2 Закона N 54-ФЗ.
По итогам проверки принято постановление от 12.09.03 N 3/2п о привлечении ООО "Орбита-Сервис" к административной ответственности в виде 30 000 рублей штрафа по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд сделал ошибочный вывод о том, что на основании пункта 3 статьи 2 Закона N 54-ФЗ ООО "Орбита-Сервис" вправе осуществлять денежные расчеты с пассажирами маршрутного такси без применения контрольно-кассовой машины при условии выдачи пассажирам билетов за проезд установленной формы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона N 54-ФЗ осуществление расчетов без применения контрольно-кассовой техники возможно в случаях продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте.
Перевозка пассажиров на территории Краснодарского края осуществляется в соответствии с Законом Краснодарского края от 07.07.99 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Краснодарском крае" (далее - Закон N 193-КЗ).
Согласно статье 3 Закона N 193-КЗ под маршрутным таксомотором понимается легковой автомобиль или автобус особо малой и малой вместимости, используемый для осуществления маршрутных таксомоторных перевозок. Маршрутные таксомоторные перевозки - это перевозки пассажиров по установленным маршрутам городского, пригородного и междугородного сообщений на маршрутных таксомоторах с целью предоставления населению транспортных услуг повышенной комфортности, в том числе перевозка пассажиров только на местах для сидения, остановки в пути следования по требованию пассажиров в любом месте маршрута с соблюдением правил дорожного движения.
При перевозке пассажиров автотранспортом, работающим в режиме маршрутного такси, применение контрольно-кассовой машины обязательно. Маршрутные такси не относятся к городскому общественному транспорту, для проезда в котором установлен общий тариф и для отдельных категорий граждан (пассажиров) в соответствии с действующим законодательством предоставляются льготы по бесплатному проезду.
Из материалов дела следует, что ООО "Орбита-Сервис" осуществляет транспортные перевозки по маршруту N 2 в г. Краснодаре на автомобиле ГАЗ 2705 в режиме маршрутного такси.
При таких обстоятельствах является правильным вывод налогового органа о том, что заявитель обязан был применять контрольно-кассовую машину при взимании платы за перевозку.
Таким образом, у налоговой инспекции имелись правовые основания для привлечения ООО "Орбита-Сервис" к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Необоснован довод кассационной жалобы о том, что ответственности подлежит водитель автобуса, а не общество. К ответственности привлекается не работник, а общество, поскольку работник в данном случае вступает в правоотношения от его имени, то есть стороной в договоре является именно ООО "Орбита-Сервис".
При указанных обстоятельствах основания для изменения или отмены решения от 17.10.03 и постановление апелляционной инстанции от 01.12.03 отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 17.10.03 и постановление апелляционной инстанции от 01.12.03 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-20237/03-53/684-54АЖ оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 марта 2004 г. N Ф08-796/04-333А "Необоснован довод кассационной жалобы о том, что ответственности подлежит водитель автобуса, а не общество. К ответственности привлекается не работник, а общество, поскольку работник в данном случае вступает в правоотношения от его имени, то есть стороной в договоре является именно ООО"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело