ОАО "Ипатовское АТП" (далее - предприятие) обратилось с иском к Управлению труда и социальной защиты населения Ипатовского района государственной администрации (далее - Управление), Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Ставропольского края о взыскании выпадающих доходов в размере 145 588 рублей 85 копеек в связи с предоставлением в 2003 году льгот по Федеральному закону от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" и 910 774 рублей 28 копеек задолженности по возмещению расходов истца по предоставлению гражданам бесплатного и льготного проезда на автомобильном транспорте общего пользования в связи с предоставлением льгот по Федеральному закону от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" (т. 1, л. д. 2).
Определением от 26.07.04 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Министерство финансов Ставропольского края (далее - министерство) и Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) (т. 1, л. д. 37).
Решением от 20.10.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01. 02.05, заявленные требования удовлетворены за счет казны субъекта Федерации (т. 16, л. д. 104, т. 17, л. д. 166). Судебные акты мотивированы тем, что Министерство финансов Ставропольского края является главным распорядителем бюджетных средств субъекта федерации.
Министерство обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение (т. 17, л. д. 47). Жалоба мотивирована следующим:
- органы государственной власти выполнили свои обязанности в области социальной защиты в полном объеме, путем выделения денежных средств в сумме 346 тыс рублей ;
- предоставление бесплатного проезда по Федеральному закону от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является федеральной льготой, поэтому подлежит финансированию из федерального бюджета (статья 84 Бюджетного кодекса РФ);
- субъект федерации несет ответственность за финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот по бесплатному и льготному проезду только в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на указанные цели;
- при нехватке выделенных средств на компенсацию выпадающих доходов федеральный бюджет несет ответственность по возмещению расходов в части, превышающей предусмотренную в бюджете сумму;
- факт оказания услуг по перевозке льготной категории граждан и объем неполученых доходов истец не доказал, поскольку отчеты об объемах выполненных работ, реестры учета льготных билетов не являются документами, составленными по унифицированным формам, и не относятся к первичным документам бухгалтерского учета. Истец не предоставил доказательства размера недополученного дохода, а суд не истребовал первичные документы бухгалтерского учета.
В отзыве на кассационную жалобу предприятие просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представители предприятия и Министерства финансов Ставропольского края поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и возражении на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей предприятия и Министерства финансов Ставропольского края, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Управление труда и социальной защиты населения по Ипатовскому району и ОАО "Ипатовское АТП" заключили договоры от 01.01.02 N 6 и 10, пролонгированные дополнительными соглашениями сторон от 05.01.03 N 1 на 2003 год, по которым истец обязался представлять бесплатный и льготный проезд на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) городских, пригородных и междугородных маршрутов ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (т. 1, л. д. 9, 10, 11, 12, 87).
Согласно пункту 2.2.2 договора предприятие обязалось ежемесячно в срок до 10 числа месяца следующего за отчетным, предоставлять в управление копии документов, подтверждающих факт предоставления льготных услуг (счета-фактуры, реестры по установленной форме). Управление, по мере поступления и в пределах ассигнований выделяемых из бюджета и из Фонда компенсаций средств на реализацию Федерального закона "О ветеранах" и Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", производит возмещение расходов предприятию на реализацию льгот абонентам по документам, подтверждающим факт предоставления льгот по транспортному обслуживанию (пункт 2.1.1 договоров, т. 1, л. д. 13, 87). Таким образом, управление по договору приняло на себя обязанность осуществлять компенсацию расходов предприятия только в пределах поступивших ассигнований.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, предприятие в период с января по декабрь 2003 года предоставляло льготный проезд инвалидам, ветеранам и лицам, их сопровождающим, в соответствии с Федеральными законами от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах". Фактическое предоставление льгот и понесенные обществом в связи с эти фактические расходы в заявленной сумме подтверждаются представленными в материалы дела реестрами граждан-льготников (инвалидов и ветеранов). Эти доказательства суд надлежащим образом исследовал и оценил. Управление подтвердило факт оказания услуг на спорную сумму и возражений относительно требуемой к возмещению суммы не предоставило.
Предприятие обратилось с иском в суд в связи с отказом управления возместить расходы по предоставлению льгот в части, превышающей выделенные из федерального бюджета средства.
В силу статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за перевозку пассажиров транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы по провозной плате, понесенные в связи с этим расходы транспортной организации возмещаются за счет соответствующего бюджета.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на оплату проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных, внутрикраевых, внутриреспубликанских или при их отсутствии межобластных, межкраевых, межреспубликанских) возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Пунктом 2 указанной статьи установлено, что порядок возмещения расходов утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Таким образом, суды обеих инстанций сделали обоснованный вывод о необходимости взыскания с Министерства финансов Ставропольского края доходов, недополученных истцом при предоставлении льгот по бесплатному проезду, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
Согласно статье 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
В соответствии со статьей 4 названного Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти.
Источник финансирования этой льготы в Законе не указан. Согласно подпункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Статья 5 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривает, что к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов относятся: реализация государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации; принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением; определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития территории субъекта Российской Федерации; участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование региональных программ в указанной области; разработка в пределах своей компетенции методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов; формирование бюджетов субъектов Российской Федерации в части расходов на социальную защиту инвалидов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.01 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 года" предусматривает закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
В силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются расходы, связанные с обеспечением реализации решений федеральных органов исполнительной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, Федеральным законом от 24.06.99 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшим в спорный период, предусмотрено, что, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты населения, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
В соответствии с Порядком предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.02 N 137, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.03 N 85 действие указанного Порядка продлено на 2003 год) предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин России на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объема финансирования и лимитов бюджетных средств, утверждаемых в установленном порядке.
Суд установил и это подтверждается материалами дела, что в соответствии с Федеральным законом от 24.12.02 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" размер субсидий, выделяемых из Фонда компенсаций Ставропольскому краю на финансирование расходов по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", составил 103 723 000 рублей (т. 1, л. д. 53).
Постановлением Правительства Ставропольского края от 27.02.01 N 15-п главам районных государственных администраций предписано при необходимости перераспределять средства, выделяемые на реализацию Федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по конкретным направлениям их использования на основе данных, подтверждающих фактические затраты организаций по предоставлению льгот. В пунктах 16-18 постановления на Министерства труда и социальной защиты населения и промышленности, транспорта и связи возложены обязанности по контролю за целевым расходованием средств фонда компенсаций и по определению порядка их предоставления и расходования.
В совместных приказах Министерства промышленности, транспорта и связи, Министерства финансов и Министерства труда и социальной защиты Ставропольского края от 05.02.03 N 14-О/Д-19 "О порядке учета предоставления льгот ветеранам и инвалидам на транспорте общего пользования" предусмотрена выплата компенсаций транспортным организациям при осуществлении городских перевозок по предъявлению отчета, в процентном отношении от суммы полученных доходов от данного вида деятельности (т. 1, л. д. 27).
На Управление труда и социальной защиты населения Ипатовского района государственной администрации возложена обязанность проверять обоснованность расчетов предприятия о размере выпадающих доходов, численности льготных категорий граждан. При подписании актов сверок за спорный период и принятии в качестве обоснования подлежащей оплате суммы численности инвалидов и ветеранов, отчетов о размере дохода предприятия за осуществление льготной перевозки пассажиров у управления не возникло разногласий по размеру компенсаций. Акты сверки подписаны без замечаний.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на урегулирование межбюджетных отношений между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Ставропольского края. Факт выделения субсидий из Фонда компенсаций Ставропольскому краю на финансирование расходов по реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 103 723 000 рублей заявитель кассационной жалобы не оспаривает. В рамках данного дела не представляется возможным установить факт целевого использования субъектом Российской Федерации средств федерального бюджета.
В подтверждение понесенных затрат при предоставлении пассажирам права льготного проезда на автомобильном транспорте истец в суд предоставил отчеты о финансовой деятельности за спорный период. При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций между истцом и ответчиками расхождений по факту оказания услуг не установлено. Аналогичные документальные доказательства предоставления пассажирам возможности льготного проезда на транспорте и размера подлежащих компенсации затрат приняты ответчиками без возражений при фактическом частичном финансировании. Поэтому довод о необходимости проверки судом первичной документации относительно размера доходов предприятия не может быть принят во внимание. Доказательства недостоверности отчетных данных предприятия в деле отсутствуют.
В письме Министерства финансов Российской Федерации от 04.04.02 N 10-02-10 разъяснен порядок подачи заявок на дополнительное выделение субвенций, к письму приложен образец заявки, в которой отражается также и кредиторская задолженность по выплатам. Заявки о выделение дополнительных средств на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в материалах дела отсутствует, министерство не представило документы (письма), свидетельствующие о нехватке выделенных средств.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно взыскали выпадающие доходы, недополученные автоколонной при предоставлении льгот отдельной категории пассажиров, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", за счет казны субъекта Российской Федерации в связи с неисполнением обязанностей по компенсации затрат истца.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, что в силу статей 277 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
При рассмотрении спора суды правильно применили нормы материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановил:
решение от 20.10.04 и постановление апелляционной инстанции от 01.02.05 Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-563/2004-С1 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 апреля 2005 г. N Ф08-1316/05 "Суды обоснованно взыскали выпадающие доходы, недополученные автоколонной при предоставлении льгот отдельной категории пассажиров, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", за счет казны субъекта РФ в связи с неисполнением обязанностей по компенсации затрат истца"
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело