См. также Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2006 г. N Ф08-711/06
Товарищество собственников квартир "Наука" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Ростовской области и Министерству финансов Российской Федерации о возмещении ущерба, понесенного в связи с неисполнением ответчиками своих обязанностей по перечислению бюджетных средств для возмещения предоставленных гражданам в 2003 году льгот по федеральным законам "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - 38 050 рублей 15 копеек и "О ветеранах" - 130 779 рублей 98 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено муниципальное учреждение социальной защиты населения Октябрьского района г. Ростова-на-Дону (далее - учреждение социальной защиты населения).
Решением суда от 06.10.04, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 14.12.04, в иске отказано, так как товариществом не соблюден действующий в ростовской области порядок возмещения затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан: не заключен договор с учреждением социальной защиты населения, в связи с чем ответчики не знали о понесенных расходах.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования в размере, подтвержденном учреждением социальной защиты населения. По мнению заявителя, представленные документы подтверждают факт предоставления гражданам льгот при оплате жилищно-коммунальных услуг, в связи с чем у товарищества возникли потери, подлежащие компенсации в соответствии с требованием правовых актов.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство финансов Ростовской области просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу отклонить. По мнению ответчика, суды правомерно отказали в возмещении товариществу расходов, так как договор на предоставление компенсаций не заключен.
В судебном заседании представители поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив законность обжалованных судебных актов, изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение на основании следующего.
Как видно из материалов дела, в 2003 году товарищество осуществляло прием коммунальных платежей от собственников квартир - членов товарищества, и перечисляло полученные суммы организациям-поставщикам коммунальных услуг. При этом от собственников квартир товарищество получало оплату с учетом льгот по оплате коммунальных услуг, предоставленных федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а поставщикам коммунальных услуг товарищество производило в полном объеме за счет своих средств по тарифам без учета льгот. В связи с этим у товарищества возникли убытки в виде сумм, уплаченных поставщикам коммунальных услуг сверх сумм, полученных от членов товарищества.
Ранее по делу N А53-4715/2003-С3-26 арбитражный суд отказал товариществу в удовлетворении иска к поставщикам коммунальных услуг о возмещении выпадающих доходов за январь - август 2003 года.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.
При рассмотрении иска судебные инстанции установили, что в силу сложившихся отношений истец может быть отнесен к получателям субсидий по возмещению выпадающих доходов при условии соблюдения порядка возмещения и финансирования расходов, связанных с предоставлением льгот жителям Ростовской области, предусмотренных федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", и отдельных льгот по Указу Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (за исключением льгот по обеспечению школьной формой", утвержденного постановлением Администрации Ростовской области от 17.02.03 N 91 (далее - порядок).
Целью утверждения данного порядка является реализации на территории области названных нормативно-правовых актов.
В силу утвержденного порядка отношения между муниципальными органами исполнительной власти и получателями субсидий должны осуществляться на договорной основе.
Ни товарищество, ни учреждение социальной защиты населения не отрицают тот факт, что между ними отсутствует соответствующий договор, в связи с чем судебные инстанции пришли к выводу о невозможности проверить размер фактически предоставленных льгот.
Право товарищества на компенсацию понесенных расходов предусмотрено статьей 19 Федерального закона от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья". Согласно данной норме социальная защита домовладельцев, нанимателей и арендаторов жилых помещений в кондоминиуме осуществляется в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, соответствующими решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, путем передачи товариществам собственников жилья установленных государственных и муниципальных компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Для подтверждения факта предоставления предусмотренных федеральными законами льгот и их размера товарищество представило в дело список льготников, составленный учреждением социальной защиты населения, которым в спорный период фактически предоставлена льгота по оплате коммунальных платежей (с расчетом суммы льготы по каждому включенному в список лицу), а также акты сверки взаимных расчетов с поставщиками коммунальных услуг, подтверждающие отсутствие задолженности по коммунальным платежам за спорный период. В материалах дела отсутствуют первичные документы, свидетельствующие о размере фактически полученных средств от собственников квартир и уплаченных поставщикам коммунальных услуг.
При рассмотрении спора ответчик не поставил вопрос о несоответствии предъявленной суммы фактическим затратам истца, арбитражный суд не предложил товариществу предоставить подлинные документы об оплате собственниками жилья коммунальных услуг со скидкой.
При формировании заявок на выделение средств бюджета для компенсации расходов от предоставления отдельным категориям граждан льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, учитываются списки льготных категорий по данным учреждений социальной защиты населения. Спор по поводу численности льготников, являющихся собственниками жилья в товариществе, между сторонами отсутствует. Факт предоставления льгот ответчики не оспаривают. Право на компенсацию расходов лица, предоставившего льготы, предусмотрено законодательством.
В силу статьи 66, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе предложить сторонам предоставить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта. Суд вправе обязать стороны и третье лицо, привлеченное к участию в деле, произвести сверку на основании имеющихся доказательств о фактически предоставленных за спорный период льготах.
При отказе в удовлетворении иска суд не указал норму материального права, в соответствии с которой отсутствие договора между муниципальными органами исполнительной власти и получателями субсидий, исполнившими обязанность по предоставлению льгот гражданам, является основанием для отказа в компенсации фактически понесенных расходов.
В соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не имеет полномочий исследовать и устанавливать новые обстоятельства дела, поэтому судебные акты подлежат отмене, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела следует решить вопрос о распределении между сторонами обязанности по оплате госпошлины, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 06.10.04 и постановление апелляционной инстанции от 14.12.04 Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-14828/2004-С1-12 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 апреля 2005 г. N Ф08-1278/05 "При отказе в удовлетворении иска суд не указал норму материального права, в соответствии с которой отсутствие договора между муниципальными органами исполнительной власти и получателями субсидий, исполнившими обязанность по предоставлению льгот гражданам, является основанием для отказа в компенсации фактически понесенных расходов"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело