ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решения от 18.03.04 N 40 и предписания от 18.03.04 N 26 Ростовского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в подаче железнодорожных вагонов и контейнеров, предназначенных для перевозки пищевых продуктов, без оформленных санитарных паспортов.
Определением 21 июля 2004 года суд произвел замену заинтересованного лица - Ростовского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на его правопреемника - Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - антимонопольный орган).
По инициативе заявителя для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены государственное учреждение здравоохранения "Северо-Кавказский дорожный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства путей и сообщения Российской Федерации", ООО "Дон-СФС", ОАО консервный завод "Смычка", ООО "Торговый дом "Природа"", ООО "Хлебзернопродукт".
Решением от 6 октября 2004 года, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20 декабря 2004 года, заявление удовлетворено.
Судебные акты мотивированы тем, что обжалуемые ненормативные акты антимонопольного органа приняты с нарушением статей 20, 22, 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, не предусматривающих возложение обязанности по подготовке вагонов, контейнеров под погрузку, в том числе получению санитарных паспортов, исключительно на перевозчика.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился антимонопольный орган с кассационной жалобой на решение и постановление апелляционной инстанции, в которой просит указанные судебные акты отменить. Антимонопольный орган считает, что примененный судом порядок оформления санитарных паспортов на железнодорожные средства утвержден приказом начальника СКЖД и не может носить обязательный характер для третьих лиц; согласованный железной дорогой и главным государственным санитарным врачом по СКЖД порядок оказания платных услуг по паспортизации транспортных средств в силу части 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации не может возлагать на грузоотправителей никаких обязанностей. В порядке пункта 1 статьи 22 Федерального Закона от 10.01.03 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте" работы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются владельцами инфраструктур, перевозчиками и организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, именно на перевозчика законом возложена обязанность по получению санитарных паспортов на железнодорожный подвижной состав и контейнеры общего пользования, предназначенные для перевозки пищевых продуктов. Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено только право перевозчика на возмещение своих расходов, связанных с получением санитарных паспортов за счет грузоотправителей, а не возложение обязанности по соблюдению требований Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Государственное учреждение здравоохранения "Северо-Кавказский дорожный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерства путей и сообщения Российской Федерации" в отзыве на кассационную жалобу указал, что статьи 20, 22, 44 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не предусматривают возложение обязанности по подготовке вагонов, контейнеров под погрузку, в том числе получению санитарных паспортов, исключительно на перевозчика.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ОАО "Российские железные дороги", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобу надлежит удовлетворить по следующим основаниям.
В ноябре 2003 года железная дорога подала под погрузку вагоны, предназначенные для перевозки пищевых продуктов, без оформленных санитарных паспортов. ООО "Дон-СФС" вынуждено было заключить договоры на выполнение работ и оказание услуг с государственными учреждениями здравоохранения "Морозовский линейный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" и "Сальский центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора".
ООО "Дон-СФС" в заявлении антимонопольному органу просило признать указанные действия общества незаконными.
По результатам рассмотрения заявления ООО "Дон-СФС" антимонопольный орган принял решение от 18.03.04 N 20 о признании действий железной дороги, выразившихся в подаче вагонов и контейнеров без оформленных санитарных паспортов, которые относятся к железнодорожному транспорту общего пользования и подлежат санитарно-эпидемиологическому контролю, противоречащими пункту 1 статьи 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Обществу также направлено предписание от 18.03.04 N 26 прекратить в срок до 23.04.04 нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в подаче железнодорожных вагонов и контейнеров без оформленных санитарных паспортов, которые предназначены для перевозки пищевых продуктов. Железной дороге также предписано подавать такие вагоны с надлежаще оформленными санитарными паспортами.
Полагая, что указанные ненормативные акты антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы перевозчика, общество оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что действующее законодательство не возлагает на перевозчика обязанность по оформлению санитарных паспортов.
В силу пункта 1 статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан подать отправителю исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.
В пункте 4 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства, имеющие оформленные в установленном порядке санитарные паспорта.
Анализ изложенных норм позволяет сделать вывод о том, что понятие "транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза" включает в себя, в частности, обязательное оформление железной дорогой санитарных паспортов на железнодорожные вагоны и контейнеры, относящиеся к железнодорожному транспорту общего пользования и подлежащие санитарно-эпидемиологическому контролю.
Согласно статье 22 Федерального закона от 10.01.03 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные выдачей санитарных паспортов, возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.
Возложение на заказчиков (грузоотправителей, грузополучателей) расходов по получению санитарных паспортов само по себе не освобождает перевозчика от обязанности оформлять паспорта на подаваемые под погрузку железнодорожные вагоны и контейнеры.
Кассационная инстанция считает необоснованной ссылку общества на то, что возложение данной обязанности противоречит сложившейся практике получения санитарных паспортов. Порядок оформления санитарных паспортов на железнодорожные средства, который предусматривает получение паспортов грузоотправителем, утвержден приказом начальника СКЖД и не является обязательным для третьих лиц.
Согласованный заявителем и главным государственным санитарным врачом по СКЖД порядок оказания платных услуг по паспортизации транспортных средств в силу части 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации не возлагает на грузоотправителей обязанности по оформлению санитарных паспортов.
Следовательно, при рассмотрении спора судебные инстанции допустили ошибку в применении закона. При данных обстоятельствах обжалуемые судебные акты надлежит отменить, так как они приняты без учета требований норм материального права.
Поскольку все обстоятельства по делу установлены и не требуется их дополнительного исследования, суд кассационной инстанции считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение, отказав в удовлетворении заявленных требований.
Согласно требованиям статей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации одну тысячу рублей госпошлины по делу следует взыскать с общества.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 6 октября 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 20 декабря 2004 года Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-10401/2004-С5-28 отменить. Отказать ОАО "Российские железные дороги" в удовлетворении заявленных требований.
Взыскать ОАО "Российские железные дороги", г. Москва, в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной и кассационным жалобам в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 апреля 2005 г. N Ф08-992/05-413А "Понятие "транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза" включает в себя, в частности, обязательное оформление железной дорогой санитарных паспортов на железнодорожные вагоны и контейнеры, относящиеся к железнодорожному транспорту общего пользования и подлежащие санитарно-эпидемиологическому контролю"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело