См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 декабря 2005 г. N Ф08-5701/05-2258А
ООО "Авиакомпания "Аэросервис"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИМНС России по Кировскому району г. Махачкалы (далее - налоговая инспекция) от 01.09.04 N ГИ-13/58-50 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 09.11.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.12.04, заявление общества удовлетворено частично. Решение налоговой инспекции от 01.09.04 N ГИ-13/58-50 признано недействительным в части
пункта 1.1 о начислении 434 тыс. рублей штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговой декларации;
пункта 1.2 о начислении 62 тыс. рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации;
пункта 2.1 о начислении 310 тыс. рублей налогов, 142 500 рублей авансового платежа по транспортному налогу за 2004 год, 67 727 рублей пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2003 год, 3 465 рублей 80 копеек пени за просрочку уплаты авансовых платежей за 2004 год. Суд обязал налоговую инспекцию устранить нарушения прав и законных интересов общества, допущенные при принятии решения от 01.09.04 N ГИ-13/58-50. В удовлетворении требований в остальной части отказано.
Определением от 22.12.04 исправлены арифметические ошибки в части признания недействительным решения налоговой инспекции, что не затронуло существа судебного акта.
Судебные акты мотивированы тем, что по части судов, которые налоговый орган признал объектом налогообложения, заявитель не является плательщиком транспортного налога.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, считая их незаконными и необоснованными, и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, в силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, а не собственники транспортных средств. Внесение в государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации сведений о собственнике судна не может считаться регистрацией права собственности. Возникновение права собственности на воздушное судно не может быть обусловлено государственной регистрацией права, поскольку порядок регистрации прав не установлен, ни один государственный орган не наделен полномочиями по осуществлению такой регистрации. В отношении воздушных судов эксплуатанты являются плательщиками транспортного налога. При этом заявитель не перестал быть эксплуатантом возвращенных арендодателям судов, поскольку не принял меры к внесению изменений в свидетельство о регистрации. Кроме того, заявитель не имеет права на льготу в порядке статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва и выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по итогам проведения выездной налоговой проверки общества по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налогов и сборов за период с 01.01.03 по 01.01.04 налоговая инспекция составила акт от 15.07.04.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки и возражений общества от 02.08.04 налоговая инспекция вынесла решение от 01.09.04 N ГИ-13/58-50, которым начислила обществу суммы транспортного налога, пени и штрафов.
Основанием для привлечения общества к ответственности явилась неуплата сумм налогов в результате занижения налоговой базы по транспортному налогу.
Удовлетворяя заявленные требования, суд не учел следующее.
Как установлено судом, налогоплательщик не включил в налоговую базу по транспортному налогу воздушные суда, переданные ему собственниками на основании договоров аренды.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из указанных норм следует, что налогоплательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации утверждены Приказом Минтранса России от 12.10.95 N ДВ-110. Иной порядок регистрации для данного вида воздушных судов не предусмотрен.
Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденным Приказом МНС России от 09.04.03 N БГ-3-21/177, государственная регистрация гражданских воздушных судов Российской Федерации является документальным подтверждением распространения юрисдикции Российской Федерации на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства. При этом определено, что воздушные суда подлежат государственной регистрации на эксплуатанта (лицо, представляющее документы для занесения воздушного судна в Государственный реестр гражданских судов Российской Федерации) (пункты 2.2, 7.1 и 7.2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 12.10.95 N ДВ-110). Таким образом, в отношении воздушных судов именно эксплуатанты будут являться налогоплательщиками транспортного налога. Признание физических и юридических лиц в соответствии с частью первой статьи 357 Кодекса налогоплательщиками производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном статьей 362 Кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Указанные Методические рекомендации утверждены приказом МНС России, действующего в пределах своей компетенции и обязательны для исполнения органами МНС, в том числе налоговой инспекцией. При таких обстоятельствах необоснованными являются выводы суда, признавшего плательщиками транспортного налога исключительно собственников воздушных судов и указавшего на недоказанность налоговым органом того, что по пяти воздушным судам именно эксплуатант является плательщиком транспортного налога. Суд в силу занятой правовой позиции не принял во внимание сведения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 26.10.04 N 822-1348 о регистрации за эксплуатантом (обществом) 10 воздушных судов, в том числе названных пяти воздушных судов, а также счел факт возвращения транспортных средств арендодателю достаточным для освобождения от уплаты транспортного налога. Между тем, как указывает налоговая инспекция, согласно пункту 3 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации при изменении эксплуатанта воздушного судна в Главную инспекцию предоставляется ряд документов, включая заявление о внесении изменений в свидетельство о регистрации, копию приемо-сдаточного акта о передаче воздушного судна новому эксплуатанту, акт проверки технического состояния и определения годности воздушного судна, копию договора аренды. Поскольку судебными инстанциями не исследовались фактические обстоятельства дела и доказательства с учетом того, что плательщиком транспортного налога является эксплуатант воздушного судна, решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 09.11.04 и постановление апелляционной инстанции от 27.12.04 Арбитражного суда Республики Дагестан по делу N А15-2209/04-15 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 мая 2005 г. N Ф08-927/05-509А "В силу статьи 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога в отношении воздушных судов признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (эксплуатанты)"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело