Прокурор г. Горячий Ключ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "СТС" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за эксплуатацию производственных объектов по добыче и реализации минеральной воды без соответствующей лицензии.
Решением суда от 12.11.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.01.05, заявленные требования удовлетворены, на общество наложен штраф в размере 40 тыс. рублей. Судебные инстанции исходили из того, что материалами дела подтвержден факт добычи и реализации минеральной воды без лицензии.
ООО "СТС" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Общество полагает, что действует в пределах имеющейся у него лицензии, поскольку осуществляет добычу минеральной питьевой столовой воды, которая не является лечебной. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, Инструкция от 14.04.94 по применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, противоречит статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Прокурор отклонил доводы кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалованные судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Должностными лицами прокуратуры г. Горячий Ключ 11.10.04 проведена проверка деятельности ООО "СТС".
В ходе проверки установлено, что общество осуществляет без специального разрешения (лицензии) добычу и реализацию минеральной воды из скважины N 958, расположенной в урочище "Тхамакентская щель" в 5 км от с. Хребтовое, г. Горячий Ключ.
По данному факту прокурором вынесено постановление от 11.10.04 о возбуждении в отношении ООО "СТС" дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Материалы проверки направлены заявителем в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
При рассмотрении спора суд пришел к выводу о правомерности привлечения ООО "СТС" к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 08.08.01 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" следует, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Рассматривая дело, судебные инстанции правильно руководствовались Инструкцией по применению "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных" (далее - Инструкция).
Ссылка заявителя жалобы на то, что данная Инструкция является недействующей и противоречит статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, неосновательна.
Согласно названной норме отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Законом "О недрах" недропользователь обязан оформить лицензию на пользование недрами. Вышеназванной Инструкцией определены особенности выдаваемых разрешительных документов.
Пунктом 1.2 Инструкции предусмотрена выдача лицензии на право пользования недрами при добыче подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с целью их последующего использования, а также в случае извлечения подземных вод при проведении осушительных, водопонизительных и природоохранных мероприятий. Согласно пункту 1.2.1. Инструкции добыча подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, может осуществляться, в частности, для добычи подземных питьевых и минеральных лечебных, столовых и лечебно-столовых подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, для их расфасовки с целью последующей реализации (пункт 1.2.1.5.). Суд установил, что общество имеет лицензию серии КРД N 01957 на добычу пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения на участке недр в с. Хребтовое, г. Горячий Ключ, со сроком действия до 15.04.22. Однако из материалов дела видно и по существу не оспорено обществом, что добываемая им вода является питьевой минеральной природной столовой. Следовательно, на основании пункта 1.2.1.5. Инструкции добыча воды из скважины N 958 подлежит лицензированию как добыча минеральной столовой воды, поскольку указанный нормативный акт предусматривает выдачу лицензии для осуществления предпринимательской деятельности в виде добычи и реализации не только лечебной воды, но и столовой. Факт отсутствия лицензии на добычу минеральной воды общество не оспаривает. Из материалов дела видно, что оно обратилось с заявлением о выдаче надлежащего разрешения.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях ООО "СТС" состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и доказательств, что в силу статей 277 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции. При этом заявителем не приведены какие-либо новые доводы со ссылками на имеющиеся в деле и не исследованные судом материалы.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение обжалованных судебных актов по основаниям статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 12.11.04 и постановление апелляционной инстанции от 27.01.05 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-39661/2004-19/1124-50АП оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2005 г. N Ф08-1537/05-647А "На основании пункта 1.2.1.5. Инструкции добыча воды из скважины N 958 подлежит лицензированию как добыча минеральной столовой воды, поскольку указанный нормативный акт предусматривает выдачу лицензии для осуществления предпринимательской деятельности в виде добычи и реализации не только лечебной воды, но и столовой"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело