См. также постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 марта 2002 г. N Ф08-759/2002, от 13 марта 2003 г. N Ф08-728/03, от 21 ноября 2000 г. N Ф08-3236/2000 по делу N А53-5080/00-С1-17, от 29 ноября 2000 г. N Ф08-2598/2000 по делу N А53-4204/2000-С1-31, от 23 ноября 2000 г. N Ф08-2858/2000 по делу N А53-4142/2000-С1-9, от 15 июня 2000 г. N Ф08-1411/2000 по делу N А53-2129/2000-С1/17, от 5 декабря 2000 г. N Ф08-1985/2000 по делу N А53-2971/2000-С1-17, от 12 ноября 2000 г. N Ф08-2232/2000 по делу N А53-1991/2000-С1-31, от 21 ноября 2000 г. N Ф08-3244/00 по делу N А53-4049/2000-С1-31, от 5 декабря 2000 г. N Ф08-1990/2000 по делу N А53-2971/2000-С1-17, от 29 ноября 2000 г. N Ф08-2599/2000 по делу N А53-4203/2000-С1-31, от 23 ноября 2000 г. N Ф08-2582/2000 по делу N А53-4932/00-С1-31, от 21 ноября 2000 г. N Ф08-2530/2000 по делу N А53-4412/2000-С1-31, от 20 июня 2000 г. N Ф08-1416/00 по делу N А53-142/2000-С1-31, от 22 мая 2001 г. N Ф08-1411/01 по делу N А53-13799/2000-С1-31, от 16 января 2001 г. N Ф08-3964/00 по делу N А53-1519/00-С1-31
В Арбитражный суд Ростовской области обратилось ГП "Северо-Кавказская железная дорога" с иском к Ростовскому территориальному антимонопольному управлению о признании недействительным его решения от 10.11.98 N 1972. До принятия решения по делу истец уточнил исковые требования дополнением к исковому заявлению от 09.12.98 N НЮс-8/550 и просил признать недействительным предписание антимонопольного комитета.
Решением от 17.02.99 суд признал недействительным предписание N 147 от 10.11.98 Ростовского территориального антимонопольного управления, выданного на основании решения N 1972/07 от 10.11.98.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось. На решение суда Ростовским территориальным управлением Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства подана кассационная жалоба, в которой оно просит отменить решение от 17.02.99 и принять новое об отказе в иске.
Представитель заявителя кассационной жалобы поддержал требование об отмене судебного решения и отказе истцу в иске, сославшись на доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ГП "Северо-Кавказская железная дорога" просил решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Изучив материалы и обстоятельства дела, заслушав представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, а иск не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, комиссией ответчика по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства было рассмотрено дело N 279 о нарушении Северо-Кавказской железной дорогой п.1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и принято решение от 10.11.98 N 1972/07 выдать Северо-Кавказской железной дороге предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
На основании этого решения выдано предписание N 147 от 10.11.98, которым предписывается:
1. Северо-Кавказской железной дороге прекратить нарушение п.1 ст.5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", выразившееся в требовании к хозяйствующим субъектам заключать новые договоры и производить оплату стоимости перевозок (железнодорожного тарифа) по Российским железным дорогам в международном сообщении по ставкам сборника "Тарифная политика Российских железных дорог", установленным в свободно конвертируемой валюте.
2. Северо-Кавказской железной дороге с момента получения предписания прекратить взимание стоимости провозной платы (железнодорожного тарифа) по Российским железным дорогам по ставкам сборника "Тарифная политика Российских железных дорог" с хозсубъектов:
заключивших договоры (контракты) о порядке расчетов за произведенную работу и оказанные услуги Северо-Кавказской железной дорогой через технологические центры по обработке перевозочных документов (ТЕХ ПД);
не состоящих в договорных отношениях с Центром фирменного транспортного обслуживания МПС РФ (ЦФТО МПС РФ) или с Северо-Кавказской железной дорогой (по поручению ЦФТО МПС РФ) на осуществление международных грузовых перевозок с оплатой железнодорожного тарифа по ставкам сборника "Тарифная политика Российских железных дорог", установленным в свободно конвертируемой валюте; и восстановить первоначальный порядок расчетов за международные перевозки по Российским железным дорогам в соответствии с заключенными договорами о порядке централизованных расчетов через ТЕХ ПД по ставкам действующего Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки", установленным в рублях.
Принимая решение о признании недействительным предписания ответчика, суд исходил из того, что истец, не принимая самостоятельного решения по изменению тарифа, действовал по указанию Министра путей сообщения, а также из того, что вопрос о введении в действие телеграфного указания МПС России находится на рассмотрении Правительства РФ и что Правительство РФ обратилось в Совет Федерации по этому вопросу.
Решение суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела, принято с неправильным применением норм материального права.
Телеграммой N 722 от 05.09.98 Министром путей сообщений установлено, что за перевозки экспортных и импортных грузов взимаются платежи по ставкам ТП РЖД, таксировка провозной платы производится в валюте тарифа с переводом в рубли, т.е. названной телеграммой МПС прекратило применение действующего Прейскуранта N 10-01 в отношении перевозок грузов в международном сообщении по территории России, приняло нормативный акт в неустановленной форме. Вышеуказанной телеграммой МПС РФ фактически увеличило тарифы, что повлекло увеличение цен на перевозимые товары по железной дороге , обращение юридических лиц как к ответчику, так и к истцу по вопросам сохранения прежних тарифов, возмещению убытков, связанных с введением новых тарифов, установленных телеграммой МПС.
Комиссией ответчика по рассмотренному делу N 279 о нарушении СевероКавказской железной дорогой п.1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" полно исследованы негативные последствия, вызванные применением телеграммы МПС РФ от 05.09.98 для хозяйствующих субъектов, дана оценка действиям СКЖД по выполнению телеграфного указания МПС РФ и комиссией принято обоснованное решение о выдаче предписания истцу.
Предписание ответчика направлено на прекращение нарушения истцом п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", о прекращении взимания с хозсубъектов стоимости провозной платы по Российским железным дорогам по ставкам сборника "Тарифная политика Российских железных дорог" и на восстановление надлежаще установленного порядка расчетов за международные перевозки по Российским железным дорогам по ставкам действующего Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки", установленных в рублях.
Вывод суда о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в связи с тем, что истец не принимал самостоятельного решения по изменению тарифа, что обязательность исполнения истцом указаний Министра путей сообщения вытекает из Устава СКЖД , является ошибочным, ввиду того, что предметом спора являются не действия истца, а признание недействительным предписания ответчика.
Кроме этого вывод суда противоречит указанию в мотивировочной части на то, что Министр путей сообщения привлечен к административной ответственности Постановлением ГАК России и что из представленных документов следует то, что вопрос о введении в действие телеграфного указания МПС России находится на рассмотрении Правительства РФ и Правительство РФ обратилось в Совет Федерации по указанному вопросу.
При таких обстоятельствах оснований для признания предписания ответчика недействительным у суда не имелось. Не может быть признано оно недействительным и в силу того, что оно направлено на недопущение применения нормативного акта, которым является телеграмма МПС от 05.09.98, изданного с нарушением установленного порядка и формы и противоречит действующему Прейскуранту N 10- 01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки". На основании изложенного суд пришел к выводу о том, что решение ответчика N 1972 от 10.11.98 и его предписание N 147 (1972/07) от 10.11.98 приняты в соответствии с действующим законодательством, не нарушает права и законные интересы истца, а поэтому решение суда от 17.02.99 подлежит отмене, а исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 162, 174, 175 п.2, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 17.02.99 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-15247/98-С5-28 отменить; в иске отказать; взыскать с Северо-Кавказской железной дороги в доход федерального бюджета 1 252 руб. 35 коп. госпошлины по делу; Арбитражному суду Ростовской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 апреля 1999 г. N Ф08-662/99-157А "Решение суда о признании недействительным предписания антимонопольного комитета отменено, в иске отказано ввиду того, что решение и предписание приняты в соответствии с действующим законодательством и не нарушают права и законные интересы Северо-Кавказской железной дороги"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело